Цель урока:
- сформировать целостное представление о красоте зимнего пейзажа через знакомство с произведениями живописи, музыки, поэзии.
Задачи:
- Выявить отношение детей к зиме;
- Уточнить понятия “композитор”, “поэт”, “художник”, “искусство”, “пейзаж”
- Формировать положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
- Развивать устную речь через словарную работу и составление текста – описания;
- Пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира;
- Способствовать осмыслению связей между музыкой, поэзией, живописью.
Тип урока:
- урок художественного восприятия
Оборудование:
- компьютер,
- медиапроектор,
- презентация Power Point
Содержание урока.
Этапы урока |
Ход урока |
|
1. Организационный момент.
Задача:
|
Приветствие учеников. -Здравствуйте, дети. Я рада новой встрече с вами. Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения: Пусть слово живое Мой разум и сердце разбудит, Введет меня в мир красоты. - Давайте прочитаем его вместе. - Как вы понимаете слово “красота”? - Что красивого можно увидеть в жизни? Услышать? Почувствовать? |
Слайд № 2 (стихотворение) |
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика |
Для того, чтобы мы могли красиво высказывать свое мнение на уроке, проведем гимнастику. Поскольку сейчас зима, упражнения будут “зимними”. 1.Упражнения для щек и губ: Снеговики радуются снегу и морозу Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Оттепель. Снеговики тают. Щеки втянуть. Упражнения для языкаСосулька Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении ( под счет до 6-8) Язык “чашечкой” Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой” Саночки Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед – назад, боковые края должны скользить по коренным зубам. следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 3.Развитие речевого дыхания и голоса. Вьюга Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою –ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” ( с усилением звука) Застонал лес от вьюги: “ М-м-м-м” ( тихо, высоким голосом) Тяжело стонут дубы: “ М-м-м-м” (громко, низким голосом) Шумят ели: “ Ш-ш-ш-ш-ш” Стихает вьюга: “ С-с-с-с” ( с уменьшением силы зувка) |
|
3. Подготовительная работа.
Вступительная беседа Задачи:
|
- Продолжим разговор о красоте. -Кто из вас читает, что зима одно из самых красивых времен года? -Давайте подумаем, как можно красиво изобразить зиму? (словами, музыкой, движением, рисунком) К сожалению, мы не всегда умеем увидеть, услышать, выразить красоту родной природы, восхищение от ее красоты. - Кто нам может помочь увидеть, услышать, выразить в слове красоту зимы? Вспомнить о ней, восхититься ее красотой нам помогают композиторы, художники, поэты. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сегодня на уроке, знакомясь с произведениями композиторов, художников, поэтов о зиме мы попытаемся выразить свое отношение к этому времени года. |
Слайд № 3 – изображение зимы Слайды №4 – три квадрата с ? Слайды №5 – три квадрата с надписями: композитор, поэт, художник |
Этап усвоения новых знаний Задачи:
|
||
1. Знакомство с произведениями художников о зиме |
Учитель предлагает сложить из фрагментов картину. - Первое задание, которое я хочу вам предложить – соединить фрагменты так, чтобы получилась картина. -Как называется ваша картина? Кто ее автор? Что объединяет все картины? (это пейзажи) -Что такое пейзаж? - Какие это пейзажи? (живописные) Кто пишет картины? (художник) -Кто такой художник? -Какой увидели художники зиму? Расскажите своими словами по плану:
|
Слайды №6 - 10
Картина (изображение), автор, название Слайд № 11 Пейзаж – это изображение природы. В переводе с французского – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. Слайд № 12 Художник – это Слайд №13 |
Работа со словарем эпитетов о зиме |
-А как вы воспринимают это время года? -Я предлагаю вам составить словарик слов – признаков о красоте зиме. Из данных вам слов нужно выбрать только те, которые восхваляют зиму, помогают нам увидеть ее красоту. (Дети работают в группах). -Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова- признаки, которые вы выбрали. -Почему именно эти слова вы подобрали? |
Слайд №14- словарь эпитетов о зиме |
Описание картины |
Внимание детей вновь возвращается к тем картинам, которые они сложили. - Давайте вернемся к картинам. Постарайтесь описать картину, используя слова – признаки, над которыми мы сейчас поработали. Итак, какая зима у вас на картине? |
Слайд №15 - картины |
2. Динамическая пауза
Задача: снять напряжение |
Я предлагаю вам отдохнуть, потанцевать под песню, которая называется “Русская зима” ( движения произвольные, можно в зависимости от слов) |
Клип |
3.Знакомство с поэтическими произведениями о зиме |
- Выполняя работу по подбору слов, вы выступали в роли мастера слова, иначе говоря, сделали один шаг к поэзии. А кто такой поэт? - Я предлагаю вам познакомиться с творчеством поэтов о зиме. ( Детям выдаются стихи поэтов о зиме) - Какие авторы и произведения вам уже знакомы? - А сейчас такое задание: соотнесите поэтические строки и изображение на картине. (После этого каждый учащийся самостоятельно выбирает из предложенных отрывков подходящее четверостишье к своей картине). - Прочитайте выразительно четверостишье, которое, по – вашему мнению, больше всего подходит к содержанию картины. |
Слайд №16
Поэт – это |
4. Знакомство с музыкальными произведениями о зиме |
- Скажите пожалуйста, а может ли музыка помочь нам увидеть красоту зимы? - А кто создает музыку? Послушайте музыкальные фрагменты, все они посвящены зиме. Закройте глаза и попробуйте представить, какую картину рисует музыка. ( Звучат отрывки из музыкальных композиций). После прослушивания каждого отрывка у детей спрашивается, что они представили, почему. Проговаривается название музыкального произведения и автор. - Я предлагаю вам поработать с музыкальными фрагментами Еще раз послушайте фрагменты и подберите музыку для своей картины. ( По ходу работы учитель спрашивает, почему был выбран тот или иной фрагмент) |
Слайд №18
Композитор – это Слайд № 19 |
-Ребята, мы с вами в течение урока знакомились с произведениями музыки, живописи и поэзии. В итоге у нас получился целостный образ зимы. Давайте представим его еще раз. Соединим воедино живописный образ, поэтический и музыкальный. (На фоне музыки читается четверостишье, которое ребенок подобрал к картине, сложенной из фрагментов в начале урока) - Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся должны прийти к выводу, что музыка, поэтические строки и музыкальный фрагмент должны быть связаны друг с другом). А как одним словом назвать музыку, живопись, поэзию? ( искусство) - Помогло ли нам сегодня на уроке искусство представить красоту зимы? Согласны ли вы с высказыванием Гельвеция “ Задача искусства – волновать сердца” |
Слайд №19 Слайд №20 Искусство – это |
|
6. Итог по уроку. Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий. Рефлексия |
- С какими видами искусства мы с вами сегодня познакомились? - Какой из них помог лучше представить зиму? -Что особенно запомнилось на уроке? -Какая работа понравилась больше всего? -Что нового узнали? |
|
Д/задание |
Учитель предлагает детям на выбор:
|
Слайд №21 Д/задание |