Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского
Форма урока: эвристическая беседа.
Диагностические цели урока:
- познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения;
- выстроить систему образов;
- в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам;
- написать синквейн по произведению.
Ход урока
Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):
- Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
- Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
- Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
- Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
- Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.
Примечание: показ слайдов идёт на фоне музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка». Интродукция.
Вопросы на читательское восприятие:
- Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
- Царство Берендея. Каким вы его увидели?
- Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?
- Какой вы себе представляете Снегурочку?
- Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок (см. Приложение 1).
- Какие чувства у вас остались после прочтения?
Анализ произведения:
- Знакомство с теорией. Запись на доске:
Драма –
Пьеса –
Сказка –
Конфликт –Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2).
- Знакомство с афишей.
- Беседа.
– Где происходит действие пьесы? Как вы узнали?
– Кто герои пьесы? Опишите их.
– Какую роль играет описание природы?
– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?
– Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?
– Как Островский рисует картины народной жизни?
– Расскажите о масленице (см. Приложение 3).
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?
– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы? - Составление синквейна (творческая учебная задача).
Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:
- одно ключевое слово (существительное);
- два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
- три глагола;
- короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
- одно существительное (синоним к первой строке).
Домашнее задание.
- Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста.
- Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
- Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?
Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство
В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?
Диагностические цели урока.
- Объяснить, в чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями, морозом и ярилой, богатством и бедностью;
- Формировать умение давать характеристику героям;
- Учащиеся смогут рассказать о герое;
- В результате ученики смогут ответить на вопросы: почему погибает Снегурочка? О чём меня задуматься пьеса Островского?
- Учащиеся смогут сравнить сказку Островского и русские народные сказки. Форма урока: беседа чтение, прослушивание отрывков из аудиокниги.
Беседа.
- Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание)
- Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
- Каким вы представляете царя Берендея?
- Как он относится к своим подданным?
- Почему берендеи не приняли Снегурочку?
- В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)
– С какой целью Снег идет к весне?
– Как меняется Снегурочка?
– Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю?
– Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?
– Почему гибнет Снегурочка?
– Кто виноват в её смерти?
– Почему?
– Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.
Зачитываем отрывки.
– Что изменил драматург? Почему?
Домашнее задание: разделить класс на 4 группы:
- «Декораторы»: создают эскизы декораций.
- «Костюмеры»: разрабатывают модели.
- «Режиссёры»: продумывают сценарий (вместе с учителем), выбирают эпизоды.
- «Актёры»: инсценируют выбранные эпизоды.
Урок 3. «Снегурочки чудесной появленье»
Форма урока: урок – театрализованное представление.
Цели:
- Прививать интерес к литературе.
- Учащиеся смогут в театрализованной игре передать характеры героев.
Ход урока.
Слово учителя.
В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24].
Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24].
(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).
На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24].
Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?
Выступления учащихся.
Обсуждение.
- Удалось ли наше представление?
- Кто из ребят сыграл лучше всех? Почему?
- Если бы вам предложили сыграть в спектакле ещё раз, какую бы роль выбрали?
Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.
Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.
«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» [15, с.205].
Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129].
- Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?
- О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся)
Вариант заключительного урока
Заключительный урок можно провести в форме литературного суда «Слушается дело Снегурочки».
Заранее распределить роли.
Снегурочка рассказывает о своей жизни в лесу, о том, зачем пришла к людям.
Прокурор обвиняет берендеев в смерти Снегурочки.
Адвокат составляет оправдательную речь.
Судья ведёт судебное заседание, вызывает свидетелей.
Свидетели: Мороз, Весна, Мизгирь, Купава, Лель, Ярило.
Заключительное слово учителя.
Сегодня в литературном суде мы выслушали обвинение, защиту, свидетелей, Снегурочку. Настала пора и всем нам дать свою оценку произошедшему.
- Что вы можете сказать о Снегурочке?
- Кто виноват в гибели Снегурочки?
Письменная работа «Что мне дало изучение пьесы А.Н.Островского?»
Список литературы
- Асов А. Славянские боги и рождение Руси. М., 2006.
- Архангельский А. Александр Николаевич Островский. Художественный мир писателя. Литература. 2001. № 33.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.
- Библиотека всемирной литературы. Т.79. М., 1974.
- Васнецов В. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Автор-составитель Л.И. Иовлева. М., 1984.
- Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987.
- История Русской литературы XIX века. Под редакцией С.М.Петрова. М., 1974.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
- Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. М., 2002.
- Островский А.Н. Сочинения в 3-х томах. М., 1987.
- Островский в школе. М., 2002.
- Роговер Е.С. Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). С-Пб., 2003.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
- Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Литература. 2007. №№ 17 – 24.
- Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Составитель В.Б.Григорович и З.М.Андреева. М., 1990.
- Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982
Презентация – Приложение 4, Снегурочка в русских народных сказках – Приложение 1, словарь незнакомых слов – Приложение 2, Масленица – Приложение 3.