Функции сравнений в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Разделы: Литература


Особый взгляд Тургенева на русский мир проявляется в языке произведения и образе повествователя (рассказы «Бежин луг» и «Лес и степь» из сборника «Записки охотника») Анализ сравнений, их структуры, их роли в создании пейзажа являются предметом исследования. Цель исследования – обосновать ведущую роль сравнения в выражении авторской эмоциональности. Лирический, романтический пафос, которым окрашены пейзажи Тургенева, как мы предполагаем, и есть тот новый взгляд на Россию, так поразивший современников. Этот тезис выдвигается в качестве рабочей гипотезы.

Задачи работы:

1) уточнить представление о сравнении;

2) выявить типы сравнения;

3) рассмотреть способы выражения сравнения

4) проанализировать роль сравнения в создании образов природы

5) определить вид пафоса и сделать выводы

В произведениях И.С. Тургенева отразился богатый жизненный опыт писателя. Детство, проведённое в  усадьбе матери Спасское-Лутовиново было наполнено дружбой с крестьянскими детьми. Прекрасное домашнее образование и учёба в Петербургском университете сделали его одним из образованнейших людей не только в России, но и в Европе. Общение с писателями, артистами, художниками было для Тургенева таким же важным событием, как и охота в родных местах, разговоры с крестьянами, интерес к их жизни.

Книга «Записки охотника»  представляет собой сборник рассказов на охотничью тематику. Это двадцать пять небольших очерков, в которых  рассказывается о жестокости помещиков, уродстве крепостного права, описывается быт и нравы крестьян, исследуются разные стороны национального характера, рисуются пейзажи и психологические портреты. Что же нового принесла эта книга в русскую литературу? Почему уже первые рассказы сделали имя писателя известным всей России и вызвали восторженные отзывы современников? «Его исключительное умение передать глубокие внутренние переживания человека, его живое сочувствие природе, тонкое понимание её красоты – всё порождало неповторимую музыку его творений» (Григорович). Никто до Тургенева так не изображал русское крестьянство, Россию.

Очерки почти не  имеют сюжета и соединены не только образом рассказчика, но и общим настроением,  единым пафосом. В.Г. Белинский писал, что Тургенев  подошёл  к изображению народы с такой стороны,  « с какой до него никто не заходил». Эта новизна изображения проявилась прежде всего в описании природы, которое было воспринято как гимн русскому человеку.

1) Писатель использует пейзаж, чтобы обрисовать, уточнить характер героя его настроения («Свидание»)

2) Пейзаж – это и образ России, мира,  жизни, голос Природы, вера в красоту, добро. Именно природа символизирует смысл жизни, будущее отдельного человека и народа («Лес и степь»)

3) Но такая картина природы возникает благодаря удивительному богатству и выразительности языка. Тропы и фигуры речи создают особый, романтический пафос повествования.

Ф.И. Тютчев отличал, что Тургеневу удалось в «Записках охотника» соединить «два трудносочетаемых элемента: сочувствие к человеку и артистическое чувство».

Это «артистическое чувство», авторская позиция отражается в эмоциональной направленности произведения. Романтический пафос предполагает умение чувствовать красоту этого мира, он полон со-чувствия и  со-переживания. (И.В.  Мирошниченко Лингвистический анализ текста, -М.: А-Приор, 2009).

«Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо находят белые круглые облака. И вот вдруг всё это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимается свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби…как радостно и тихо, и сладко становится на сердце».

Картины природы и образы человека удивительно поэтичны. Сегодня, когда мы любуемся пейзажами Ф.Васильева, Саврасова, Левитана, Поленова, нам трудно представить, что русский литературный пейзаж возник раньше пейзажа живописного. Именно в произведениях Тургенева русский читатель увидел  очарование окружающего его мира. «Эти бедные селенья, эта нищая природа!» - писал Тютчев, сетуя на то, что не замечают «красоты смиренной» родной земли.

Мастерство Тургенева проявлялось в точности и выразительности эпитетов, определений, выраженных цветовыми прилагательными. Особенно пристально вглядывается писатель в небо, облака, звезды, солнце, ночь, долины, холмы, деревни.

Облака золотисто-серые, они лазурны или черноваты; цвет неба бледно-лиловый, бледно-серый; река, стыдливо синевшая, потоки света алые, красные, золотые. Уже эпитеты опровергают представление о типично русской природе как о чем-то сереньком, приглушенном. Мы видим поля и реки глазами романтика, человека, влюбленного в этот край. Именно любовь окрашивает все окружающее рассказчика в неповторимые краски.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.  Выделяют сравнения отрицательные, неопределенные, развернутые. В литературе сравнения рассматривают и в качестве тропа, и в качестве фигуры речи в зависимости от фигуры выражения.

Формула процесса сравнения: Предмет1 – признак сравнения – предмет2. Чем более далекими относительно родового понятия предметы сравнения, тем ярче и выразительнее оно получается. Например, город как муравейник. Признак сравнения – непрерывное движение.

Ю.М. Лотман сказал о Пушкине: «Гений отличается от других одаренных людей высокой степенью непредсказуемости». Эти слова можно отнести и к И.С. Тургеневу. Так поражают и удивляют его яркие и глубокие сравнения: «осенний запах, подобный запаху вина», «воображение реет и носится, как птица», «жизнь развертывается легко и быстро, как свиток» («Лес и степь»). Неожиданность выбора предмета сравнения (вино, птица, свиток) останавливает читателя, заставляет задуматься о том, что же объединяет осень и вино, воображение и птицу, жизнь и свиток.

Общий признак сравнения у Тургенева почти всегда наполнен глубоким содержанием, часто имеет символический или философский смысл.

Сравнение может выполнять в тексте изобразительную (лицо заострено, как у белки), выразительную (береза, словно сказочное дерево) функции, совмещать их.

Способы языкового выражения сравнения многочисленны:

  • сравнительный оборот (распространенный или нераспространенный), относящийся к сказуемому;
  • сравнительный оборот, относящийся к определению;
  • сравнительный оборот, относящийся к подлежащему или дополнению;
  • сравнительный оборот, относящийся к обстоятельству;
  • придаточное предложение;
  • глагол + существительное в творительном падеже;
  • сравнительная форма прилагательного или наречия

В рассказе И.С. Тургенева встречаются все перечисленные виды сравнения. В рассказе «Бежин луг» были выделены следующие сравнения:

  • солнце тускло-багровое, как перед бурей;
  • облака неопределенные, как дым;
  • облака лазурные, как небо;
  • звезда, как бережно несомая свеча;
  • русалка, словно плотичка;
  • ночь лежала мягким пологом;
  • капли росы зарделись алмазами;
  • волосы зеленые, что конопля;
  • голосок жалобный, как у жабы;
  • цапля кричит, словно леший;
  • божьи звездочки, что пчелки;
  • край облака засверкает змейками
  • сырость, точно я вошел в погреб

Сравнения в речи мальчиков выполняют изобразительную функцию, признаком сравнения выступает форма предмета, цвет, звук. Предметы сравнения – овца, пескарь, конопля, жаба, пчелки, леший – раскрывают внутренний мир мальчиков, круг их интересов.

Сравнения в  речи рассказчика поражают выбором предметов сравнения: буря, небо, туча, полог, скатерть, алмазы, волны, острова, пожар, птица, свиток… Их можно объединить в группы с общим компонентом смысла. В одном случае это «движение» (буря, туча, волны, пожар, птица, дым). Еще одну группу слов можно составить из слов, включающих в свое значение компонент «ценность» (алмазы, свиток, небо). Третью группу образуют слова, в которых есть преувеличения по отношению к предмету, с которым они сравниваются – это сравнение с оттенком гиперболизации (рощи – острова, звезда – свечка, трава - скатерть). В этих сравнениях видно не просто неразрывная связь человека и природы, но и восхищение ею, преклонение перед ее тайнами и могуществом.

Рассказ завершается развернутым сравнением, которое звучит прощальным аккордом, включая в себя и выразительную функцию, и философское обобщение, и символический смысл. «Чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…» Чистые и ясные, как утро – это звуки колокола, это звуки души народа, это крестьянские мальчики, это вера писателя в красоту и силу родной земли. Русская земля обмытая «утренней прохладой», - главный герой рассказа. Романтический и лирический пафос, которым овеяны пейзажи, во многом создается цепочкой сравнений.