Литература
-
Интегрированный урок по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2009
Интегрированные уроки позволяют получить учащимся более широкий пласт информации, а также внедрить элементы практико-ориентированного обучения. В ходе урока был произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, мы рассмотрели одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения географии, физики, экологии, ОБЖ и МХК.
-
Мультимедийный урок в 11-м классе "Пророк несбывшегося рая" (творчество Сергея Есенина в свете философско-эстетических исканий эпохи). 2009
Изучение творчества С.Есенина в школе нуждается в тщательно взвешенном отборе и преподнесении текстов для анализа. Долгое время существовал устоявшийся в массовом сознании стереотип восприятия С.Есенина только как "деревенского Леля", "тонкого русского лирика", душа которого вскормлена красотой родной края, народными песнями. Открыть учащимся глубину философско-эстетических исканий поэта, связанных с проблемами начала века, мы попробовали в предложенном уроке.
-
Урок литературы по творчеству А.Платонова "Я тоже всему свету нужен" 2009
Творчество А. Платонова не всегда понятно школьникам, а тем более в 7-м классе. Учительское чтение текста, направляющие вопросы и использование компьютерной технологии увлекают семиклассников, настраивают их на вдумчивое чтение текста. Работа с карточками позволяет обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Данный урок - второй из темы "Рассказ А.Платонова "Юшка". На первом ученики познакомились с содержанием, а дома пытались осмыслить его.
-
Урок литературы в 5-м классе "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" 2009
Урок представляет собой защиту мини-проектов учащихся и включает презентацию "Художники - иллюстраторы сказок", содержащую информацию о художниках, манере их живописи, иллюстрации к сказкам; буклет о видах сказок, бюллетень о сказках как жанре фольклора, сказочниках. Также в работе представлен дидактический материал: тест-кроссворд и тематическая грамота.
-
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) 2009
На представленном уроке поднимается тема, актуальная для учащихся старших классов, - тема судьбы. В ходе урока решается вопрос, что же влияет на судьбу человека. Данная проблема рассматривается с точки зрения литературы и психологии на примере судьбы известного русского поэта Э.Асадова и главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека" - Андрея Соколова.
-
Урок литературы. Проблема человека и природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Завершающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
-
Элективный курс "Христианские мотивы в творчестве русских писателей" 2009
Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.
-
Литературная гостиная "В мире Чехова" 2009
Урок построен в форме литературной гостиной. Такая форма урока позволяет учащимся погрузиться в атмосферу времени, в которое жил А.П. Чехов, ознакомиться с наиболее интересными фактами из его биографии. Материал подобран на основе воспоминаний сестры писателя, М.П. Чеховой.
-
Духовно–нравственное воспитание на уроках литературы 2009
В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках литературы. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений русской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому духовному наследию христианской культуры – актуальная сегодня проблема. Знакомство с библейскими сюжетами помогают глубже проникнуть в художественные произведения, понять их.
-
Конспект урока «Назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"» 2009
Урок позволяет развивать представление учеников о В.Г. Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях. Занятие поможет научить определять идею произведения и средства ее раскрытия; сопоставлять произведение и личный жизненный опыт.
-
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя 2009
В статье представлен материал для изучения творчества Гюстава Флобера в 10-м классе. Знакомство с биографией писателя происходит через личную переписку Флобера и воспоминания о нём современников. Эти материалы помогают лучше узнать и понять Г.Флобера, оценить его как личность, увидеть разные стороны его творчества.
-
Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературы 2009
Предложенная работа позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления на уроках литературы. Демонстрируемые приёмы помогают не только организовать учебный процесс, но и прежде всего позволяют проникнуть в замысел автора произведения посредством анализа лексического значения одного из ключевых слов. Работа с данными приёмами возможна и при изучении других гуманитарных дисциплин.
-
Методическая разработка урока литературы "Люблю отчизну я…". Идейно-художественное своебразие стихотворения Лермонтова "Родина" 2009
Урок посвящён анализу стихотворения «Родина»: рассматриваются особенности лексики, композиции, идейное содержание. Особое внимание уделяется понятиям «гражданственность», «патриотизм», «официальный патриотизм», разделению понятий «родина» и «государство»; подчёркивается значимость стихотворения для дальнейшего развития темы родины в русской поэзии.
-
Внеклассное чтение в 5-м классе в форме урока-игры "Умники и умницы" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Как преодолеть сложившийся шаблон в проведении обычных уроков литературы, вызывающих у школьников равнодушие к учёбе, откровенную скуку? Урок-игра существенно повышает интерес учащихся к предмету, «раскрепощает» ученика, его мышление. Предлагаемый урок по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» построен на основе известной телепередачи «Умники и умницы».
-
Урок внеклассного чтения "Сказка учит жить". 5-й класс 2009
Сказка – наш помощник в воспитании и обучении детей. Она помогает определиться в направлении движения, предостерегает от неверных шагов, рассказывает, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Именно сказка показывает путь гармоничного развития личности. Для анализа взят сюжет сказки, который дает возможность с интересом и ненавязчиво провести нравственную беседу.
-
Мультимедийное сопровождение уроков литературы в 11-м классе (флэш-презентации). Разработка интегрированного урока "Африка в поэзии Н.Гумилева" 2009
Цели данного урока: изучение творчества Николая Гумилева; формирование образа поэта-путешественника, поэта-исследователя; открытие новых граней поэзии Гумилева; открытие Африки через поэзию Николая Гумилева.
-
Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Против чего выступает Владимир Дубровский?" (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2009
Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов, осмысление и размышление. Разработанные приёмы РКМ позволяют решать проблему изучения больших по объёму художественных произведений в условиях сокращения часов по литературе. Данная технология развивает коммуникативные способности учащихся, формирует самостоятельное мышление и раскрывает творческий потенциал обучаемых.
-
Урок литературы в 7-м классе "Комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С. Тургенева "Бирюк" 2009
Урок литературы на примере рассказа И.С. Тургенева позволяет сделать комплексный анализ текста на одном уроке. Использование проектора или интерактивной доски сокращает время, отведённое для записей. Словарь урока предлагается в готовом виде на доске. Также на доске воспроизводится анимационная картина грозы, вопросы викторины, вопросы к кроссворду и сам кроссворд.
-
Разработка урока в 6-м классе по теме "В мастерской художника слова". А.С. Пушкин. "Зимнее утро" 2009
Урок проводится с элементами художественного анализа - использование средств выразительности: антитеза, сравнение, метафоры, олицетворения, эпитет. Особенность урока в том, что на нем используется мультимедийное сопровождение с музыкальным сопровождением и показом картин русских художников, работ ребят и картин местных художников.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Образ Ю.Живаго в романе Б.Пастернака" 2009
Урок-анализ образной системы в произведении Пастернака. Сопровождается презентацией.
-
"Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы" (П.Вайль, А.Генис) (на материале главы "Пешки" из повести "Путешествие из Петербурга в Москву") 2009
На уроке продолжается работа над темой "Черты сентиментализма в повести А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Занятие предполагает систематизацию и практическое применение знаний о сентиментализме как литературном направлении XVIII века, сведений из биографии автора и приемов анализа художественного текста.
-
Педмастерская по теме: "Жизнь - подвиг" (о жизни и творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой) 2009
Урок, проводимый в рамках изучения культуры Серебряного века, знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю. Кузьминой–Караваевой (матери Марии). Форма урока - педмастерская – позволяет каждому участнику продемонстрировать навыки анализа поэтического текста, исследовательской работы литературоведческого характера, декламационные навыки и др.
-
Литературно-музыкальная композиция "Этот день мы приближали, как могли" 2009
Цель литературно-музыкальной композиции – рассказать о творчестве нескольких фронтовых поэтов, раскрыть их гражданский и поэтический подвиг, их нерушимое единство с народом в дни испытаний, способствовать развитию у учащихся любви к поэзии, способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
-
Поэтический час по творчеству Кобзева. "Радонежье" 2009
Разработка содержит большое количество стихотворений поэта Игоря Кобзева. Поэтический час можно использовать как самостоятельно проведённое мероприятие или в системе уроков по теме «Природа в стихах русских писателей». Основная цель – знакомство с творчеством мало известного ученикам поэта и развитие творческих способностей детей.
-
Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта "Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина" 2009
Применение проектно-исследовательского метода обучения имеет ряд преимуществ. Как организовать работу учителя при подготовке проекта: определить цели, временные границы, этапы деятельности, разработать темы - рассматривается на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
-
Нравственные проблемы в литературе наших дней 2009
Предложенный курс входит в число предметно ориентированных курсов, рассчитан на 12 часов. В результате прохождения курса учащиеся будут иметь представление о том, как по-разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно; будут знать, как написать отзыв на художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.
-
Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
На уроке рассматриваются фольклорные традиции в «Песне…»: стилеобразующие средства, их место и роль в произведении. Особенности стиля поэмы показывают, как глубоко постиг Лермонтов дух народной поэзии и выразил народный взгляд на мир, нравственные идеалы языком самого народа. Особое внимание на уроке отводится развитию интереса к прошлому нашей страны, осознанию нравственных ценностей и формированию устойчивых ценностных ориентаций.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Приведи в порядок планету" 2009
На уроке ребятам предлагается обсудить некоторые экологические проблемы через призму полученных знаний по литературе и географии и тексты произведений А. де Сент-Экзюпери, К.Г. Паустовского, пейзажную лирику русских поэтов. Возможности цифровых образовательных ресурсов позволили проиллюстрировать материалы урока, сделать его эмоциональнее.
-
"Стечение обстоятельств" (урок внеклассного чтения по творчеству А.В. Вампилова) 2009
Творчество А.В. Вампилова изучается в старших классах. На уроках литературы говорят в основном о его пьесах. Но у этого автора есть и рассказы. Урок внеклассного чтения "Стечение обстоятельств" в 6-м классе нацелен на знакомство с творчеством Вампилова-писателя.
-
Анализ поэтического текста в 5-м классе. (Урок "Образы животных в ранней лирике С.А. Есенина) 2009
Изучение лирики - проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, грамотно и тактично ведущего юного читателя к постижению смысла стихотворения, первостепенна; главным на уроке становится совместный творческий поиск. Роль учителя в том, чтобы направить мысль в нужное русло, когда возникают затруднения - оказать помощь.