Литература
-
Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор" 2009
Урок-исследование. Основные цели и задачи урока – формирование у школьников ключевых компетенций в познавательной деятельности, умение применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения; совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассказа; формировать навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умение сопоставлять литературные факты; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Урок-исповедь. Посвящение гению 2009
Цель работы: изучение жизни и творчества великого поэта-классика М.Ю. Лермонтова; расширение и углубление знаний учащихся о знаменательных событиях его короткой трагической судьбы; аналитическое чтение произведений поэта, созданных в разные периоды его жизни; духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся на примере классических образцов живописи, литературы и музыки.
-
Уроки по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Методические рекомендации 2009
Представлены методические разработки четырех уроков, отводимых на изучение повести. Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко и составлению приблизительного плана повести. Второй подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты. Третий урок посвящен подробному анализу 5-й и 6-й глав повести. На четвертом уроке подводятся итоги.
-
Внеклассное мероприятие. Игра "Тропой Гайдара" 2009
Игра является финальным этапом в цепочке уроков внеклассного чтения и мероприятий в группе продленного дня, где была организована подготовительная работа: чтение произведений А.П. Гайдара, знакомство с биографией писателя, конкурс рисунков по прочитанному.
-
А.П. Гайдар — жизнь и творчество 2009
Уроку предшествует большая исследовательская работа: изучение биографии А.П. Гайдара, словарная работа (коммунист, Красная Армия, Советский Союз, патронташ, революция, М.Фрунзе, Чапаев, Реввоенсовет), чтение произведений писателя: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Совесть», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Горячий камень» и др.
-
Развитие творческих способностей учащихся как способ формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности (из опыта работы) 2009
В работе представлен опыт работы по формированию креативных возможностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету. «Проба пера» на уроках литературы, по мнению учителя, – главное условие успешности усвоения материала.
-
Воспитание духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе 2009
Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания духовности через обращение к христианским традициям в русской литературе. Особое внимание уделяется дидактическим аспектам урока литературы как эффективного средства духовно-нравственного воспитания личности.
-
"Литературный ринг" во 2-м классе по творчеству К.И. Чуковского 2009
Цель занятия: обобщить знания детей по творчеству К.И.Чуковского и заинтересовать его переводами на русский язык произведений Киплинга. Марк Твена, Д. Дефо. Имеется презентация.
-
Урок литературы в 11-м классе с элементами ИКТ по теме "А.А. Ахматова. Жизнь и творчество" 2009
Предлагаемая разработка – урок по литературе в 11-м классе (социально-гуманитарном) с использованием ИКТ. Последние три года автор работает над методической темой «Использование информационных и телекоммукационных технологий в профильном обучении». С помощью программ Power Point создаются слайд–фильмы для объяснения новой темы. К созданию и представлению презентации привлекаются старшеклассников.
-
Урок литературного чтения по теме "Сказки Г.Х. Андерсена" (3-й класс) 2009
Урок внеклассного чтения проводился с целью познакомить учащихся с творчеством Г.Х. Андерсена. Для учащихся интересны не только сами сказки, но и его жизнь и творчество. Важно показать, каким он был человеком, о чем думал. Помочь понять глубину содержания его произведений и увидеть их простоту.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11-м классе по теме "Словотворчество поэтов-футуристов" 2009
Урок закрепляет навык словообразовательного разбора у учащихся, развивает навык трактовки слов-неологизмов, закрепляет навыки анализа стихотворного текста и способствует развитию познавательных навыков учащихся.
-
Региональный компонент. С.Хохлов ("Кубанские синие ночи, "Дума о Росии", "Кубань", "Три имени…"), 10-й класс 2009
В статье вы познакомитесь с творчеством С.Н.Хохлова и его биографией.
-
Урок по литературе"Великая сила любви" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет") 2009
Урок является следующим после изучения биографии писателя. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором обучающиеся выявляют своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна. Тема рассчитана на 2 часа. В ходе урока используются эвристический, частично-поисковый метод, самостоятельная работа, КМД.
-
Тема самоотверженной любви и романтического поклонения женщине в повести А.И. Куприна "Гранатовой браслет" (11-й класс) 2009
Урок литературы посвящен теме любви на примере повести и нацелен на воспитание у школьников представления о любви как высоком и прекрасном чувстве.
-
А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало" (3-й класс) 2009
Урок с применением учебного кино (БСЭ). Учебное кино – один из видов научного кино используется в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий.
-
Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий 2009
Урок построен таким образом, что позволяет повторить уже известные понятия, сформированные у учеников о баснях, продолжить развитие навыков выразительного чтения, органично интегрировать курс литературы и истории России. Кроме этого дети знакомятся с новым понятием - центон, работают с иллюстрациями к басне, что пополняет их словарный запас, слушают произведение в исполнении мастера художественного слова, и главное - приобретают навыки анализа литературного произведения, учатся слушать и слышать своих товарищей, оценивать их творчество.
-
Внеклассное чтение. В.Железников "Жизнь и приключения чудака". Главный герой повести. (6-й класс) 2009
Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности учащихся, воспитывает не только внимательного читателя, но и человека с правильными нравственными ценностями. На уроке развивается диалогическая, монологическая речь, умение формулировать проблему. Дети имеют возможность поделиться своими чувствами, выразить свое отношение к проблемам.
-
Урок по литературе «Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"» 2009
На уроке методом аналитической беседы проводится психологический анализ образов главных героев с целью определения основ их мировоззрения. Детальный анализ глав романа направлен на сопоставление мировосприятия Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, наблюдение за эволюцией личности главного героя, а также определение авторской позиции.
-
Пушкинская викторина 2009
Участие в литературных играх, и в частности, в викторинах, требует знания литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения. Проводить литературные викторины рекомендуется не только на литературных вечерах и читательских конференциях, но и в ежедневной работе на уроках.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2009
Урок-обзор идейно-тематического содержания и художественного своеобразия пьесы. Урок создан по методу проектов. Три группы учащихся в процессе работы над своими вопросами продумывали и презентацию ответов.
-
Интегрированный урок по теме "Вся семья вместе — так и душа на месте" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2009
Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
-
Курс по выбору для учащихся 9-х классов. Тема: "Древнерусская литература" 2009
Курс опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5–9-х классах. Цель программы: систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.
-
Учитель года 2009
В 2007 году я принимала участие в районном и областном конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". В этом же году я победила в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Предлагаю вашему вниманию стихотворение "Учитель года", в котором отражены мои педагогические принципы.
-
ИКТ на уроках литературы. Уроки внеклассного чтения по роману В.А. Каверина "Два капитана" 2009
УИспользование компьютерных и Интернет-технологий помогает учителю-словеснику сделать уроки более эффективными, активизировать деятельность учащихся, поддерживать и развивать интерес школьников к предмету. В подготовке к урокам по роману В.А. Каверина "Два капитана" были использованы ресурсы сети Интернет, сопровождает урок презентация, выполненная в Microsoft Power Point.
-
Внеклассное чтение в 6-м классе "Притчи Леонардо да Винчи в сопоставлении с басями И.А. Крылова" 2009
В статье вы познакомитесть с притчами Леонардо Да Винчи и баснями И.А. Крылова. Узнаете в чём их сходство и различие.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" 2009
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
-
Литературный суд (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2009
Инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование сотрудничества в группе. На уроке учащиеся учатся выделять проблему, готовить за короткое время выступление, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать. Нестандартная фора урока заставляет учащихся по - новому взглянуть на произведение Грибоедова, соотнести проблемы, поставленные драматургом в начале XIX века с современными проблемами, воспитывает негативное отношение ко лжи, подхалимству, угодничеству.
-
Урок-репортаж "С тропы своей ни в чем не соступая, не отступая — быть самим собой…" к 100-летию А.Т. Твардовского 2009
Урок построен в форме "вопрос–ответ". В задаваемых вопросах содержится различная информация, связанная с творчеством А.Т. Твардовского.
-
Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" 2009
Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия. Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека. Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне.
-
Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая…") 2009
Урок в разделе «Литература последних десятилетий» завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, обеспечивается их комплексная взаимосвязь.