Методическая разработка (план) урока "Мифологизмы мышления древних славян. Существа, составляющие близкое окружение человека"

Разделы: Литература


Диагностические цели занятия:

1) учащиеся определят особенности мировосприятия пращуров, отраженные в мифологии;

  • дадут определение теоретических понятий, связанных с темой;
  • смогут дать устную портретную характеристику мифологических персонажей;
  • выразительно прочитают произведения русских писателей и фольклора;
  • охарактеризуют демонов “низшей” мифологии;
  • напишут творческую работу;

Познавательные задачи:

  • проследить связь бытовой жизни древних славян с мифами;
  • установить степень отражения демонического мировосприятия пращуров в жанрах фольклора;
  • определить, какую роль играют мифологические персонажи в произведениях писателей XX века;

Виды работы учащихся на уроке:

  • словарная работа (составление словаря понятий и терминов);
  • устное словесное рисование (описание внешнего облика мифологических существ);
  • иллюстрирование;
  • аналитическая беседа;
  • выразительное чтение и интерпретирование произведений фольклора и литературы;
  • театрализованное исполнение произведений фольклора;

Формы работы:

  • коллективная;
  • групповая (* распределение по группам проводится при подготовке к занятию с учетом интересов учащихся).

Ход занятия

I. Слово учителя.

Мифология древних славян тесно связана с образом их жизни, отражает земледельческо-пастушеский уклад, соотносится с годовым природным циклом и отражает представления пращуров о жизни окружающего мира в целом. Значительные остатки языческой древности, сохранившиеся в бытовых поверьях народа, обрядах, в жанрах фольклора – это обширная область мифологии.

Наши предки почитали природные стихии, землю, растения и деревья, животных, птиц, неодушевленные предметы, олицетворяя их, и верили в возможность магического воздействия на природу и окружающий мир, т.е. были язычниками.

Мифологическое мышление древних сложно и многосоставно. Круг древнейших мифологических понятий о мире включает в себя четыре основных пласта (слайды № 14, 15)

Комментарии к схеме “ Мифологические воззрения древних славян”.

II. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ содержания статей А. А. Блока “ Девушка розовой калитки и муравьиный царь” и В. И. Даля “ О повериях, суевериях и предрассудках русского народа” (ответы на вопросы:

  • Какую оценку народных воззрений дают авторы?
  • Почему так различны эти оценки?
  • Какую точку зрения разделяете вы? Обоснуйте свой ответ).

III. Постановка учебной задачи:

Что отражается в мифах: темное сознание или пли талант народной души?

Чтобы ответить на вопрос, необходимо подробнее познакомиться со сверхъестественными существами “низшей” мифологии, составляющими близкое окружение человека.

Группа лингвистов называет демонов и дает им общую характеристику (слайд № 16)

IV.

Составление словаря урока, оформление словарной статьи.

Группа лингвистов представляет словарь урока и примеры словарных статей (слайды № 5 – 13)

V. Аналитическая беседа (группы этнографов, фольклористов).

1) Как устроено славянское жилище?

(Этнографы дают развернутый ответ, сопровождаемый рисунками, фотографиями)

Почему древние славяне олицетворяли дом? Какие обряды сопровождали строительство и вход (влазины) в новое жилище?

Примерный вариант ответа (группа фольклористов). Наши предки так выражали своё предельное уважение к Дому. Он был для человека больше, чем просто место обитания. С ним связана история рода, здесь рождались и умирали члены семьи, здесь формировалась бытовая и духовная жизнь тесного круга кровных родственников. Дом был в некотором смысле центром мира, защитой, крепостью.

2) Какие мифологические существа населяли дом и подворье? Как они наименовывались? (группа лингвистов).

Примерный вариант ответа: в доме обычно жили домовые (их опасались называть этим именем, поэтому звали дедом, дедушкой, жировиком, доможилом, хозяином). Домового наделяли не только именем, выражая почтение к нему, ему придавали человеческую судьбу, жену (Доманю) и детей (домашек). В избе часто жили кикиморы (мары).

На подворье, в овине обитал овинник (овинный, гуменщик, гуменный, сарайник, дворовой, хлевник, клетник). В бане селились навья, банные (банники). Иллюстрации (группа художников)

3) Почему рядом с человеком жило так много демонических персонажей?

Примерный вариант ответа. Человек олицетворял многие стороны собственной бытовой жизни, особенно важные для него: жилище своей семьи, отдельные места жилища (например, кухню, где под печкой жила кикимора), сарай для хранения еще не обмолоченного зерна, баню.

4) Как выглядел домовой? Рассмотрим и прокомментируем ваши иллюстрации (слайды №17, 18) (группы художников, фольклористов)

Примерный вариант ответа:

встреча с домовым была для человека опасна, он чаще оставался невидимым. Люди представляли его то клочком сена, то котом с выгнутой спиной, то неизвестным мохнатым зверьком, то низеньким старичком в длинной рубахе. Существовало поверье в сёлах Новгородской области, гласившее, что в ночь перед Пасхой в хлеву можно увидеть домового, если надеть хомут и, укрывшись среди лошадей, спрятаться под бороной зубьями вверх. Но любопытных домовой жестоко наказывал: напуганные домовым кони могли насмерть забить человека копытами.

5) Какими чертами характера люди наделяли домового, какие свойства ему приписывали? Как складывались отношения человека с ним? (слайд №19) (группа фольклористов).

Примерный вариант ответа: отношения с домовым начинались задолго до новоселья. С момента закладки первого венца сруба хозяева старались задобрить домового, сытно угощая плотников. Строительство сопровождалось целой системой обрядов, призванных охранить жилище от темных сил, обезопасить его, наделить его жизненной силой. Известен такой обряд: хозяйка недостроенного еще дома ночью, простоволосая и нагая, трижды обегала вокруг дома, передавая ему свою женскую силу. А в воротах женщина трижды кувыркалась через голову, заграждая вход на подворье всякой нечисти.

Опасаясь враждебных духов, переход в новое жилище совершали ночью, в новолуние, с хлебом-солью. Хозяйка дома отрезала край от непочатого каравая и, присыпав его солью, клала под печку. Хозяин несколько ночей подряд без шапки, босой и в одной рубахе, тайком ходил в старое жилище и уговаривал домового перебраться вместе с семьей в новый дом. Произнося следующий заговор: “Хозяин – дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего”. (Группа актеров инсценирует обряд)

6) В чем вы видите особенность этого заговора? (группа лингвистов).

Примерный вариант ответа: домовому отводилась главенствующая роль в жилище, обещалось спокойное и сытное житьё, давалось понять, что дом и семья без него осиротеют, выражалось почтение и уважение. В этом заговоре, стараясь угодить домовому, человек сам представал в виде доможила.

7) С ролью домового в человеческой жизни связан целый ряд праздников. Какие из них вы можете назвать? (группы фольклористов и лингвистов). Прокомментируйте заговоры (слайды № 20, 21, 22, 23).

8) Какую, на ваш взгляд, функцию в этом заговоре выполняют слова-обращения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прием аллитерации? (слайды № 24, 25) (группа лингвистов).

8) Придумайте и запишите опорные слова и выражения для характеристики домового (группа лингвистов).

Примерный вариант выполнения задания: олицетворён, очеловечен, наделен в воображении язычников женой (доманя) и детьми (домашки); помощник, радетель, защитник, заступник; хранитель дома и семьи; бережливый и заботливый хозяин, покровитель скота; мудрый советчик; иногда капризен, обидчив, взбалмошен; неуживчивый, отражающий характер хозяев дома и подворья; провидец и предсказатель несчастий; блюститель человеческой нравственности.

9) В чём особенность таких заговоров как жанров фольклора? (группа лингвистов).

10) Рядом с человеком в избе или на подворье (иногда в погребе, в сенях, в подполье, в курятнике) жила кикимора (мара, шишига), существо другого рода. Определите этимологию имени (Слайд№28) (группа лингвистов)

11) Какой представлялась кикимора древним язычникам? (группа художников).

12) Почему человек боялся встречи с кикиморой? Опишите её характер (слайд №29) (группа лингвистов). Прокомментируйте свои иллюстрации (группа художников).

Примерный вариант ответа: кикимора сердитая, молчаливая, часто невидимая, вздорная, злопамятная, всегда готовая мелко напакостить, навредить человеку, помешать ему в бытовых делах. Кикимора бьет посуду, пугает кошку, с которой вечно враждует, швыряет на пол кринки,  гремит печной заслонкой, разбрасывает овощи, щекочет детей в колыбельках, ощипывает птицу, но чаще всего путает пряжу, мусолит её и рвет на веретенах и прялках.

13) Какие обряды связаны с кикиморой? Исполните их (группы фольклористов и актеров).

Прокомментируйте пословицу: “Не пряди, девушка – кикимора спрядет” (слайд №30).

В чем особенность заговора: “Гой ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее”? (слайд №31, 32) (группа лингвистов).

Примерный вариант ответа: например, обряд обмывания посуды отваром папоротника.

Нерадивую девушку нередко называли кикиморой. Ленивице адресовали поговорку: “Не пряди, девушка – кикимора спрядет”.

Смысл поговорки в том, что вечно сидящая с прялкой кикимора не соткала ни одной рубахи. Ленивую девицу предупреждали, что если она не будет готовить себе приданое, то за прялку сядет сама кикимора, которая напрядет якобы шерсти и уведет жениха.

Первого марта, на Мириамну праведную, ставшую Меремьяной – Кикиморой, вредную жилицу старались выгнать из избы, выметая сор не под угол печи, где её любимое место, а на улицу. При этом приговаривали: “Гой ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее”.

Комментарий группы лингвистов: обратите внимание, что в заговоре против кикиморы нет ни уважительного обращения, ни просьбы, а есть лишь приказ, повеление. Зато в притяжательном прилагательном “ горюнин” выражено сочувствие человеку, который терпит притеснение от кикиморы и оттого горюет, т.е. становится горюней.

14) Анализ сказки А. Ремизова “ Кикимора”. Ответы на вопросы. Сравните изображение кикиморы А. Ремизовым и А. Толстым. Почему так по – разному изображают кикимору писатели?

15) Самый несговорчивый из демонов, живущих рядом с человеком – овинник (гуменник). Что это за существо? (слайд №33, 34).

Дайте ему характеристику (слайд № 35) ( группа лингвистов).

Примерный вариант ответа: злой, коварный, мстительный, неподкупный сторож и хранитель гумна, скрытный, молчаливый, предпочитающий темноту, строго наказывающий нерадивых работников и любопытных бездельников, заглядывающих ночью в овин.

16) Какие жанры фольклора связаны с гуменником? (слайд № 36) (группы фольклористов, лингвистов, актеров).

Примерный вариант ответа: с этим недобрым демоном связаны загадки:

Стоит на дворе Орина,
рот разиня,
три поля съела,
еще голодна.
Стоит котище – выхвачен бочище, не дышит, а пышет.

Овинника представляли в виде огромного черного кота с горящими глазами. Стараясь угодить ему, обмолот снопов начинали седьмого октября, в день Фёклы-заревницы, после полуночи. Овинник строго следил за порядком в овине, за тем, чтобы аккуратно и бережно молотильщики исполняли свою работу и часто наказывал, поджигая овин. Это и отражено в загадках.

Связаны с овинником и гадания, и сказки (смотри приложение), и детские игры.

Инсценировка гадания:

Девушки после полуночи приходят в овин, кланяются овиннику, угощают его принесенной едой, оставляя её у входа. Затем становятся лицом к двери, закрывают голову передником, чтобы не видеть овинного, просят: “ Овинник, расскажи про мою жизнь”.

Если овинник коснется девушки голой рукой, то её жизнь будет бедной, несчастной. Если коснется мохнатой лапой – быть девушке счастливой и жить в достатке.

17) Инсценировка игры (группа актеров): “ Орина из овина, догоняй нас!” Орина кидается и хватает кого-нибудь. Кого схватит, тот становится Ориной, но не имеет права шагнуть за гумно.

VI.

Отражение мифологических представлений древних о мировом древе в образах деревьев в поэзии С. Есенина, А. Тарковского. Анализ стихотворений “ Береза”, “ Клен ты мой опавший...”, “ Зеленая прическа, девическая грудь…”; “ Деревья”

VII. Анализ содержания повести В. Распутина “Прощание с Матерой”.

Прочитайте выразительно отрывок из повести В. П. Распутина.

  • Какую роль в повествовании о судьбе древней Матеры играет описание Царского Лиственя?
  • Почему он называется Царским? Какие представления древних нашли отражение в этом описании?
  • Какую функцию выполняет на острове Хозяин? Как этот образ раскрывает авторский замысел?
  • Как вы понимаете авторский замысел, благодаря этому образу?

VIII. Обобщение (слайд № 37).

IX. Домашнее задание.

Напишите творческую работу свободного жанра на тему: “ Поэзия живого мира”.

Презентация