Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века
Ход урока
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов
I. Объявление темы, цели урока
Новый материал
1 слайд
1) Слово учителя
Мы возвращаемся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта Николая Рубцова.
2 слайд
3 слайд
Поэт, о котором пойдет речь, родился не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…"
Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.
Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.
О чём пишутся его стихи? Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.
Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.
4 слайд
II. Чтение и анализ стихотворений.
«Звезда полей»
5 слайд
Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека:
Нет, меня не порадует – что ты!-
Одинокая странствий звезда…
Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда – вся Земля, всё человечество:
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.
- Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе?
6 слайд
1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)
- Какое значение имеет название стихотворения?
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».
Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно выразительно прочитать это стихотворение.
7 слайд
Стихотворение «Тихая моя Родина»
- Какие образы природы создаёт поэт?
Река, ива, соловьи - Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
- Какие чувства выражает лирический герой?
Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами - Какова интонация стихотворения?
Торжественная, величественная. - Какие приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
Эпитеты, метафоры, олицетворения…
8 слайд
III. Особенности поэзии Н.Рубцова
1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря - «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».
9 слайд
2. Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит. Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.
10 слайд
3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски
11 слайд
4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него – человек, а листья – платье, опадание – разлука. С пониманием этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…
Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.
Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.
12 слайд
5.Сравнительная характеристика образов в творчестве Сергея
Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза - старая матушка Русь.
13 слайд
6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.
14 слайд
7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова мы отмечаем символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит:
Меня ведь свалят с ног
Снега,
Сведут с ума ночные ветры!
15 слайд
8. Сравнение стихии ветра в творчестве Александра Блока и
Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.
16 слайд
9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба, и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что
Все мы почти под кюветом
Несемся все дальше стрелой,
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой!
17 слайд
10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:
Вечерняя заря да потухать стала,Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:
А полуночная звезда да высоко взошла.
Светлая, утренняя заря да, братцы,
Занимается,
Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатается…
Как будто солнце,Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:
Красное над снегом,
Огромное,
Погасло навсегда…
Так зачем, проявляя участье,Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.
Между тем проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной она?
IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.
Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Домашнее задание:
- Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его.