Урок чтения в 5-м "К" классе (VIII вид) по теме "Зима"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • сформировать целостное представление о красоте зимнего пейзажа через знакомство с произведениями живописи, музыки, поэзии.

Задачи:

  • Выявить отношение детей к зиме;
  • Уточнить понятия “композитор”, “поэт”, “художник”, “искусство”, “пейзаж”
  • Формировать положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
  • Развивать устную речь через словарную работу и составление текста – описания;
  • Пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира;
  • Способствовать осмыслению связей между музыкой, поэзией, живописью.

Тип урока:

  • урок художественного восприятия

Оборудование:

Содержание урока.

Этапы урока

Ход урока

 
1. Организационный момент.

Задача:

  • обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию;
  • подготовить детей к активному и сознательному усвоению нового материала

Приветствие учеников.

-Здравствуйте, дети. Я рада новой встрече с вами.

Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения:

Пусть слово живое

Мой разум и сердце разбудит,

Введет меня в мир красоты.

- Давайте прочитаем его вместе.

- Как вы понимаете слово “красота”?

- Что красивого можно увидеть в жизни? Услышать? Почувствовать?

Слайд № 2 (стихотворение)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы мы могли красиво высказывать свое мнение на уроке, проведем гимнастику. Поскольку сейчас зима, упражнения будут “зимними”.

1.Упражнения для щек и губ:

Снеговики радуются снегу и морозу

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Оттепель. Снеговики тают.

Щеки втянуть.

Упражнения для языка

Сосулька

Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении ( под счет до 6-8)

Язык “чашечкой”

Горка для спуска

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”

Саночки

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед – назад, боковые края должны скользить по коренным зубам. следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

3.Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга

Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою –ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з” ( с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: “ М-м-м-м” ( тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: “ М-м-м-м” (громко, низким голосом)

Шумят ели: “ Ш-ш-ш-ш-ш”

Стихает вьюга: “ С-с-с-с” ( с уменьшением силы зувка)

3. Подготовительная работа.

Вступительная беседа

Задачи:

  1. введение в тему урока и постановка целей;
  2. подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Продолжим разговор о красоте.

-Кто из вас читает, что зима одно из самых красивых времен года?

-Давайте подумаем, как можно красиво изобразить зиму? (словами, музыкой, движением, рисунком)

К сожалению, мы не всегда умеем увидеть, услышать, выразить красоту родной природы, восхищение от ее красоты.

- Кто нам может помочь увидеть, услышать, выразить в слове красоту зимы?

Вспомнить о ней, восхититься ее красотой нам помогают композиторы, художники, поэты.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке, знакомясь с произведениями композиторов, художников, поэтов о зиме мы попытаемся выразить свое отношение к этому времени года.

Слайд № 3 – изображение зимы

Слайды №4 – три квадрата с ?

Слайды №5 – три квадрата с надписями: композитор, поэт, художник

Этап усвоения новых знаний

Задачи:

  1. применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;
  2. организовать максимальное творческое участие детей в работе;
  3. проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала

1. Знакомство с произведениями художников о зиме

Учитель предлагает сложить из фрагментов картину.

- Первое задание, которое я хочу вам предложить – соединить фрагменты так, чтобы получилась картина.

-Как называется ваша картина?

Кто ее автор?

Что объединяет все картины? (это пейзажи)

-Что такое пейзаж?

- Какие это пейзажи? (живописные)

Кто пишет картины? (художник)

-Кто такой художник?

-Какой увидели художники зиму?

Расскажите своими словами по плану:

  1. Что изображено на картине?
  2. Какие краски преобладают?
  3. Какое настроение возникает, когда вы нее смотрите?
Слайды №6 - 10

Картина (изображение), автор, название

Слайд № 11

Пейзаж – это изображение природы.

В переводе с французского – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.

Слайд № 12

Художник – это

Слайд №13

Работа со словарем эпитетов о зиме

-А как вы воспринимают это время года?

-Я предлагаю вам составить словарик слов – признаков о красоте зиме. Из данных вам слов нужно выбрать только те, которые восхваляют зиму, помогают нам увидеть ее красоту. (Дети работают в группах).

-Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова- признаки, которые вы выбрали.

-Почему именно эти слова вы подобрали?

Слайд №14- словарь эпитетов о зиме

Описание картины

Внимание детей вновь возвращается к тем картинам, которые они сложили.

- Давайте вернемся к картинам.

Постарайтесь описать картину, используя слова – признаки, над которыми мы сейчас поработали.

Итак, какая зима у вас на картине?

Слайд №15 - картины

2. Динамическая пауза

Задача:

снять напряжение

Я предлагаю вам отдохнуть, потанцевать под песню, которая называется “Русская зима” ( движения произвольные, можно в зависимости от слов)

Клип

3.Знакомство с поэтическими произведениями о зиме

- Выполняя работу по подбору слов, вы выступали в роли мастера слова, иначе говоря, сделали один шаг к поэзии.

А кто такой поэт?

- Я предлагаю вам познакомиться с творчеством поэтов о зиме.

( Детям выдаются стихи поэтов о зиме)

- Какие авторы и произведения вам уже знакомы?

- А сейчас такое задание:

соотнесите поэтические строки и изображение на картине.

(После этого каждый учащийся самостоятельно выбирает из предложенных отрывков подходящее четверостишье к своей картине).

- Прочитайте выразительно четверостишье, которое, по – вашему мнению, больше всего подходит к содержанию картины.

Слайд №16

Поэт – это

4. Знакомство с музыкальными произведениями о зиме

- Скажите пожалуйста, а может ли музыка помочь нам увидеть красоту зимы?

- А кто создает музыку?

Послушайте музыкальные фрагменты, все они посвящены зиме.

Закройте глаза и попробуйте представить, какую картину рисует музыка.

( Звучат отрывки из музыкальных композиций). После прослушивания каждого отрывка у детей спрашивается, что они представили, почему. Проговаривается название музыкального произведения и автор.

- Я предлагаю вам поработать с музыкальными фрагментами

Еще раз послушайте фрагменты и подберите музыку для своей картины.

( По ходу работы учитель спрашивает, почему был выбран тот или иной фрагмент)

Слайд №18

Композитор – это

Слайд № 19

 

-Ребята, мы с вами в течение урока знакомились с произведениями музыки, живописи и поэзии.

В итоге у нас получился целостный образ зимы.

Давайте представим его еще раз.

Соединим воедино живописный образ, поэтический и музыкальный.

(На фоне музыки читается четверостишье, которое ребенок подобрал к картине, сложенной из фрагментов в начале урока)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Учащиеся должны прийти к выводу, что музыка, поэтические строки и музыкальный фрагмент должны быть связаны друг с другом).

А как одним словом назвать музыку, живопись, поэзию?

( искусство)

- Помогло ли нам сегодня на уроке искусство представить красоту зимы?

Согласны ли вы с высказыванием Гельвеция

“ Задача искусства – волновать сердца”

Слайд №19

Слайд №20

Искусство – это

6. Итог по уроку.

Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.

Рефлексия

- С какими видами искусства мы с вами сегодня познакомились?

- Какой из них помог лучше представить зиму?

 -Что особенно запомнилось на уроке?

-Какая работа понравилась больше всего?

-Что нового узнали?

Д/задание

Учитель предлагает детям на выбор:

  1. Написать небольшое сочинение о красоте зимы в стихах либо прозе
  2. Нарисовать иллюстрацию на тему зимы
  3. Подобрать песни о зиме

Слайд №21

Д/задание