Литературно-художественный журнал "Строки, опаленные войной"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

Обучающие:

  1. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания.
  2. Формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

Развивающие:

  1. Совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

Воспитывающие:

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода ВОВ: Д.Самойлова, С.Орлова, М.Дудина, М.Луконина.
  2. Продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины.
  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга.
  4. Воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ.
  5. Показать нравственные истоки победы в ВОВ.
  6. Прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству.

Наглядность:

  1. Выставка книг о ВОВ, портреты поэтов-фронтовиков: С. Орлова, М. Дудина , П. Когана, М. Кульчицкого и других.
  2. Экран для презентаций и видеороликов.
  3. Эпиграф на доске: “Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером!”

Ход урока

(Звучит песня “На всю оставшуюся жизнь”)

Учитель: Ребята, сегодня вашему вниманию предлагается литературно – художественный журнал “Строки , опаленные войной”. В ходе журнала вы познакомитесь с поэтами, чья юность и гражданское становление выпали на суровые сороковые годы.

Ведущий 1: Познакомьтесь с содержанием литературно – художественного журнала.

Ведущий 2: Первая страница журнала – литературно-художественная композиция “И мужество, как знамя, пронесли”.

Ведущий 3: Ее продолжает 2я страница – литературно-поэтическая композиция “Строка, оборванная пулей”.

Ведущий 4: Заключительная страница журнала – поэты и писатели фронтовых лет в школьном изучении.

Ведущий 5: Итак, предлагаем первую страницу журнала “Строки, опаленные войной”.

Ведущий 6. Литературно-музыкальную композицию “И мужество, как знамя, пронесли”.

(Звучит нежная, тихая мелодия Вивальди “Времена года”, под нее выходит чтец и читает)

Ведущий 1:

Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
Садились в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(Грамзапись, начало ВОВ, до голоса Левитана; на экране показываются слайды начала ВОВ)

Ведущий 2: Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво – красным огнем. Многие матери отметят этот день черной числом. На первых полянках появятся первые холмики могил.

Ведущий 3: Это было 22 июня 1941 года. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

Ведущий 4: С краткими речами выступили Жаров, Фадеев, Уткин, Лебедев – Кумач. “ Писатели советской страны, – заявил А. Фадеев, – знают свое место в этой решительной схватке. Многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие пером” (показываются слайды с выступлениями писателей).

Ведущий 5: Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

(Звучит 1-й куплет песни “Священная война”. На сцену выходят 3 пары и инсценируют песню Б.Окуджавы “До свидания, мальчики!”)

Ведущий 6:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагают они, девчата,
Похожие на парней.

Ведущий 1:

Нет, это горят не хаты.
То юность моя в огне:
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

(По сцене идут 3 девушки в гимнастерках, останавливаются у холма под березой).

Девушка 1: Девочки, могила!

Девушка 2 (девушки опускаются на колени, снимают пилотки): О жизнь! Суровая судьбина! Зачем нависла ты бедой? Скажи же, сколько еще встретим могил, поросших лебедой?

Девушка 3 (девушки поднимаются):

У насыпи братской могилы
Я тихо, как память стою,
В негнущихся пальцах сжимая
Гражданскую шапку свою.
И мертвых нетленные очи,
Победные очи солдат,
Как звезды, сквозь облако ночи
На нас, не мигая, глядят.

Девушка 1 (1 подходит к березе, обнимает ее):

Не волнуйтесь, березы,
Никогда, никогда
Над безмолвным солдатом
Не померкнет звезда.
(Песня “Русские березы”)

Девушка 2:

Пора, девочки, в дорогу!
Пока новая тревога
Не прогремела надо мной,
Дорога, пыльная дорога
Из боя в бой, из боя в бой.

Ведущий 1:

Он был отважен и силен отвагою своей,
И зная цену жизни той,
Был в Родину влюблен.

Ведущий 2:

Его травили, жгли огнем
В фашистских лагерях,
Но он крепчал все с каждым днем,
Он русский был, солдат!
(Инсценировка отрывка из рассказа М.Шолохова “Судьба человека”.)

Андрей Соколов:

Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все уйдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном храме
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя , пронесли.

Ведущий 3: И мужество, как знамя, пронесли. Эта строка относится к ним, поэтам и писателем периода ВОВ, которые мужественно сражались не только с оружием в руках, но и с пером, приравненным к штыку.

Ведущий 4 (на экране появляются портреты и фамилии поэтов фронтовых лет):

Вот их имена:
Давид Самойлов,
Сергей Орлов,
Михаил Луконин,
Михаил Дудин.

Ведущий 5:

Погибли на войне, не успев
допеть свою последнюю песню,
сказать главного слова,
Николай Майоров,
Павел Коган,
Михаил Кульчицкий,
Николай Отрада и другие.

Но из тех немногих, кто прошел через огонь и дым, поражения и победы, ожидания письма из дома и гибель товарищей, остался в живых, вышло немало талантливых поэтов и писателей.

Ведущий 6: Сегодня мы поговорим о 4-х поэтах военного поколения, чья юность и гражданское становление выпали на годы войны.

Ведущий 1: Им посвящается 2-я страница журнала. В 1941 году самому старшему из них, Михаилу Дудину, было 25 лет, Михаилу Луконину – 24, Давиду Самойлову – 21, Сергею Орлову – 20.

Ведущий 2: Правда войны, узнанная и выстраданная в солдатском окопе, в смертной атаке, в горящем танке, звучит в их стихах. Они прошли через всю войну, одновременно становясь солдатами и поэтами.

Ведущий 3: Написав и опубликовав свои первые стихи на фронте, под огнем, эти поэты всю жизнь пронесли высокое назначение слова и святую память о военном братстве, стремление работать и жить вдвойне.

(Звучит музыка Моцарта “Реквием”, на ее фоне читают ведущие)

Ведущий 4: Давид Самойлов (короткий рассказ и стихотворение “Сороковые”).

Ведущий 5: Михаил Дудин (рассказ о нем, стих. “Мне все здесь дорого и свято).

Ведущий 6: Михаил Луконин (рассказ о нем, стих. “Пришедшие с войны”).

Ведущий 1: Сергей Орлов (рассказ о нем и стих. “Его зарыли в шар земной”).

(Свет гаснет, к мемориальной доске подходит старушка в черном, освещенная лучом прожектора, опускается на колени и возлагает цветы, все это на фоне музыки Моцарта).

Ведущий 2: Заключительная страница нашего журнала – “Поэзия и проза военных лет в школьном изучении”.

Учитель: А сейчас мы проведем несколько конкурсов и выясним, насколько хорошо вы знаете поэзию и прозу военных лет.

1-й конкурс. “Литературный веер”

(Отгадайте, из какого произведения взяты строки, и назовите автора этого произведения)

2-й конкурс. “Музыкальный конкурс”

(Из какого фильма о ВОВ эта песня?) и т.д. (конкурсы по усмотрению учителя )

Ведущий 3:

Вспомним всех поименно,
Вспомним горем своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Ведущий 4:

Люди!
Пока сердца стучат,
Помните, какой ценой завоевано счастье.

Ведущий 5:

В горле сдержите стоны.
Памяти павших
Будьте достойны.

Все ведущие: Вечно достойны!