Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века; познакомить с творческой историей романа М.А.Булгакова. Понаблюдать, как в романе отражены особенности общественно-политической и культурной жизни страны в этот период.
2. Совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала, работы с источниками дополнительной информации по предмету (БЭНП «Литература», ЭУИ «Культурология», ЭУИ «МХК»); совершенствовать ИКТ- компетентность.
3. Воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, патриотизм.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): АРМ, БЭНП «Литература», ЭУИ «Культурология», «МХК», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Дидактический материал: текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Ход учебного занятия:
1. Организация начала урока -2 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.
2. Проверка выполнения домашнего задания - 15 мин.
Цель этапа: Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок.
Учитель:
- Перед вами на экране перечень важнейших событий в жизни СССР. Ваша задача - за 2-3 минуты выписать только те события, которые относятся к изучаемому сегодня периоду. Сначала вы выполните эту работу в тетрадях, а затем проверите, опираясь на правильные ответы, представленные на экране.
(Предлагает учащимся обменяться тетрадями и представляет на экран правильные варианты ответов с целью проверки, выставляет оценки, поставленные учащимися друг другом.)
- Сегодня мы попытаемся войти в атмосферу эпохи, в которой жил и творил М.А.Булгаков.
На дом двум учащимся было дано задание подготовить по ЭУИ сообщения по теме: «Развитие литературы и искусства в 30-е годы XX века.
-Итак, что же это было за время, в которое жил и творил М.А.Булгаков? Чем жили советские люди? Какие темы разрабатывало советское искусство? Послушайте сообщения ваших одноклассников, попытайтесь войти в атмосферу той эпохи и письменно ответьте на вопрос: как развивалось искусство в 30-е годы XX века?
Два ученика делают сообщения по полученному на дом электронному заданию. Остальные слушают их выступления, рассматривают на экране иллюстрации, слушают музыку, формулируют ответ на поставленный вопрос и записывают его в тетрадях.
Предполагаемый ответ:
30- годы XX века – это эпоха глобальных экономических преобразований в Советской стране (индустриализация, коллективизация). Вместе с тем это время жестокой политической диктатуры, расцвет культа личности И.В.Сталина. Время, когда за инакомыслие расстреливали, отправляли в ГУЛАГ без суда и следствия.
Эти изменения коснулись и культуры, в которой воцарилась политика жесткой регламентации и контроля, не допускающая ни малейших отклонений от «генеральной линии». Большевики видели в искусстве мощное орудие коллективной пропаганды. Постепенно усиливая властные позиции, они полностью сосредоточили в своих руках управление литературой и искусством. Созданные в начале 1930-х годов творческие союзы (писателей, художников, архитекторов, композиторов) вытеснили пестрые литературные и художественные группировки. Господствующим направлением в творчестве союзов стал так называемый метод социалистического реализма.
В его основу положен принцип партийности, служения идеалам коммунизма. Проводя политику кнута и пряника, союзы поощряли угодных и отстраняли от благ и подвергали суровым разносам «чуждых деятелей культуры. В разряд «чуждых» попади Ю.Л.Олеша, Д.Д.Шостакович, Б.Л.Пастернак, И.Э.Бабель и др.
Уничтожались памятники культуры. Только в Москве в 30-е года были разрушены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота, сотни церквей.
Тем временем искусство социалистического реализма стремительно развивалось.
В живописи 30- г. г. наряду с художниками, посвятившими свое творчество революционно-героической и советской патриотической тематике, такими как Б.В.Иогансон, С.В.Герасимов, И.И.Бродский, А.А.Дейнека, плодотворно работали в жаре портрета, пейзажа и натюрморта П.П.Кончаловский, И.Э Грабарь.
Серию замечательных портретов современников написал М.В.Нестеров. В 30-е годы продолжается и творчество К.С.Петрова-Водкина.
В области скульптуры в это время самой заметной стала работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» (1927). Материал – нержавеющая сталь. Стремительное движение двух фигур выражает единый порыв и олицетворяет веру советского народа в победу коммунизма.
В кино так же уверенно утверждались нормы социалистического реализма. В русле официального художественного метода созданы фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М.И.Ромма, «Человек с ружьем» С.И.Юткевича, «Депутат Балтики» А.Г.Зархи и И.Е.Хейфица.
Герою-труженику посвящены фильмы «Путевка в жизнь» Н.В.Энна, «Веселые ребята» Г.Александрова. Огромной популярностью пользовался фильм братьев Васильевых «Чапаев» (демонстрируется фрагмент фильма)
Музыкальная жизнь того времени была разнообразной и оживленной. В этот период достигает расцвета жанр массовой песни. Среди песен того времени немало творений, возвеличивающих партию.
Самые яркие композиторы-песенники – И.Дунаевский, Т.Хренников, М.Блантер (прослушивается «Марш энтузиастов»)
В этот же период начинается травля Д.Шостаковича за оперу «Катерина Измайлова» (Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда») и С.Прокофьева за оперу «Семен Котко».
В литературе уже прочно утвердился социалистический реализм. В действительности он имел мало общего с реализмом, а за реальность выдавалось то, что должно было быть ею с точки зрения официальной идеологии. Произведениям соцреализма присущ оптимизм, который питается верой, искренней или вызванной соображениями конъюнктуры, в будущую победу коммунизма во всем мире (творчество А.Твардовского, В.Катаева, К.Паустовского, М.Горького, Н.Погодина). В эти годы успешно развивается детская литература (К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак, С.Михалков, А.Гайдар).
Вместе с тем советские писатели и поэты не могли не осознавать скрытую страшную правду о сталинском режиме: у многих были арестованы родные и друзья. О трагедии человека в условиях тоталитарной системы говорится в произведениях А.Ахматовой «Реквием», А.Твардовского «По праву памяти», М.Булгакова «Мастер и Маргарита», опубликованных полностью лишь в 1980-е годы.
Учитель просит некоторых учащихся зачитать ответ на поставленный вопрос, предлагает дополнить (если нужно).
3. Изучение нового материала - 8 мин.
Цель этапа: Познакомить с историей создания романа «Мастер и Маргарита» в историко-культурном аспекте эпохи, в которой жил и работал М.А.Булгаков.
Учитель:
Итак, 30-е годы XX века – время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М.А.Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. О том, как это происходило, вы узнаете из рассказа вашего одноклассника. Ваша задача – прослушать сообщение, выделить главное и записать выводы в тетрадь.
Предоставляет слово заранее подготовленному учащемуся.
Примерный ответ:
«Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А.Булгакова. История создания романа была драматичной так же, как и судьба его автора. К работе над книгой Булгаков приступил в 1928 году; зимой 1929 г. Были написаны отдельные главы романа, которые, по утверждению критиков, отличались большой политической остротой.
В 30- годы Булгаков пишет пьесы, в том числе комедию «Иван Васильевич», которая была снята накануне премьеры. Сталин все больше склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.
В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: «Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор…Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо…».
Булгаков по личному распоряжению Сталина все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание»
Но он упорно работал «в стол» над новым романом. Писатель задумал создать роман о дьяволе, скорее сатирический роман, в первых двух редакциях не было Мастера и Маргариты, не было параллельного развития действия двух романов – античного и современного. Да и сам Воланд выступал в привычном облике искусителя и провокатора.
Первую редакцию романа писатель в отчаянии сжег. Он писал: «Ныне я уничтожен…Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе… Все мои вещи безнадежны…»
Спустя некоторое время Булгаков вернулся к работе над романом. Много раз он менял заглавие произведения: «Черный маг», «Великий канцлер», «Сатана», «Черный богослов», «Он появился», «Происшествие», «Копыто консультанта».
В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа (всего их насчитывают 6), получившего название «Мастер и Маргарита».
По свидетельству мемуаристов, Булгаков последний раз работал над романом 13 февраля 1940 года (умер писатель 10 марта 1940). Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже потерял речь, у него выходили только концы или начала слов. …я сидела около него,… он дал мне понять, что ему что-то нужно. Я прелагала ему лекарство, питье, но поняла…, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Мастер и Маргарита?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
Исполнить эту предсмертную волю автора было нелегко. В период с 1946 по 1966 год Е.С.Булгакова несколько раз пыталась опубликовать роман, но безуспешно. Напечатан он был в журнале «Москва» в 1966 и 1967 годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр (примерно 12% текста). В основном пострадали страницы, относящиеся к русской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего с современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила «истины» Иешуа.
Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М.А.Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, «вечным» проблемам».
4. Первичная проверка понимания изученного -3 мин.
Цель: установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание нового материала, устранить обнаружившиеся пробелы.
Учитель задает вопросы:
1. Каков был первоначальный замысел романа «Мастер и Маргарита»? (Первоначально произведение задумывалось как роман о дьяволе.)
2. Почему и как с течением времени замысел романа менялся? (Из замысла сатирического роман превратился в произведение философское, раскрывающее общечеловеческие, «вечные» проблемы. Связано это было с ситуацией в стране и с изменениями в жизни самого писателя.)
5. Применение знаний и способов действия -10 мин.
Цель этапа: Определить, как практическими примерами учащиеся могут подтвердить полученные теоретические знания.
Создание проблемной ситуации:
1. Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?
Работа в группах с текстом романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Варианты заданий: соотнести знания о реальной атмосфере 30-х годов с содержанием романа –
1 группа – глава 7 «Нехорошая квартира» (Почему эта квартира получила такое название?).
2 группа – глава 13 «Явление героя» (причины попадания в психиатрическую клинику).
3 группа – глава 5 «Было дело в Грибоедове» (оценка состояния литературы и литературные кадры).
Учащиеся работают в группах, озвучивают результаты групповой работы, делают выводы, дополняют друг друга.
6. Обобщение и систематизация знаний - 5 мин.
Цель этапа: Обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания.
Учитель:
Итак, мы убедились в том, что Булгакову удалось отразить в романе атмосферу эпохи – атмосферу террора, страха, показать состояние развития литературы на данном этапе.
Задает вопросы:
1. Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х годов XX века? (Булгаков использовал средства сатиры: иронию (дают определение), гротеск (дают определение), «эзопов язык». Также ввел в роман элементы фантастики.)
2. М.А.Булгаков назвал свое произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы? (Роман можно назвать не только фантастическим, но и авантюрным, сатирическим.)
7. Итоги. Информация о домашнем задании - 2 мин.
Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы доказали, что в романе Булгакова в сатирической форме нашла отражение реальная жизнь страны в 30-е годы XX века, дали жанровое определение произведению. Но «Мастер и Маргарита» - роман многоплановый, необычный, и в рамки традиционных или фантастических романов не укладывается. Но нам еще предстоит это увидеть. На следующем уроке мы остановимся на других проблемах романа: философско-этических, рассмотрим роль библейских глав.
Домашнее задание:
1. Отдельным ученикам – подготовить рассказ о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея, гл.27, 28).
2. Остальным: перечитать ершалаимские главы (гл.2, 16, 25, 26), подумать над вопросами:
- Какова основная тема этих глав?
- Кто главный герой романа Мастера и почему?
- Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?
Список литературы:
- Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
- http://www.dombulgakova.ru/index.php?id=14
- http://bulgakov-kiev.tripod.com/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2