Урок в 9-м классе "История души человеческой" на страницах романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разделы: Литература


Задачи урока:

  • объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина;
  • проанализировать представление Печорина о любви, дружбе, общественных связях;
  • понять, почему герой при его энергии, искренности, силе чувств обречен на одиночество в кругу людей, которые пытаются его понять и любят его.

Ход урока

Неужели, думал я, мое единственное назначение разрушать чужие надежды?
Из дневника Печорина

Учитель: Роман Лермонтова – первый русский психологический роман в прозе. Серия повестей объединена в сложную композиционную структуру. Каждая часть опиралась на определенную литературную традицию. У каждой повести свой жанр.

  • “Бэла” – черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и “дикарки”.
  • “Княжна Мери” – светская повесть.
  • “Тамань” – лирическая повесть со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности.
  • “Фаталист” – рассказ о таинственном случае.
  • “Максим Максимыч” – рассказ в рассказе с элементами бытового описания.

– Главный герой – Григорий Александрович Печорин – объединяет все 5 повестей. Место действия одно и то же – Кавказ. Все повести объединены в роман, задачей которого стало исследование духовного мира современного героя.

На доске: Психологизм – углубленное изображение духовных переживаний.

Вопрос: Как Лермонтову удается показать внутренний мир Печорина?

Ответ: Автор ставит перед собой задачу – рассказать “теорию души человеческой”, и для этого использует три приема раскрытия образа – персонажа:

  1.  авторская характеристика (в роли автора выступает офицер, с которым в дороге встречается Максим Максимыч в повести “Максим Максимыч”);
  2.  взаимораскрытие (Максим Максимыч рассказывает о Печорине в повести “Бэла”);
  3.  самораскрытие (повести “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист” написаны в форме записей и дневников Печорина).

Индивидуальное задание: найти строки, которые характеризуют поколения 30-х гг. и которые можно взять для характеристики Печорина.

Ответ ученика:

И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
И царствует в душе какой – то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови
“Дума”

Вопрос: Что же из себя представляет Печорин? (Личность уникальная. Найдите в тексте: какой? (Печорин) – противоречивый…)

– И задача нашего урока – узнать, почему при уме, таланте, одаренности он лишний.

Печорин не способен дружить, любить. Это трагедия человека.

Обозначим центральные проблемы урока:

  • Почему Печорин не способен любить?
  • Почему Печорин не верит в дружбу?
  • Проблема лишнего человека. “Зачем я жил? Для какой цели я родился?”

1. Класс разбивается на 3 группы. Каждая обсуждает свою проблему.

Первая группа. Выделяем три линии:

А) Печорин – Бэла
Б) Печорин – Мери
В) Печорин – Вера

Задание: Доказать текстом неспособность любить.
А) Вопрос: Разлюбил ли Печорин. Бэлу? Ответ: (И верно, и неверно).

Цитата: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни…если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам, только мне с нею скучно”.

Б) Отношение к Мери.

Цитаты:

  • “У меня врожденная страсть противоречить… чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу… - зависть…”.
  • “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души”.
  • “Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища для нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.”

Вопрос: Зачем Печорину душа княжны Мэри? (Обсуждение идет не только внутри группы, но и в классе.)

Выводы

Это не просто насыщенная гордость. Это желание подняться, возродиться. Хотел немного успокоить свою душу. “Так мало власти отпущено ему судьбой, что даже мелкая игра с княжной Мери тешит его самолюбие, создает иллюзию содержания жизни”, – Н.Г.Долинина.

В) Печорин – Вера.

Ответ. Печорин в дневнике пишет о ней искренне. Нет портрета, только детали: родинка, глаза, милый голос. Почему? “Печорину не важно, какое на ней платье.

Печорин способен (!) – хотя бы на минуты полной душевной отдачи. Вера – единственная женщина, которую он не в силах обмануть”, – Н.Г.Долинина.

Возникает противоречие: “Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими… одной постоянной привязанности мне было бы довольно, такая привычка сердца”.

Вопрос: Почему Печорин, любя Веру, мучит ее?

Ответ. Мучая ее, мучит и себя. В Печорине “переплетается высокое и низменное, достойное и недостойное.” Он о Вере думает больше, чем хочет. (Необходимость поделиться мыслями).

Домашнее задание. Учащиеся 1-й группы анализируя сцену погони за Верой, должны были найти и выписать глаголы + художественно- выразительные средства:

  • Включил как безумный… беспощадно погонял коня, скакал, задыхаясь, мысль не застать, болезненно ударяла мне в сердце;
  • Молился, проклинал, плакал, смеялся.
  • Вера стала “дороже, жизни, чести - счастье”.

Вопрос: Сделал бы Печорин Веру счастливой, если бы догнал ее?

Ответ. Нет. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом трагедия.

Вывод. При всем знании людей для Печорина закрыто главное – он лишен счастья любить безрассудочно; “способность анализировать развила мой ум, но высушила душу.”

Учитель. Что еще, кроме любви, занимает огромное счастье в жизни?

Дружба. Вторая группа, занимаясь проблемой “Почему Печорин не верит в дружбу”, выделяет несколько линий:

  • Печорин – Максим Максимыч (нет понимания);
  • Печорин – Грушницкий. (В Грушницком есть то, от чего Печорин бежит – игра, пышность фраз, фальшь.)
  • “Я его понял, и за это он меня не любит”;
  • Печорин – Вернер. (Понимают! Уважают! “Читают друг в друге!”)

Вопрос: Почему не состоялась дружба? (Обсуждение проблемы в группе и классе.)

Приводятся цитаты:

  •  – “Вот люди! Все они таковы: знают заранее все другие стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тяжесть ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные…”
  • + “Из двух друзей один всегда раб другого….”

Вывод: В дружбу Печорин не верит.

Третья группа. Проблема лишнего человека. Лишний – это кто? Если бы тебя назвали лишним?

Вопрос: Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих?

Ответ: “Общество” не любит его, потому что он гордый, высокомерный, амбициозный.

Цитата: “…одна половина моей души испарилась, умерла… другая шевелилась и жила к услугам каждого.”

Вывод: Умерла та половина души, которая оказалась ненужной в мире, где он жил. Она и была лучшей.

“Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для того, кого любил; я любил только для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца”.

Вывод: “В своих дневниках Печорин беспощаден. Он себя судит. Но! Долго думать не о себе Печорин не умеет. Он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других Печорин прежде хочет получить от людей, потом давать им.”, – Н.Г.Долинина.

“Зло порождает зло”, – говорил Печорин.

Вопрос: Зол ли Печорин? Зол и жесток.

Но прежде всего! Несчастлив, одинок, измучен.

Продолжение обсуждения в классе.

Вопрос: Нам, сегодняшним, этот роман о чем-нибудь говорит? Актуален ли он сегодня?

Вопрос: Можно ли Печорина полюбить или хотя бы понять? Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой человек? Что вы думаете о Печорине?

Индивидуальное задание: объяснить смысл названия. Работа со словом.

Ответ. Слово “герой” можно понимать по – разному. В толковом словаре русского языка приводятся 6 его значений. Два из них наиболее употребительны.

Герой – это, исключительный по смелости или по своим доблестям человек и герой – это, исключительный по смелости или по своим доблестям человек и герой – это «главное действующее лицо литературного произведения».

Вопрос: В каком значении применено к Печорину слово “герой”.

Вывод: Так в чем же трагедия Печорина? В том, что не состоялась ни любовь, ни дружба.

Примечание: урок целесообразно проводить после подробного изучения романа. Имеет смысл на предыдущем уроке дать самостоятельную работу на тему “Мое отношение к Печорину”. Результаты самостоятельной работы можно обобщить в таблице и показать на большом экране.

Список литературы:

  1. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Поэмы. Стихотворения/ Предисловие И.Л. Андроникова. – М.: Эксмо, 2007, – 800 с. – (Библиотека Всемирной Литературы).
  2.  Долинина Н. Г. Почитаем “Онегина” вместе; Печорин и наше время. К сб. в целом: Худож. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО “Попурри”, 1996. – 377 с.: ил. “Библиотека школьника и абитуриента”.