Изучение лирических произведений в школе для детей с нарушениями слуха

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика


Лирика - особый род художественной литературы. Она выражает чувства, переживания человека в яркой, взволнованной форме и потому обращена непосредственно к сердцу читателя, к его духовному миру. Эта эмоциональность и выразительность лирики определяет ее широкие потенциальные возможности в воспитании культуры чувств обучающихся, в их нравственном и эстетическом развитии.

Известно, что обучающиеся различного возраста воспринимают лирику по-разному. Дошкольники с нормально развитым слухом и речью не всегда понимают содержание стихов, но тянутся к ним, чувствуют их музыкальность и выразительность, красоту и звучание рифм. В подростковом возрасте интерес к лирике снижается, юношеский возраст характеризуется повышенным интересом к лирике, которая помогает становлению характера и воспитанию чувств.

Восприятие лирики детьми с нарушениями слуха, как и восприятие литературных произведений в целом, имеет свои особенности. Дошкольники и школьники младшего возраста не обнаруживают такого интереса к стихам, как их слышащие сверстники. Они не чувствуют мелодики и ритмики стиха, выразительности рифмы, а речевое недоразвитие затрудняет понимание ими содержания лирического произведения. После проведения соответствующей работы они с удовольствием заучивают стихи, но возможности самостоятельного освоения лирики у них ограничены.

Как известно из практики, подростки с нарушениями слуха самостоятельно к лирике не обращаются. Она трудна для их понимания. У подростков еще очень мал жизненный опыт, недостаточно развиты эмоциональная и эстетическая сферы, поэтому поэтическое слово вместо восхищения вызывает у них недоумение, а иногда и раздражение. Только в результате длительной работы обучающиеся начинают осознавать особенности лирики, ценность и неповторимость выраженных в ней чувств и переживаний.

Лишь в юношеском возрасте обучающиеся с нарушениями слуха начинают интересоваться поэзией. К этому времени у них накапливается определенный жизненный опыт, повышается уровень эмоционального и эстетического развития, появляется опыт чтения стихов и осмысления выразительных языковых средств. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, дружбы и любви, поисков правды и смысла жизни, т.е. извечные общечеловеческие проблемы, правильное решение которых так необходимо в юности для формирования собственного жизненного мировоззрения.

Трудности, испытываемые людьми с нарушениями слуха при чтении стихов, имеют объективный и субъективный характер. Объективные трудности связаны с особенностями художественного способа отображения действительности. Они заключаются в следующем.

Лирика никогда не раскрывает обстоятельств жизни человека, его поступков, она передает лишь его переживания, вызванные теми или иными жизненными явлениями, его мировосприятие. Эта особенность лирики с трудом осознается людьми с нарушениями слуха, которые чаще всего оказываются неподготовленными к восприятию внутреннего мира лирического героя.

Лирике свойственен высокий уровень обобщения выраженных в ней чувств. Эта особенность позволяет читателю воспринимать лирическое произведение как глубоко личное, адресованное только ему, а чувства поэта, лирического героя переживать как свои собственные. Обучающиеся с нарушениями слуха долго воспринимают произведение как бы со стороны, не соотносят переживания поэта с собственными эмоциями. Биографическая основа многих программных произведений мешает им отвлечься от конкретных фактов и увидеть обобщенный смысл лирического произведения. Так, изучая стихотворение А.С.Пушкина, посвященное А.П.Керн, обучающиеся видят в нем лишь выражение любовных чувств поэта к конкретной женщине и не замечают обобщенно-поэтического описания любви как самого прекрасного человеческого чувства.

Лирике свойственны необычная образность и языковая выразительность. Глухие и слабослышащие обучающиеся часто не способны оценить красоту и выразительность поэтической речи. Смысл образных сравнений, метафор и т.д. остается для них непонятным, что приводит к искажению или даже полному непониманию смысла стихотворения в целом и снижает эмоциональность его восприятия.

Все объективные трудности, связанные с вышеперечисленными особенностями лирики, преодолеваются в ходе систематического изучения лирических произведений в школе под руководством учителя.

В специальной школе актуальной является проблема сочетания целостного подхода к изучению стихотворений с необходимостью разъяснения отдельных фраз, словосочетаний и слов, которые должны быть усвоены школьниками. Методика изучения лирики разрабатывается с учетом трех аспектов проблемы: особенностей лирики как одного из литературных родов, особенностей развития речи обучающихся и особенностей восприятия ими лирических произведений.

В школе для детей с недостатками слуха изучаются следующие виды лирических произведений: пейзажная лирика, вольнолюбивая лирика, гражданская лирика, лиро-эпические произведения, любовная лирика.

Изучение пейзажной лирики

Из всех видов лирических произведений неслышащим обучающимся наиболее знакома пейзажная лирика. Стихи о природе они читают с первого класса. Им нравится красочность описаний, позволяющая в привычных явлениях природы увидеть что-то новое, яркое, необычное. В младших классах основное внимание уделяется конкретным пейзажным образам и их поэтической выразительности. В средних и старших классах изучение лирических произведений должно быть более глубоким. В каждом пейзажном стихотворении поэт выражает свое мировосприятие, рисует такие картины природы, которые созвучны его внутреннему настрою. Школьники не только должны представить эти картины, но и понять вызванные ими чувства поэта. Но все же неслышащим обучающимся трудно в полной мере оценить образность и выразительность пейзажной лирики.

Для полноценного восприятия неслышащими обучающимися пейзажной лирики необходима специальная подготовка, которая заключается в следующем: учитель помогает школьникам воссоздать в памяти реальные картины природы, сходные с теми, которые описываются в изучаемом произведении. При этом используются наблюдения, проведенные обучающимися во время прогулок и экскурсий, а также произведения живописи, близкие по тематике. В ходе беседы учитель знакомит школьников с новыми понятиями, передающими красоту пейзажа, и оценочной лексикой, что позволяет им выразить собственное отношение к картинам природы. Такая подготовительная работа значительно облегчает первоначальное восприятие стихотворения и создает условия для эмоционального сопереживания.

При изучении пейзажной лирики в школе для детей с недостатками слуха используются те же методы и приемы, что и в массовой школе: чтение стихотворения, его анализ, осмысление чувств поэта или лирического героя, выражение собственного отношения к стихотворению. Но каждый момент работы с лирическим произведением в специальной школе имеет некоторое своеобразие. В первый раз стихотворение должно быть прочитано учителем, что облегчает ученикам его восприятие. Правильное, достаточно громкое, выразительное чтение учителя, интонации его голоса, мимика должны вызывать у школьников определенные чувства, соответствующие эмоциональному настрою произведения. Повторное чтение самими обучающимися помогает преодолеть некоторые смысловые и языковые трудности, возникающие при восприятии его на слух.

Анализ лирического произведения пейзажного характера заключается в воссоздании описываемых автором картин природы и оценке их образности и выразительности. В процессе анализа особое внимание уделяется словарной работе, т.е. разъяснению лексики поэтического произведения и новых понятий, которые школьники должны использовать в своих оценочных суждениях.

Рассмотри методику работы с текстом стихотворения М.Лермонтова «Парус». На первом уроке актуализируются знания школьников о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, проводится подготовительная работа к восприятию произведения. Второй урок посвящается анализу стихотворения.

Учитель

Школьники

Прочитайте первое четверостишие

читают

Каким видит море поэт? Опишите картину

Видит картину безбрежного моря, даль моря окутана туманной дымкой. Парус один в безбрежном море

Какие чувства испытывает поэт?

Поэт испытывает чувство печали, грусти, одиночества

Какими словами передает он эти чувства?

«парус одинокий», «что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

Прочитайте вторую строфу стихотворения

читают

Как описано море? Нарисуйте воображаемую картину

Море бурное, тревожное, от ветра поднимаются волны, гнется мачта

Какое чувство испытывает поэт?

Чувство смутной тревоги

С помощью какого художественного образа передает поэт свое настроение?

С помощью образа одинокого паруса, который кинул край родной и счастья ищет

Прочитайте третью строфу стихотворения

читают

Каким здесь описано море?

Море спокойно, безмятежно

Каково настроение поэта?

Он жаждет действия

Почему мы воспринимаем парус как живое существо?

Он, как человек, одинок, что-то ищет, покинул родину, просит бури

О ком думал поэт, говоря о парусе?

Поэт думал о себе. О людях, таких же гордых, одиноких, мятежных

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение автора

-

На протяжении всего урока учитель разъясняет слова, передающие переживания лирического героя, вводит понятия, позволяющие оценить поэтические описания моря. Многократное чтение стихотворения (полностью и по частям) способствует закреплению у школьников навыков правильного и выразительного чтения.

Для усиления эмоционального восприятия на уроке прослушиваются аудиозаписи стихотворения в исполнении известных актеров, романс Варламова, рассматривается рисунок М.Лермонтова «Парус». В заключение школьники читают стихотворение наизусть.

Таким образом, изучение пейзажной лирики включает: подготовительную работу к восприятию произведения; выразительное чтение стихотворения педагогом; чтение стихотворения школьниками; анализ отдельных описаний и настроения, которым проникнуто стихотворение (беседа, выборочное чтение, словарная работа, иллюстрирование, словесное рисование); сопоставление стихотворения с произведениями других видов искусства; чтение стихотворения наизусть и определение отношения к нему.

Изучение лиро-эпических произведений

В школьную программу по литературе включены как небольшие по объему лиро-эпические произведения («Крестьянские дети», «На Волге» Некрасова, «Песнь о вещем Олеге» Пушкина), так и достаточно объемные, сложные (поэмы «Мцыри» Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Некрасова, «Василий Теркин» Твардовского).

Изучение лиро-эпических произведений включает:

  • исторический или социально-бытовой комментарий, рассказ учителя об истории создания произведения;
  • чтение произведения учителем и школьниками;
  • чтение и анализ отдельных частей произведения;
  • обобщающую беседу о характерах персонажей, идейно-тематической направленности и эмоционально-эстетической выразительности произведения;
  • чтение наизусть отрывков из произведения;
  • выражение учениками собственного отношения к прочитанному.

Отличительными особенностями изучения лиро-эпических произведений являются: более детальный комментарий, больший объем словарной работы и больший объем вводного занятия. Это объясняется тем, что лиро-эпические произведения сюжетны, т.е. в них описываются конкретные события из жизни человека, а иногда и вся его жизнь, и поэтому изучение таких произведений требует определенных знаний об эпохе, в них отображенной, о быте и нравах людей этой эпохи.

При изучении лиро-эпических произведений возможно их «опережающее» самостоятельное чтение школьниками.

Анализ лиро-эпических произведений осуществляется в соответствии с логикой повествования, когда последовательно рассматриваются отдельные эпизоды, отмечается их образность, выразительность, выявляется психологический подтекст. На заключительном занятии формулируется обобщающий вывод об идейной направленности произведения и его эмоционально-эстетической ценности.

Источники

  1. Никитина М.И. «Уроки чтения в школе для слабослышащих» - М., Просвещение. 1984.
  2. Никольский В.А. «Методика преподавания литературы в средней школе» - М., Книга, 1987.
  3. Методика преподавания литературы/ под ред. З.Я.Рез - М., Просвещение, 1985.
  4. Колосов П.И. «Словарная работа на уроках литературы» - М., Просвещение, 1980.