Формирование у обучающихся основ читательской компетенции как междисциплинарного учебного действия

Разделы: Литература


Когда ребенок идет в первый класс, зачастую он не обладает навыками осознанного чтения, и в начальной школе он учится складывать слоги в слова, слова в предложения, постепенно приходит к беглому чтению. В какой-то момент ученик понимает, что умение читать нужно ему не только на уроке чтения. Математика, окружающий мир и другие предметы можно освоить только при помощи чтения. Школьная программа постепенно усложняется, и если ученик не научился осознанному чтению, то в среднем и старшем звене он будет испытывать сложности по многим предметам. Использование технологий развития критического мышления на различных предметах помогают школьникам быстрее и эффективнее справиться как с теоретическим материалом, так и с заданиями.

Под критическим мышлением понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработкой решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. Технология развития критического мышления учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американским педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Технология развития критического мышления с успехом применяется на любой ступени обучения вплоть до высшей школы. Для каждой дисциплины (русского и иностранных языков, естественных наук, истории и математики) может быть использован свой набор методов и приемов.

Образовательная технология развития критического мышления

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

Имеющиеся знания;

Интерес к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

Получение повой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные методы и приемы

1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что известно ему по изучаемому вопросу(делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка известной информации;

Систематизация материала;

Верные и неверные утверждения

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и в группах

2. Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

Маркировка с использованием знаков «+», «-», «?», «!»

Ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, доклад, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

3. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров, таблиц;

Установление причинно-следственной связи между блоками информации;

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Организация круглых столов;

Написание творческих работ и т.д.

1 стадия. Вызов

Самое главное в этой стадии - мотивация. Учащиеся должны понять, что они узнать. Для чего они должны прочитать текст.

На своих уроках на первом этапе уместно использование в работе таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» или ее элементов.

Так в начале урока сообщается тема урока. Ученики фиксируют информацию, которая им по этой теме знакома или строят предположения, приводят примеры из собственного опыта.

Далее фиксируются вопросы, ответы на которые позволят больше узнать по предложенной теме.

Когда ученики продумывают вопросы, они уже, сами того не понимая, начинают вживаться в текст, чего-то ждут от него. Даже если текст окажется совсем не о том, о чем они предполагали, они уже будут читать его с интересом и искать подтверждение или опровержение своих мыслей. Разочарования тут быть не может. Будет любопытство, эффект неожиданности.

Например, на уроке истории в 5 классе «Петровские преобразования» стадия вызова может выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Строил корабли

Создал армию

Стриг бороды

Построил Санкт-Петербург

Как сражалась русская армия?

Можно ли было откупиться и не стричь бороду?

Как люди относились к изменениям?

На стадии вызова можно использовать прием «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает утверждения, а ученики должны будут установить, верны ли они, обосновывая свой ответ после знакомства с текстом параграфа или прослушивания лекции по данной теме.

Например, в начале изучения темы «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:

  • в эпоху застоя принята новая Конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;
  • это было время расцвета литературы и искусства;
  • была ужесточена цензура;
  • была восстановлена система ГУЛАГа и т.д.

Для систематизации материала на стадии вызова возможно применение такого приема как «Кластеры». Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты, спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы - спутники - вопросы, на которые нужно найти ответы.

2 стадия. Осмысление информации

На стадии осмысления информации в технологии развития критического мышления используются методы активного чтения.

1. ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере чтения. Учитель может предложить разные символы для работы с текстом. Традиционно используются «+» (уже знал), «-» (думал иначе), «?» (не понял, есть вопросы), «!» (важно) этот метод эффективен при самостоятельном изучении материала на уроках физики, истории, географии, биологии при работе с текстами параграфа.

2. Бортовой журнал.

Это метод проведения эффективной лекции. Может использоваться на уроках истории, биологии, географии, некоторых уроках химии, астрономии, литературы в старших классах.

Работа с бортовым журналом начинается на стадии вызова и продолжается на стадии осмысления информации. Работа может осуществляться в парах. Один из членов пары работает со списком в графе предположения, ставит «+» и «-» в зависимости от правильности предположений, второй записывает новую информацию.

Предположения

Новая информация

3. Дневники.

Во время чтения текста ученик делает записи в дневник (двухчастный или трехчастный) Дневники могут использоваться при чтении на текста на уроке. Но особенно этот прием эффективен при чтении большого объема текста. После прочтения текста ученики зачитывают цитаты, на которые они обратили внимание, и свои комментарии по этому поводу. Если учитель хочет привлечь внимание к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он зачитывает свои комментарии.

Форма двухчастного дневника

Цитата

Комментарий

Форма трехчастного дневника

Цитата

Комментарий или почему эта цитата привлекла внимание

Вопросы к учителю

4. Прием «Плюс - минус - интересно».

По мере чтения учащиеся заполняют таблицу, таким образом, систематизируя полученную информацию. Это способ активной работы с текстом.

Например, необходимо выяснить, является ли атомная энергия энергией будущего.

Прием «Плюс - минус - интересно»

+

-

Интересно

Самый экономичный вид энергии

Энергия будущего

Радиация
Аварии на АЭС

Сколько в мире АЭС?
Как давно человечество использует атомную энергию?
Сколько аварий было на АЭС?
Сколько нужно угля, сколько ТЭЦ для получения энергии, производимой одной АЭС?

3 стадия. Рефлексия

Многие приемы технологии развития критического мышления можно использовать на стадии рефлексии. Это и заполнение третьей части таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал», и заполнение ответами «полей-спутников», фиксация ответов учителя и результатов обсуждения при ведении дневника.

Можно выделить приемы, которые используются непосредственно на стадии рефлексии.

1. Синквейн.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой приводится фраза, обычно из 3-5 слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой - вывод, обобщающий или расширяющий смысл предмета или темы (1 слово) . Синквейн - быстрый , но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использование синквейна возможно не только при работе с художественными текстами, но и на любом другом уроке. Например, на уроке географии, истории и др.

Япония
Маленькая, агрессивная.
Воюет, сдается, делает харакири.
Япония - страна восходящего солнца.
Хиросима.

Славяне
Сильные, трудолюбивые.
Воюют, строят, пашут.
Восточные славяне - мои предки.
Русичи.

2. РАФТ

Стратегия РАФТ была предложена К.Сантой в 1988 г.

Название представляет собой сокращение

Р (оль)
А (удитория)
Ф(орма)
Т (ема)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, то есть пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.

Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, для школьной администрации, учеников других классов, читателей местной газеты и т.д.)

Вышеперечисленное во многом диктует формат создаваемого текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству и т.д.)

Выбирается тема.

Прием РАФТ можно использовать при работе с текстами на уроках литературы, иностранного языка при работе с художественными текстами, на уроках истории при оценке деятельности исторических личностей.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет учителю добиться многих задач. Это и привлечение интереса к предмету, ведь дети всегда рады всему новому, и более глубокое погружение в теоретический материал за счет активного чтения, и, самое главное, развитие у ученика умения вдумчиво читать, быстро находить информацию, анализировать ее.