Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Цель урока: развитие познавательного интереса к наследию Н.А. Некрасова через творческую деятельность учащихся, воспитание внимательного, чуткого отношения к слову в процессе работы над текстами.

Задачи урока:

  • Формирование нравственных и духовных ориентиров учащихся.
  • Раскрытие творческого потенциала школьников.
  • Воспитание любви к литературе, языку, художественному слову.

На сцене две команды.

Традиционная мелодия.

"В урочный день в урочный час"

Ведущие начинают.

Наташа: Внимание! Внимание! Наш микрофон установлен ни на трибуне стадиона, ни на боксерском ринге, ни на беговой дорожке и ни на трассе мотопробега.

Оксана: Наш микрофон установлен на сцене.

Наташа: Команды заняли свои места, они готовы к товарищеской встрече на литературном КВН, посвященном творчеству Николая Алексеевича Некрасова.

Оксана: Наши соревнования будут проходить по олимпийской системе, так что в случае поражения командам придется сохранять олимпийское спокойствие.

Наташа: Итак, направо от нас команда "Лирики-сатирики", налево - "Правдоискатели" (Могут быть и другие названия). Приложение 1

Оксана: У каждой команды есть болельщики, а чтобы справедливость восторжествовала, есть судейская коллегия - уважаемое жюри. (Идет представление жюри)

Наташа: Итак, начинаем. Пусть победит сильнейший. Сегодня скрепят оружие 2 команды и, как гласит устав КВН, этим оружием будут знания, находчивость, быстрота.

Оксана: Ребята, 10 декабря исполнилось 187 лет со дня рожденья Н.А. Некрасова - великого русского поэта. Из поэтов прошлого Некрасов особенно близок нам. С его поэзией нашу эпоху многое связывает и сегодня. И не случайно некрасовская традиция так ощутима в творчестве многих поэтов.

Наташа: Автор А. Пришелец "Наш Некрасов" (стихотворение читается ведущими поочередно):

Крестьянские дети, крестьянское горе,
Заречные зори, веселый ночлег.
Тогда мы с тобой познакомились в поле
Да так и остались друзьями навек
Зимою в упряжке тяжелых салазок
Мы ездили в лес по дрова и за то
Друг друга шутя называли мы Власом
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Во ржи за стогами кричит перепелка,
А мы соберемся в ночном у костра
И песни твои про широкую Волгу,
Про девушку Катю поем до утра
Мы, в общем веселые были ребята,..
Но часто случалось в весенний денек
Грустили и мы о полоске несжатой
О том, что хозяин ее занемог.
Те годы давно уж окутаны дымом,
Но если вглядеться в их тающий след
Все лучшее, что в них неотделимо
С твоими стихами, с твоими, поэт!
Какую грозу мы потом пережили!
И многие в битве с врагом полегли,
И Родину нашу, что с детства любили,
Мы детям и внукам своим сберегли.
Сегодня поля наши стали иными,
И время другое, и песни не те,
И звонкую радость никто не отнимет
Сегодня у наших счастливых детей.
Страна их встречает и в поле, и в школе
И хочется крикнуть с тобой заодно
"Играйте же дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано."

Оксана: Вас приветствует команда ::::

(Каждая команда выступает с приветственными словами на тему "Наш Некрасов")

Литературная разминка.

Команды на сцену.

Наташа: Сколько будет один + один? А два + два? Верно четыре.

Оксана: Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворения?

(матери, Елене Андреевне)

Наташа: Какие картины русских художников напоминают нам впечатления юного Некрасова о дороге, проторенной цепями и проходившей недалеко от его родительского дома?

(Левитан "Владимировка", Якоби "Привал арестантов" - об этих художниках много говорилось на вступительном уроке).

Оксана: Назовите автора картины "Некрасов в период последних песен".

(Художник Крамской)

Наташа: Как назвал Некрасов свой сборник стихов? К какому из поэтов он носил на отзыв сой сборник?

("Мечты и звуки", В.А.Жуковскому)

Оксана: Где было впервые напечатано стихотворение Некрасова "Размышления у парадного подъезда".

(В журнале "Колокол", издаваемом в Лондоне Герценым)

Наташа: В каких произведениях Некрасова запечатлен образ В.Г. Белинского?

(Лирическая комедия "Медвежья охота")

Оксана: Какое стихотворение Некрасов посвятил Чернышевскому? А Добролюбову?

("Пророк", " Памяти Добролюбова")

Наташа: В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах?

(в поэмах "Дедушка", "Русские женщины")

Оксана: В каких крупных произведениях поэт с благоговением рисует образ матери как идеал нравственной красоты?

("Рыцарь на час", "Мать", "Родина")

Наташа: Издателем какого журнала становится Некрасов в 1847г.? Кто был основателем и первым издателем журнала?

(Некрасов вместе с Панаевым с января 1847 г. издают журнал "Современник", основателем журнала был Пушкин)

Оксана: Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией, направленной против теории "чистого искусства"?

("Поэт и гражданин")

По очереди команды читают отрывки, оценивается выразительность.

Оксана: Уважаемые жюри, можете ли вы объявить результаты разминки?

Наташа: Итак, счет:

Оксана: А сейчас вам предстоит принять участие в следующем конкурсе: "Мы драматурги". Получите задания в конвертах, задание - инсценировать отрывки:

(Сценки подбираются учителем с ведущими).

Аукцион знаний.

Наташа: Аукцион знаний. Знаете ли вы, кто из героев Некрасова:

1) ":Жил в деревне сорок лет, а от ржаного колоса не отличал ячменного"

(помещик Оболт Оболдуев в поэме "Кому на Руси жить хорошо")

2) ": довел до смерти жену, приятеля, повара, дочь и все-таки, по его словам, никому не сделал в жизни зла:"

(герой стихотворения "Нравственный человек")

3) ":вышла по приказу барина замуж за неграмотного крестьянина, хотя сама была образованной."

(Груша из стихотворения "В дороге")

4) ": плакала, как лес вырубали"

(Саша из поэмы "Саша")

5) ":красотою дивила, была и ловка, и сильна"

(Дарья из поэмы "Мороз, Красный нос")

6) ":не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути?"

(жена декабриста княгиня Трубецкая из поэмы "Русские женщины")

7) и другие вопросы по изученным произведениям.

Конкурс болельщиков.

Наташа: по портретам определить, из какого произведения этот герой, кто он?

1) "Пригожеством, ростом и силой он ровни себе не имел"

(Прокл, поэма "Мороз, Красный нос")

2) "Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба:"

(Князь Утятин, поэма "Кому на Руси жить хорошо")

3)

"Некрасивы на взгляд
Загорелые лица и руки,
Армячишко худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых"

(крестьяне, "Размышления у парадного подъезда")

4)

""Красавица: Миру на диво
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива:"

(жена Прокла, поэма "Мороз, Красный нос")

5)

":был хрупок на ноги,
высок и тощ до крайности,
на нем сюртук с медалями
висел, как на шесте."

(солдат, поэма "Кому на Руси жить хорошо")

6)

":кругленький,
усатенький, пузатенький
с сигарочкой во рту."

(Оболт-Оболдуев - помещик, поэма "Кому на Руси жить хорошо")

7) и другие вопросы.

Оксана: Следующий конкурс - "Конкурс капитанов". Мы уже вручили задание и теперь они покажут нам свою работу.

Конкурс капитанов.

I испытание

Наташа: первый капитан начинает читать стихи Некрасова, второй продолжает.

II испытание

Оксана: надо сделать десять шагов, назвать при этом десять имен героев из произведений Некрасова.

III испытание

Наташа: Кто из персонажей поэмы "Кому на Руси жить хорошо"?

1)

"Мужик сырой, особенный,
головка не поклончива"

(Агап Петров, бывший крепостной князя Утятина)

2)

"Носил рубаху красную,
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги,
Пел складно песни русские
И слушать их любил"

(Павлуша Веретенников)

3) и другие вопросы

Номер художественной самодеятельности - домашнее задание командам.

Жюри подводит итоги.