Эпиграф к уроку: “…ничего целомудреннее я еще не писал…” (А.И. Куприн)
Цели.
Обучающие: Дать понятие об идеалах
А.Куприна в годы первой русской революции, о
месте и значении “Гранатового браслета” в
творчестве Куприна; о реальности фактов,
описанных в рассказе; повторение и углубление
темы маленького человека в русской литературе
(Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, А.С. Пушкин
“Станционный смотритель”, Н.В. Гоголь “Шинель”,
Ф.М. Достоевский “ Преступление и наказание”)
Средства обучения: Приложение-презентационная программа PowerPoint со слайдами: портрет А.И. Куприна, картина И.Е. Репина “Торжественное заседание Государственного совета”, репродукции с картин художника В. Якубича к рассказу “Гранатовый браслет”, иллюстрации учащихся к рассказу “Гранатовый браслет”; “Аппассионата” Бетховена (запись из журнала “Кругозор”, № 8 , 1998 г.), набор открыток по творчеству Куприна, иллюстрации учащихся.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся: прослушивание лекции учителя, выступление учащихся в структуре лекции учителя с сообщениями, информационными справками, выборочные пересказы; создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным выступлениям по поднятой проблеме; выразительное чтение отрывков из текста художественного произведения, прослушивание грамзаписи с произведением Бетховена, просмотр и комментирование картин художников И.Е.Репина, В.Якубича, иллюстраций учащихся, подбор и чтение стихотворений, стихотворных цитат, сопоставительный анализ пейзажных зарисовок в прозаическом и стихотворном текстах.
Индивидуально-дифференцированные задания к интегрированному уроку:
- Прочитайте рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.
- Подготовить сообщение “Куприн и Октябрьская революция”
- История создания рассказа “ Гранатовый браслет”
- Подготовьте пересказ финала рассказа “Гранатовый браслет”?
- Вы разительное чтение предсмертного письма Желткова
- Чтение и анализ эпизода получения браслета.
- Выразительное чтение стихотворения С.Черного “Опять”
- Тема “маленького человека в произведениях русских классиков (Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, А.С Пушкин “Станционный смотритель”, Н.В.Гоголь “Шинель”, Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”)
- Групповые задания:
- Сообщение о художниках И.Е. Репине и В.Якубиче.
- Сообщение о сонате Бетховена “Аппассионата”.
Вопросы для беседы на уроке:
– Почему Куприн плакал над рукописью “Гранатовый браслет”?
– Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа?
– Какое состояние природы рисует Куприн в “Гранатовом браслете”? Перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?
– Из каких источников мы узнаем о Желткове, о его любви, как эти рассказы характеризуют молодого человека?
– Как бы вы объяснили слова: “ Простая любовь победила суету и тлен”? К кому они применимы?
– Гранатовый браслет… Много это или мало для Желткова?
– После своей кончины “маленький” Желтков стал бессмертен, почему? Почему он “маленький человек”?
– О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет?
Демонстрация слайда (Приложение, рис. 1) . Учитель сообщает тему, цели и задачи урока.
Учитель: “Идеалы Куприна определили его отношение к первой русской революции. В миниатюре “Сны” (1905 г.) он писал “ Я верю, кончается сон, идет пробуждение…” Писатель имел в виду нравственное возрождение: “ сами собой опустятся взведенные ружья”.
В очерке “События в Севастополе. Ночь 15 ноября” (1905) понятие свободы неразрывно соединено с внутренним подъемом – “сознательностью, душевной красотой”. Реально происходящие события оказались несовместимыми с такими представлениями автора. В заметке 1910 г. писатель назвал текущее время “днями предательства и общественного отступления”
Как же отнесся Куприн к Февральской революции, к Октябрьской? Может взгляды его изменились?
Ученик: Февральскую революцию Александр Иванович Куприн встретил сочувственно, сблизился с эсерами, редактировал их газету “Свободная Россия” (весна-лето 1917 г.)
Октябрьская революция была воспринята им стихией всеобщего разрушения и вражды. Он резко полемизирует с большевиками, именуя их “истерическими болтунами, трибунными паяцами, честолюбивыми мизантропами”...
Ряд рассказов 1918 г.(“Сашка и Яшка”, “Гусеница” и др.) пронизаны глубокой печалью, ностальгией по самобытному прошлому погибшей родины.
Осенью 1919 г. в Гатчину, где постоянно жил Куприн, вошли войска генерала Юденича. Писатель становится редактором его штабной газеты. При отступлении Юденича уезжает вместе с ним. Начинается жизнь в эмиграции.
Учитель: Да, будучи противником насилия, Куприн не смог принять Октябрьскую революцию. Каждым своим произведением он призывает к человечности. Несовпадение желанного и существующего было преодолено Куприным самым оригинальным способом в большом рассказе “Гранатовый браслет” (1911 г.). Автор отказался тут от варианта торжествующего чувства. Редчайший дар высокой и безответной любви стал “громадным счастьем”, единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Романтическая феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над другими персонажами рассказа.
Куприн плакал над рукописью “Гранатовый браслет”, плакал скупыми, облегчающими слезами. Почему?
Ученик: “Эти слезы говорили о глубокой жизненности того, что создал писатель Требование к себе как реалисту у Куприна не имело границ, с рыбаками он говорил, как рыбак, с жокеем, как жокей, с матросом, как старый матрос”. Он был прежде всего талантливым реалистом-бытовиком, с тягой к цельным, простым и сильным натурам, а кроме того – романтиком в изображении чистого, целомудренного чувства. “Куприн – настоящий, громадный талант, – сказал о нем Лев Николаевич Толстой.
(Демонстрация слайда 2, рис. 2, см. Приложение, демонстрируются портрет А.И. Куприна 1910 года.)
Учитель: Он верный и блестящий ученик Льва Толстого и вместе с тем урок сжатости, преподанный Чеховым, не прошел для него бесследно. Куприн охотно обращается к историческим анекдотам и преданиям, берет готовую канву, расцвечивая ее россыпями своего богатого языка.
“Послушайте историю создания рассказа “ Гранатовый браслет”
1-й ученик:
Эта история произошла в реальной жизни. Александру Ивановичу Куприну оставалось только творчески его обработать и дописать эпилог.
Княгиню Веру Николаевну Шеину – предмет безответной любви Желткова, звали Людмилой Ивановной Любимовой. Княгиней она, правда, не была, но относилась к знатному роду и в девичестве носила фамилию Туган-Барановская. Предки ее были татарскими князьями, служившими у литовских и польских королей, а затем у русских царей. Княжеский титул на Руси за Туган-Барановскими , однако, не сохранился. Муж Людмилы Ивановны, Дмитрий Николаевич Любимов, был камергером двора Его Императорского Величества, Помощником статс-секретаря государственного совета. Именно он был консультантом Ильи Ефимовича Репина, когда художник работал над картиной “Торжественное заседание Государственного совета”.
Сообщение ученика о художниках И.Е. Репине и его картине. (Демонстрация слайда, рис. 3. Рассматривается и комментируется картина.)
Репин нашел на полотне место и для Любимова – он у колонны в камергерском мундире. В рассказе Куприна это князь Василий Львович.
Известный в России экономист, профессор Туган-Барановский, автор монографий “Русская фабрика”, “Периодические экономические кризисы” был родным братом героини повести. У главного же героя повести телеграфиста Желткова в жизни была странная фамилия – Желтый.
Учитель: Но как семейная история с гранатовым браслетом стала известна Куприну?
(Демонстрация слайда 4, рис. 4.)
2-й ученик: Дело в том, что профессор Туган-Барановский и автор повести были свояками, т.е. женаты на родных сестрах. История, случившаяся в семье Любимовых, стала известна Куприну и послужила сюжетом для “Гранатового браслета”.
А началась она так. Людмила Ивановна стала вдруг получать от неизвестного человека письма с признанием в любви. Прочитывая их, можно вполне представить себе личность влюбленного, его сословие и профессию. Вполне осознавая свое социальное неравенство с предметом обожания и не рассчитывая на взаимность, он продолжал писать, не получая при этом не только знаков внимания, но и ни одного ответа. Так продолжалось два или три года, почти каждый день – новое письмо.
В доме Любимовых история сначала была воспринята как забавный случай, затем к письмам телеграфиста потеряли интерес и перестали читать. И вдруг подарок – гранатовый браслет, что было воспринято в семье как оскорбление. Особенно возмущался брат Людмилы Ивановны – Николай, человек с барскими замашками, тщеславный и высокомерный. В повести Куприн так и оставил его Николаем. Брат и муж Людмилы Ивановны отправились для объяснений к дарителю. Дмитрий Николаевич Любимов, личность великодушная, аристократически тонкая, отнесся к чувствам человека из низов без гнева и осуждения. При встрече с Желтковым вел себя сдержанно, с пониманием и даже сочувствием. Браслет был возвращен, и телеграфист дал слово больше не писать. Тем и закончилась эта история. Трудно сказать, что побудило Куприна продолжить повесть и завершить ее так безнадежно. ( Из статьи Владимира Токарева// Газета “ Труд” , 19.09. 1995 г )
Учитель: Трудно сказать, что побудило Куприна продолжить повесть и завершить ее так безнадежно. Из каких источников в рассказе мы узнаем о Желткове, о его любви, как эти рассказы характеризуют молодого человека?
Ученица: Из писем, написанных Вере Николаевне, и из бесед окружающих об этих письмах (брата, мужа, Аносова) мы узнаем, что Желтков – обыкновенный человек, гнущий спину за канцелярским столом, чиновник контрольной палаты. Он полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину любовью, хотя и чуть сентиментальной, но “единой и всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной. Он полюбил всей натурой, для него в Вере Николаевне “воплотилась вся красота земли”, любовь стала его верой, она вылилась в трепетные слова: “Да святится имя Твое”
*Рассматривание репродукции с картины В.Якубича “Гранатовый браслет”.
Демонстрация слайда, рис. 5.
Озаглавливание и описание:
“Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы…”
(А.С. Пушкин)
Учитель: Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа?
Ответ: Красивую, но царственно холодную, она была “ независима и царственна спокойна…”
(Зачитывается отрывок из текста, с. 525–526) Холодная красота, доставшаяся ей в наследство от матери-англичанки... (ученик читает отрывки из текста, рассматриваются и комментируются иллюстрации учащихся “На фоне поздней осени”.)
(Демонстрация слайда 6, рис. 6.)
Учитель: Какое состояние природы рисует Куприн в “Гранатовом браслете”? Перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета?
Ответ 1: С первых же строк повествования возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач, с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с “точно выродившимися”, мелкими розами, в “травянистом, грустном запахе предзимья”. Сходно с засыпающей природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной: она “была строго проста, со всеми немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”
Чтение учеником стихотворения Саши Черного “Опять”.
Опять опадают кусты и деревья,
Бронхитное небо слезится опять,
И дачники, бросив сырые кочевья,
Бегут, ошалевшие, вспять.
Опять перестроив и душу, и тело
(Цветочки и летнее солнце – увы),
Творим городское, ненужное дело
До новой весенней травы.
………………………………………..
Что будет? Опять соберутся Гучковы
И мелочи будут, скучая, жевать,
………………………………………
Опять одинаковость сереньких масок
От гения до лошадей.
Учащиеся сопоставляют атмосферу осеннего пейзажа и городской жизни в стихотворении Саши Черного и в рассказе Куприна “Гранатовый браслет”. Комментируют свои иллюстрации
Ответ: 2. Блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов – все это сообщает особую горечь и силу повествованию. На фоне холодной осенней природы, кажется, любовь несовместима, поэтому наша героиня независима и холодна, не ждет от осени неожиданных чудес, но, тем не менее, она рада наступившим ясным погожим дням, радуется им, как ребенок. Это говорит о том, что чувства героини живы, их просто нужно расшевелить.
“ Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!” Состояние природы передается и Вере Николаевне, она умеет ценить то, что есть.
Учитель: Особую силу “Гранатовому браслету” придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок – поэтически озаряющей жизнь среди обыденщины”. Как бы вы объяснили слова: “ Простая любовь победила суету и тлен”? К кому они применимы?
Ученик: Эти слова применимы к любви Желткова. Великая любовь Желткова вскрыла духовную нищету аристократов, которая проявилась перед лицом большой и чистой любви. Романтическая феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми персонажами рассказа. Не только грубый Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но умный Шеин, добрый Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в обычной бытовой атмосфере. Ее влияние и преодолевает главная героиня в конце рассказа.
Учитель: Гранатовый браслет… Много это или мало для Желткова?
Чтение и анализ эпизода получения браслета.
Для Желткова гранатовый браслет был самой дорогой семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение, еще от прабабки. И этим самым сокровенным, что у него есть, он хочет поделиться с любимым человеком. Гранатовый браслет в повествовании приобретает глубокое символическое звучание. По старинному преданию он имел свойство сообщать дар предвидения, и действительно, Вера Николаевна не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов, предчувствуя беду, несчастье. А мужчин же гранатовый браслет охранял (по старинному преданию) от насильственной смерти. Подарив браслет, он ( Желтков) как бы лишился защиты – кончает жизнь самоубийством.
(Учащиеся объясняют свое понимание значения и смысла гранатового браслета, символичность его звучания.)
Учитель: После своей кончины “маленький” Желтков стал бессмертен, почему? Почему он “маленький человек”?
Ученик: Обыкновенный, ничем особенно не примечательный человек, Желтков обладал редчайшим даром высокой и безответной любви, который стал для него “громадным счастьем”. Эта любовь его озаряет, возвышает. Вот почему он стал бессмертным. Желтков – выходец из народа, Вера Николаевна – княгиня – они из разных классовых сословий. Это одно уже является большим препятствием к взаимной любви. Конечно, Вера Николаевна еще и замужем, что тоже имеет большое препятствие для развития подобных отношений. Сам факт того, что Желтков из низшего сословия, усугубляет трагедию “маленького человека”…
(Ученик приводит факты, опираясь на текст произведения.)
Учитель: Какие схожие примеры из изученного по теме “ маленького человека” вы можете назвать?
(Учащиеся вспоминают историю крестьянской девушки из повести Карамзина “Бедная Лиза”, судьбу Дуни из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”, историю А.А. Башмачкина из повести Н.В. Гоголя “Шинель” и трагедию Р.Раскольникова по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Отдельно выделяются сюжеты с любовными драмами и сюжеты бесправного положения “маленького человека”.)
Учитель: Передовая русская литература исповедует гуманизм, интерес к человеку любого сословия и требует сочетания чувствительности с честностью и добродетелью. Человечность и добродетель проповедует и Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет”.
Вспомним ее финал?!
(Учащиеся рассказывают финал.)
Ученик: Сцена прихода к Желткову князя Василия и брата Веры Николая Николаевича – сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь впервые показан герой, здесь сталкиваются два разных духовных начала и намечается трагический финал. Если в действительности (в реальной жизни) телеграфист Желтый обещал больше не беспокоить письмами и никогда больше не напоминать о себе, в рассказе действие принимает более драматический характер – Желтков кончает жизнь самоубийством. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительным рефреном: “ Да святится имя твое!”
Учитель: Зачитаем сцену прощания Веры Николаевны с усопшим.
(Учащиеся комментируют, высказывают свое мнение.)
Чтение предсмертного письма Желткова. Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”. (Сообщение ученика о сонате Бетховена “Аппассионата”.)
– Что чувствует Вера Николаевна, читая последнее письмо и слушая музыку Бетховена?
Ученик: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова.
Рассматривание 2-й репродукции с картины В. Якубича, озаглавливание и описание – “Любовь прошла мимо”.
(Демонстрация слайда, рис. 7.)
Ученица: Желткову удалось разрушить царское спокойствие Веры Николаевны, всколыхнуть в ней живые чувства, заставить задуматься о святости любви, от кого бы она не исходила… Мне кажется, происходит прозрение героини над молитвенным звучанием прощальной “речи” усопшего …”
Учитель: Под звуки бетховенской сонаты – послушать ее завещал Желтков – она принимает в свое сердце все, что перенес он. И заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает “ жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Теперь эта жизнь навсегда останется с Верой и для нее.
О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет? (Учащиеся высказываются.)
- О единственной, нетленной любви…
- О красивой, возвышающей любви…
- О скромной, самоотверженной…
- О честной, бескорыстной…
- О безответной, неравной любви…
- О прекрасной, могучей любви …!!!
Учитель: “Вот почему Куприн считал, что “…ничего целомудреннее я еще не писал…”
Куприн много писал о любви, всюду благословляя ее. Такие шедевры, как “ Гранатовый браслет”, “Суламифь” и “ Олеся” относятся к самым чистым, к самым возвышенным повестям о любви в русской литературе. Прочитайте повести и подготовьтесь к беседе по повести “Олеся”.
Следующий урок планируется провести как урок-творчества, по индивидуальным, групповым, разноуровневым вариативным заданиям
Вариативные (групповые) домашние задания:
1-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Вере Шеиной
2-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Желткове.
3-й вариант – Подготовьте отзыв к одной из повестей А.И.Куприна про любовь (“Суламифь”, “Олеся”)
Индивидуально-дифференцированные задания:
- Нарисовать иллюстрации к рассказам и повестям А.И. Куприна “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, “Олеся”
- Составить рекламу к рассказу А.И. Куприна “Суламифь”
- Составить рекламу к повести А.И. Куприна “Олеся”
Карточка 1 Я расскажу вам новую сказку о любви Сочинить рассказ, следуя следующему высказыванию Куприна: “Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты – писатель. Будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь…” |
Опережающие индивидуально-дифференцированные задания к последующему уроку внеклассного чтения по творчеству А.И. Куприна (после урока- творчества)
1. Прочитайте повесть “Олеся”, подготовьтесь к беседе по повести.
Карточка 2
Найди материалы и подготовь сообщение по теме: “Образ “естественного человека” – воплощение купринского идеала”.
Карточка 3
Можно ли отнести Олесю к типу женщин с “горячим сердцем”? Сравните ее с героинями пьес Островского (Ларисой из “Бесприданницы”, Катериной из “Грозы”?
Используемая литература
- Куприн А.И. Река жизни: Повести и рассказы. – Л.:Лениздат. 1986.–704с., с ил.
- Русская литература: учебная хрестоматия для 11 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: В двух частях. Ч.1. (Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.Н. Бреева, Р.Ф. Мухаметшина, Под ред. М.Г. Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 480 с.
- Газета “Труд” , 19.09.1995. Статья Владимира Токарев “Браслет”.
- “А.И. Куприн”. Изд-во “Планета”, 1986
Для проведения урока-беседы по теме “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения урока, этого требует и гуманизация образования.
Прочитывая Куприна еще и еще раз к уроку, из года в год открываешь что-то новое для себя, опять дополняешь и совершенствуешь содержание и план проведения уроков, ищешь новые подходы в подаче материала к уроку и подбираешь новые, более совершенные педтехнологии, активизирующие педпроцесс. На одном из приемлемых этапов урока целесообразно предложить ребятам блиц-турнир или брэйн-ринг по следующим вопросам:
В каких, прочитанных вами произведениях Куприна внутренним конфликтом становится столкновение естественной красоты с безобразием современного мира?
- Откуда происходит фамилия Куприн?
- Какими тремя вещами гордился Куприн?
- За что был арестован Куприн в 1889г.?
- Сколько профессий сменил Куприн?
- Кого он назвал учителем жизни?
- В чем проявилось, по мнению Толстого, мастерство писателя?
- Какая тема является основной для всех произведений Куприна?
- Какой основной мотив звучит в его произведениях?
- Как отозвался он о цветах перед смертью?
Активизации учебного процесса служит и обычная игровая ситуация в форме – вопрос – ответ. Класс может разделиться на 2 команды и по очереди задавать вопросы друг другу из прочитанного произведения, по теме урока. Такие “перетасовки” вопросами нередко переходят и в дискуссию, и в состязание. Порой ученику важно доказать свою точку зрения, отстоять свои убеждения по поводу прочитанного. Вопросы к таким урокам ребята готовят дома. Из самых удачных выбранных командой вопросов (после консультации с учителем) выбираются по 5 вопросов из каждой команды. Приведу серию вопросов, подготовленных учениками к таким урокам.
Команда “Желтков” | Команда “ Вера Шеина” |
Опишите гранатовый браслет, его
свойства? О чем говорит вам фамилия Желтков? Опишите глубину любви Желткова? Какими словами закончил Желтков свои предпоследнее и последние письма к Вере Николаевне? Как бы вы поступили на месте Желткова, если бы вам на вашу любовь не ответили взаимностью?? |
Когда и как произошло свидание Желткова
с Верой Николаевной? Какое влияние оказали на Веру Николаевну письма Желткова? Какой переворот произошел в ее душе? Что она прочла на лице усопшего? Что чувствует Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена? Как вы понимаете последнюю фразу повести? В чем ее смысл7 |
Вопросы от учителя: | Вопросы от учителя: |
1. Тема любви, в чем ее трагизм в данном
рассказе? 2. В ком проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
|
Какова роль пейзажа, не вносит ли
изображение природы атмосферу драматизма в
повествование? Приведите примеры. Ваша общая оценка рассказа: с чем согласны, с чем спорите? Свои суждения аргументируйте текстом. |