Цель урока: подведение итогов, систематизация полученных знаний по данной теме (русские народные сказки)
Задачи:
- в игровой форме обобщить все особенности русской сказки;
- путем создания атмосферы здоровой конкуренции вырабатывать у учащихся чувство удовлетворенности вследствие хорошего знания учебного материала, учить добиваться поставленной цели;
- прививать любовь и уважение к культурным традициям своего народа.
Оборудование:
- выставка книг-сказок,
- использование SD или DVD дисков для звуковой или визуальной наглядности во время проведения викторины.
Ход урока
Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы говорили с вами об одном из главном чуде русского фольклора - русской народной сказке. Познакомились с видами сказок, узнали о том, какими художественными особенностями они обладают. Также мы с вами обратились к анализу некоторых известных сказок. Сегодня мы подытожим все то, что узнали об этом замечательном жанре русского фольклора, но сделаем это в виде викторины, которая и окунет нас в мир сказок и покажет, насколько хорошо вы их знаете.
I. Класс разбивается на три команды. Если одна из них не может ответить на заданный вопрос, другие команды имеют право ответить на него.
I тур "Сказка - особый жанр фольклора"
1) Мы с вами все время говорим о том, что сказкам - это фольклорное произведение. А что такое фольклор и как переводится это слово с английского языка? (фольклор в переводе с англ. означает народная мудрость, знание, это устное народное творчество, то, что первоначально передавалось от человека к человеку и не фиксировалось на бумаге);
2) к какому роду художественных произведений мы относим сказку? дайте определение данного рода (сказка - эпическое произведение; к эпосу относятся произведения, в которых автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях);
3) Дайте определение сказки. Чем она отличается от такого похожего жанра, как былина? (сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях; былина - это песнь-сказание, повествующие о богатырях - защитниках родины );
II тур "Жанровые особенности сказки"
Мы говорили с вами о том, что жанровым своеобразием сказок является их деление на три вида: волшебные, о животных и бытовые. Вам необходимо рассказать, какими особенностями обладают каждый из видов и привести по два-три примера сказок.
1)Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии - "два Ивана солдатских сына" "Иван царевич и серый волк", "Лягушка-царевна" );
2) сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми - "Лиса и волк", "Звери в яме", "Лиса и журавль");
3) социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты).
III тур "Художественные особенности сказок"
- Сказки, особенно волшебные, необычайно поэтичны. Русскую сказку отличают ритм, напевность, неторопливое повествование. Среди особенностей строения сказки выделяют присказку, зачин и концовку. Дайте определения этих понятий и приведите примеры
1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди")
2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"
3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец)
Часто встречаются в сказках и такие художественные детали, как повторы близких по значению слов, традиционные обороты речи, постоянные эпитеты
1) назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно);
2)привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
3)постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец).
IV тур "Угадай сказку"
- А теперь проверим, много ли русских народных сказок вы прочитали, помните ли их название. Я раздам вам карточки с названиями сказок, а вы впишите недостающие слова. Каждое правильно вставленное слово - один бал.
1.
Поди туда - не знаю куда,::..то - не знаю что
Сказка о::..яблоках и живой воде.
Белая::..
Морской царь и ::.Премудрая
Как мужик::делил.
2.
Пузырь,::и лапоть
У страха::.велики
Солнце, Месяц и::.Воронович
Финист - ::.сокол
Летучий::.
3.
::.из топора
Иван-царевич и::.
Кот - серый::., козел да баран
::..Симеонов
Медное,::.и золотое царства.
V тур "Сказочные герои"
В заключительном конкурсе, ребята, мы вспомним с вами тех сказочных героев, о которых говорили на предыдущих уроках, а заодно и увидим, насколько внимательно вы читали сказки. Я попеременно каждой команде буду зачитывать реплики, произнесенные сказочными героями, вы называете сказку и героя, который произнес их.
1) смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди. (старик "Два Ивана солдатских сына")
2) Вона чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмём. (братья Иваны "Два Ивана:")
3) Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с Богом, владейте на здоровье! (старик "Два Ивана:")
4) Уходи от сюда, добрый молодец! Скоро придёт сюда двенадцатиглавый змей:. (Настасья Прекрасная "Два Ивана:")
5)Люди говорят, что нынче рыба в полях живёт, а в водах зверь поселился (старик "Жена-доказчица")
6) Что ты бредишь, подлая? Когда черт с меня шкуру драл? (барин "Жена-доказчица")
II. Рефлексия.
- Вот и подошла к концу наша викторина. Надеюсь, что она помогла вам не только подытожить, объединить понятия, о которых мы говорили с вами, но и подтолкнет вас к дальнейшему знакомству с русскими народными сказками.
Знаменитому русскому писателю А. С. Пушкину принадлежит высказывание: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Как вы понимаете это изречение? (внешне сказка - это вымысел, фантазия народа, но суть её, смысл наполнены глубоким смыслом, народным знанием. Она учит доброте, трудолюбию, терпению, состраданию. Сказки культурно обогащают нас: рассказывают о традициях, национальных чертах русского народа).
III. Итоги викторины.