Программа предметно-ориентированного курса "История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения" (9-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа курса по выбору «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 34 часа.

Зарубежная литература в школьных программах, представлена крайне скупо. Так в программах по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф. Курдюмовой для 8-го класса отводится по 4 часа на изучение «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Дон Кихота» Сервантеса, 3 часа на «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. В 9 классе уделяется внимание  Ж. Б. Мольеру («Мещанин во дворянстве» - 2 часа) и У. Шекспиру («Гамлет» - 2 часа). В учебнике для 9 класса под редакцией А. Г. Кутузова к изучению творчества Шекспира («Ромео и Джульетта»), Сервантеса и Мольера («Тартюф») добавлено изучение средневековой лирики. Выше перечисленные произведения изучаются обзорно и даются, скорее, как иллюстрация к определенным культурным эпохам. Это и понятно, наши школьники изучают,  прежде всего, русскую литературу. Но не стоит забывать, что  западноевропейская литература занимает значительное и важное место в сфере гуманитарного образования. С одной стороны, она является неотъемлемой частью мировой литературы, с другой – включает в себя как органический компонент русскую литературу, которая обнаруживает свою специфику в полной мере только в её составе, на фоне других европейских литератур. Это исключительно сложная многоуровневая система, объединяющая в себе культурные завоевания многих времен и народов, вместилище коллективного гения человечества, неисчерпаемый источник вечного духовного обновления. Изучая творчество зарубежных писателей, замечаешь, как близки и в то же время неповторимы разные национальные литературы, как они общаются между собой и как, отдавая, становятся богаче в этом процессе взаимовыгодного обмена.

Произведения русской литературы создавались не изолированно от мировой культуры. Мы часто можем наблюдать взаимовлияние эпох, культур, литературных направлений разных стран. При изучении в школе русской литературы часто приходится упоминать о воздействии на творчество русских писателей и поэтов того или иного западноевропейского автора, однако имена зарубежных писателей, названия их произведений, имена героев часто повисают в воздухе, поскольку учащиеся, как правило, не знают европейскую литературу и культуру. Знания о рыцарской лирике, культе Прекрасной Дамы помогут в дальнейшем уже одиннадцатиклассникам  лучше понять творчество А. Блока. А представления об эпохе, положившей начало гуманистическому убеждению и прекрасной утопии, основанной на вере в достоинство человека, помогут разобраться в литературе 20 века, который называют веком антиутопии, и ответить на сложные вопросы, были ли трагедии прошлого столетия заложены гуманистами Возрождения, ответственны ли они за то, что случилось несколько веков спустя?

Цель – научить читать тексты, на века отдаленные от нашего времени, помочь учащимся освоить оригинальные художественные концепции мира и человека в западноевропейской литературе средних веков и Возрождения.

Курс «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» познакомит учащихся с новыми литературными жанрами, поможет представить, какими путями шла, как развивалась западноевропейская литература, даст представление о жизни, быте, науке,  а также о стремлениях, идеалах, психологии человека того времени, поможет закрепить и расширить знания, полученные не только на уроках литературы, но и МХК, истории  и, может быть, научит лучше понимать современную западную литературу.

Предлагаемый курс расширяет и углубляет материал по зарубежной литературе, включенный в учебники для 9 класса, и представляет собой ряд лекций, практических и семинарских занятий.  Данный курс освещает  историю западноевропейской литературы  как совокупность памятников между античностью и классицизмом, которые делятся по национальному и жанрово-родовому признакам с соблюдением традиционного принципа хронологической последовательности.

Занятия по данной программе включают в себя также исторические экскурсы. Западноевропейскую литературу мы читаем в переводе на современный русский язык, но следует помнить, что любое событие значимо лишь в своей культуре, поэтому наиболее важные черты культуры восстановлены в отдельных лекциях. Для современного сознания средневековье, эпоха Возрождения – феномен во многом загадочный и непонятный. Для его адекватного восприятия необходимо хотя бы в общих чертах реконструировать эпоху и её наиболее характерных представителей. С этой целью предпринимаются панорамный обзор Европы 1000 года, характеристика средневекового института рыцарства, реконструкция творческой личности Данте Алигьери и Франсуа Вийона – выдающихся поэтов переходного периода от средневековья к Ренессансу и так далее.

От реконструкции культуры обучающиеся переходят к пониманию её  идей и её мышления в процессе непосредственного чтения литературных произведений. Повышенное внимание уделяется поэтике жанровых и структурных форм, соотношению стиха и прозы в памятниках средневековья. Учащиеся также получают возможность последовательно осваивать такие важнейшие для понимания художественной литературы понятия как автор, герой, жанр, психологизм, художественное пространство и время, система персонажей, сюжет, композиция.

Поскольку методика репродуктивного усвоения готового материала уступает место активному добыванию истины, основанному на сознательном отношении к познавательному процессу, на самодисциплине и самоконтроле, оптимальной формой изучения западноевропейской литературы средневековья и Возрождения представляется синхронное усвоение сведений, полученных на лекциях и практических занятиях, чтение художественных текстов, дополнительных источников и параллельное выполнение письменных работ, представляющих собой  развернутые ответы на контрольные вопросы., которые целесообразно записывать в отдельную рабочую тетрадь, служащую своеобразным отчетом о проделанной работе. Используя предложенную дополнительную литературу, учащиеся также готовят сообщения и доклады, которые могут сопровождаться презентациями, показом репродукций. Следует обращать внимание на форму подачи материала, не допустимо чтение докладов с листа.

Таким образом, в задачи занятий входит не только освоение научной базы, но и совершенствование навыков выразительного чтения, анализа художественного текста, творческих способностей учащихся, создание эстетических и учебных условий, содействующих самостоятельному и творческому освоению наследия западноевропейской литературы.

Предполагаемые результаты данного курса

  1. освоение материала по теории и истории западноевропейской литературы средних веков и Возрождения;
  2. овладение навыками культурного чтения;
  3. овладение навыками самостоятельного обобщения и систематизации материала, навыками самостоятельной исследовательской работы;
  4. развитие коммуникативных навыков речи;
  5. формирование эстетического вкуса и культурологической компетенции.

Содержание программы

Раздел I. На рубеже веков (2 ч.)

Конец античной цивилизации. Понятие средневековья. Периодизация. Феодализм: общественные отношения. Образование: artes liberales. Идеалы христианского средневековья.

Раздел II. Героический эпос – самый древний литературный жанр. (5 ч.)

Героический эпос раннего средневековья. Исландский эпос. Эддические песни.

Англосаксонский эпос. «Беовульф».

Героический эпос позднего средневековья. Французский героический эпос и его циклизация.  «Песнь о Роланде».

Испанский героический эпос: три основных темы.  «Песнь о моем Сиде».

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».

Раздел III. Рыцарская литература (6 ч.)

Средневековое рыцарство. Культ Прекрасной дамы.

Рыцарская лирика. Трубадуры и труверы. Введение рифмы. Темные и светлые стили. Тематика рыцарской лирики.

Система жанров рыцарской лирики: альба, кансона, сирвента, тенсона, плач, пастурелла, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве, песни о крестовых походах.

Немецкая рыцарская лирика – миннезанг. Система жанров миннезанга.

Рыцарский роман. Содержательные признаки рыцарского романа. Античный цикл (Роман об Александре). Бретонский цикл (Тристан и Изольда). Византийско-восточный цикл (Окассен и Николет).

«Тристан и Изольда»: различные трактовки одной легенды. Кретьен  де Труа и Готфрид Страсбургский.

Раздел IV. Городская литература средневековья (3 ч.)

Образование городов. Жанровая система городской литературы: фаблио, басня, миракль, моралите, мистерия, соти.

Поэзия вагантов.

Раздел V. Переход от средневековья к Возрождению (3 ч.)

Личность Данте Алигьери. «Vita Nuova». «Божественная комедия»: жанровая форма, трехчастная архитектоника, сюжет.

Лирика Франсуа Вийона.

Раздел VI. Эпоха Возрождения (2 ч.)

Феномен Ренессанса. Великие открытия. Реформация. Хронология Ренессанса. Гуманизм. Утопия и историческая реальность 16 века. Жанры ренессансной литературы.

Раздел VII. Великие имена. (13 ч.)

Итальянское Возрождение. Франческо Петрарка. Классический итальянский сонет. «Книга песен».

Жизненный путь Джованни Боккаччо.  «Декамерон»: история создания, структура, значение обрамления, основные темы новелл. Новелла как жанр.

Английское Возрождение. Загадка личности У. Шекспира.

Особенности английского сонета. Герои и темы сонетов Шекспира.

Жанровая специфика драматургии Шекспира. Комедия «Укрощение строптивой».  Образы главных героев. Критерий истинности чувства у Шекспира.

Трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц датский». Тема «вывихнутости» в трагедии. Образ Гамлета как носителя трагического конфликта.

Примерное тематическое планирование

№ занятия п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий. Виды деятельности

1-2

На рубеже веков. Культурная атмосфера европейского средневековья.

2

Лекция-беседа. Конспектирование, составление понятийного словаря.

3

Исландский героический эпос. Эддические песни.

1

Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.

4

Английский героический эпос. «Беовульф»

1

Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.

5

Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».

1

Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. Подготовка вопросов к тексту.

6

Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде».

1

Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение.

7

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».

1

Практическое занятие. Информационные сообщения учащихся. Работа с текстом. Комментирование чтение. Подготовка вопросов к тексту.

8

Куртуазная литература. Рыцарская лирика.

1

Лекция. Конспектирование, составление понятийного словаря.

9-10

Система жанров рыцарской лирики.

2

Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

11

Миннезанг.

1

Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

12-13

Рыцарский роман.
«Тристан и Изольда».

2

Лекция. Практическое занятие.  Конспектирование.
Подготовка вопросов к тексту. Комментирование чтение.

14-15

Литература городского сословия.

2

Лекция-беседа. Составление понятийного словаря. Практическое занятие. Работа с текстами.

16

Поэзия вагантов.

1

Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

17-18

Данте Алигьери «Божественная комедия»

2

Практическое занятие. Сообщения учащихся. Презентация. Составление схем или идеограмм по тесту.

19

Франсуа Вийон. Лирика.

1

Практическое занятие. Сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

20-21

Эпоха Возрождения.

2

Лекция. Конспектирование, составление понятийного словаря.

22-23

Итальянское Возрождение.
Ф. Петрарка. Сонеты.

2

Практическое занятие. Сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

24-25

Дж. Боккаччо «Декамерон»

2

Практическое занятие. Сообщения учащихся. Комментированное чтение новелл (день первый, день пятый новелла девятая, день шестой нов. первая, день девятый нов. седьмая и др. по выбору учителя).

26-27

Английский Ренессанс.
У. Шекспир. Сонеты.

3

Практическое занятие.  Информационные сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения.

28-31

У. Шекспир «Гамлет»

4

Семинарское занятие. Работа с драматическим произведением.

32-33

Комедийное творчество Шекспира.

2

Семинарское занятие. Работа с драматическим произведением.

34

Итоговое занятие.

1

Семинар. Защита исследований, отчет по самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Оценка знаний, умений, навыков

Оценивать достижения учащихся, их самостоятельную работу можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д., так и с помощью рейтинговой системы, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

Литература

  1. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1;2. Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1975.
  2. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А., История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М.,1987
  3. ШтейнА. Л., Черневич М. Н. История французской литературы. – М., 1988.
  4. Аникин Г. В., Михальская Н. П. история английской литературы. – М., 1975.
  5. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М.,1975.
  6. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. – М.,1979.
  7. Песнь о Рланде. / Библиотека всемирной литературы: т.10:Серия первая. – М.,1976.
  8. Плавскин З. И. Литература Испании 11-15 веков. – М.,1986.
  9. Песнь о Сиде./БВЛ: т.10. – М.,1976.
  10. История немецкой литературы в трех томах. Том I. – М., 1985.
  11. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М.,1974.
  12. Средневековый роман и повесть./ БВЛ: т.22 – М.,1974.
  13. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М.,1983.
  14. Лирика вагантов. – М., 1975.
  15. Средневековые французские фарсы. -  М.,1981.
  16. Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. – М.,1986.
  17. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия./БВЛ: т.28. – М.,1967.
  18. Вийон Франсуа. Избранное / Пер Ф. Л. Мендельсона и И. Г. Эренбурга. – М.,1992.
  19. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М.,1990.
  20. Фавье Жан. Врансуа Вийон / Пер. с фр. – М.,1991.
  21. Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы: Средние века; Возрождение.— 3-е изд. — М.: Высшая школа,   1978.
  22. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения /Сост. Б.  И.  Пуришев.   —2-е изд.— М., 1976.
  23. Европейские поэты Возрождения.— М.: Художественная литература,   1974.
  24. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления.  — М.: Наука,  1978.
  25. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.— М.: Наука,  1989.
  26. Боккаччо Дж. Декамерон – М., 1992.
  27. Бранка В. Боккаччо средневековый.— М.,  1983.
  28. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль.— М., 1982.
  29. Штейн А. «Декамерон» Боккаччо — книга о любви.— М.,   1993.
  30. Аникст А. Театр эпохи Шекспира.— М.,1965.
  31. Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматур­гии.—  М., 1971.
  32. Холлидей Ф. Е. Шекспир и его мир.— М., 1986.
  33. Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная био­графия.— М., 1985.
  34. Аникст А. Трагедия Шекспира  «Гамлет».— М.,  1986.
  35. Верцман И.  «Гамлет» Шекспира.— М.,  1964.
  36. Пинский Л. Е. Трагическое у Шекспира //  Л. Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения.— М.,  1961.
  37. Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. – М.: Просвещение, 1997.

Приложение.