Литература
-
Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок по роману Тургенева посвящён отношениям его главных героев – Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Проводятся параллели с некоторыми эпизодами романа Л.Толстого «Война и мир» и персонажем пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Учащиеся делают вывод о причинах изменений, произошедших с Базаровым. С целью донести до учащихся идею романа в ход урока включено стихотворение латышского поэта XX века Яна Грота.
-
Литературная гостиная "Сердцу дорогие имена…". (Творчество А.Кольцова и И.С. Никитина) 2009
Урок, посвященный жизни и творчеству А.В. Кольцова и И.С. Никитина, проводился в 9-м классе. Встреча знакомит с интересными фактами биографии воронежских поэтов, показывает сложность и трагичность их судеб, глубину поэтической мысли, приводит к пониманию и осмыслению поэзии, расширяет кругозор и языковую компетенцию, развивает творческие и интеллектуальные способности подростков.
-
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Горького "Знаете ли вы творчество Горького" 2009
Обобщающий урок литературы по творчеству М.Горького в 11-м классе в игровой форме, с целью научить творчеству во всех его проявлениях. Вся прелесть такого урока в том, что он мобилен. Дело лишь за фантазией учителя. Этот урок систематизации и обобщения знаний по творчеству М.Горького – своего рода подготовка к письменной работе по творчеству Горького.
-
Сценарий литературной гостиной "Я встретил вас" по творчеству Ф.И. Тютчева 2009
Этот сценарий посвящён 205-летию со дня рождения великого поэта Ф.И. Тютчева. В нём идёт рассказ о женщинах, в которых был влюблён поэт. Необычная обстановка в аудитории, превращённой в гостиную, негромкая музыка, проникновенное, выразительное чтение – всё это вызовет отклик в душе и исполнителей, и слушателей.
-
Презентация книги для души 2009
Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души, на котором лицеисты, рассказывая о прочитанных книгах, рекомендуют прочитать их своим товарищам по классу, могут обменяться книгами после урока. В итоге, развивается монологическая речь, умение анализировать прочитанное произведение, появляется желание прочитать интересную книгу, и каждый учащийся обязательно находит книгу по душе.
-
Открытый урок по литературе "Воскрешение через любовь" в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
Урок в 10-м классе предлагает учащимся осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне, к Богу.
-
"Такая была война" (открытый урок по фрагменту повести Л.А. Гартунга "Нельзя забыть") 2009
В работе интегрированы курсы «Литературное наследие Сибири» и УМК «Вокруг тебя – Мир…». Урок посвящён военному детству сибирского мальчика, нашего земляка, сложным, порой трагическим судьбам взрослых и детей, окружавших нашего героя. Особое внимание уделяется последствиям вооружённого конфликта для гражданского населения, соблюдению норм международного гуманитарного права.
-
Игровой урок по литературе в 5-м классе. Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью" 2009
Сценарий интеллектуально–развлекательной игры по сказкам Г.Х. Андерсена.
-
Урок культурологического размышления "Что такое осень?" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с новыми художественными произведениями, учатся видеть в тексте образы-символы и постигать их содержание. Североказахстанский поэт и писатель Анатолий Хорольский назвал Россию «осенней страной». В текстах песен Юрия Шевчука «Последняя осень» и «Что такое осень?» осень - время для размышлений о жизни, о будущем, о Родине, «о самом главном».
-
В.П. Крапивин "Всадники со станции Роса" – повесть о… 2009
Урок по данной теме может быть проведён в 6-7-х классах. Подобранный материал способствует расширению читательского кругозора, даёт возможность учащимся проявить свои творческие и интеллектуальные способности, «заглянуть» в творческую лабораторию писателя. Разговор о вечных ценностях, о проблемах, которые необходимо решить юному герою, способствует формированию нравственных принципов у подрастающего поколения. Использованы элементы методики продуктивного обучения (по Хуторскому)
-
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и математики 2009
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьника к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, вооружить методами и способами познавательной деятельности, привить интерес к поиску информации. Такие возможности открывает применение педагогических технологий.
-
Развернутый план урока по повести Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц" 2009
Антуан де Сент-Экзепюри – один из наиболее непосредственных писателей XX века. Он должен быть интересен и понятен ученикам средней школы. «Откуда я? Я из моего детства» - это пояснение должно стать лейтмотивом изучения сказки-притчи.
-
Урок–диалог "Читаем сказки – изучаем традиции" (5–6-е классы) 2009
Урок предназначен для 5-6-х классов при изучении темы "Фольклор". Это третий урок в теме "Сказки народов мира".
-
Модель урока-диалога в 11-м классе. Тема: "Рассказ В.Набокова "Звонок" 2009
Вашему вниманию предлагается урок, на котором представленное произведение рассматривается и анализируется по отрывкам.
-
Урок внеклассного чтения по литературе "Фантастическое начало в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»", 5-й класс 2009
Урок знакомит учащихся с новым произведением Н.В. Гоголя. Задача учителя – показать юмор и сатиру в повести, народную жизнь малороссийцев, чистую светлую любовь, поэтизацию вольности и фантастику народных сказок и легенд в произведении.
-
Комедия А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада 2009
Организационным ядром урока является мультимедийная разработка, которая используется на всех этапах урока. Урок проведен в соответствии логического построения: от ассоциативных впечатлений - движение к читательским наблюдениям; далее - реализация знаний текста пьесы в работе по определению системы персонажей, а затем переход к определению особенностей сюжета и композиции. Кульминационным моментом является обращение к образу вишневого сада и, конечно же, звучание слова писателя.
-
Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова "Те, кто до нас" 2009
В ходе урока, анализируя содержание произведения, учащиеся самостоятельно приходят главному выводу о произведении: «Автор утверждает, что ценности русской духовности вечны и незыблемы, как бы ни ломала человека жизнь. Нельзя жить одним днём. Помня о прошлом – думай о будущем».
-
Открытый урок по литературе "Будущее в наших руках" 2009
Школьники не всегда задумываются над некоторыми невинными, на их взгляд, шалостями, которые наносят серьезный урон окружающему миру. Задача урока посредством анализа художественного текста способствовать пониманию предназначения каждого на Земле, заставить поразмышлять над последствиями собственных поступков – вот основная цель данного урока литературы в 5-м классе.
-
Обобщающий урок-КВН по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
КВН "По обломовским местам" проводится в конце изучения темы "Творчество И.А. Гончарова" в 10-м классе и позволяет еще раз "побывать" в местах, где жил И.И. Обломов ("обломовских" местах"). Это ул. Гороховая, деревня Обломовка, село Верхлево, дача, Выборгская сторона.
-
"Великий сказочник Датского королевства" 2009
Изучение творчества Ханса Кристиана Андерсена заканчивается в 5-м классе. Поэтому необходимо провести запоминающийся урок по творчеству великого сказочника. Именно поэтому выбрана такая форма урока - урок-викторина. За один урок мы вспоминаем известные сказки писателя, говорим о положительных и отрицательных персонажах, а также вспоминаем факты биографии сказочника.
-
Программа элективного курса "Авторская (бардовская) и рок–поэзия" 2009
Гуманистическим противовесом негативным явлениям в современном обществе может стать изучение песенной лирики (бардовской и рок-поэзии). Взаимопроникновение поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства многократно усиливают воздействие на интеллектуальный и нравственный мир человека.
-
"Люблю природу русскую". Зима 2009
Урок воспитывает чувство прекрасного средствами музыки и поэзии. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихов.
-
Литературная игра "Колесо истории" (по творчеству А.С. Пушкина) 2009
Литературная игра предназначена для учащихся 9-го класса. Цели мероприятия: расширить представление о личности поэта, его жизни и творчестве; закрепить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, литературно-критическими статьями, навыки овладения различными формами устной речи; развить инициативу и творческие способности учащихся.
-
Итоговый урок-игра "Мал золотник, да дорог". Обощение по теме "Малые жанры фольклора. Детский фольклор" в 5-м классе 2009
Урок в виде игры-соревнования для трех команд может заменить опрос, самостоятельную или контрольную работу после завершения изучения темы «Малые жанры фольклора». Основные цели урока – выявить уровень усвоения теории малого фольклора в его многообразии, повторить художественные особенности жанров детского фольклора, развивать творческие способности детей.
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Работа предназначена для проведения недели литературы в честь празднования дня Победы, или как отдельное мероприятие. Мероприятие содержит богатый исторический и литературный материал. В композиции могут участвовать учащиеся разного возраста. Цель композиции: познакомить учащихся с литературой, посвященной ВОВ, не входящей в рамки программы.
-
Урок литературы по теме "Лики любви в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»" 2009
Цель урока: рассмотреть любовную коллизию романа как основу сюжетного действия и проследить, как раскрываются герои, их характеры в любви.
-
Конспект урока. Н.А. Некрасов "Школьник" 2009
Целью урока является знакомство обучающихся со стихотворением-напутствием «Школьник» Н.А. Некрасова, рассмотрение движения поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове, привитие народных идеалов добра современным школьникам.
-
Урок–рассуждение по роману Е.И. Замятина "Мы" 2009
Целью урока является развитие путем активного диалога учителя с учащимися творческой активности обучаемых, желания изучать художественные произведения, связанные с трагическими страницами истории нашей Родины.
-
Урок по литературе по теме "Творческая мастерская" 2009
Разработка представляет творческую работу детей на уроках литературы над темой "Сюжет. Портрет. Пейзаж". Приводятся примеры с уроков-практикумов.
-
Урок–анализ "Сказок (для детей изрядного возраста)" М.Е. Салтыкова–Щедрина ("Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Вяленая вобла") 2009
Урок посвящен произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина. Занятие поможет учащимся выяснить причины обращения писателя к сказкам, понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.