Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) в 7-м классе по теме "Создание движения в картине И.И. Левитана "Над вечным покоем" и в стихотворении И.Бродского "Пилигримы"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  1. Сформировать понятие о том, как создается движение на картине и в стихотворении.
  2. Развивать навыки работы с конструктивными элементами текста.
  3. Помочь разобраться в смысле стихотворения “Пилигримы”.

Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины “Над вечным покоем”, портрет И. Бродского, тексты стихотворения.

Ход урока

I.

1. Сообщение целей и темы урока.

2. Учитель литературы:

- Наш огромный мир наполнен цветом, звуками, движением. Интересно, как произведения искусства передают это бесконечное движение окружающего мира?

3. Учитель изобразительного искусства:

- Перед вами репродукция картины И.И. Левитана “Над вечным покоем”. Что на ней изображено?

- Характерные черты пейзажей И.И. Левитана – простота, соединенная с глубоким внутренним содержанием, жизненная трепетность, подвижность.

Как создается движение на этом полотне? (Тучи ползут вереницей, набегая друг на друга, трепещущие и гнущиеся деревья, рябь на воде – все это создает ощущение движения)

- Если в картине все движется, почему она называется “Над вечным покоем”? (На картине мы видим кресты, под которыми покоятся останки людей. Художник говорит о трагическом противоречии между кратковременным существованием человека на земле и вечно живущей, движущейся природой.)

- И.И. Левитан много путешествовал, любимая тема художника – тема дороги.

4. Учитель литературы:

А известный поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии И. Бродский говорил: “Писатель – одинокий путешественник”.

Центральный образ ранней поэзии И. Бродского – это неостановимое движение. Движение у поэта мотивировано по-разному. Понаблюдаем, как это происходит в стихотворении “Пилигримы”.

II. Чтение стихотворения

- Какие слова были непонятны?

Запись в тетрадь:

Пилигримы – странствующие богомольцы.
Ристалище (устар.) – площадь для гимназических, конных и других состязаний.
Капище (устар.) – языческий храм дохристианского времени.

- Какие предметы заполняют художественное пространство стихотворения до слова пилигримы и после него?

Учащиеся выписывают слова в таблицу:

1. Ристалища, капища,
храмы, бары,
кладбища, базары,
Мекка, Рим.

Пилигримы.

2. Закат, рассвет, пустыни, зарницы, звезды, птицы.

- Что интересного заметили в первой группе слов?

(Слова с противоположным значением, ристалища, бары – здесь веселье, развлечение. Капища, храмы – здесь молятся, верят. Кладбища – это горе, грусть. Базары – бойкое место, торгуют, покупают. Но пилигримы проходят мимо всего, значит, есть движение, и если они переместились от древних ристалищ до современных баров, значит, они прошли огромный путь во времени.)

- Во второй части другие пространственные координаты. Как они меняют пространство?

(Смена закатов и рассветов создает движение времени. Солнце, звезды, пустыня создают бесконечный мир.)

- Каков образ мира?

(Мир многогранный, разный. Он вечный и бесконечный. И художественное пространство стихотворения – это весь огромный мир, разомкнутый в пространстве и времени.)

- В конце стихотворения появляется слово – дорога. Дорога, значит, движение, путешествие. Но только ли с этого места начинается движение?

(Нет, движение начинается с самого начала. Анафора “мимо” создает движение.)

- Куда идут пилигримы?

(Пилигримы нигде не останавливались, конкретно не говорится о цели их путешествия. Для изображения пространства остаются обобщенные понятия, как “пустыня”, “Бог”, “мир”, “дорога”. Значит, пилигримы, как и все люди, идут по дороге жизни.)

III. Итог урока

- Что нового открыли для себя в картине И.И. Левитана “Над вечным покоем” и в стихотворении И. Бродского “Пилигримы”?

- Каков образ пилигримов?

- Как вы понимаете слова:

Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета?

Домашнее задание

  1. Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».
  2. Письменный ответ на вопрос: "Какими приемами создается движение в стихотворении И. Бродского “Пилигримы”?"