Литература
-
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы". Заключительный урок по творчеству Лермонтова 2009
Интеллектуальная игра развивает мышление учащихся, формирует эстетический вкус, приобщает к классической литературе.
-
Применение ИКТ учителем русского языка и литературы 2009
Чтобы получить новое качество образования, педагогу сейчас необходимо изменить формы и методы организационно-коммуникационной деятельности учащихся и педагогов при изучении и применении на уроках не только методологической основы данной технологии, но и при использовании опыта других учителей, при хорошей оснащенности материальной базы школы современными информационными ресурсами, при творческом подходе и желании к проектированию и продуцированию своей деятельности и деятельности учеников.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Повторительно-обобщительный урок по литературе за курс 7-го класса. Урок-игра. Литературный бой 2009
На уроке в игровой форме обобщаются знания учащихся по литературе за курс 7-го класса. Основная идея урока заключается в повышении мотивированности учащихся к изучению предмета посредством активизации их мыслительной деятельности через использование игровых технологий обучения. Использование военной терминологии придаёт занятию необычность, настраивает на деловой тон, способствует организации дисциплины и заинтересованности на уроке.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Актуальность урока заключается в формировании у подростков интереса к чтению классической литературы через сопоставление отношений отцов и детей в XIX веке и отношений современных подростков и родителей. Знания из области психологии, полученные на уроке, помогут школьникам разобраться в характерах героев, выяснить, преодолима ли пропасть между отцами и детьми, понять, что бояться надо не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе.Поэты–футуристы."Иронизирующее дитя" и "Гений" Игорь Северянин 2009
В статье представлен конспект урока литературы по творчеству Игоря Северянина. Также на этом уроке учащиеся говорят о течении "Футуризм", его группировках, представителях и выпущенных ими сборниках. Представляются основные принципы футуризма, рассматриваются эгофутуризм Игоря Северянина, программа эгофутуризма, анализируются стихотворения "Игорь Северянин" и "Ананасы в шампанском".
-
"В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь") 2009
Автор в статье раскрывает художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; развивает умение работать с текстом художественного произведения; дает характеристику литературному герою; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2009
Анализ поэтического текста - сложный вид работы на уроках как для учащихся, так и для учителя. А сравнительный анализ стихотворений представляет еще большую трудность. У школьников недостаточно развиты навыки анализа, сравнения, синтеза; определенную трудность для них составляет и выделение особенностей поэтического стиля. В предлагаемой работе автор дает конкретный поэтапный ход сравнительного анализа.
-
Урок литературы в 11-м классе "Тема любви в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой" 2009
На данном уроке создаются условия для развития личностного потенциала ученика в образовательном процессе, его способности к непрерывной реализации творческих возможностей, обеспечивается творческое взаимодействие учителя и учащегося. Материал занятия помогает углубить знания ребят о жизни А.Ахматовой и М.Цветаевой, повышает познавательный интерес к творчеству поэтесс.
-
Интегрированный урок по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2009
Интегрированные уроки позволяют получить учащимся более широкий пласт информации, а также внедрить элементы практико-ориентированного обучения. В ходе урока был произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, мы рассмотрели одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения географии, физики, экологии, ОБЖ и МХК.
-
Мультимедийный урок в 11-м классе "Пророк несбывшегося рая" (творчество Сергея Есенина в свете философско-эстетических исканий эпохи). 2009
Изучение творчества С.Есенина в школе нуждается в тщательно взвешенном отборе и преподнесении текстов для анализа. Долгое время существовал устоявшийся в массовом сознании стереотип восприятия С.Есенина только как "деревенского Леля", "тонкого русского лирика", душа которого вскормлена красотой родной края, народными песнями. Открыть учащимся глубину философско-эстетических исканий поэта, связанных с проблемами начала века, мы попробовали в предложенном уроке.
-
Урок литературы по творчеству А.Платонова "Я тоже всему свету нужен" 2009
Творчество А. Платонова не всегда понятно школьникам, а тем более в 7-м классе. Учительское чтение текста, направляющие вопросы и использование компьютерной технологии увлекают семиклассников, настраивают их на вдумчивое чтение текста. Работа с карточками позволяет обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Данный урок - второй из темы "Рассказ А.Платонова "Юшка". На первом ученики познакомились с содержанием, а дома пытались осмыслить его.
-
Урок литературы в 5-м классе "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" 2009
Урок представляет собой защиту мини-проектов учащихся и включает презентацию "Художники - иллюстраторы сказок", содержащую информацию о художниках, манере их живописи, иллюстрации к сказкам; буклет о видах сказок, бюллетень о сказках как жанре фольклора, сказочниках. Также в работе представлен дидактический материал: тест-кроссворд и тематическая грамота.
-
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) 2009
На представленном уроке поднимается тема, актуальная для учащихся старших классов, - тема судьбы. В ходе урока решается вопрос, что же влияет на судьбу человека. Данная проблема рассматривается с точки зрения литературы и психологии на примере судьбы известного русского поэта Э.Асадова и главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека" - Андрея Соколова.
-
Урок литературы. Проблема человека и природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Завершающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
-
Элективный курс "Христианские мотивы в творчестве русских писателей" 2009
Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.
-
Литературная гостиная "В мире Чехова" 2009
Урок построен в форме литературной гостиной. Такая форма урока позволяет учащимся погрузиться в атмосферу времени, в которое жил А.П. Чехов, ознакомиться с наиболее интересными фактами из его биографии. Материал подобран на основе воспоминаний сестры писателя, М.П. Чеховой.
-
Духовно–нравственное воспитание на уроках литературы 2009
В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках литературы. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений русской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому духовному наследию христианской культуры – актуальная сегодня проблема. Знакомство с библейскими сюжетами помогают глубже проникнуть в художественные произведения, понять их.
-
Конспект урока «Назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"» 2009
Урок позволяет развивать представление учеников о В.Г. Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях. Занятие поможет научить определять идею произведения и средства ее раскрытия; сопоставлять произведение и личный жизненный опыт.
-
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя 2009
В статье представлен материал для изучения творчества Гюстава Флобера в 10-м классе. Знакомство с биографией писателя происходит через личную переписку Флобера и воспоминания о нём современников. Эти материалы помогают лучше узнать и понять Г.Флобера, оценить его как личность, увидеть разные стороны его творчества.
-
Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы 2009
Предложенная работа позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления на уроках литературы. Демонстрируемые приёмы помогают не только организовать учебный процесс, но и прежде всего позволяют проникнуть в замысел автора произведения посредством анализа лексического значения одного из ключевых слов. Работа с данными приёмами возможна и при изучении других гуманитарных дисциплин.
-
Методическая разработка урока литературы "Люблю отчизну я…". Идейно-художественное своебразие стихотворения Лермонтова "Родина" 2009
Урок посвящён анализу стихотворения «Родина»: рассматриваются особенности лексики, композиции, идейное содержание. Особое внимание уделяется понятиям «гражданственность», «патриотизм», «официальный патриотизм», разделению понятий «родина» и «государство»; подчёркивается значимость стихотворения для дальнейшего развития темы родины в русской поэзии.
-
Внеклассное чтение в 5-м классе в форме урока-игры "Умники и умницы" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Как преодолеть сложившийся шаблон в проведении обычных уроков литературы, вызывающих у школьников равнодушие к учёбе, откровенную скуку? Урок-игра существенно повышает интерес учащихся к предмету, «раскрепощает» ученика, его мышление. Предлагаемый урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» построен на основе известной телепередачи «Умники и умницы».
-
Урок внеклассного чтения "Сказка учит жить". 5-й класс 2009
Сказка – наш помощник в воспитании и обучении детей. Она помогает определиться в направлении движения, предостерегает от неверных шагов, рассказывает, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Именно сказка показывает путь гармоничного развития личности. Для анализа взят сюжет сказки, который дает возможность с интересом и ненавязчиво провести нравственную беседу.
-
Мультимедийное сопровождение уроков литературы в 11-м классе (флэш-презентации). Разработка интегрированного урока "Африка в поэзии Н.Гумилева" 2009
Цели данного урока: изучение творчества Николая Гумилева; формирование образа поэта-путешественника, поэта-исследователя; открытие новых граней поэзии Гумилева; открытие Африки через поэзию Николая Гумилева.
-
Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Против чего выступает Владимир Дубровский?" (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2009
Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов, осмысление и размышление. Разработанные приёмы РКМ позволяют решать проблему изучения больших по объёму художественных произведений в условиях сокращения часов по литературе. Данная технология развивает коммуникативные способности учащихся, формирует самостоятельное мышление и раскрывает творческий потенциал обучаемых.
-
Урок литературы в 7-м классе "Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С. Тургенева "Бирюк" 2009
Урок литературы на примере рассказа И.С. Тургенева позволяет сделать комплексный анализ текста на одном уроке. Использование проектора или интерактивной доски сокращает время, отведённое для записей. Словарь урока предлагается в готовом виде на доске. Также на доске воспроизводится анимационная картина грозы, вопросы викторины, вопросы к кроссворду и сам кроссворд.
-
Разработка урока в 6-м классе по теме "В мастерской художника слова". А.С. Пушкин. "Зимнее утро" 2009
Урок проводится с элементами художественного анализа - использование средств выразительности: антитеза, сравнение, метафоры, олицетворения, эпитет. Особенность урока в том, что на нем используется мультимедийное сопровождение с музыкальным сопровождением и показом картин русских художников, работ ребят и картин местных художников.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Образ Ю.Живаго в романе Б.Пастернака" 2009
Урок-анализ образной системы в произведении Пастернака. Сопровождается презентацией.
-
"Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы" (П.Вайль, А.Генис) (на материале главы "Пешки" из повести "Путешествие из Петербурга в Москву") 2009
На уроке продолжается работа над темой "Черты сентиментализма в повести А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Занятие предполагает систематизацию и практическое применение знаний о сентиментализме как литературном направлении XVIII века, сведений из биографии автора и приемов анализа художественного текста.