Конспект урока литературы в 6-м классе "Живи, как эта ежевика…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.
  • Отработка навыка определять отличительные особенности эпических и лирических произведений.
  • Формирование и развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений.
  • Развитие эмоционального восприятия, образного мышления.
  • Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, развитие творческих способностей школьников.

Оборудование урока:

  • миниатюры-размышления учащихся на тему "быть или не быть?"
  • стихотворение "Ежевика"; портрет Ф. Искандера
  • иллюстрации учащихся (с прошлого урока)
  • фотография ягоды ежевики
  • таблички с литер. терминами ("лирика", "лирический герой", "эпос", "эпический герой")

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, мои юные философы! Рада видеть вас снова и снова!

Надеюсь, вы справились с домашним заданием и ответили на вопрос: "быть или не быть?" А если кто-то затруднился, но всё-таки попытался это сделать, не волнуйтесь! Ведь даже взрослые не всегда способны отвечать на такие сложные вопросы. Давайте будем учиться думать, размышлять, говорить друг с другом и понимать друг друга.

Проверка домашнего задания (чтение одного - двух ответов)

Вика Водопьянова: "Быть или не быть? Жить или не жить? Вот в чём вопрос: Если жизнь тебе дана, живи! Живи её так, как захочешь. Главное - не обижай никого, а помогай! Если трудно жить, трудись! Терпение и труд всё перетрут!"

Виталий Боровиков: "Быть цветку или не быть? Цветок не просто жил на земле. Своей жизнью он дал жизнь другому цветку, более сильному и прекрасному".

Ирина Горбатых: "Быть: жить или существовать? Нужно быть! Нужно жить! Смысл жизни заключается в человечности. Настоящая жизнь - это когда ты стараешься выжить и жить не ради себя, а ради близких, родных, ради своей семьи".

- Спасибо, ребята, за ваши бесценные мысли! Это ваш первый опыт создания философского изречения.

- Вы знаете, на меня "неизвестный" цветок А.Платонова произвёл сильное впечатление: Яне могла остаться в стороне и тоже попыталась ответить на вопрос "Стоит ли жить так, как жил "неизвестный цветок"?

"Я считаю, что стоит жить так, как жил "неизвестный цветок". Образ "неизвестного цветка" помог мне понять, что надо учиться быть сильным, терпеливым, стойким, целеустремлённым. Только тогда ты сможешь добиться в жизни чего-то важного"

Проблемный вопрос.

- Когда я ответила на один вопрос, у меня сразу же возник следующий: Можно ли согласиться с изречением философа Э. Кроткого, который утверждает, что "в гибели одуванчика - его бессмертие"?

Получается:надо погибнуть, чтобы родилась новая жизнь?

- И где мы с вами попытаемся найти ответ на этот вопрос? (:)

- Верно. В книге. Как говорил великий мудрец Платон "Книга - немой учитель". Но это только кажется, что книга не говорит. Книга говорит с нами. Главная наша задача - услышать её и понять. Научиться понимать книгу можно только в том случае, когда мы читаем вдумчиво, внимательно.

- Сегодня книга нам расскажет об удивительной ягоде. Она живёт в стихотворении Ф. Искандера "Ежевика".

Послушайте его и определите, что объединяет это стихотворение и сказку-быль "Неизвестный цветок"?

Выразительное чтение учителем.

(Дети отмечают то, что объединяет эти два произведения одна тема "Борьба за жизнь")

- Чем отличаются эти произведения? ("Неизвестный цветок" - эпическое, "Ежевика" - лирическое)

Работа с литературными терминами.

- Существует ли разница между эпическим героем и лирическим? (Да. Для эпического героя характерно проявление характера через поступки и взаимодействие с окружающими его героями, а для лирического героя характерно проявление внутренней силы, связанной с эмоциями, чувствами)

- Скажите, какие эмоции вызвало у вас стихотворения Ф. Искандера? (торжество, радости, восхищения, <..>)

- Спасибо большое. В этом наши мысли полностью совпадают.

(Один из учеников задаёт противоречивый вопрос "Странно, но я увидел в этом стихотворении развитие событий! Разве в лирическом произведении может быть сюжет?)

- Спасибо за вопрос, юный философ! Конечно, ребята! В лирическом стихотворении может быть сюжет. Только мы должны суметь увидеть в этом сюжете силу чувств и эмоций лирического героя, развитие его внутреннего мира!

- Выпишите, пожалуйста, из текста строчки (не больше двух), которые являются кульминационными ("Живи, как эта ежевика, жизнь выжимая из камней"

- Смотрите, ребята, что происходит! В очередной раз мы слышим слова: "Живи, как "неизвестный цветок"! Живи, как эта ежевика!" Давайте определим для себя точно, что значит, "жить, как эти прекрасные растения". Мы сейчас выполним сравнительный анализ двух образов, неизвестного цветка и ежевики.

Сопоставительный анализ образов (результаты анализа заносятся в таблицу)

Работа в парах:

Примерная таблица.

Образ ежевики

Стихотворение "Ежевика"

Образ цветка

Сказка-быль "Неизвестный цветок"

"а над рекою камень дикий:"

":вцепился ежевики расплющенный зелёный куст:"

"однажды упало семечко:и приютилось в ямке меж камнем и глиной"
":почти окованный камнями, он молча не признал оков:" "цветок:не хотел жить печально:когда ему было горестно, он дремал:", ":он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину:"
"своими тонкими корнями прожилья камня пропоров" ":выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти"
"на солнце ягоды горели" ":как звезда, он светился живым мерцающим огнём:"
"попробуй ягоды и ахни!.. они созрели, но не камнем пахли:а солнцем пахли и землёй"" ":теперь он стал настоящим цветком", "на краю пустыря Даша почувствовала благоухание",

"Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит"

Ты человек! Но поживи-ка! :Жизнь выжимая из камней" "он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне"

- Мы сравнили образы. Что объединяет их? Какими эпитетами вы охарактеризуете наших героев? (терпеливые, трудолюбивые, крепкие, целеустремлённые, старательные, красивые)

- Мы можем назвать их жизнелюбивыми? (Да. Примером своей жизни они показывают, что жизнь сильнее смерти)

- Мы можем назвать эти образы счастливыми? (Да. Потому что они сами прожили достойную жизнь и дали возможность жить своим потомкам)

- Значит Э. Кроткий был прав, когда утверждал, что "в гибели одуванчика - его бессмертие"? (Да. Одуванчик не просто погиб, он прожил жизнь, накопил семена, которые добрый ветер рассеял по земле, и появилось много счастливых одуванчиков)

- Верно. И много на земле таких трудолюбивых и жизнестойких неизвестных цветков. И самые вкусные ягоды растут именно там, где трудно выжить!

Итог урока.

- Спасибо, ребята. За очень интересную содержательную работу на уроке. Мы все с вами прожили этот час не зря. Мы поняли, что (:::)

- Мы должны понять и запомнить, что (изречения написаны на доске):

  • "Цель жизни заключается в том, чтобы жить так, чтобы и после смерти не умирать" (Мусса Джалиль)
  • "Жизнь это борьба за бессмертие" (М.М.Пришвин)
  • "Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед" (Платон)

Домашнее задание.

  1. Учить стихотворение "Ежевика"
  2. Читать рассказ А.П. Платонова "Цветок на земле" (учебники учитель собирает, а детям выдаются ксерокопии рассказа без указания имени автора)
  3. Один ученик делает сообщение об А. Платонове