Цели:
- Познакомить учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;
- Повторить ранее изученные произведения поэта;
- Формировать эстетический вкус учащихся средствами искусства.
Оформление: на доске тема, эпиграф. Выставка книг Лермонтова.
Оборудование: слайды о жизни Лермонтова, автор – Евдокимова Н.И. (Презентацию можно просмотреть, связавшись с автором статьи.)
Эпиграфы:
- “Как рано он умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!” (Л.Н. Толстой)
- “Глубокий и могучий ум! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и часто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт со времен Ивана Великого” (В.Г. Белинсикй)
Ход урока
Учитель: М.Ю. Лермонтов – великий поэт, прозаик, драматург талантливый живописец и скульптор, храбрый боец, шахматист и способный музыкант. Его творчество – высокая точка развития русской поэзии послепушкинского поэта. С именем Лермонтова связывается понятие 30-е годы XIX века. Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержавцев – Николая Первого. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А.И. Герцена “глубокое отчаяние и всеобщее уныние царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян”.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. “Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества” (Белинский).
Литературная жизнь Лермонтова – от ученических опытов до “Героя нашего времени” – продолжалась неполных 13 лет, за которое им было написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30 поэм и 3 романа. Белинский дал такую оценку: “Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он глубоко знаком и с внутренним миром души...”
Сообщения учащихся, чтение стихов Лермонтова
1) Лермонтова – достойный преемник А.С.Пушкина. Начало поэтической славы.
- Чтение стихотворения “Смерть поэта” (1-й ученик)
- Как Лермонтов выразил свое восхищение гением Пушкина и свою скорбь о нем?
- Каково отношение Лермонтова к светскому обществу?
- Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен...” (стр. 40)
2) Детство, юность поэта. Годы учения в Москве (2-й ученик)
- О бабушке (3-й ученик)
- Стихи (отрывок из поэмы “Сашка”)
“Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный”
3) Чтение стихотворения “На севере диком” (4-й ученик)
4) Рассказ о Вареньке Лопухиной (5-й ученик)
5) Чтение стихотворения “Молитва” (5-й ученик)
6) Слово учителя.
В 1832 году Лермонтов был зачислен в лейб-гвардию Гусарского полка на правах унтер-офицера. Вначале юнкер, затем – корнет. Мы видим Лермонтова в мундире гусарского офицера на портрете работы художника Буркина.
27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт доставлен на квартиру. Разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта” – первые 56 строк.
Чтение стихотворения (6-й ученик)
29 января скончался Пушкин. Стихотворение Лермонтова в рукописных копиях разошлись по столице. “Смерть поэта Пушкина возвестила Россию о появлении нового поэта – Лермонтова”, – вспоминал поэт В.А.Сологуб.
7 февраля Лермонтов написал продолжение стихотворения – 16 заключительных строк.
Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: “Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.
Последовали обыск, арест, ссылка на Кавказ, где в то время шла война с горцами.
Кавказ
- Сообщение о Кавказе (7-й ученик)
- Стихотворение “Кавказ” (8-й ученик)
- 1838 год был для Лермонтова особенным: он вошел в литературу как большой мастер. Он стал подумывать об отставке – ему хотелось полностью отдаться литературе. Лермонтову в ту пору было 25 лет.
- Стихотворение “Нищий” (9-й ученик)
- Стихотворение “Утес” (10-й ученик)
Дуэль с Барантом. Вторая ссылка на Кавказ
Учитель: В январе 1840 Лермонтов был на балу во французском посольстве, где познакомился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. А в феврале Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась на Черной речке утром. Бой шел сначала на шпагах, затем взялись за пистолеты. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелили вверх. За эту дуэль Лермонтов был передан военному суду – поэт был арестован и посажен под арест. Затем последовала вторая ссылка на Кавказ.
11 июля у речки Валерик произошло кровопролитное столкновение с чеченцами. Это сражение Лермонтов описал в стихотворении “Валерик”. Будучи храбрым, самоотверженным, боевым офицером, Лермонтов задумывался о преступной жестокости войны, в которой ему суждено было принимать участие. Дважды Лермонтова представляли к военной награде, но Николай Первый отказал ему в награде. Вместо награды Лермонтову дали отпуск в Санкт-Петербург на 2 месяца. Лермонтов начал хлопотать об отставке. Когда кончился отпуск, Лермонтову передали: за 48 часов покинуть столицу и ехать не в полк, а в Пятигорск и сказаться больным. Роковые события развернулись 13 июня вечером в доме Верзилиных, где собиралась молодежь.
Сообщение о Мартынове и о дуэли (11-й ученик)
Слово учителя. Хоронили поэта при стечении всего Пятигорска. Представители всех полков, где служил Лермонтов, пришли, чтобы почтить последней почестью поэта и товарища. Тело 27-летнего поэта принял скалистый Машук. Но эта могила была временной. Бабушка поэта, Е.А.Арсеньева, выхлопотала разрешение перевести прах внука из Пятигорска в Тарханы. Наследник Пушкина, Лермонтов, погиб так же, как его великий предшественник и учитель.
Чтение слов Ираклия Андроникова: “И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого”.
Стихотворение “Парус” (1832) (12-й ученик)
В течение урока учащиеся пишут в тетради основные даты биографии поэта и основные темы его лирики.
- Родился 3 октября 1814 года в Москве
- С 1817 г. у бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой
- До 1827 г. – домашнее образование
- 1828-18300 гг. – благородный пансион при МГУ
- 1831 г. – знакомство с Варенькой Лопухиной
- 1830-1832 гг. – МГУ
- 1832 г. – школа гвардейских прапорщиков в Санкт-Петербурге.
- 1837 г. – 1-я ссылка на Кавказ
- 1840 г. – 2-я ссылка на Кавказ
- 1841 г. – роковая дуэль с Мартыновым
Основные мотивы лирики Лермонтова
- Патриотизм
- Стремление к свободе
- Борьба и протест
- Одиночество
- Размышления о жизни
- Трагичность любви
Домашнее задание
- Прочитать статью в учебнике о поэте
- Написать сочинение о любимых стихотворении Лермонтова (восприятие, оценка)
Материал к уроку
“Москва не безмолвная громада камней холодных... Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь!”
Сражение при реке Валерик “Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти...” (Сизова М.И. из книги “Из пламя и света”)
“Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед... В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое... Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу”, – секундант Лермонтова князь Васильчиков.