Ход занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя
Л.С.Петрушевская - один из классиков современной русской литературы. Ее произведения переведены более чем в 20 странах. Это Лауреат премий А.Пушкина, С Довлатова, литературной премии Триумф -2002 и других. Перу Петрушевской подвластно все: и рассказы, и пьесы, и стихи, и сценарии к фильмам.
Любимым жанром последних лет стала сказка. К ней Петрушевская обратилась в 90 годы ХХ века.
О чем же пишет Петрушевская?
В чем своеобразие ее сказок?
Почему они интересны и взрослым, и детям?
Попробуем разобраться с этими вопросами на примере сказки «Принцесса - белоножка, или Кто любит, носит на руках».
III. Краткий обзор содержания сказки
IV. Анализ содержания сказки
(Используется форма групповой работы, индивидуальных заданий)
Индивидуальное задание
Своеобразие названия сказки.
Примерное сообщение ученика:
У сказки 2 названия, и это не случайно. Во-первых, выделено имя главной героини. Во-вторых, слово Кто, напечатанное с большой буквы, указывает еще на один образ. Можно предположить, что это образ Любви. В-третьих, обозначена тема сказки.
Первая группа: Необычность образа главной героини.
Сообщения учащихся:
- Необычна внешность принцессы: «Глаза как незабудки», кудряшки как золотой шелк, «ручки как из лепестков роз», « ножки белые, словно лепестки лилии». Принцесса нежная, хрупкая, похожая на цветок, напоминает Дюймовочку.
- Необычно поведение принцессы - белоножки. Она часто плачет. Почему? Видимо, у нее нет друзей, она страдает от одиночества, не чувствует себя любимой. Звучит диалог принцессы и старой няньки:
- Но ты меня ведь любишь? - спросила младшая принцесса, когда няня, набегавшись со своей ношей, положила свою принцессочку обратно на кровать
Этот диалог помогает понять, как важна была для принцессы любовь близких ей людей. Необычна сила любви принцессы.
- А как же тебя не любить? - ворчливо отвечала няня. - Если бы я тебя не любила, я бы за такое жалованье давно бы здесь не жила. - Поведение принцессы изменилось, когда она познакомилась с принцем. Теперь она много гуляла, танцевала, смеялась, «плела венки из васильков, которые были такие же синие, как глаза принца».
- Характер принцессы раскрывается через любовь к нему. Любовь оказалась настолько сильной, что разлуку с принцем красавица не смогла перенести без слез, но принцесса не теряет своего достоинства.
- Несмотря на хрупкость, оказывается сильным человеком и спасает принца, когда во время прогулки он падает с лошади.
«Няня все время подбивала ее позвонить принцу, но принцесса не соглашалась, а только плакала, почему принц сам не звонит»
«Принцесса слезла с лошадки, уговорами и лаской ее заставила прилечь на дорогу, а затем как могла приподняла принца, взвалила его безжизненное тело на лошадь, взяла в руки поводья и повела лошадь в замок, оставляя на дороге кровавые следы своих сапожек».
Учитель: (обобщение) Рискуя собой, принцесса спасает жизнь принцу, хотя тот предал ее. Но она предать его не может, любимых в беде не оставляют. Хрупкая, нежная, больная принцесса способна на настоящий подвиг во имя любви, она спасает жизнь молодому, здоровому, спортивному принцу. (Обратим внимание учащихся на прием противопоставления).
Вторая группа: Характеристика принца.
(Учащиеся должны доказать, что характер принца дан в развитии)
Сообщения учащихся:
- Принц молодой, красивый, сильный, ласковый. Таким увидела его принцесса, когда они познакомились. На самом деле принц оказался равнодушным, черствым, холодным человеком. Не смог понять просьбу принцессы взять ее на руки и посадить в седло.
- Но когда он услышал о смерти принцессы, спасшей ему жизнь, что-то шевельнулось в его душе. Мы видим его другим человеком. Беспомощная умирающая принцесса вызывает у него жалость и желание спасти ее. Он ощущает себя способным сотворить чудо. «Схватил принцессу на руки», «понес ее к окну», «быстро открыл окно», «быстро поцеловал принцессу в губы». Произошло чудо. «Принцесса широко открыла глаза, а потом моргнула и засмеялась».
«Для этого есть слуги, - улыбаясь, сказал принц».
Учитель: Произошло настоящее чудо любви. Любовь и благодарность изменили принца. Теперь он стал по - настоящему сильным человеком, способным совершить чудо не ради себя, а ради принцессы. Недаром старая няня за спиной принца ахнула и зашептала: «Кто любит, носит на руках».
Вопрос классу: - Как вы думаете, что означают эти слова?
Учитель: Носить на руках - это искренне любить, быть готовым пожертвовать жизнью, уметь ответить на чувства другого человека, быть ответственным за судьбу любимого. Это главная мысль сказки.
Третья группа: Окружение принца.
Примерное содержание выступления учащихся:
- Отсутствует деление на положительных и отрицательных героев. Они напоминают обычных людей, в которых есть плохое и хорошее. Петрушевская подшучивает над близкими и придворными, которые так и не поняли, что значили слова колдуна. Они просто носили принцессу на руках, не проявляя настоящей искренней любви.
- «Бабушка - королева ничего никогда не поднимала тяжелей бокала с вином», «мама - принцесса вообще не знала, с какого боку подойти к своей, уже довольно тяжелой дочери», «папа - принц поднял ее на 22 сантиметра от постели» и восторгался своим рекордом, «старая няня носила младшую принцессу на руках по спальне целых десять минут, но при этом вспоминала и о своих обидах» ...Вот так и стала одинокой принцесса среди своих самых близких людей.
Учитель: Вот оказывается в чем дело! Принцессу любили лишь на словах. Никто не смог понять причины ее слез, никто не проявил настоящего участия и сострадания, никто не понял, что девушка мечтала о любви, так как жила в мире равнодушия. Ей было так плохо, что она заболела. Только любовь могла исцелить ее.
V. Своеобразие языка сказки (Коллективная работа)
Классу предложены следующие вопросы и задания:
- Найдите в тексте необычные для сказки слова и выражения. («разумеется», «тем не менее», «врач срочно уволился с работы», «колдуну послали цветную фотографию принцессы», «все это бабские глупости»...)
- Почему в первой части сказки повторяется выражение «как полагается»? (В первой части события происходят как будто по плану, по законам сказки. Во второй части развивается новая история, история реальной жизни)
- Докажите на примере любого образа сказки, что речь характеризует героя. (Интересен образ старой няни. Она эгоистична, грубовата. «Значит, ты придуряешься, - сказала, положив трубку через два часа, няня. У нее свои заботы, переживания: «... внуки одни бегают в деревне без присмотра». Но все-таки она любит свою принцессочку. «Поздно, поздно, - причитала нянька, - раньше надо было, дурак, упустил свое счастье, девочка была ласковая, послушная». Лицо няни в этот момент было багровое от слез.)
Учитель: Создается впечатление, что Петрушевская рассказывает реальную историю, героем которой мог быть каждый из нас. Автор приближает сказку к реальной жизни, открывает глаза на ее истинное устройство. Это сказка о современной жизни, в которой многие одиноки и поэтому мечтают о чуде.
Какую известную сказку Андерсена напоминает сказка Петрушевской? (Петрушевская написала свою сказку в честь «Русалочки» Андерсена)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
Написать сочинение - рассуждение «Две сказки - две истории любви». Можно предложить учащимся примерный план сочинения или провести для желающих консультацию.