Методические приемы:
- Анализ художественных произведений (работа с текстом)
- Отработка умений выделять главное в тексте
- Постановка вопросов в обсуждение прочитанного
- Доклады
- Повторение теории литературы
- Сравнительный анализ
- Наглядно-образное иллюстрирование художественного произведения
Межпредметные связи с дисциплинами:
- история (всемирная история)
- география (умение пользоваться политико-административной картой)
Внутрипредметные связи осуществляются на протяжении всего урока исходя из типа урока.
Оборудование урока:
1. Доклады
2. Презентации (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
3. Видеофрагменты:
- «На безымянной высоте»
- «Троя»
- «Тихий Дон»
- «Звезда»
- «Штрафбат»
- «Грозовые ворота»
- «9 рота»
- «А зори здесь тихие…»
- «Волкодав»
- «Турецкий гамбит»
- «Перл Хаббл»
4. Аудиозаписи:
- Chor
- Crematory «Utopia»
- The Atmosphere (Instrumental)
- Reflexionen
- Adagio
- И.-С.Бах. Концерт для скрипки
5. Компьютер, мультимедиа.
6. Свеча, муляж зеркала
Домашнее задание к уроку
Подготовить индивидуальные задания:
1. Подготовить чтение наизусть стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Когда я один….»
2. Подготовить чтение наизусть поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек»
3. Подготовить выступления на темы:
- Бог начинает творить…
- Евангелие и Древнерусская литература
- Предательство Иуды и взгляд писателей на это событие.
- Добро и зло в лирике.
- Абсолютное зло по А.С.Пушкину?
- Базаров – однозначное зло?
- Из зла в добро! (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
- Наполеон – антихрист?
- Война не имеет понятия времени и пространства. Война не имеет понятия возраста.
- Добро и зло в современной литературе
4. Подготовить чтение наизусть отрывка из повести Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»
5. Подготовить чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова «Мой демон», «Ангел».
6. Подготовить чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Ангел».
7. Подготовить чтение наизусть стихотворений Н.Гумилева «Ангел хранитель», «Жизнь», «Самоубийство».
8. Подготовить чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой «Любовь», «Сердце бьется ровно, мерно»
9. Подготовить чтение наизусть стихотворения М.Цветаевой «Летят они, написанные наспех…»
10. Подготовить чтение наизусть стихотворений О.Мандельштама «О вещая моя печаль», «Я от жизни смертельно устал…»
11. Подготовить чтение наизусть отрывка из рассказа В.Дьякова «Письмо»
12. Подготовить чтение наизусть стихотворения Арамаиса Саакяна «Хочешь знать…»
13. Подготовить чтение наизусть поэмы Руми «Рассказ о том, как проявились мудрость и совершенство Лукмана»
Ход урока
I. Организационный момент
Мотивация учебной деятельности. Открытие конференции.
Вступительное слово преподавателя (cлова иллюстрируются видеофрагментом Linage2).
Сегодня мы проводим последний урок по дисциплине «Литература». Обобщить и систематизировать знания по курсу давайте попробуем через обширную, неоднозначную, спорную тему: «Добро и зло через призму литературы». С раннего возраста мы задаемся этим вопросом: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» И чем старше мы становимся, тем все труднее, как ни странно, нам ответить на этот вопрос.
II. Ход конференции:
1. Двойник человеческого «Я»
Чтение наизусть. И. С. Тургенев «Когда я один….» Двойник
Ученик: Личность многогранна. Зеркало – это отражение души, но не всегда оно показывает самого человека, можно увидеть и черную сторону человеческого «Я» - его двойника.
Сценическое изображение (участвуют 2 ученика: Есенин, Черный человек)
С. Есенин. Поэма «Черный человек»
Полумрак. На столе горит свеча. На стуле сидит мужчина в черном цилиндре и пристально смотрит в зеркало.
2. Бог начинает творить…
Выступление сопровождается показом гравюр.
Во время выступления звучит Chor
3. Евангелие и Древнерусская литература
От Марка:
стих 2 "как написано у пророков:"вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред Тобой"
стих 13 "и был он там в пустыне 40 дней, искушаемый сатаною, и был со зверями и Ангелы служили Ему..."
4. Предательство Иуды и взгляд писателей на это событие.
Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
А. П. Чехов.
Во время выступления звучит Crematory «Utopia», The Atmosphere (Instrumental). Выступление сопровождается видеофрагментами из кинофильма «Страсти Христовы».
Чтение наизусть отрывка из повести Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»
5. Добро и зло в лирике
Ученик. Все поэты – лирики представляют добро и зло в разных воплощениях. У некоторых это ангелы и демоны, у других – любовь в одно время предстает и как добро, и как зло. Есть и такие поэты, в представлении которых высшей степенью зла является бесполезно прожитая жизнь, свобода и неволя. У А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова сущностью добра и зла есть ангелы и демоны.
М.Ю. Лермонтов
В своих стихах М.Лермонтов очень ясно противопоставляет ангела и демона. Демона он изображает как унылое и мрачное собрание зол, а ангела как волхву, воспевающего о блаженстве райских садов.
(Звучит Reflexionen)
Чтение наизусть «Мой демон»
(Звучит Adagio) Чтение наизусть «Ангел»
А.С. Пушкин
(Звучит Бах. Концерт для скрипки)
Чтение наизусть «Ангел»
Н. Гумилев
Очень известны стихи Гумилёва о его африканских путешествиях. Но сегодня я хочу обобщить его воззрения на тему вольной свободы жизни и ожесточающей неволе.
Чтение наизусть «Ангел хранитель»
(Звучит «С тусклым взором) Чтение наизусть «Жизнь», «Самоубийство»
Анна Ахматова
Чтение наизусть «Любовь»
Анна Ахматова видит любовь как воплощение и добра, и зла. То она показывает её как райский дар, как смысл жизни, то для неё это адские мучения, тоска, которая как острое змеиное жало сосет её кровь.
(Звучит «Сердце бьётся ровно…»)
Чтение наизусть «Сердце бьется ровно, мерно».
Марина Цветаева
Романтические стихи Цветаевой любовь показывают с разных сторон, они передают всю полноту её душевных переживаний, как с отрицательной, так и с положительной точки зрения.
(Звучит «Летят они…») Чтение наизусть «Летят они, - написанные наспех»
О. Мандельштам
Чтение наизусть «О вещая моя печаль».
В своих стихах Мандельштам всегда ищет смысл жизни. Он показывает, что несвобода – удел неживого. Любовные переживания и красота воплощают в людях жизнь. Жизнь без переживаний для него это мучения.
Чтение наизусть «Я от жизни смертельно устал»
6. Русская литература
1) Абсолютное зло по А.С.Пушкину?
Сообщение строится на основе повести «Пиковая дама».
2) Базаров – однозначное зло?
3) Наполеон – антихрист?
7. Война не имеет понятия времени и пространства. Война не имеет понятия возраста.
Со времён сотворения мира
На земле во все времена,
Не имеет границ и возраста
Ненавистная,
Беспощадная, злая
Война,
Война,
Война…
Выступление сопровождается видеофрагментами из кинофильмов: «На безымянной высоте», «Перл Хаббл», «Троя», «Турецкий гамбит», «Тихий Дон», «Звезда», «Штрафбат», «Грозовые ворота», «9 Рота», «А зори здесь тихие…».
Чтение наизусть отрывка из рассказа В.Дьякова «Письмо»
8. Добро и зло в современной литературе
Ученик. Каждый плохой человеческий поступок – измена, предательство, убийство, равно как и хороший, перевешивает чашу весов то в одну, то в другую сторону. Именно поэтому и силы Света, и силы Тьмы вынуждены существовать в двух мирах: в реальном и потустороннем, пытаясь подтолкнуть человека либо к греху, либо отвратить от него.
Выступление строится на основе произведений С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»; Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»
Паоло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим»
И спросил Его некто из начальствующих:
«Учитель Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: «Что ты называешь меня Благим? Никто не Благ, как только один Бог».
Библия
Мария Семенова «Волкодав»
(Слова иллюстрируются видеофрагментом из кинофильма «Волкодав»)
9. Обобщение конференции
Чтение наизусть стихотворения Арамаис Саакян «Хочешь знать…»
Чтение наизусть поэмы Руми «Рассказ о том, как проявились мудрость и совершенство Лукмана».
III. Заключительное слово преподавателя
- Как вы считаете: нашим сегодняшним разговором мы приблизились к решению столь сложного вопроса: «Добро и зло»?
(Слова иллюстрируются видеофрагментом Linage2) Не хочется ли порассуждать? Так или иначе литература не может координально повлиять на нашу жизнь, но захватывающие эпизоды, с актуальным сюжетом добра и зла, полностью поглощают в свой мир. А не может ли этот мир с многочисленными возможностями, которые мы не в состоянии воспроизвести в естественной жизни, повлиять на судьбы будущего и нашего поколения? И стоит ли задуматься над этим вопросом!? ведь если вернуться к классической литературе, то писатели ставят вопрос: «Кто одержит победу…» Выбор за тобой…Выбор за каждым из нас…