Объяснительная записка
Актуальность проблемы
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. Б.Успенский утверждает, что “центральной проблемой композиции произведения искусства” является “проблема точки зрения”.[1] В.Кожинов пишет: “Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен”. [2] А.Есин даёт такое определение: “Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности”. [3]
В лингвистике тоже существует теория композиции. Языковая композиция – это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
Композиционный анализ в соответствии со стилистикой текста наиболее продуктивен в работе над литературным произведением. “Все компоненты художественной структуры важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой”. [4] Путь приобретения детьми читательской квалификации – самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста, умение воспринимать текст как знаковую систему, произведение – как систему образов, видеть способы создания художественного образа, испытывать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпретации художественного текста.
“Структура художественного текста в данном случае (анализ) выступает в качестве “умерщвлённого” объекта исследования: в тексте можно выделять элементы, сопоставлять их друг с другом, сравнивать с элементами других текстов и т.п...анализ помогает читателю найти ответы на вопросы: “Как устроен текст?”, “Из каких элементов он состоит?”, “С какой целью текст построен так, а не иначе?”. [5]
Цель и задачи.
Развитие читательской культуры, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения.
- Знать понятия “композиция”, “композиционные приёмы”, “типы композиции”, “виды композиции”, “языковая композиция”, “композиционные формы”, “опорные точки композиции”,“сюжет”, “сюжетные элементы”, “внесюжетные элементы”, “конфликт”, “сильные позиции текста”, “литературный герой”, “мотив”, “фабула”, “словесные приёмы субъективации”, “типы повествования”, “система образов”.
- Уметь выполнять композиционный анализ прозаического текста, поэтического текста, драматического текста.
5-й класс
“Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения”. [6]
Стих и строфа.
Сильные позиции текста: название, эпиграф.
План текста, микротема.
Композиционные приёмы: повтор, противопоставление.
Сюжетные элементы: завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, развязка.
Структура народной волшебной сказки (по В.Проппу). “Карты Проппа”.[7]
Сюжет народной волшебной сказки.
Способы придумывания историй по Родари. [8]
В 5-м классе “учитель знакомит школьников с построением сказок, диалогом и монологом, планом рассказа, эпизодом, формирует начальное понятие о литературном герое. Постигая структурные элементы понятия “литературный герой”, дети учатся выделять описание внешности героя, его поступки, взаимоотношения, характеризовать переживания, обращаясь к описаниям природы, окружающей героя обстановки”. [9]
6-й класс
“Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж”. [6]
Сильные позиции текста: первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
Языковая композиция: ключевые слова.
Виды композиции: кольцевая, линейная.
Сюжетные элементы: экспозиция, эпилог.
Внесюжетные элементы: описания (пейзаж, портрет, интерьер).
Сюжетная схема: элементы сюжета и внесюжетные элементы.
В 6-м классе нужно “знакомить учеников с элементами композиции. Пейзаж, интерьер…как фон и место действия, …как средство характеристики героя, как необходимая часть произведения, обусловленная замыслом писателя…обращаем внимание детей на событийную сторону произведения и средства изображения персонажей…”. [9]
7-й класс
“Развитие понятия о сюжете, композиции, пейзаже, виды описания. Роль рассказчика в повествовании”. [6]
Языковая композиция: словесные тематические ряды.
Композиционные приёмы: усиление.
Виды композиции: зеркальная, ретроспекция.
Повествование от первого лица.
Повествование от третьего лица.
Точка зрения автора, рассказчика, персонажа.
Сюжет и фабула.
Обосновать роль эпизода в тексте.
В 7-м классе “ставим задачу выявить роль композиции в раскрытии характеров действующих лиц… построение и организация произведения, изложение событий, расположение глав, частей, соотношение компонентов (пейзаж, портрет, интерьер), группировка действующих лиц обусловлены авторским отношением к событиям и героям”. [9]
8-й класс
“Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения”. [6]
Композиционные приёмы: антитеза, монтаж.
Виды композиции: свободная.
Сюжет и мотив.
Словесные приёмы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.
В 8-м классе “рассматриваются не только частные случаи композиции (например, приём антитезы), но и устанавливаются связи между композицией и идеей произведения; композиция выступает как важнейшее “надсловесное” средство создания художественного образа”. [10]
9-й класс
Виды композиции: открытая, умолчание.
Внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды.
Типы композиции: простая (линейная), сложная (трансформационная).
Сопоставление эпизодов.
Обосновать роль эпизода в тексте.
Субъект речи: носитель точки зрения.
Композиция как расположение фрагментов текста, которые характеризуются точкой зрения автора, рассказчика, персонажа.
Языковая композиция как сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов.
Композиция произведений классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Композиционный анализ прозаического текста.
Композиционный анализ поэтического текста.
Композиционный анализ драматического текста.
В 9-м классе “понятие композиции обогащается в связи с изучением произведений более сложной структуры; учащиеся в какой-то мере овладевают навыками композиционного анализа на более высоких уровнях (системы образов, “перекличка сцен”, смена точек зрения рассказчика, условность художественного времени, построение характеров и т.д.)”. [10]
10–11-е классы
Углубление понятия о композиции.
Разные аспекты композиции художественного текста: внешняя композиция, система образная, система персонажей, смена точек зрения, система деталей, сюжет и конфликт, художественная речь, внесюжетные элементы.
Композиционные формы: повествование, описание, характеристика.
Композиционные формы и средства: повтор, усиление, противопоставление, монтаж, мотив, сопоставление, “крупный” план, “общий” план, точка зрения, временная организация текста.
Опорные точки композиции: кульминация, развязка, сильные позиции текста, повторы, противопоставления, перипетии в судьбе героя, эффектные художественные приёмы и средства.
Сильные позиции текста: заглавие, эпиграф, начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложение).
Основные виды композиции: кольцевая, зеркальная, линейная, умолчание, ретроспекция, свободная, открытая и т.д.
Сюжетные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия (перипетии),кульминация, развязка, эпилог.
Внесюжетные элементы: описание (пейзаж, портрет, интерьер), авторские отступления, вставные эпизоды.
Типы композиции: простая (линейная), сложная (трансформационная).
Композиция произведений реализма, неореализма, модернизма, постмодернизма.
Композиционный анализ прозаического текста.
Композиционный анализ поэтического текста.
Композиционный анализ драматического текста.
Список литературы
- Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, 2000, с.16.
- Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. – М., 1964, с.434.
- Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127.
- Кайда Л.. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000, с.88.
- Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003, с.120.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М., 2002, с.268.
- Пропп В. Морфология волшебной сказки. – М., 2005, с. 43.
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Снежневская М.А. Теория литературы в 4 – 6 классах средней школы. – М., 1978, с.102-104.
- Беленький Г., Снежневская М. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983, с.110-113.