Пояснительная записка
Программа курса по выбору «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 34 часа.
Зарубежная литература в школьных программах, представлена крайне скупо. Так в программах по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф. Курдюмовой для 8-го класса отводится по 4 часа на изучение «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Дон Кихота» Сервантеса, 3 часа на «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. В 9 классе уделяется внимание Ж. Б. Мольеру («Мещанин во дворянстве» - 2 часа) и У. Шекспиру («Гамлет» - 2 часа). В учебнике для 9 класса под редакцией А. Г. Кутузова к изучению творчества Шекспира («Ромео и Джульетта»), Сервантеса и Мольера («Тартюф») добавлено изучение средневековой лирики. Выше перечисленные произведения изучаются обзорно и даются, скорее, как иллюстрация к определенным культурным эпохам. Это и понятно, наши школьники изучают, прежде всего, русскую литературу. Но не стоит забывать, что западноевропейская литература занимает значительное и важное место в сфере гуманитарного образования. С одной стороны, она является неотъемлемой частью мировой литературы, с другой – включает в себя как органический компонент русскую литературу, которая обнаруживает свою специфику в полной мере только в её составе, на фоне других европейских литератур. Это исключительно сложная многоуровневая система, объединяющая в себе культурные завоевания многих времен и народов, вместилище коллективного гения человечества, неисчерпаемый источник вечного духовного обновления. Изучая творчество зарубежных писателей, замечаешь, как близки и в то же время неповторимы разные национальные литературы, как они общаются между собой и как, отдавая, становятся богаче в этом процессе взаимовыгодного обмена.
Произведения русской литературы создавались не изолированно от мировой культуры. Мы часто можем наблюдать взаимовлияние эпох, культур, литературных направлений разных стран. При изучении в школе русской литературы часто приходится упоминать о воздействии на творчество русских писателей и поэтов того или иного западноевропейского автора, однако имена зарубежных писателей, названия их произведений, имена героев часто повисают в воздухе, поскольку учащиеся, как правило, не знают европейскую литературу и культуру. Знания о рыцарской лирике, культе Прекрасной Дамы помогут в дальнейшем уже одиннадцатиклассникам лучше понять творчество А. Блока. А представления об эпохе, положившей начало гуманистическому убеждению и прекрасной утопии, основанной на вере в достоинство человека, помогут разобраться в литературе 20 века, который называют веком антиутопии, и ответить на сложные вопросы, были ли трагедии прошлого столетия заложены гуманистами Возрождения, ответственны ли они за то, что случилось несколько веков спустя?
Цель – научить читать тексты, на века отдаленные от нашего времени, помочь учащимся освоить оригинальные художественные концепции мира и человека в западноевропейской литературе средних веков и Возрождения.
Курс «История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения» познакомит учащихся с новыми литературными жанрами, поможет представить, какими путями шла, как развивалась западноевропейская литература, даст представление о жизни, быте, науке, а также о стремлениях, идеалах, психологии человека того времени, поможет закрепить и расширить знания, полученные не только на уроках литературы, но и МХК, истории и, может быть, научит лучше понимать современную западную литературу.
Предлагаемый курс расширяет и углубляет материал по зарубежной литературе, включенный в учебники для 9 класса, и представляет собой ряд лекций, практических и семинарских занятий. Данный курс освещает историю западноевропейской литературы как совокупность памятников между античностью и классицизмом, которые делятся по национальному и жанрово-родовому признакам с соблюдением традиционного принципа хронологической последовательности.
Занятия по данной программе включают в себя также исторические экскурсы. Западноевропейскую литературу мы читаем в переводе на современный русский язык, но следует помнить, что любое событие значимо лишь в своей культуре, поэтому наиболее важные черты культуры восстановлены в отдельных лекциях. Для современного сознания средневековье, эпоха Возрождения – феномен во многом загадочный и непонятный. Для его адекватного восприятия необходимо хотя бы в общих чертах реконструировать эпоху и её наиболее характерных представителей. С этой целью предпринимаются панорамный обзор Европы 1000 года, характеристика средневекового института рыцарства, реконструкция творческой личности Данте Алигьери и Франсуа Вийона – выдающихся поэтов переходного периода от средневековья к Ренессансу и так далее.
От реконструкции культуры обучающиеся переходят к пониманию её идей и её мышления в процессе непосредственного чтения литературных произведений. Повышенное внимание уделяется поэтике жанровых и структурных форм, соотношению стиха и прозы в памятниках средневековья. Учащиеся также получают возможность последовательно осваивать такие важнейшие для понимания художественной литературы понятия как автор, герой, жанр, психологизм, художественное пространство и время, система персонажей, сюжет, композиция.
Поскольку методика репродуктивного усвоения готового материала уступает место активному добыванию истины, основанному на сознательном отношении к познавательному процессу, на самодисциплине и самоконтроле, оптимальной формой изучения западноевропейской литературы средневековья и Возрождения представляется синхронное усвоение сведений, полученных на лекциях и практических занятиях, чтение художественных текстов, дополнительных источников и параллельное выполнение письменных работ, представляющих собой развернутые ответы на контрольные вопросы., которые целесообразно записывать в отдельную рабочую тетрадь, служащую своеобразным отчетом о проделанной работе. Используя предложенную дополнительную литературу, учащиеся также готовят сообщения и доклады, которые могут сопровождаться презентациями, показом репродукций. Следует обращать внимание на форму подачи материала, не допустимо чтение докладов с листа.
Таким образом, в задачи занятий входит не только освоение научной базы, но и совершенствование навыков выразительного чтения, анализа художественного текста, творческих способностей учащихся, создание эстетических и учебных условий, содействующих самостоятельному и творческому освоению наследия западноевропейской литературы.
Предполагаемые результаты данного курса
- освоение материала по теории и истории западноевропейской литературы средних веков и Возрождения;
- овладение навыками культурного чтения;
- овладение навыками самостоятельного обобщения и систематизации материала, навыками самостоятельной исследовательской работы;
- развитие коммуникативных навыков речи;
- формирование эстетического вкуса и культурологической компетенции.
Содержание программы
Раздел I. На рубеже веков (2 ч.)
Конец античной цивилизации. Понятие средневековья. Периодизация. Феодализм: общественные отношения. Образование: artes liberales. Идеалы христианского средневековья.
Раздел II. Героический эпос – самый древний литературный жанр. (5 ч.)
Героический эпос раннего средневековья. Исландский эпос. Эддические песни.
Англосаксонский эпос. «Беовульф».
Героический эпос позднего средневековья. Французский героический эпос и его циклизация. «Песнь о Роланде».
Испанский героический эпос: три основных темы. «Песнь о моем Сиде».
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».
Раздел III. Рыцарская литература (6 ч.)
Средневековое рыцарство. Культ Прекрасной дамы.
Рыцарская лирика. Трубадуры и труверы. Введение рифмы. Темные и светлые стили. Тематика рыцарской лирики.
Система жанров рыцарской лирики: альба, кансона, сирвента, тенсона, плач, пастурелла, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве, песни о крестовых походах.
Немецкая рыцарская лирика – миннезанг. Система жанров миннезанга.
Рыцарский роман. Содержательные признаки рыцарского романа. Античный цикл (Роман об Александре). Бретонский цикл (Тристан и Изольда). Византийско-восточный цикл (Окассен и Николет).
«Тристан и Изольда»: различные трактовки одной легенды. Кретьен де Труа и Готфрид Страсбургский.
Раздел IV. Городская литература средневековья (3 ч.)
Образование городов. Жанровая система городской литературы: фаблио, басня, миракль, моралите, мистерия, соти.
Поэзия вагантов.
Раздел V. Переход от средневековья к Возрождению (3 ч.)
Личность Данте Алигьери. «Vita Nuova». «Божественная комедия»: жанровая форма, трехчастная архитектоника, сюжет.
Лирика Франсуа Вийона.
Раздел VI. Эпоха Возрождения (2 ч.)
Феномен Ренессанса. Великие открытия. Реформация. Хронология Ренессанса. Гуманизм. Утопия и историческая реальность 16 века. Жанры ренессансной литературы.
Раздел VII. Великие имена. (13 ч.)
Итальянское Возрождение. Франческо Петрарка. Классический итальянский сонет. «Книга песен».
Жизненный путь Джованни Боккаччо. «Декамерон»: история создания, структура, значение обрамления, основные темы новелл. Новелла как жанр.
Английское Возрождение. Загадка личности У. Шекспира.
Особенности английского сонета. Герои и темы сонетов Шекспира.
Жанровая специфика драматургии Шекспира. Комедия «Укрощение строптивой». Образы главных героев. Критерий истинности чувства у Шекспира.
Трагедия У. Шекспира «Гамлет, принц датский». Тема «вывихнутости» в трагедии. Образ Гамлета как носителя трагического конфликта.
Примерное тематическое планирование
№ занятия п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Форма занятий. Виды деятельности |
1-2 |
На рубеже веков. Культурная атмосфера европейского средневековья. |
2 |
Лекция-беседа. Конспектирование, составление понятийного словаря. |
3 |
Исландский героический эпос. Эддические песни. |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. |
4 |
Английский героический эпос. «Беовульф» |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. |
5 |
Французский героический эпос. «Песнь о Роланде». |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. Подготовка вопросов к тексту. |
6 |
Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде». |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстом. Комментирование чтение. |
7 |
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах». |
1 |
Практическое занятие. Информационные сообщения учащихся. Работа с текстом. Комментирование чтение. Подготовка вопросов к тексту. |
8 |
Куртуазная литература. Рыцарская лирика. |
1 |
Лекция. Конспектирование, составление понятийного словаря. |
9-10 |
Система жанров рыцарской лирики. |
2 |
Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
11 |
Миннезанг. |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
12-13 |
Рыцарский роман. |
2 |
Лекция. Практическое занятие. Конспектирование. |
14-15 |
Литература городского сословия. |
2 |
Лекция-беседа. Составление понятийного словаря. Практическое занятие. Работа с текстами. |
16 |
Поэзия вагантов. |
1 |
Практическое занятие. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
17-18 |
Данте Алигьери «Божественная комедия» |
2 |
Практическое занятие. Сообщения учащихся. Презентация. Составление схем или идеограмм по тесту. |
19 |
Франсуа Вийон. Лирика. |
1 |
Практическое занятие. Сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
20-21 |
Эпоха Возрождения. |
2 |
Лекция. Конспектирование, составление понятийного словаря. |
22-23 |
Итальянское Возрождение. |
2 |
Практическое занятие. Сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
24-25 |
Дж. Боккаччо «Декамерон» |
2 |
Практическое занятие. Сообщения учащихся. Комментированное чтение новелл (день первый, день пятый новелла девятая, день шестой нов. первая, день девятый нов. седьмая и др. по выбору учителя). |
26-27 |
Английский Ренессанс. |
3 |
Практическое занятие. Информационные сообщения учащихся. Работа с текстами. Анализ лирического произведения. |
28-31 |
У. Шекспир «Гамлет» |
4 |
Семинарское занятие. Работа с драматическим произведением. |
32-33 |
Комедийное творчество Шекспира. |
2 |
Семинарское занятие. Работа с драматическим произведением. |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Семинар. Защита исследований, отчет по самостоятельной работе с дополнительной литературой. |
Оценка знаний, умений, навыков
Оценивать достижения учащихся, их самостоятельную работу можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д., так и с помощью рейтинговой системы, учитывая сложность и уровень выполненной работы.
Литература
- Зарубежная литература средних веков. Вып. 1;2. Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1975.
- Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А., История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М.,1987
- ШтейнА. Л., Черневич М. Н. История французской литературы. – М., 1988.
- Аникин Г. В., Михальская Н. П. история английской литературы. – М., 1975.
- Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М.,1975.
- Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. – М.,1979.
- Песнь о Рланде. / Библиотека всемирной литературы: т.10:Серия первая. – М.,1976.
- Плавскин З. И. Литература Испании 11-15 веков. – М.,1986.
- Песнь о Сиде./БВЛ: т.10. – М.,1976.
- История немецкой литературы в трех томах. Том I. – М., 1985.
- Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М.,1974.
- Средневековый роман и повесть./ БВЛ: т.22 – М.,1974.
- Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М.,1983.
- Лирика вагантов. – М., 1975.
- Средневековые французские фарсы. - М.,1981.
- Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. – М.,1986.
- Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия./БВЛ: т.28. – М.,1967.
- Вийон Франсуа. Избранное / Пер Ф. Л. Мендельсона и И. Г. Эренбурга. – М.,1992.
- Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М.,1990.
- Фавье Жан. Врансуа Вийон / Пер. с фр. – М.,1991.
- Алексеев М. П. и др. История зарубежной литературы: Средние века; Возрождение.— 3-е изд. — М.: Высшая школа, 1978.
- Зарубежная литература: Эпоха Возрождения /Сост. Б. И. Пуришев. —2-е изд.— М., 1976.
- Европейские поэты Возрождения.— М.: Художественная литература, 1974.
- Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. — М.: Наука, 1978.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.— М.: Наука, 1989.
- Боккаччо Дж. Декамерон – М., 1992.
- Бранка В. Боккаччо средневековый.— М., 1983.
- Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль.— М., 1982.
- Штейн А. «Декамерон» Боккаччо — книга о любви.— М., 1993.
- Аникст А. Театр эпохи Шекспира.— М.,1965.
- Пинский Л. Шекспир: Основные начала драматургии.— М., 1971.
- Холлидей Ф. Е. Шекспир и его мир.— М., 1986.
- Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография.— М., 1985.
- Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет».— М., 1986.
- Верцман И. «Гамлет» Шекспира.— М., 1964.
- Пинский Л. Е. Трагическое у Шекспира // Л. Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения.— М., 1961.
- Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. – М.: Просвещение, 1997.