Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX – XX вв. Рассматриваются эпические произведения А.С.Пушкина, И.А.Бунина, А.И.Куприна («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Тёмные аллеи», «Холодная осень», «Гранатовый браслет»).
При подготовке урока использованы теоретические положения и методические советы по аналитическому чтению, сформированные О.М.Зурабишвили (на семинарах и уроках в рамках ЭП «Пушкинское слово», г. Москва).
Анализ пейзажа – один из самых трудных и интересных видов работы на уроке литературе, что каждый учитель стремиться найти свои примеры и методы, добиваясь не сокращенного пересказа текста, а интерпретации, т.е. высказываний, своих толкований, «игры» со смыслами слов и предложений, своего понимания того, что стоит за языковыми средствами текста. Ход такого урока – урока аналитического чтения – не может быть предсказуем от начала и до конца, но вместе с тем и не может быть неконтролируемой беседой. Пройти между крайностями помогает схема анализа пейзажа (как часть философского анализа текста), представленная в виде алгоритма. Использование жесткой заданности шагов в анализе смысла предполагает обязательное соблюдение нескольких методических условий:
- на уроке должна соблюдаться атмосфера свободного высказывания (множественность интерпретаций);
- высказывание должно быть аргументировано (ссылкой, анализом значения слова, цитатой…);
- должна присутствовать рефлексия в узловых точках для обобщения промежуточных результатов анализа (выделение, «сквозных тем», мотивов, ключевых метафор, символов…).
Анализ пейзажа предполагает следующие виды деятельности учащихся, которые могут быть представлены в виде схемы, таблицы, алгоритма.
- Выделить границу пейзажа с указанием глав страниц.
- Определить событие, элемент сюжета, с которым соотноситься пейзаж.
- Найти ключевые слова, определить значение, выделить тропа.
- Сформулировать смысл пейзажа в произведении, его функции.
- Найти смысловые связи с другими произведениями или с другими видами искусства.
- Подобрать цитату, в которой сформулирована проблема.
- Назвать «сквозные» символы, мотивы.
Алгоритм работы с пейзажем используется с пятого класса, самостоятельный полный анализ выполняется с восьмого класса. Движение от непосредственного словарного содержания к внутреннему смыслу речи, формулирование непосредственного впечатления – цель первого этапа работы.
Примерные типы заданий-вопросов:
Назовите слова, с помощью которых передаются краски осени? В прямом или переносном значении или одновременно (синкретизм) они употребляются? Какие слова передают состояние природы и настроение человека? Какие тропы вы заметили? Синонимы и антонимы?
В восьмом классе в связи с изучением поэмы М.Ю. Лермонтовы «Мцыри» происходит знакомство с видами символического пейзажа (аллегорический, пейзаж-сравнение, философский); определением мотива (устойчивая тема, проблема, идея). В связи с изучением «Капитанской дочки» отрабатывается приём сопоставления пейзажей (зима, метель-осень, ясная погода); приём осмысления художественного образа в различных видах искусства (живопись, кино). Эта работа помогает увидеть многозначность художественного образа, ассоциативное мышление способствует более глубокому проникновению в текст художественного произведения.
В одиннадцатом классе работа с пейзажем наполняется новым содержанием после углубленного знакомства с понятиями «символ», «мотивный анализ» (мифологема, архетип, ключевые понятия), «аллюзия», «реминисценция». Анализ символического пейзажа может быть домашним заданием, фрагментом урока. В качестве отдельного урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков его можно провести в связи с изучением творчества Блока. Цели этого урока, в зависимости от уровня подготовленности класса к такому виду работы, могут быть разными. Это может быть обобщение работы с алгоритмом на материале изученных произведений, формирование речевых умений (создание высказываний с использованием клеше)…В более подготовленном классе целью такого урока может стать обобщение и систематизация на уровне символического содержания пейзажей, ассоциаций, создание словаря перифраз по темам и проблемам, фиксация цитат-«символов» проблемы. Такой вид работы имеет большое практическое значение для создания аргументов в задании С на ЕГЭ по русскому языку; для выявления проблемы в тексте – пейзажной зарисовке.
Примерные типы заданий-вопросов:
Какие ассоциации возникли в связи с текстом? В чем источник возникших ассоциаций? Анализ пейзажа. Анализ авторской позиции, выраженной в пейзаже. Предметы окружающего мира, цвет, свет? «Геометрия» пейзажа (укрупненный, детали, точка обзора)? Тропы, фигуры речи, пафос? Избыточность или лаконичность описания? Символические детали? Символические обобщения? Связь символа с названием, проблематикой произведения?
Каждый из вопросов может быть углублен. Почему рассказ открывается и заканчивается пейзажной зарисовкой? Статика или динамика преобладают? Цветовая палитра состоит преимущественно из холодных или тёплых красок? Каковы функции пейзажа (фон, отношение к персонажу, характер героя, психологический параллелизм или антагонизм, настроение - элегическое, трагическое, драматическое, абсолютного счастья); символическое обобщение, ключ к подтексту, выражение авторской идеи, философский контекст произведения). Мастерство пейзажной зарисовки? В каких произведениях русской литературы встречается осенний пейзаж? Вспомните строки стихотворений Пушкина, Тютчева, Фета, Бунина? Картины (Левитана, Поленова, Нестерова…)? Музыку (Чайковский «Времена Года»)?
Часть этих вопросов должна стать домашним заданием к уроку.
Важной составляющей урока является создание определённого настроения, атмосферы, подготовки к восприятию. Можно посмотреть фрагменты фильма «Виждь и внемли» о благотворном влиянии русского пейзажа на душу человека. Автор фильма и ведущий – профессор Московской духовной академии д.ф.н. Михаил Дунаев, режиссер В.Шурко. Мы смотрим фрагмент, где автор раскрывает смысл метафор «торная дорога- тропинка», «море житейское», «дорога к храму». Рассказ сопровождается кадрами пейзажей с храмами, осенних и летних, рукотворных и естественных. С помощью мультимедийного проектора демонстрируем слайды по теории литературы, цитаты, фрагменты текста (анализируемые пейзажи), таблицу – алгоритм анализа. Распечатанная таблица с частично заполненными клетками раздаётся учащимся. На доске – эпиграфы к уроку, образец заполнения таблицы по рассказу И.А.Бунина. В тетрадях записываем только последние «шаги» анализа: функция пейзажа, символический смысл; ассоциации – произведения - цитата – символ.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: осенний пейзаж выражает авторскую позицию – духовные жизненные опоры – «Осень», «19 октября 1825», «Капитанская дочка».
- Два чувства дивно блики нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - в противопоставление с метелью осенний пейзаж при встрече Маши Мироновой и Екатерины II – выражает авторскую позицию – Пугачев и Капитанская дочка, бунт и смирение – «Памятник»;
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я мерой пробуждал.
- И.А. Бунин «Темные аллеи» - осенний пейзаж в противопоставление с летним «кругом шиповник алый цвёл…» - психологическое состояние героев, авторская позиция – память и любовь противостоят смерти, солнце и черные колеи, Надежда и Николай Алексеевич – «Холодная осень», «Антоновские яблоки», поэма «Листопад».
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия
(Бунин)
Обобщение-рефлексия: особая смысловая ценность осеннего пейзажа в русской литературе, идущая от лирики Пушкина. Осенний пейзаж – сквозной мотив в произведениях XIX-XX, в контексте (интертексте) происходит «приращение» и усложнение смысла. Осенний пейзаж
- осень жизни, тоска, грусть, холод чувств;
- ясность, прозрачность, очарование, «пышное увядание», плоды, дары лета;
- расставание, переход из одного состояния в другое, от волнения к покою, от дороги к дому, теплу,- ощущение связи времен, единства поколений, уважение к прошлому, утверждение вечных духовных ценностей ( «плодов жизни»): дружбы, любви, памяти, веры, надежды.
Список использованной литературы
- Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста литературы. М.:Дрофа,2007.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: «Академия»,2007.
- Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. Программа для уч.завед. Санкт – Петербург, 1999.
- Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. Уч.пос. под ред. В.Ф.Чертова. М.:Дрофа,2006.
- Энштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии. М.,1990.