Литература
-
Вводный урок по литературе в 5-м классе "Что в слове, что за словом" 2009
На этом уроке учащиеся будут ознакомлены с образным значением слова, научатся рисовать картины словами. Цель урока - показать выразительные возможности слова; сконцентрировать внимание учащихся на буквальном и образном значении слова; показать, как рождается художественный образ, на конкретном примере.
-
Лирический герой раннего творчества В.В. Маяковского: кто он? 2009
Урок создан на основе технологии развития критического мышления через письмо и чтение. На уроке использованы интерактивные приемы обучения анализу и интерпретации лирического стихотворения, например, мозговой штурм, составление кластера «Система персонажей произведения» и другие.
-
Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Дать учащимся представление о страницах жизни Н.В. Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством".
-
А.П. Чехов и П.И. Чайковский 2009
Музыка Чайковского имеет общие эмоциональные истоки с поэтической речью произведений Чехова. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет. Урок посвящен творчеству этих замечательных авторов.
-
Исследование по литературе и истории на тему "Лексический и этнографический материал в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»" 2009
Статья исследует приемы великого писателя, сделавшие его повесть одним из шедевров русской литературы. Для раскрытия образа главного героя, одного из наибов Имама Шамиля Хаджи-Мурата и его трагической судьбы, писатель активно использовал местный материал: языки дагестанских народов, в особенности кумыкский, который в повести упоминается как «татарский», описание бытовых и общественных обрядов, религии, одежды, пищи, фольклора народов Дагестана.
-
Интегрированный урок в 4-м классе по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2009
Разнообразные виды деятельности: просмотр видеосюжетов, выявление черт характера героев сказки, определение интонации и поиск "теплых" и "холодных" слов при чтении, слушание музыки, знакомство с работами разных художников, анализ прочитанного текста позволяют выявить соотношение добра и зла в жизни человека, отношение детей к тем или иным поступкам людей.
-
Внеклассное мероприятие "Литературно–музыкальная гостиная" по теме "Я тысячами душ живу в сердцах" 2009
В материалах рассматриваются вопросы о возникновении русского романса. Идея проведения гостиной - познакомить учащихся с жанром романса, который не включен в программу по литературе. Цель - показать роль русского романса в развитии духовного мира человека, взаимодействие музыки и литературы через творчество писателей, поэтов и композиторов.
-
Интегрированное путешествие по страницам литературы, истории и музыки на тему: "Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе" 2009
Цель этого занятия — создать целостное представление о важнейших исторических событиях XVII-XVIII вв., о выдающихся представителях русской нации, показать связь истории, литературы, музыки на примере произведений А.С. Пушкина, сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С.Пушкина, способствовать развитию интереса учащихся к данной эпохе.
-
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе) 2009
На уроке учащиеся знакомятся со студенческими годами драматурга Александра Вампилова. Также услышат воспоминания А.Румянцева, писателя, товарища по университетской группе, познакомятся с малоизвестными страницами творчества А.Вампилова, со стихотворениями, посвящёнными драматургу, прозвучат любимые мелодии А.Вампилова. Ученики увидят фотографии, сделанные одногруппником В.Зоркиным.
-
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 2009
На уроке рассматриваются тема поэта и поэзии (традиционная, сквозная в европейской культуре), тема гражданской миссии поэта в стихотворении "Лицинию", идея избранного круга поэтов как "священной истины друзей", противопоставляемых толпе ("Жуковскому"), а также судьба поэта в творчестве Пушкина.
-
Открытый урок "Экскурсия по пушкинской Москве" 2009
Урок-экскурсия поможет увидеть в современном мегаполисе островки пушкинской Москвы - дома, бульвары, старинные усадьбы, которые, кажется, еще помнят поэта. Заочная экскурсия сопровождается стихами А.С. Пушкина и компьютерной презентацией.
-
Викторина "М.Ю. Лермонтов на Кубани" 2009
Представлены вопросы и ответы к ним для викторины, посвященной жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
-
Модель урока в режиме проблемного обучения. Урок литературы в 7-м классе "Кто честным кормится трудом - того зову я знатью" (по творчеству Р.Бернса) 2009
В конспекте представлена модель урока литературы в режиме проблемного обучения в 7-м классе по творчеству Р.Бернса. В модели соблюдены все классические этапы: постановка проблемы; проблемная ситуации; выдвижение гипотез; проверка решения; творческая работа. Тип урока – урок анализа стихотворения.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе по теме: "…он из смерти работает жизнь". А.Платонов. "Цветок на земле" 2009
Урок является третьим в системе уроков по творчеству А.П. Платонова и Ф.Искандера. Он знакомит учащихся со своеобразием платоновских рассказов, учит обобщать прочитанное и услышанное.
-
Работа с текстом на уроке литературы в 5-м классе. И.Бунин. Стихотворение "Листопад" (отрывок) 2009
Работа со стихотворным текстом на уроках литературы является одним из важных моментов в формировании грамотного читателя. Увидеть красоту слова, уметь выразить свои чувства, логически сформулировать высказывание, сопоставить и обобщить материал - это лишь малая часть умений и навыков, получаемых при таком виде работ. Поэзия И.Бунина даёт большие возможности для введения элементов анализа. Загадка поэзии Бунина в её красочности, звучности, аромате.
-
"Традиции устного народного творчества в современной авторской песне". Иван Кучин. "Человек в телогрейке" 2009
На уроках литературы в восьмом классе (программа А.Г. Кутузова) формируется первое представление о литературном процессе, а центральным становится понятие традиции. Задача данного урока - актуализировать знания учащихся о фольклорных традициях в современной литературе с целью выявления роли выразительных языковых средств для понимания авторского замысла в произведении.
-
Искусство медленного чтения 2009
Попробуйте прочесть «Преступление и наказание», обращая внимание на числа и время в романе. Вы увидите, что и здесь нет ничего случайного и произвольного. Таким образом, чтение романа «Преступление и наказание» потребует от вас предельного внимания и сосредоточенности. Это особое искусство – искусство медленного чтения. И только постигнув это искусство, вы поймете замысел гениального произведения Достоевского.
-
Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе 2009
Край родной интересен. Им можно гордиться, его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Буссе для изучения на уроках русского языка и литературы.
-
"Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников) 2009
Предлагаемая интеллектуальная игра «Пушкин и его время» представляет собой своеобразный турнир эрудитов для учащихся 9–11-х классов. Особенностью игры является то, что в ней может принимать участие неограниченное количество ребят: не только члены команд, но и болельщики. Разнообразные задания, расширяя и углубляя программный материал, развивают самостоятельность учащихся, творческую инициативу, тренирует ум, пробуждают интерес к предмету.
-
"Художник и власть". Творческая история романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отражение в романе реалий 30-х годов 2009
Данная работа состоит из конспекта учебного занятия на 90 минут и презентации. Автор стремится ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века, рассказать об особенностях культурного развития России в данное время; познакомить с живописью, музыкой, кинематографом и литературой 30-х гг., с творческой историей романа М.А. Булгакова, отражением в тексте произведения особенностей эпохи.
-
Методическая разработка (план) урока "Мифологизмы мышления древних славян. Существа, составляющие близкое окружение человека" 2009
Занятие строится по принципу проекта, основным видом деятельности становится групповая работа. В ходе освоения темы каждая группа готовит и представляет определенный блок информации о домовых, кикиморах, овинниках. На основании этого материала анализируются произведения фольклора и литературы: заговоры и пословицы, статьи А.Блока и В.Даля, отрывки из повести В.Распутина "Прощание с Матерой", стихотворения С.Есенина о деревьях.
-
Программа элективного курса " Мифология древних славян. Мифологические образы в фольклоре и литературе" 2009
Программа элективного курса ориентирована на освоение содержания мифов, на изучение особенностей мировоззрения пращуров, нашедшего отражение в жанрах фольклора и литературы. Программа включает тематическое планирование и виды домашних заданий. Отдельные темы курса могут быть изучены на уроках в классах гуманитарного профиля или на занятиях факультатива.
-
"Нам дороги эти позабыть нельзя" 2009
Слово "армия" происходит от латинского слово "armo" - вооружаю. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Цели предлагаемого урока - знакомство с биографией и творчеством поэтов, писавших стихотворения о войне; прививать любовь к Родине; воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения; гордиться заслугами дедов и отцов; вызывать уважение к старшему поколению.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу" 2009
Урок посвящен анализу текста. Комплексный анализ помогает глубоко осмыслить содержание, он показывает, как в языке все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. В контексте каждое слово можно изучать углубленно, раскрывать его сущность, красоту, звучание. Проблемные вопросы, поставленные непосредственно к тексту, к отдельному слову, вызывают у учащихся интерес, желание докопаться до истины, до глубинного смысла.
-
Методическая разработка урока русской литературы "Вы все будете жить! " по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2009
Повесть В.Закруткина "Матерь человеческая" - гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь - трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести. К уроку прилагаются презентация и буклет.
-
Интегрированный урок (география +история+литература) по теме "Вниз по матушке, по Волге" 2009
Урок помогает продолжить формирование знаний и представлений об особенностях и главных чертах природы,истории возникновения и литературных местах российских городов. Эти уроки дети запоминают надолго.
-
Вечер, посвященный творчеству В.С. Высоцкого 2009
Цели урока: углубить знания учащихся о личности и творчестве В.С. Высоцкого; стимулировать развитие художественного мировоззрения, нравственного сознания учащихся; использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся; развивать навыки выразительного чтения; создать атмосферу "погружения" в творчество автора.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк" 2009
Большие возможности для обращения к проблемам нравственного воспитания дают уроки внеклассного чтения. Рассказ Л.Петрушевской "Глюк" содействует обретению учащимися нравственных ценностей, воспитанию негативного отношения к наркотикам.
-
"Любовь, похожая на сон" (Сценарий вечера-концерта) 2009
Внеклассное мероприятие по литературе, призванное развивать воображение учеников, развивать способность решать сложные творческие задачи, которые ставит любой писатель. На занятии много внимания уделяется связи литературы с другими видами искусства.
-
Образ русалки в мифах, легендах и произведениях русских писателей 2009
На конкретных примерах исследуется образ русалки в славянских мифах и легендах, произведениях Пушкина, Лермонтова, других русских поэтов и писателей.