Литература
-
Материал для учителя к уроку литературы в 11-м классе по теме "Россия и Александр Блок" 2009
Предлагаю вашему вниманию литературный материал для работы на уроках в 11-м классе по изучению творчества А.А. Блока. Это общее направление рассуждения учителя, придерживающееся основной концепции при изучении данной темы. Переработать этот материал в урок под силу любому из вас.
-
"Гранатовый браслет" – молитва о любви". Занятие элективного курса в 11-м классе 2009
Знакомясь с повестью А.И. Куприна "Гранатовый браслет", учащиеся начинают понимать, что русская литература проникнута духом христианской веры.
-
"Литобъединения. О важности диалога на равных и пьесах Петрушевской Л.С." 2009
Статья о литературных объединениях, их важности в литературной жизни. Обсуждение пьес Петрушевской.
-
Стихи по темам "Природа Южной Америки (сельва, льянос, кампос, пампа)" и "Природа России (Дальний Восток, Западная Сибирь, Южная Сибирь)" 2009
Представленные стихи позволят учителю обратить внимание учеников на самые яркие отличительные особенности природы отдельных регионов страны. Каждое стихотворение является как бы его «визитной карточкой». Учащиеся самостоятельно находят названия географических объектов, используя физическую карту, одновременно заполняя контурную карту.
-
Проект суда над фашизмом по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" 2009
Разработка урока-проекта может быть использована для учащихся 7–11-х классов. Данный урок-проект несет глубоко нравственный потенциал, утверждая вечно не угасающий принцип: "Войне нет - миру да!", отвечает замыслу единого образовательного пространства с применением деятельностного подхода в системе образования и воспитания обучающихся.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова ''Алёнушка'' 2009
На уроке дети готовятся к сочинению-описанию по картине В.М.Васнецова «Аленушка». Работа на уроке способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию связной речи и творческих способностей учащихся, умению высказывать свое мнение по поводу прочитанного или увиденного.
-
Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина (7-й класс) 2009
Важнейшими задачами проведения литературного ринга по произведениям А.С. Пушкина является привлечение внимания к творческому наследию основоположника русской литературы; развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; повторение уже изученного материала; развитие эстетического вкуса.
-
Духовное становление личности - основа гражданского воспитания (концепция развития личности учащегося) 2009
Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, любящей свою Родину.
-
Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии 2009
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина.
-
Обличение обывательской жизненной позиции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2009
В представленном материале приводится пример конспекта урока по творчеству Салтыкова-Щедрина с использованием презентации. Так как на уроке вводится новое понятие - гротеск, ему уделено особое внимание. Одна из целей урока - показать, как с помощью этого приема создается новый жанр политической сказки.
-
КВН (математика + литература) по сказкам А.С. Пушкина 2009
В статье представлено комбинированное мероприятие с компьютерной поддержкой, направленное на сплочение коллектива, развитие интереса к математике и литературе посредством решения заданий на смекалку, знание сказок А.С. Пушкина, развитие наблюдательности и логического мышления; на развитие внимания учащихся, усидчивости, настойчивости, логического мышления, математической речи.
-
Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи) 2009
Урок разработан на интегративной основе (русский язык, литература, ИЗО), рекомендуется проводить как обобщающий в конце учебного года в 8–9-х классах. Для сопоставительного анализа предлагается фрагмент поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и картина А.Куинджи «Ночь на Днепре».
-
"Что есть красота?" Наташа Ростова и княжна Марья. Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Что есть красота? Исследуя этот проблемный вопрос на уроке, учащиеся раскрывают идейно-художественный смысл образов любимых героинь Толстого и приходят к главной мысли: счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которую так ценил писатель в своих героях.
-
Тема урока "Театр жил и будет жить…" 2009
Этот урок завершает тему «Театр». На прошлых уроках говорили об известных личностях, которые связали свою жизнь с театром. Г.Камал – драматург, сам тоже исполнял некоторые роли. Г.Кариев организовал первую театральную труппу, тоже исполнял роли и в то же время руководил труппой «Саяр». Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская первая артистка театра из женщин. До нее женские роли исполняли мужчины.
-
Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс) 2009
Ребёнок должен ощутить себя частицей мира, возникшего давно, испытать интерес к творчеству народа. В проектировке уроков по изучению древнерусской и русской литературы XIX-XX веков сделана попытка выявить её связь с фольклором.
-
Факультативное занятие (литература + информатика) в 7-м классе "Мы видим звук" 2009
В ходе занятия учащиеся работают с текстовыми документами в программе Microsoft Word и создают графические документы в редакторе Adobe PhotoShop.
-
Тема открытого урока: "Сильные духом" 2009
Урок нравственности, цель которого – изучить жизнь и творчество выдающихся личностей, прикованных к постели, инвалидной коляске: татарского писателя Фаниса Яруллина; Марии Логиновой - поэтессы и писательницы, которая живет в нашем городе. Урок учит школьников, как в любом случае нужно научиться побеждать. Только сильные духом люди добиваются свох целей.
-
Информационные технологии на уроках литературы по теме "На пути к истине. «Троица» Андрея Рублева" 2009
Рассмотрение иконы требует высокого профессионализма от учителя. В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом поклонения.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне (по повести В.Кондратьева «Сашка»)" 2009
К уроку ребята готовят сообщения, находят воспоминания участников сражений подо Ржевом, историю города, результаты деятельности поисковиков сегодня; приносят фотографии из семейных альбомов с изображением родственников-фронтовиков, их письма.
-
"Древо жизни народа". Разработка внеклассного мероприятия по литературе. 5-й класс 2009
Представленная разработка позволяет не только обобщить в игровой форме известные сведения о фольклоре, но и значительно расширить их. В ходе мероприятия ученики смогут восхититься изделиями народных промыслов родного края, проверить себя в различных конкурсах, научить друзей народным играм, проверить свои артистические способности.
-
Классный час с использованием информационных технологий по теме "Имя, знакомое с детства… Памяти А.С. Пушкина" 2009
Материал может быть использован как во внеклассной работе, так и для проведения уроков в начальной школе, среднем звене на уроках литературы и чтения. Текст сопровождается презентацией, в которой использованы фотографии, иллюстрации.
-
Интегрированный урок по литературе по теме "Образ Ивана Грозного в художественной литературе и исторических трудах" 2009
Урок в 8-м классе является заключительным в теме «Изучение творчества А.К. Толстого». Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои способности при самостоятельной работе с художественной, научной, справочной и критической литературой. Урок воспитывает нетерпимость к деспотизму, уважение к человеческому достоинству.
-
Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления 2009
Урок литературы посвящен работе с текстом небольшой миниатюры В.П. Астафьева "Записка" из сборника "Затеси". Несмотря на маленький объем, рассказ дает возможность обсудить важные нравственные проблемы, оценить поступок сына и выразить свое сочувствие к брошенной сыном старой матери, выразить свое отношение к позиции автора - он предлагает публично пороть таких "сынков".
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы в 7-м классе "«Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова" (смысл обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории в "Песне про купца Калашникова…") 2009
Первый урок в процессе изучения названного произведения. Подобран фактический материал, прослеживаются межпредметные связи, прежде всего между литературой и историей. На уроке используются активные формы деятельности учащихся, ИКТ.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Уроки доброты и нравственности по заветам Д.С. Лихачева и по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»" 2009
Цели урока – обсудить проблему гуманного отношения к страдающим людям, к одиноким старикам, воспитывать в детях чувства доброты, чуткости и понимания чужой проблемы, сострадания, милосердия; рассмотреть публицистику как литературный жанр, появившийся еще в древнерусской литературе (на примере «Поучения» Владимира Мономаха).
-
Литературная игра на тему "А.С. Пушкин «Повести Белкина»" 2009
Данный материал в игровой форме позволяет познакомить учащихся с циклом произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина». Урок проводится в виде соревнования двух команд. Включены и задания, проверяющие знание текста, и задания творческого характера.
-
Открытый урок по теме "Михаил Зощенко – писатель-сатирик" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества М.М. Зощенко, сформировать представление о художественном мире писателя-сатирика и своеобразии его поэтики.
-
Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе 2009
Урок литературы в 10-м классе. Тема произведения современного пермского писателя В.А. Киршина – взаимоотношения «отцов" и "детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения.
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.