Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, проблемного обучения.
Цели по содержанию:
Образовательная:
- способствовать формированию понятий "мюридизм", "имамат", "теократия", "газават (джихад)", "авторитаризм", "авторитет";
- раскрыть причины, характер и последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа;
- создать условия для глубокого понимания текста, взглядов Л. Н. Толстого, принципов изображения героев в повести; осмысления, почему люди, стремившиеся к одной цели - власти, по-разному раскрывают свои нравственные качества.
- показать отношение Л. Н. Толстого к деятельности Николай 1 и Кавказской войне.
Развивающая:
- создать условия для овладения основными способами мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, систематизация);
- продолжать развитие умений работать с историческими документами, художественным текстом, текстом учебного пособия;
- продолжить развитие умения выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимые сведения для решения познавательных задач;
- реализация возможностей развития речи учащихся.
Воспитательная:
- на примере итогов Кавказской войны и судеб героев повести "Хаджи-Мурат" показать "чудовищную нелепицу войны";
- воспитывать нравственные качества из осмысления событий и явлений истории;
- средствами урока способствовать пониманию того, что понятия "люди", "нравственность", "власть" являются ценностными категориями современного общества.
Методы обучения:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная.
Средства обучения:
- А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. Х1Х век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. :Просвещение, 2001;
- Л. Н. Толстой "Хаджи-Мурат", повесть;
- рабочие листы с текстами документов;
- иллюстративный материал;
- раздаточный материал: кроссворд, карта "Кавказская война 187-1864 г. г. ".
1. Оргмомент.
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель литературы. Кавказ - символ большой, неукротимой, самобытной природы, это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, гордых и вольнолюбивых людей. Кавказ стал судьбой России и неизбежной темой ее литературы. Эта земля связана с именами великих русских писателей и поэтов: Пушкина, Лермонтова, Толстого, которые видели Кавказ глазами путешественников, художников, а Толстой и Лермонтов глазами воинов.
Ученик читает "Синие горы Кавказа, приветствую вас:" Лермонтова.
Но не только большая, свободная природа покорила великих писателей, но и судьбы горцев, борющихся за свою независимость, судьбы русских, воевавших там или оказавшихся в плену.
Учитель истории. Война на Кавказе длилась более 45 лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с легендарным Ермоловым. Она продолжалась, и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в "теплую Сибирь" - в действующую Кавказскую армию. Она казалась уже привычной составной частью русской жизни во времена Лермонтова - сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности. Фейрверкер 4-го класса Л. Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев. В дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право отменяется в России навсегда, а война все шла:
Зачем она велась? Кто был прав и кто виновен в этой войне? Неоднозначное отношение к ней выразили многие общественные деятели, писатели, публицисты того времени. До сегодняшнего дня это неординарное событие является предметом осмысления, дискуссий и раздумий историков. Сегодня мы попробуем ответить на некоторые вопросы.
Объявляется тема урока, формулируется проблемный вопрос(С общечеловеческой и исторической позиции оценка Кавказской войны неоднозначна. Почему?); совместно с учащимися определяются цели урока.
3. Актуализация знаний и умений.
Учитель истории. Кавказ - территория между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Она делиться на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому хребту. С давних времен Кавказ был воротами из Европу в Азию, Черноморское побережье Кавказа имело важное стратегическое значение в укреплении военного и экономического влияния в регионе. В XIX веке владычество над ним оспаривали три страны: Россия, Османская империя, Персия (Иран). Борьба была упорной и длительной - продолжалась почти полвека. Учащиеся работают с картой.
Давайте вспомним итоги войн, которые вела Россия в I половине века с Турцией и Ираном.
Учащиеся называют условия Гюлистанского, Туркманчайского мирного договора, называют земли, которые перешли к России по результатам войны 1828-1829 гг. с Турцией и делают вывод, что в состав Российской империи вошла большая часть Кавказа и произошло усиление позиций России в этом регионе.
4. Изучение нового материала.
Учитель истории. После присоединения Закавказских государств, территории, где проживали многочисленные народы Кавказа (их называли горцы - собирательное название, данное официальными властями народам Северного Кавказа) оказались внутри русской территории.
Кто такие горцы? Каковы их основные занятия? Общественные отношения? Как складывалось соседство горцев и русского народа?
Учащиеся работают с документами, выполняют задание 1 рабочего листа 1.
Российское правительство предпринимает энергичные действия для реального подчинения народов Северного Кавказа, пытается внедрить на этих территориях российские законы. Но горцы были не согласны с таким поворотом событий.
Когда один из русских генералов пытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: "Дарю тебе ее. Возьми если сможешь:". Как вы поняли слова старика горца?
Недовольство горцев вторжением российских властей усилилось после появления на Кавказе героя Отечественной войны 1812 года, наместника Кавказа генерала Алексея Петровича Ермолова.
Учащиеся с помощью документов (задание 2 рабочего листа 1) и текста учебника определяют причины и характер Кавказской войны. С помощью карты определяют район военных действий.
Учитель литературы. Толстой был участником боевых действий русской армии на Кавказе. Он служил там в молодости и любил эту землю. Писатель обращался к теме Кавказа в течение всей жизни ("Казаки", "Рубка леса", "Кавказский пленник", "Хаджи-Мурат" и другие произведения).
"Хаджи-Мурат" был последним большим произведением толстого, и писатель не расставался с ним до последнего часа. В общей сложности "Хаджи-Мурат" писался 8 лет, с 1896 года, при жизни не был напечатан, т. к. Толстой не считал его законченным. Повесть историческая. В основу легла история опального наиба (помощника духовного лица) Шамиля Хаджи-Мурата.
Ученик делает сообщение о работе Толстого над повестью.
Учитель литературы. "Когда я пишу историческое, - признавался Толстой, - я должно быть до малейших подробностей верным действительности". Эти слова сказаны в годы создания "Хаджи-Мурата". И раньше толстому приходилось изучать труды историков, мемуары, встречаться с очевидцами ("Война и мир"). Но изучение реальной первоосновы "Хаджи-Мурата" не имело себе равных. Толстой перечитал сотни трудов по истории, этнографии, археологии, географии Кавказа, говорил с людьми, которые могли помнить о тех событиях, вступал в переписку с десятками лиц, работал с архивными документами. Для одного наброска повести знакомился с сочинениями, в которых было до 5000 страниц.
В 1903 году пишет тифлисскому учителю, историку С. Н. Шульгину: "Все, что было напечатано о Хаджи-Мурате, есть у меня. Есть также и 10-й том актов архивной комиссии, в ком есть кое-что новое о Хаджи-Мурате. Желательно мне теперь иметь все распоряжения о Хаджи-Мурате, если есть таковые, Николая Павловича: его личные пометки или приказания и замечания, передаваемые Чернышевым Воронцову".
Читая этот документ, можно подумать, что его автор ученый-исследователь. Между тем отбор материала подчинялся чисто художественной задаче. Большинство персонажей повести действительно существовавшие люди: Хаджи-Мурат, Шамиль, генералы русской рами, военный министр Чернышев, министр внутренних дел Бибиков.
Каковы задачи повести?
1. Рассказать о силе жизни, которая привиделась толстому в кусте репейника на краю поля. Потом эта мысль начинала расти и усложняться. Эпизоды переделывались до десятка раз, так что в последнем варианте не было и следа первого. Только начало о репье не исправлял. Повесть имеет десять редакций.
2. Хотелось понять, как хороший, с особым чувством чести, человек с детской улыбкой, сразу располагающий к нему доброе русское сердце, не может найти места в жизни, льет свою и чужую кровь, дерется на этой и той стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек.
Учащиеся размышляют над смыслом названия повести, почему Толстой остановился на имени главного героя.
Учитель с помощью вопросов и текста произведения знакомит учащихся с особенностями композиции повести.
Кольцевая композиция повести, возвращение к репью размывает границы произведения, перестает быть только художественным произведением, а превращается в художественное слово о человеческой судьбе, о жизни, о трагической судьбе Хаджи-Мурата.
События повести "Хаджи-Мурат" происходят в эпоху правления Николая I. Образ Николая I давался Толстому с трудом. Он у всех просил книг о нем, читал все подряд, как будто ничего не упустил, но писал и переписывал главы о Николае, был недоволен ими, временами хотел уничтожить их. "Люди, как реки. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских:и бывает часто не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою". Л. Н. Толстой. Но в образе Николая I никакой "текучести" - ни злодея, ни ангела, ни мудреца, а только равнодушный злодей.
Учащиеся в тексте повести находят портрет императора и ключевые слова, которые характеризуют суть деспотизма Николая I и заполняют первую часть таблицы характеристики трех героев повести (Николай I, Шамиль, Хаджи-Мурат). В тексте повести находят примеры, доказывающие жестокость Николая I и отношение окружающих к Николаю.
Как говорил Толстой, "крайне любопытен параллелизм двух главных противников эпохи - Шамиля и Николая, представляющих как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и европейского".
Учитель истории предлагает учащимся охарактеризовать правление Николая I с исторической точки зрения и объяснить, почему его правление "апогей самодержавия".
Учитель истории. Именно на годы правления Николая I приходится самый тяжелый для России период Кавказской войны. Поначалу сопротивление горцев не было организованным. Сплотила же их идеология кавказского мюридизма.
Вводятся и объясняются новые понятия: мюридизм, газават (джихад), теократического государство, имамат, имам, наиб (в тетрадях учащиеся делают соответствующие записи).
В 1834 году новым имамом провозглашается Шамиль, которому за достаточно короткий срок удалось собрать под своей властью горцев Дагестана и Чечни и создать дисциплинированную армию. Дисциплина, и сильная. Фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно бороться с русскими войсками.
Сообщение учащегося о Шамиле.
Учитель литературы. Образ Шамиля в повести. С одной стороны, он возглавляет движение за независимость, с другой - он рвется к неограниченной власти, т. е. есть нечто общее с Николаем.
Предлагает учащимся найти в тексте повести портрет Шамиля и составить сравнительную характеристику Шамиля и Николая (заполняется вторая графа таблицы.
Шамиль и Николай I похожи, сущность их однозначная: они воплощения абсолютной власти, которая дает им все жизненные блага, а какой ценой, это неважно. А есть ли различия? Кто из них человечнее, естественнее? В чем это проявляется? Несмотря на различия в поведении и характерах, Николая I и Шамиля объединяет жажда власти и славы.
Учитель истории. В 1842 году Шамиль нанес тяжелое поражение русским войскам в ичкерийских лесах. Русские потеряли убитыми 10 офицеров, 480 солдат, более 1000 солдат и офицеров ранено. После этого события Николай I писал главнокомандующему на Кавказе: "Осуждать войска, не доверять их храбрости и непоколебимой верности было б с моей стороны неблагородно и безбожно; :Даю я теперь тебе такие силы, каких Кавказ и во сне не видел. Ты должен проникнуть в горы, разгромить Шамиля:,все истреблять, что тебе будет противиться, но щадить все, что покоряться будет без боя". Кавказский наместник М. С. Воронцов задумал "покончить с Шамилем одним решительным ударом" и в 1845 году двинулся к аулу Дарго, где располагалась ставка имама. С огромным трудом достигнув Дарго, уже оставленный и сожженный Шамилем, Воронцов оказался в окружении. У русских кончалось продовольствие и боеприпасы. С большими потерями наместник прорвался назад. Ему пришлось вернуться к тактике, предложенной еще Ермоловым - строительству крепостей и постепенному освоению территорий. И российское правительство приступает к планомерному продвижению в горные районы, возвращается к строительства укреплений, новых дорог, вырубки лесов (чтобы разобщить горские народы территориально). В итоге такая тактика стала приносить свои плоды. К тому же в конце 40-х годов государство Шамиля вступило в полосу кризиса: наибы и верхушка духовенства (которые стали крупными землевладельцами) разоряли народ бесконечными податями и военными поборами; деспотизма Шамиля отталкивал горцев от мюридизма; теряя поддержку населения, Шамиль усиливает репрессии. Что вызывает внутренний социальный конфликт. Часть наибов вступают в сепаратные переговоры с русским командованием. На выгодных условиях переходят на сторону русского правительства. Одним из первых покинул Шамиля и повернул оружие против своего былого владыки талантливый военноначальник, любимец народа, наиб Хаджи-Мурат.
Учитель литературы. Как только в повести появляется Хаджи-Мурат, начинается движение, потому что параллельно пути Хаджи-Мурата оживает жизнь, наполняется новыми людьми, трагедиями, и повествование развертывается вширь. Это еще одна особенность композиции. Именно для этого образа применимо понятие диалектика (движение) души.
Сообщение учащего о судьбе Хаджи-Мурата.
Организуется работа с текстом повести об истории жизни Хаджи-Мурата, трагичности его судьбы, роли внесюжетных элементов для создания образа Хаджи-Мурата.
Вопросы учителя: каковы причины вражды Шамиля и Хаджи-Мурата?; о чем мечтал Хаджи-Мурат?; почему Хаджи-Мурат вышел к русским?; какое впечатление произвел на офицеров, солдат, Воронцова, Марью Васильевну, Бутлера?; какая деталь выделяется во всех портретных характеристиках Хаджи-Мурата?. Образ Хаджи-Мурата в повести вырисовывается как глубоко трагический. Почему он решился совершить побег? Как проявился в последние минуты жизни?
Как внесюжетные элементы помогают раскрытию основной мысли повести и углубляют, драматизируют образ Хаджи-Мурата? Хаджи-Мурат говорил: "У каждого народа свои обычаи".
Сообщение учащегося "Фольклор в повести" (Песня о кровомщении; мудрость пословиц; сказка о соколе; песня гл. 23).
Кем бы мог стать Хаджи-Мурат, если бы не война?
Заполняется последняя, третья, графа таблицы. Учащиеся выявляют, что общего в героях и чем они отличаются; делают вывод об отличиях авторитарной и авторитетной власти - хотя одни цели, но герои противопоставлены.
Борьба за власть порождает войну - "нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме людей" (Толстой). Когда-то Л. Н. Толстой под влиянием стихотворения "Валерик" Лермонтова написал свой первый рассказ "Рубка леса".
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: "Жалкий человек,
Чего он хочет!. . небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?
Страницы повести "Хаджи-Мурат", как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей. Как Толстой доказывает мысль о противоестественности войны?
Организуется работа с текстом повести: отношение Толстого к войне (Аул Садо до появления русских и после - гл. 2; петербургский офицер Бутлер - гл. 16; история солдата Авдеева и его семьи - гл. 5,7,8).
Чтение по ролям гл. 7 (Авдеев, Панов, автор).
Эти главы ключевые для Толстого, т. е. в них речь идет не о разрушении, а о созидании.
По мнению Толстого, люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Вспомните, как говорит Авдеев о татарах (гл. 2); Марья Дмитриевна о Хаджи-Мурате: "Обходительный, умный, справедливый: человек. Он татарин, а хороший". Так думают простые люди. Итак, каково отношение Толстого к войне? Какие фразы вы нашли в тексте?
Учитель истории. Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги. Почему же горцы оказывали ожесточенное сопротивление? С помощью документов оцените методы ведения войны и тяжесть этой войны для русской армии.
Организуется работа по заданию 3, рабочего листа 2.
После окончания Крымской войны русские перешли в решающее наступление против горцев. Наступление на имамат велось постепенно со всех сторон, кольцо окружения сжималось. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля аул Ведено. Шамиль отступил в Дагестан. Там он с оставшимися 400 воинами укрылся в ауле Гуниб, был окружен русскими войсками. После долгих размышлений Шамиль согласился на переговоры с русским командованием и 26 августа 1859 года прекратил борьбу. К концу 1863 года русские заняли почти весь Кавказ (продолжали борьбу черкесские племена). 21 мая 1864 года взят последний черкесский аул под Адлером. Изнурительная кавказская война закончилась. Война, принесшая много горя и страданий всем народам, которых она затронула. Эта война оставила неизгладимый след в сознании русского народа. Только Россия потеряла на Кавказе около 77 тысяч человек.
5. Первичное закрепление.
Учитель истории предлагает выполнить задание 4, рабочий лист 2. Учащиеся выделяют положительные и отрицательные последствия войны и делают выводы.
Учитель литературы организует обсуждение системы жизненных ценностей, которые утверждает-отрицает Толстой.
- Жизнь - смерть
- Добро - зло
- Естественность - фальшь
- Мир - война
- Счастье - страдание.
6. Рефлексия.
Организуется работа над кроссвордом и решением проблемного вопроса.
7. Домашнее задание.
Дается информация о выполнении домашнего задания.