Лирика - особый род художественной литературы. Она выражает чувства, переживания человека в яркой, взволнованной форме и потому обращена непосредственно к сердцу читателя, к его духовному миру. Эта эмоциональность и выразительность лирики определяет ее широкие потенциальные возможности в воспитании культуры чувств обучающихся, в их нравственном и эстетическом развитии.
Известно, что обучающиеся различного возраста воспринимают лирику по-разному. Дошкольники с нормально развитым слухом и речью не всегда понимают содержание стихов, но тянутся к ним, чувствуют их музыкальность и выразительность, красоту и звучание рифм. В подростковом возрасте интерес к лирике снижается, юношеский возраст характеризуется повышенным интересом к лирике, которая помогает становлению характера и воспитанию чувств.
Восприятие лирики детьми с нарушениями слуха, как и восприятие литературных произведений в целом, имеет свои особенности. Дошкольники и школьники младшего возраста не обнаруживают такого интереса к стихам, как их слышащие сверстники. Они не чувствуют мелодики и ритмики стиха, выразительности рифмы, а речевое недоразвитие затрудняет понимание ими содержания лирического произведения. После проведения соответствующей работы они с удовольствием заучивают стихи, но возможности самостоятельного освоения лирики у них ограничены.
Как известно из практики, подростки с нарушениями слуха самостоятельно к лирике не обращаются. Она трудна для их понимания. У подростков еще очень мал жизненный опыт, недостаточно развиты эмоциональная и эстетическая сферы, поэтому поэтическое слово вместо восхищения вызывает у них недоумение, а иногда и раздражение. Только в результате длительной работы обучающиеся начинают осознавать особенности лирики, ценность и неповторимость выраженных в ней чувств и переживаний.
Лишь в юношеском возрасте обучающиеся с нарушениями слуха начинают интересоваться поэзией. К этому времени у них накапливается определенный жизненный опыт, повышается уровень эмоционального и эстетического развития, появляется опыт чтения стихов и осмысления выразительных языковых средств. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, дружбы и любви, поисков правды и смысла жизни, т.е. извечные общечеловеческие проблемы, правильное решение которых так необходимо в юности для формирования собственного жизненного мировоззрения.
Трудности, испытываемые людьми с нарушениями слуха при чтении стихов, имеют объективный и субъективный характер. Объективные трудности связаны с особенностями художественного способа отображения действительности. Они заключаются в следующем.
Лирика никогда не раскрывает обстоятельств жизни человека, его поступков, она передает лишь его переживания, вызванные теми или иными жизненными явлениями, его мировосприятие. Эта особенность лирики с трудом осознается людьми с нарушениями слуха, которые чаще всего оказываются неподготовленными к восприятию внутреннего мира лирического героя.
Лирике свойственен высокий уровень обобщения выраженных в ней чувств. Эта особенность позволяет читателю воспринимать лирическое произведение как глубоко личное, адресованное только ему, а чувства поэта, лирического героя переживать как свои собственные. Обучающиеся с нарушениями слуха долго воспринимают произведение как бы со стороны, не соотносят переживания поэта с собственными эмоциями. Биографическая основа многих программных произведений мешает им отвлечься от конкретных фактов и увидеть обобщенный смысл лирического произведения. Так, изучая стихотворение А.С.Пушкина, посвященное А.П.Керн, обучающиеся видят в нем лишь выражение любовных чувств поэта к конкретной женщине и не замечают обобщенно-поэтического описания любви как самого прекрасного человеческого чувства.
Лирике свойственны необычная образность и языковая выразительность. Глухие и слабослышащие обучающиеся часто не способны оценить красоту и выразительность поэтической речи. Смысл образных сравнений, метафор и т.д. остается для них непонятным, что приводит к искажению или даже полному непониманию смысла стихотворения в целом и снижает эмоциональность его восприятия.
Все объективные трудности, связанные с вышеперечисленными особенностями лирики, преодолеваются в ходе систематического изучения лирических произведений в школе под руководством учителя.
В специальной школе актуальной является проблема сочетания целостного подхода к изучению стихотворений с необходимостью разъяснения отдельных фраз, словосочетаний и слов, которые должны быть усвоены школьниками. Методика изучения лирики разрабатывается с учетом трех аспектов проблемы: особенностей лирики как одного из литературных родов, особенностей развития речи обучающихся и особенностей восприятия ими лирических произведений.
В школе для детей с недостатками слуха изучаются следующие виды лирических произведений: пейзажная лирика, вольнолюбивая лирика, гражданская лирика, лиро-эпические произведения, любовная лирика.
Изучение пейзажной лирики
Из всех видов лирических произведений неслышащим обучающимся наиболее знакома пейзажная лирика. Стихи о природе они читают с первого класса. Им нравится красочность описаний, позволяющая в привычных явлениях природы увидеть что-то новое, яркое, необычное. В младших классах основное внимание уделяется конкретным пейзажным образам и их поэтической выразительности. В средних и старших классах изучение лирических произведений должно быть более глубоким. В каждом пейзажном стихотворении поэт выражает свое мировосприятие, рисует такие картины природы, которые созвучны его внутреннему настрою. Школьники не только должны представить эти картины, но и понять вызванные ими чувства поэта. Но все же неслышащим обучающимся трудно в полной мере оценить образность и выразительность пейзажной лирики.
Для полноценного восприятия неслышащими обучающимися пейзажной лирики необходима специальная подготовка, которая заключается в следующем: учитель помогает школьникам воссоздать в памяти реальные картины природы, сходные с теми, которые описываются в изучаемом произведении. При этом используются наблюдения, проведенные обучающимися во время прогулок и экскурсий, а также произведения живописи, близкие по тематике. В ходе беседы учитель знакомит школьников с новыми понятиями, передающими красоту пейзажа, и оценочной лексикой, что позволяет им выразить собственное отношение к картинам природы. Такая подготовительная работа значительно облегчает первоначальное восприятие стихотворения и создает условия для эмоционального сопереживания.
При изучении пейзажной лирики в школе для детей с недостатками слуха используются те же методы и приемы, что и в массовой школе: чтение стихотворения, его анализ, осмысление чувств поэта или лирического героя, выражение собственного отношения к стихотворению. Но каждый момент работы с лирическим произведением в специальной школе имеет некоторое своеобразие. В первый раз стихотворение должно быть прочитано учителем, что облегчает ученикам его восприятие. Правильное, достаточно громкое, выразительное чтение учителя, интонации его голоса, мимика должны вызывать у школьников определенные чувства, соответствующие эмоциональному настрою произведения. Повторное чтение самими обучающимися помогает преодолеть некоторые смысловые и языковые трудности, возникающие при восприятии его на слух.
Анализ лирического произведения пейзажного характера заключается в воссоздании описываемых автором картин природы и оценке их образности и выразительности. В процессе анализа особое внимание уделяется словарной работе, т.е. разъяснению лексики поэтического произведения и новых понятий, которые школьники должны использовать в своих оценочных суждениях.
Рассмотри методику работы с текстом стихотворения М.Лермонтова «Парус». На первом уроке актуализируются знания школьников о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, проводится подготовительная работа к восприятию произведения. Второй урок посвящается анализу стихотворения.
Учитель |
Школьники |
Прочитайте первое четверостишие |
читают |
Каким видит море поэт? Опишите картину |
Видит картину безбрежного моря, даль моря окутана туманной дымкой. Парус один в безбрежном море |
Какие чувства испытывает поэт? |
Поэт испытывает чувство печали, грусти, одиночества |
Какими словами передает он эти чувства? |
«парус одинокий», «что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» |
Прочитайте вторую строфу стихотворения |
читают |
Как описано море? Нарисуйте воображаемую картину |
Море бурное, тревожное, от ветра поднимаются волны, гнется мачта |
Какое чувство испытывает поэт? |
Чувство смутной тревоги |
С помощью какого художественного образа передает поэт свое настроение? |
С помощью образа одинокого паруса, который кинул край родной и счастья ищет |
Прочитайте третью строфу стихотворения |
читают |
Каким здесь описано море? |
Море спокойно, безмятежно |
Каково настроение поэта? |
Он жаждет действия |
Почему мы воспринимаем парус как живое существо? |
Он, как человек, одинок, что-то ищет, покинул родину, просит бури |
О ком думал поэт, говоря о парусе? |
Поэт думал о себе. О людях, таких же гордых, одиноких, мятежных |
Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение автора |
- |
На протяжении всего урока учитель разъясняет слова, передающие переживания лирического героя, вводит понятия, позволяющие оценить поэтические описания моря. Многократное чтение стихотворения (полностью и по частям) способствует закреплению у школьников навыков правильного и выразительного чтения.
Для усиления эмоционального восприятия на уроке прослушиваются аудиозаписи стихотворения в исполнении известных актеров, романс Варламова, рассматривается рисунок М.Лермонтова «Парус». В заключение школьники читают стихотворение наизусть.
Таким образом, изучение пейзажной лирики включает: подготовительную работу к восприятию произведения; выразительное чтение стихотворения педагогом; чтение стихотворения школьниками; анализ отдельных описаний и настроения, которым проникнуто стихотворение (беседа, выборочное чтение, словарная работа, иллюстрирование, словесное рисование); сопоставление стихотворения с произведениями других видов искусства; чтение стихотворения наизусть и определение отношения к нему.
Изучение лиро-эпических произведений
В школьную программу по литературе включены как небольшие по объему лиро-эпические произведения («Крестьянские дети», «На Волге» Некрасова, «Песнь о вещем Олеге» Пушкина), так и достаточно объемные, сложные (поэмы «Мцыри» Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Некрасова, «Василий Теркин» Твардовского).
Изучение лиро-эпических произведений включает:
- исторический или социально-бытовой комментарий, рассказ учителя об истории создания произведения;
- чтение произведения учителем и школьниками;
- чтение и анализ отдельных частей произведения;
- обобщающую беседу о характерах персонажей, идейно-тематической направленности и эмоционально-эстетической выразительности произведения;
- чтение наизусть отрывков из произведения;
- выражение учениками собственного отношения к прочитанному.
Отличительными особенностями изучения лиро-эпических произведений являются: более детальный комментарий, больший объем словарной работы и больший объем вводного занятия. Это объясняется тем, что лиро-эпические произведения сюжетны, т.е. в них описываются конкретные события из жизни человека, а иногда и вся его жизнь, и поэтому изучение таких произведений требует определенных знаний об эпохе, в них отображенной, о быте и нравах людей этой эпохи.
При изучении лиро-эпических произведений возможно их «опережающее» самостоятельное чтение школьниками.
Анализ лиро-эпических произведений осуществляется в соответствии с логикой повествования, когда последовательно рассматриваются отдельные эпизоды, отмечается их образность, выразительность, выявляется психологический подтекст. На заключительном занятии формулируется обобщающий вывод об идейной направленности произведения и его эмоционально-эстетической ценности.
Источники
- Никитина М.И. «Уроки чтения в школе для слабослышащих» - М., Просвещение. 1984.
- Никольский В.А. «Методика преподавания литературы в средней школе» - М., Книга, 1987.
- Методика преподавания литературы/ под ред. З.Я.Рез - М., Просвещение, 1985.
- Колосов П.И. «Словарная работа на уроках литературы» - М., Просвещение, 1980.