Цели и задачи урока:
- Сформировать понятие о том, как создается движение на картине и в стихотворении.
- Развивать навыки работы с конструктивными элементами текста.
- Помочь разобраться в смысле стихотворения “Пилигримы”.
Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины “Над вечным покоем”, портрет И. Бродского, тексты стихотворения.
Ход урока
I.
1. Сообщение целей и темы урока.
2. Учитель литературы:
- Наш огромный мир наполнен цветом, звуками, движением. Интересно, как произведения искусства передают это бесконечное движение окружающего мира?
3. Учитель изобразительного искусства:
- Перед вами репродукция картины И.И. Левитана “Над вечным покоем”. Что на ней изображено?
- Характерные черты пейзажей И.И. Левитана – простота, соединенная с глубоким внутренним содержанием, жизненная трепетность, подвижность.
Как создается движение на этом полотне? (Тучи ползут вереницей, набегая друг на друга, трепещущие и гнущиеся деревья, рябь на воде – все это создает ощущение движения)
- Если в картине все движется, почему она называется “Над вечным покоем”? (На картине мы видим кресты, под которыми покоятся останки людей. Художник говорит о трагическом противоречии между кратковременным существованием человека на земле и вечно живущей, движущейся природой.)
- И.И. Левитан много путешествовал, любимая тема художника – тема дороги.
4. Учитель литературы:
А известный поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии И. Бродский говорил: “Писатель – одинокий путешественник”.
Центральный образ ранней поэзии И. Бродского – это неостановимое движение. Движение у поэта мотивировано по-разному. Понаблюдаем, как это происходит в стихотворении “Пилигримы”.
II. Чтение стихотворения
- Какие слова были непонятны?
Запись в тетрадь:
Пилигримы – странствующие богомольцы.
Ристалище (устар.) – площадь для гимназических, конных и других состязаний.
Капище (устар.) – языческий храм дохристианского времени.
- Какие предметы заполняют художественное пространство стихотворения до слова пилигримы и после него?
Учащиеся выписывают слова в таблицу:
1. Ристалища, капища, Пилигримы. 2. Закат, рассвет, пустыни, зарницы, звезды, птицы. |
- Что интересного заметили в первой группе слов?
(Слова с противоположным значением, ристалища, бары – здесь веселье, развлечение. Капища, храмы – здесь молятся, верят. Кладбища – это горе, грусть. Базары – бойкое место, торгуют, покупают. Но пилигримы проходят мимо всего, значит, есть движение, и если они переместились от древних ристалищ до современных баров, значит, они прошли огромный путь во времени.)
- Во второй части другие пространственные координаты. Как они меняют пространство?
(Смена закатов и рассветов создает движение времени. Солнце, звезды, пустыня создают бесконечный мир.)
- Каков образ мира?
(Мир многогранный, разный. Он вечный и бесконечный. И художественное пространство стихотворения – это весь огромный мир, разомкнутый в пространстве и времени.)
- В конце стихотворения появляется слово – дорога. Дорога, значит, движение, путешествие. Но только ли с этого места начинается движение?
(Нет, движение начинается с самого начала. Анафора “мимо” создает движение.)
- Куда идут пилигримы?
(Пилигримы нигде не останавливались, конкретно не говорится о цели их путешествия. Для изображения пространства остаются обобщенные понятия, как “пустыня”, “Бог”, “мир”, “дорога”. Значит, пилигримы, как и все люди, идут по дороге жизни.)
III. Итог урока
- Что нового открыли для себя в картине И.И. Левитана “Над вечным покоем” и в стихотворении И. Бродского “Пилигримы”?
- Каков образ пилигримов?
- Как вы понимаете слова:
Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета?
Домашнее задание
- Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
- Письменный ответ на вопрос: "Какими приемами создается движение в стихотворении И. Бродского “Пилигримы”?"