Электронное пособие по литературе "А.С. Пушкин". 8-й класс по программе В.Л. Коровиной

Разделы: Литература

Класс: 8


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека
В.Г. Белинский

В нём русская душа, русский язык, русский характер...
Н.В. Гоголь


А.С. Пушкин. Портрет работы О.А. Кипренского (1827, Третьяковская галерея)

Жизнь и творчество

Детство. Лицей (1811 – 1817)

Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве, в сердце России. Несмотря на то, что в дальнейшем Пушкин в основном будет жить в столице, к Москве всегда будут возвращаться его мысли:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Здесь, в Москве, он будет читать друзьям «Бориса Годунова», иметь значительный разговор с Николаем I, встретит свою невесту и обвенчается с ней. А пока в Москве проходит его детство. Это детство не было безоблачным. Бабушкина и нянина ласка не могла заменить материнской: ребенок не мог не чувствовать прохладного отношения матери, предпочитавшей неповоротливому и молчаливому Александру (таков был в раннем детстве наш стремительный Пушкин) младшего Левушку. Господство французского языка в семье обусловило выбор книг для чтения: по воспоминаниям брата Пушкина, «ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». Это были не только французские классики XVII—XVIII веков, но и произведения мировой литературы во французских переводах. Первые литературные опыты поэта тоже были на французском; не случайно за свободное владение этим языком Пушкин получит в Лицее прозвище Француз.

Стихия русской речи, приходившая от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой, была мощным источником формирования души, взглядов на мир и его красоту: сказки, пословицы, поговорки пронизывали атмосферу детства Пушкина.

Русскую литературу юный Пушкин узнавал, так сказать, «домашним образом»: писал стихи его отец Сергей Львович, а его дядя Василий Львович Пушкин был известным в свое время поэтом, и в родном доме Александра нередки были писательские собрания. В 1811 году именно дядя-поэт повезет Пушкина в столицу: недалеко от Петербурга, в Царском Селе, открывался лицей, куда родители определили сына. В.Л. Пушкин ехал в Петербург не только определить племянника в лицей, но намеревался в столице напечатать брошюру против беседчиков. Так что юный Пушкин воспринял самые, пожалуй, жаркие литературно-критические баталии в русской литературе начала XIX века тоже «домашним образом» и позднее не случайно стал арзамасцем.


Василий Львович Пушкин

Дом, как бы ни был он неуютен, — это не только семья, это еще и память рода. «Род Пушкиных мятежный» и род Ганнибалов, ведущий свое начало в России от «арапа Петра Великого», играли не последнюю роль в русской истории: их потомок хорошо это помнил и через замечательное родство острее осознавал собственное предназначение.

Царскосельский лицей, сыгравший столь значительную роль в истории русской культуры, вначале замышлялся как место обучения великих князей, братьев Александра I. Их возраст — Николая (1796 г. р.) и Михаила (1798 г. р.) — обусловил возрастной подбор будущих соучеников. Потом идея совместного обучения отпала, но этот примерный возраст для поступления в лицей был сохранен. Лицей был привилегированным закрытым учебным заведением. Влиятельные знакомства отца обеспечили Пушкину поступление в лицей. Греческое слово «лицей» появилось в России не случайно: античностью была пропитана русская культура начала XIX века. День официального открытия лицея — 19 октября 1811 года — навсегда станет задушевным праздником для первых выпускников, эта дата будет объединять и согревать их до самой смерти.


Царскосельский лицей

Устав лицея, разработанный Сперанским', отличался пестрым энциклопедизмом и преобладанием гуманитарных дисциплин — это учебное заведение призвано было готовить образованных государственных деятелей, способных осуществить реформы, в близость которых верили Сперанский и его соратники. Перечислим бегло лицейские предметы: Закон Божий, священная история, логика, математика, механика, физика, история, география, мифология, право, политическая экономия, словесность, сочинения, русский язык, языки латинский, немецкий, французский, английский, итальянский, музыка, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, действия ружьем. У каждого учащегося — свой перечень наук в аттестате: учителя не стесняли детей в наклонностях. В памяти лицеистов остался преподаватель Куницын. Он воспитывал в своих питомцах понятия чести, человеческого достоинства, патриотизма.

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь открыл для нас чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием средь царственных гостей.

Это вспомнит Пушкин незадолго до своей смерти. «Чертог царицын», упомянутый здесь, — это Екатерининский дворец, во флигеле которого и был размещен лицей. А незабываемая речь Куницына — обращение к лицеистам с призывом служить Родине.

Для того чтобы исключить возможные негативные семейные влияния, лицеистов не отпускали на каникулы. Их учебная нагрузка была достаточно серьезной, они были заняты в течение всего дня. В лицее, где преобладали гуманитарные интересы, издавались рукописные журналы, ставились спектакли. Первым поэтом, между прочим, сначала считался Илличевский3 и только потом Пушкин.

Пушкин нашел в лицее благоприятную для развития его таланта атмосферу дружелюбия, уюта, открытости. Имена Пущина, Дельвига, Кюхельбекера отныне не уйдут со страниц его творений: общительный, отзывчивый, горячий, Пушкин нуждался в дружбе, и это чувство прославлено им как никем. Он будет помогать ссыльному Кюхельбекеру, после кончины Дельвига почувствует приближение своей смерти, на смертном одре он вспомнит Пущина... Здесь, в лицее, многое было впервые: «первый друг» (Пущин), первая влюбленность (Е. Бакунина), первая слава...


Вильгельм Карлович Кюхельбекер,
сокурсник Пушкина

Иван Иванович Пущин

Антон Антонович Дельвиг

Пётр Яковлевич Чаадаев

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». А в январе 1815 года произошло еще одно событие. На очередной экзамен лицеистов был приглашен Г.Р. Державин. Экзамен шел долго, Державин устал, но он буквально встрепенулся, когда услышал:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес...

Это лицеист Пушкин начал читать свои «Воспоминания в Царском Селе». После экзамена Державин хотел увидеть и обнять юного поэта. «Меня искали, но не нашли», — вспоминал Пушкин об этом волнующем, многозначительном дне своей жизни, когда он после экзамена от радости и смущения спрятался.

Какие же «воспоминания» могли быть у 15-летнего подростка? Почему это стихотворение так привлекло Державина? Начало его — развернутая картина Царскосельского парка, описание его памятников:

Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет...

Век Екатерины был временем блестящих побед русского оружия, и в память об этом в парке были сооружены Чесменская колонна («над твердой, мшистою скалой // Вознесся памятник...») в честь битвы с турецкими войсками в портовом городе Чесма в 1770 году, и «памятник простой» среди «угрюмых сосен» — в честь Кагульской победы (при реке Кагул над тем же противником в том же 1770 году). Обходя эти и другие памятники, замышлявшиеся их создателями как Пантеон «добродетели», юный поэт преисполнен патриотической гордости. Сходным образом было построено стихотворение Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» (1814), пафос пушкинской оды близок стихотворению Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Жуковский и упомянут в стихотворении Пушкина как «скальд (то есть певец) России вдохновенный». Глубина и сила мыслей и чувств «Воспоминаний в Царском Селе» воскрешает в памяти оды Державина. И события 1812 года, когда «восстал и стар, и млад», еще не нашедшие воплощения в памятниках этого парка, тоже прославлены в стихотворении. Пушкин знал о них не понаслышке. Лицеисты с замиранием сердца смотрели на войска, направлявшиеся на битву с Наполеоном, и желали быть вместе с ними. Юный автор «Воспоминаний...» желал отомстить за «края Москвы, края родные», поруганные врагом. Патриотический подъем 1812 года, так преобразивший русское общество, делал из мальчишек-лицеистов юных граждан России.

После заграничных походов в Царском Селе будут размещены некоторые части русской армии. Здесь произойдет знакомство юного Пушкина с гусаром П.Я. Чаадаевым, адресатом нескольких его посланий, немало повлиявшим на политические воззрения поэта. Образец лицейской политической лирики Пушкина — «Лицинию»1 (1815). «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»: эти слова вряд ли относились только к древнеримской истории.

Лицейский период Пушкина — пора творческих поисков, ученичества. Прекрасно ориентируясь в литературной ситуации начала XIX века, он иронизирует над шишковистами, пытается писать в духе классицистов, романтиков. Пушкин ищет свой индивидуальный поэтический стиль. В некоторых стихотворениях лицейского периода слышны отголоски од М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в других — лирических стихотворений М.М. Муравьева, Н.М. Карамзина и т.д. В лицейской лирике Пушкина выделяют два основных периода: 1814—1815 и 1816— 1817 годы, соответственно литературным влияниям, которые в это время испытывал юный поэт.

На первом этапе это было преимущественно влияние Батюшкова, на втором — Жуковского. Романтизм Батюшкова называют гедонистическим, то есть проникнутым чувствами наслаждения жизнью, упоения ее радостями. Кстати сказать, реальный облик Батюшкова и образ лирического героя его стихотворений резко контрастируют друг с другом. Печальный, болезненный и неуравновешенный Батюшков, воин, прошедший много сражений, был совсем не похож на героя его стихотворений, «сластолюбца» и праздного ленивца, «радости певца». Но именно в таком духе обращается Пушкин к знаменитому поэту в послании «К Батюшкову» (1814):

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид,
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?

Так же мало напоминают реальную жизнь лицеистов картины пиров, любовных свиданий, которые мы обнаруживаем в пушкинских стихотворениях «К Наталье», «Пирующие студенты», «Красавице, которая нюхала табак». «Пиры» — это преображение тайных, редких попыток лицеистов отведать «напиток Вакха», а предмет любовных посланий юного Пушкина — скромная сестра лицеиста Катя Бакунина.

Пушкин наследовал также традиции Батюшкова в антологическом роде: таково стихотворение «Рассудок и любовь». Батюшков влиял на Пушкина и своими «арзамасскими» шутливыми сатирами, направленными против шишковистов (знаменитое «Видение на брегах Леты», 1809). Из лицея в 1815 году доносился голос Сверчка-Пушкина (его будущее арзамасское прозвище), высмеивающего Шишкова и его соратников:

Угрюмых тройка есть певцов
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!

К лицейским годам относятся послания Пушкина к отдельным арзамасцам. Послания вообще являются любимым жанром лицеиста Пушкина, в чем, конечно, тоже сказывалось влияние «Арзамаса» — это обращения к Батюшкову, Пущину, Галичу, Дельвигу, Горчакову...

Другая литературная маска, которую примерял на себя Пушкин в лицее, — это унылый поэт-мечтатель, «лиющий слезы» над утраченной любовью, — результат элегического романтизма Жуковского. Стихотворения «Пробуждение», «Певец», «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда...»), «Уныние» имеют, по-видимому, столь же малое отношение к реальности, как и эпикурейская лирика более ранних лет. Но в этих стихах Пушкин осваивал искусство изображения внутреннего мира человека:

Я слезы лью; мне слезы утешенье,
Моя душа, плененная тобой,
В них горькое находит наслажденье...

Летом 1817 года закончилось пребывание Пушкина в лицее.

Петербург (1817—1820)

После выхода из лицея юный Пушкин оказался в столице: в Петербурге теперь жили его родители. Поэт поступает на службу в Коллегию иностранных дел (между прочим, сослуживцем его был Грибоедов). Здесь, в столице, в средоточии политической и литературной жизни России, мощно проявился дар Пушкина. Суетливый и блестящий петербургский свет, балы и театры, любовные увлечения и дружеские пирушки — все это остро привлекало жадного до новых впечатлений юношу, шесть лет проведшего в строгих условиях лицея:

Друзья, в сей день благословенный
Забвенью бросим суеты!
Теки, вино, струею пенной
В честь Вакха, муз и красоты!
(«Торжество Вакха», 1818)

Но и на дружеских пирушках, и в серьезных откровенных беседах с молодыми вольнодумцами, деятелями тайных обществ, в чей круг попал Пушкин в Петербурге, рождались иные идеи, звучали иные строки. К тайному обществу Пушкин ни в Петербурге, ни позднее на юге не принадлежал, но входил в связанное с «Союзом благоденствия» литературное общество «Зеленая лампа», собиравшееся у Никиты Всеволожского, присутствовал на собраниях декабристов у Никиты Муравьева, у Ильи Долгорукова:

Витийством резким знамениты
Сбирались члены той семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи... —
напишет поэт позднее в X главе «Евгения Онегина» об этих встречах.

Свобода — этот идеал с начала и до конца жизни будет одним из самых заветных у Пушкина. Размышления о свободе, страстное желание ее, призывы к ней, ее трагическая судьба в родной стране и странах Европы — все это было предметом его поэзии, бурно обсуждалось с друзьями. Не случайно в квартире братьев Тургеневых, находившейся напротив Михайловского замка, напишет Пушкин одно из самых своих резких антиправительственных стихотворений и назовет его высоким именем свободы — «Вольность». Общение с будущими декабристами повлияло на политические воззрения поэта, которые могут быть названы умеренными, либерально-конституционными. Он — против «самовластья», то есть не ограниченного законами самодержавия, за соблюдение законов монархом и народом, за освобождение крестьян царем.

Но в поэзии Пушкина эти идеи приобретают особое, высшее, художественное значение, потому что в стихотворениях звучат не только политические концепции, но и «души прекрасные порывы», посвященные отчизне. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) мысль о служении родине передана как жизненное открытие, как единственно возможный в тех условиях способ достойной реализации юной личности. В оде «Вольность» (1817) свобода представлена как следствие всеобщего выполнения законов, а в «Деревне» (1819) крепостное право тяжело ранит свободного душой мыслителя, «друга человечества».

Эти стихотворения не могли быть напечатаны. Они распространялись по Петербургу в списках и производили сильное впечатление на публику. Влияние вольнолюбивой лирики Пушкина на русскую поэзию было огромно — отныне не только «злодеи» и «тираны» противостояли в ней «свободе», «народам», но вдохновенная, прекрасная мысль о свободе становилась выражением благородной, нравственно-привлекательной личности.

Если говорить о творчестве Пушкина петербургского периода в целом, то необходимо отметить, что его поэтический стиль постепенно меняется. В его лирике продолжают звучать эпикурейские мотивы, как и интонации высоких классических жанров. Но Пушкин, преодолевая ограничения различных художественных направлений, стремится к простоте, ясности поэтического высказывания. Его все больше интересует гражданская тематика, связанная с жизнью общества, государства. А новое содержание рождает новую форму. Пушкин, постепенно освобождаясь от прежних влияний, находит свои индивидуальные приемы, он видит собственное поэтическое направление, которое на данном этапе пока еще было связано с романтической эстетикой. Не случайно Пушкин в эти годы пародирует стиль некоторых современных авторов.

Большой шум вызвало в Петербурге появление в печати начатой еще в лицее поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).

Во многом похожая на комические «бурлескные»1 поэмы XVIII века, пушкинская поэма вобрала в себя черты практически всех течений популярной в ту пору литературы — и высокого классицизма, и сентиментализма, и романтизма.

Шутливая поэма-сказка Пушкина во многом пародировала балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев», что ближайшие друзья поэта восприняли как непозволительную насмешку над их учителем. И лишь сам Жуковский увидел в этом эпизод творческого соревнования и послал автору «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Жуковскому не могли не импонировать живость, яркость событий поэмы, чистота и взвешенность пушкинского «слога», близкого художественным исканиям поэтов-карамзинистов.

Следует особо отметить, что образ автора-повествователя «Руслана и Людмилы», свободного и лукавого, был выдающимся достижением молодого Пушкина и оказался в каком-то смысле «предшественником» образа автора в «Евгении Онегине».

Между тем над головой Пушкина собиралась гроза. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», многочисленные эпиграммы, в том числе и неправомерно приписываемые Пушкину, ходили в списках и вскоре обратили на себя внимание правительства. Само поведение Пушкина, по мнению власть предержащих, было вызывающим. Характерен известный случай в театре, вызвавший гнев императора.

Пушкин любил театр — за «принародное» горение мысли и таланта, за красоту и обаяние актрис, за бурно реагировавшую на все публику:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин...

Во времена Пушкина театр был также чем-то вроде политического клуба — зрители частенько использовали спектакль для выражения своих общественных пристрастий, здесь формировались и распространялись политические мнения. И вот однажды, в 1820 году, Пушкин принес сюда портрет Лувеля, убившего наследника французского престола, и послал портрет по рядам с надписью «Урок царям». Это вызвало гнев Александра I, и лишь хлопоты друзей — Карамзина, Жуковского, Чаадаева и др. — помогли заменить ссылку в Сибирь или на Соловецкие острова переводом на службу в Екатеринослав, а затем в Кишинев. Так окончился бурный период жизни Пушкина в Петербурге, куда он вернется только через семь лет.

Юг (1820-1824)

В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга. Начинался новый этап его жизни, южная ссылка — четырехлетний период службы в Кишиневе и Одессе.

Его пребывание на юге началось с болезни. Больного, в горячке, нашли в Екатеринославе своего друга Раевские, добрые знакомые Пушкина по Петербургу. Это была замечательная семья. Ее глава — герой войны 1812 года, знаменитый генерал Н.Н. Раевский, говорят, воодушевлял солдат на поле битвы, держа за руки своих малолетних сыновей. Теперь они, Александр и Николай, выросли. В этой большой семье были и дочери, красавицы и умницы. Во время общения с этой семьей Пушкин, кажется, поочередно будет влюбляться в каждую, но младшая, Мария, оставит в его душе особый след. В будущем она станет женой декабриста Волконского и последует за мужем в Сибирь. Раевские, найдя Пушкина в отчаянном положении, взяли его с собой в путешествие по Кавказу и Крыму — непосредственный начальник Пушкина, добряк генерал И.Н. Инзов (Инзушко, как называл его ласково Пушкин) дал ему этот отпуск.

Это путешествие было великолепным: роскошная природа юга, море, милое образованное семейство, влюбленность, — все это дало душе молодого поэта высокий настрой. Южный период — расцвет пушкинского романтизма. Поэт обращается к этому течению и в результате мощного литературного влияния: в это время вся Европа бредила Байроном. Великим английским романтиком зачитывались в семействе Раевских. Глубокое разочарование, мощь байроновского скепсиса, — все это потрясло и захватило Пушкина. В поэме «Паломничество Чайлд-Гарольда» Байрона есть знаменитая «песнь прощания»: герой Байрона покидает Англию, разуверившись в идеалах молодости, в завоеваниях цивилизации, он рвется навстречу новым землям, новой жизни. Не случайно первое значительное лирическое произведение Пушкина южного периода написано по мотивам названного отрывка из Байрона. Элегия «Погасло дневное светило...» (1820), созданная Пушкиным августовской ночью 1820 года на корабле при переезде в Гурзуф, раскрывает мысли и чувства человека, оставляющего родину. Заметно давление романтического канона на стиль этого стихотворения. Несмотря на то что Пушкина с родины выслали, автобиографический герой этого стихотворения — добровольный изгнанник: «Я вас бежал, отечески края...»

Ведь мотив добровольного изгнанничества необычайно характерен для романтизма. Он воплощает порыв отречения героя от породившей его среды. Экзотика новых земель, природы и быта «диких» народов придавала романтизму яркие краски, рисовала необычные обстоятельства, в которых действовал исключительный герой. Он и будет занимать Пушкина-поэта в годы южной ссылки. В его стихах появляются реальные исторические герои, олицетворяющие романтический порыв к свободе. Таков борец за свободу сербов Карагеоргий (Георгий Черный, стихотворение «Дочери Карагеоргия»). Узнав о смерти Наполеона (в 1821 году), поэт пишет оду «Наполеон», где подводит своеобразный итог историческому пути этого человека, злодея, завоевателя, который в то же время был олицетворением воли, романтической исключительности. Над могилой Наполеона поэт произносит слова, как будто ставя точку в спорах об этой исторической личности:

Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру тайную свободу
Из мрака ссылки завещал.

Начало службы в Кишиневе стало серьезным испытанием для поэта. Он тоскует по Петербургу, верным друзьям, шумной литературной жизни, театрам, балам... Однако и на юге Пушкину удалось обрести дружеский круг. В Каменке, имении Давыдовых1, собирались члены «Южного общества» декабристов. В это время Пушкин познакомился с П.И. Пестелем. Поэта не посвящали в тайны этих собраний, но когда в 1822 году на юге арестовали В.Ф. Раевского2, Пушкин остро переживал этот арест. Поругание, стеснение свободы всегда вызывало решительный протест Пушкина, и стихотворение «Узник» (1822) несет на себе следы этого события. В нем отразились также впечатления поэта от бесед с арестантами в кишиневском остроге — говорят, там он и увидел орла, прикованного цепью. В «Узнике» цепи тоже не позволяют орлу улететь, стать «вольной птицей». Стихотворение не случайно стало народной песней — уподобление орла и молодца нередко в русском фольклоре. И эта скованная птица, рожденная быть свободной, — яркий символ неволи, которую тяжело переносил сам Пушкин.

Романтическая поэма «Кавказский пленник» (1821) — тоже о несвободном человеке, о пленнике. Это своеобразное продолжение элегии «Погасло дневное светило...». Герой покидает родину в поисках иной жизни, жизни без заблуждений. Но ирония жестокой судьбы в том, что, желая обрести свободу на чужбине, он становится пленником — его берут в плен черкесы.

Герой «Кавказского пленника» сыграл огромную роль в творчестве Пушкина — это была его первая попытка создать образ героя времени. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин. Задача эта по целям типизации — вполне реалистическая. Гениальной удачей на этом пути в дальнейшем будет образ Онегина. Важно то, что роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным именно в южной ссылке, 9 мая 1823 года. Но грандиозная задача создания образа героя времени требовала больших творческих усилий: «Евгений Онегин» был завершен только в 1831 году.

Самая романтическая из южных поэм Пушкина — «Бахчисарайский фонтан» (1823). Здесь яркими красками представлена романтическая концепция любовного чувства. Любовь хана Ги-рея к Марии, непостижимая и непреодолимая, со сценами ревности отвергнутой Заремы и с трагическим финалом, нарисованная в дикой и прекрасной обстановке Крыма, рядом с легендарным фонтаном, — все это завораживает и возвышает читателя. Иная тональность у последней южной поэмы — «Цыганы» (1824). Автобиографический герой (не случайна перекличка имен поэта и его героя Алеко) бежит к свободным цыганам из «неволи душных городов», к тому же «его преследует закон» (по преданию, сам Пушкин, будучи в Молдавии, прожил несколько дней в таборе). Оказывается, однако, что герой несет несвободу в себе самом. Он плоть от плоти породившего его общества — не приемлет свободную любовь и жестоко наказывает предавшую его возлюбленную. Очевидно, что в этой поэме преодолевается обаяние романтического героя-индивидуалиста.

В 1823 году, благодаря хлопотам друзей, Пушкина переводят из Кишинева в Одессу: это город вполне европейский, с театрами, образованным обществом. Начальником по службе у Пушкина стал новороссийский генерал-губернатор граф М.Г. Воронцов. Однако отношения между ними, сначала вполне корректные, скоро обострились. Влиятельный чиновник не желал видеть в подчиненном большого поэта. Поводом для ссоры послужило решение Воронцова отправить Пушкина на борьбу с саранчой. Причиной вражды была также ревность: Пушкин полюбил жену всесильного наместника Елизавету Ксаверьевну, обаятельную и образованную женщину. Чувство было большим и взаимным. Любовная ситуация усложнилась тем, что соперником Пушкина оказался Александр Раевский (старший сын генерала Раевского), с которым Пушкин в 1820 году путешествовал по Крыму и Кавказу. А. Раевский вел себя коварно по отношению к другу; Пушкин увидел в нем своего злого «демона». Исследователи считают А.Н. Раевского «прототипом» образа «искушающего Провиденье» демона из одноименного стихотворения Пушкина. С Раевским связывают также трагические размышления поэта о предательстве в дружбе (стихотворение «Коварность»).

Злая эпиграмма Пушкина на Воронцова «Полу-милорд, полу-купец // Полу-мудрец, полу-невежда...» послужила одной из причин высылки поэта из Одессы в Михайловское в августе 1824 года. Кроме того, полицией было перехвачено письмо Пушкина, где он признавался, что берет уроки «чистого афеизма», то есть атеизма. Это послужило главной причиной суровой перемены его участи — вместо отставки, которую он просил, Пушкина отправили в ссылку в имение семьи Михайловское, находившееся в Псковской губернии.

Прощание с любовью, морем, с благословенным югом лирически воссоздано в стихотворении «К морю» (1824), которое было закончено уже в Михайловском.

Михайловское (1824—1826)

Когда Пушкин в июле 1824 года приехал в Михайловское, там была вся семья, но бурная радость встречи домашних была омрачена сообщением Александра о своей новой ссылке. Вспыльчивый отец разгневался, а вскоре и Александр напугал отца своим гневом. Дело в том, что «из лучших побуждений» отец взялся следить за корреспонденцией своего поднадзорного сына. Ссора закончилась отъездом родных. Пушкин остался в Михайловском лишь с няней. Приближалась осень — время человеческих и творческих прозрений Пушкина, любимое время года поэта. В памяти шумело море, любовь к Воронцовой: у Пушкина был перстень, подаренный ею при прощании, с непонятной надписью на нем — талисман поэта, в чудесную силу которого он верил:

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
(«Храни меня, мой талисман...», 1825)

О привязанности Пушкина к своей няне Арине Родионовне мы знаем с детства — здесь не было ни кровного родства, ни социального или образовательного равенства. Просто силою взаимной симпатии и обстоятельств, заботой и нежностью скреплены были два этих сердца. Об этом — знаменитое стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Вглядимся в это знакомое с детства стихотворение по-взрослому: кроме великолепной простоты образов и ритма мы увидим здесь глубоко человечную картину. Два человека застигнуты бурей. Буря воплощает стихийное, звериное начало («то, как зверь, она завоет»), ощущение опасностей жизни. Бедное, убогое жилье — плохая защита от бури, стихии жизни. В таком окружении обостряются чувства: нянино молчание беспокоит ее воспитанника, защитника; он бережно спрашивает, нарушая тягостную печальную атмосферу, о причинах ее молчания. Кажется, сейчас их объединит застолье — пир будет вызовом злым обстоятельствам, он разгонит тоску:

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

А потом зазвучит песня, которая будет победой над молчанием, над человеческой подавленностью:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

В песнях (имеются в виду русские народные песни «За морем синичка непышно жила», «По улице мостовой шла девица за водой») — тишина и утро, в то время как вокруг буря и ночь; теплота человеческой заботы, общая чаша (не потому ли в стихотворении названа «кружка», а не «кружки»?). Песни словно побеждают стихию. Два существа, поддерживающие друг друга среди жизненной бури, — эта тема звучит по-пушкински гуманно, просто и глубоко. Зима в трактовке Пушкина, фактически открывшего эту тему (заявил о ней Вяземский1) в русской поэзии, — «русская» погода, многое определяющая в нашем национальном характере, испытывающая, закаляющая его.

В Михайловском общительный поэт тяготился вынужденным одиночеством. Он любил уходить в соседнее Тригорское, где жило большое семейство Осиповых-Вульф. Глава семьи Прасковья Александровна была женщиной образованной, мудрой и хозяйственной, и под крышей ее гостеприимного дома Пушкин находил уют и веселье. Ее дочери были в восторге, когда Пушкин неожиданно запрыгивал в гостиную через окно: Пушкина и его стихи они обожали, влюблялись в него. Легкая атмосфера молодости, ухаживаний, тепла была той самой средой, где раскрывалось блестящее остроумие поэта, сыпались его искрометные шутки, кипела жизнь...

С удивлением и трепетом почувствовал Пушкин воскрешение души, когда в Тригорское приехала в гости племянница хозяйки Анна Керн. Так появился шедевр любовной лирики «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Любовь в этом стихотворении — это часть пробуждения души и симптом этого пробуждения. Благодаря любви в жизнь возвращается «божество», сердце начинается биться «в упоенье».

Вообще, годы, проведенные в Михайловском, — это расцвет пушкинской лирики. Поэт по-прежнему обращается к темам предназначения поэзии, любви, дружбы, свободы, но в его творчестве все меньше звучат эпикурейские, вакхические мотивы, все сильнее слышны мотивы изгнанничества, одиночества, грусти, усталости. Ясность мысли, простота высказывания становятся отличительными чертами поэтического стиля Пушкина.

В Михайловском Пушкин работает над крупными жанрами. Он заканчивает начатую в Одессе поэму «Цыганы» (1824), продолжает работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Но главные достижения Пушкина связаны с драматургией. Он давно увлекался театром, хорошо ориентировался в европейской драматургии. Пушкин считал, что в отечественной драматургии необходимы преобразования, что современные пьесы не должны быть скованы классицистическими и другими канонами. В своей трагедии «Борис Годунов» (1824—1825) Пушкин выступает как новатор. «Борис Годунов» является первой в истории русской литературы реалистической трагедией и вместе с тем первым произведением в творчестве Пушкина, в котором максимально ярко проявились реалистические принципы. В пушкинской трагедии эпоха Бориса Годунова предстает во всей своей исторической сложности. На историческом материале Пушкин осваивает также наиболее актуальные проблемы современности, глобальные по своим масштабам: народ и власть, законность власти, роль личности и народа в истории.

В Михайловском Пушкин, может быть, острее, чем когда-нибудь, ощутил нравственную ценность и красоту дружбы. В 1825 году к нему, ссыльному, приезжали товарищи по Царскосельскому лицею Пущин и Дельвиг, недалеко от Михайловского состоялась встреча с Горчаковым. Сильно было лицейское братство! Поэтому ко дню лицейской годовщины 1825 года Пушкин, желая быть вместе со всеми, «на брегах Невы», пишет знаменитое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Он считает, что особенности лицейского «союза» — не только в том, что он «неразделим и вечен». «Союз» сложился «под сенью дружных муз», в атмосфере искусства — отсюда его свобода и беспечность. Эта дружба противостоит враждебной «судьбе».


Александр Михайлович Горчаков


А. М. Горчаков. Литография К. Шульца. Вторая половина 19 века

В судьбу Пушкин, видимо, верил — разные дурные приметы заставляют его в декабре 1825 года отказаться от поездки из Михайловского в Петербург. Если бы он поехал, то угодил бы в столицу 14 декабря и не избежал бы общей участи, тем более что появляться в Петербурге ему как ссыльному было запрещено. Декабрьские события потрясли Пушкина, а с июля 1826 года в его рисунках появляется навязчивый мотив — виселица с пятью казненными. Однажды он нарисовал ее с местом для себя и написал: «И я бы мог, как шут...»

В сентябре 1826 года Пушкина спешно перевозят в Москву, где готовилась коронация Николая 1 и где Пушкин был принят им. Царь дал поэту свободу и, поскольку Пушкин пожаловался на цензурные притеснения, предложил быть его цензором. Вряд ли это изменило положение поэта — «зависеть от царя» тяжело. В это время Пушкин осознавал свое призвание, свою великую миссию — быть пророком.

Содержанием стихотворения «Пророк» (1826) стало преображение человека, мучительное изменение бренной телесной оболочки, обретение нового облика — и вместе с тем нового жизненного пути, высшего долга. Только голос Бога, призвавшего исполниться Его волей, превращает человека в пророка. Пророчества, истины должны провозглашаться во имя Бога, без этого они не будут истинами и принесут зло. Слово («глагол») пророка должно «жечь» сердца людей. Это не просто причинение боли, а жестокое врачевание, потому что оно — по воле Бога и ради людей.

Пушкин во второй половине 1820-х - 1830-е годы

После нескольких месяцев пребывания в Москве Пушкин приехал в Петербург. Семь лет он не был в столице; за это время изменился поэт, переменился и Петербург. Оставив его в 1820 году, когда город кипел политической и литературной жизнью, был наполнен друзьями, Пушкин возвратился сюда многое пережившим. Блеск и городская суета уже виделись поэту лишь маской, за которой скрываются таинственные силы времени, истории. Город окружил поэта новыми литературными знакомствами. Из прежних товарищей остался, пожалуй, один Дельвиг. Не было его друзьей-декабристов.

В 1827 году появляется стихотворение «Арион», где Пушкин, основываясь на греческом мифе о чудесном спасении дельфином юноши-певца, излагает историю своего спасения. «Гроза», погубившая его товарищей по «челну», выбросила «певца» на берег — таков парадокс судьбы. «Беспечная вера» Ариона в жизнь, в судьбу здесь, пожалуй, противопоставлена мощным усилиям людей, желавших изменить историю. Однако после гибели товарищей «певец» поет те же песни, он верен памяти друзей — эта мысль звучит в пушкинской строке: «Я гимны прежние пою...» Человеческую и творческую самостоятельность Пушкина в новых условиях, верность дружбе, осознание катаклизмов жизни, истории демонстрирует это благородное стихотворение.

В это время Пушкин остро почувствовал покушения на свою творческую свободу со стороны светского общества. Поэт — это призвание и профессия, предмет размышлений Пушкина в 1827— 1831 годах. Кто же такой поэт? Отличается ли он от других людей или такой же, как все? В николаевском Петербурге Пушкину, кажется, пытались внушить последнее. Ответ Пушкина не прост. В стихотворении «Поэт» (1827) он открыл, что творец бывает подобен всем другим людям и может быть даже «ничтожнее» их: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон». Но поэт тем и отличается от остальных людей, что его посещает вдохновенье, имеющее божественную природу. Так что поэт — это и вполне обыкновенный человек, и в то же время человек, причастный таинственным силам гармонии.

Сложные отношения поэта с обществом нашли отражение и в философской лирике. Пушкин все чаще пишет о жизни и смерти, задумывается над смыслом человеческого бытия. В его стихотворениях звучат интонации одиночества, скорби. И все-таки личные переживания никогда не были единственной темой творчества Пушкина. В 1828 году поэт вновь обращается к историческому материалу. Он пишет поэму «Полтава», в которой в реалистической манере воссоздает эпоху Петра I, его победы и достижения. Внимание Пушкина привлекают события, связанные с гетманом Украины Мазепой: его стремление к власти, независимость Украины, любовь, не исключающая жестокости и коварства. В поэме «Полтава» Пушкин ставит как общечеловеческие проблемы (добро и зло, преданность и предательство, честь и низость), так и общественно-исторические вопросы — о роли личности в истории, судьбах людей в историческом контексте, государственном гении и т. д. Полтавская битва в изображении Пушкина — это прославление самых высоких человеческих качеств, военного таланта Петра I.

Щедрая, широкая, глубоко человечная натура Пушкина откликалась не только на трагические явления жизни. В 1820 —1830 годах им создано несколько шедевров любовной лирики. В эти годы мы часто видим Пушкина в женском обществе: потребность любви, тепла, семьи вызвала знакомства с Софьей Пушкиной, Анной Олениной, Екатериной Ушаковой и, наконец, с Натальей Гончаровой. Пушкин увидел Гончарову в Москве в 1828 году, когда ее, шестнадцатилетнюю, только начали вывозить в свет и красота ее была признана всюду. В 1829 году Пушкин посватался к Наталье Николаевне и, получив фактически отказ ее матери, самовольно отправился на Кавказ, в район боевых действий. Здесь им написано знаменитое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Все в этом стихотворении: его высокая мысль, строфика, звуковая сторона — гармонично связано друг с другом. Любовь в этом стихотворении — проявление человеческой природы. Ведь любить — так же естественно, как жить. Сердце любит оттого, что «не любить оно не может», человеческая любовь — это воплощение самой жизни.

В 1830 году Пушкин получил наконец положительный ответ от матери Натальи Николаевны. Прелесть юной Гончаровой, два года назад ошеломившая и взволновавшая Пушкина, навечно запечатлена в стихотворении «Мадона». Поэт был счастлив. Он вступал в брак уже немолодым, по тогдашним понятиям, человеком, и не одного упоения, восторга ждал Пушкин от семьи. Среди своих «медленных трудов» ему требовалось душевное спокойствие. На прежних путях ему счастья не было — теперь он вступал на тропу обычного человеческого бытия: жена, дети, дом. Наступили предсвадебные хлопоты, и для устройства выделенного ему наследства Пушкин ранней осенью 1830 года отправился в нижегородское имение Болдино. Он намеревался прожить там недолго, а задержался на три месяца из-за холерных карантинов, не позволявших передвигаться по дорогам.

Так началась Болдинская осень 1830 года — период небывалого творческого взлета: Пушкин, продолжая работу над «Евгением Онегиным», написал около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина». Содержательный, художественный диапазон произведений Пушкина заметно расширяется. Например, в «Маленьких трагедиях», к которым относятся драматические сцены «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сольери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», Пушкин рассуждает о человеческих страстях и пороках. Скупость, зависть, разврат пренебрежение моральными законами могут властвовать над человеком, поглощать его, нивелируя положительные черты характера. Выступая в трагедиях философом, моралистом, Пушкин утверждает достоинство, гениальность, талант сострадания, чистоту и красоту человеческих отношений.

Иная проблематика в прозаическом цикле «Повести Белкина», который объединяет повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». В них Пушкин рассуждает о закономерном и случайном в жизни человека, о роли судьбы. Размышления Пушкина основаны на реалистическом материале. Он изображает быт мелких чиновников, офицеров, мещан, ремесленников, станционных смотрителей, провинциальных дворян. Но в их жизнь вторгается нечто непредсказуемое, и это резко меняет ход событий. Происшествия, изображенные в повестях, действительно необычны и не всегда реалистичны. Дело в том, что Пушкин вновь, как и в «Руслане и Людмиле», использует приемы пародирования, подшучивая над сентиментальными, романтическими канонами и схемами. Но главное в «Повестях Белкина» очевидно: Пушкина стала привлекать жизнь простых людей, которая изображалась правдиво и искренне. Реалистический образ «маленького человека» Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» — значительное художественное открытие Пушкина, которое повлияет на всю русскую литературу XIX века.

1830-е годы в жизни Пушкина — трудный период. Стремясь осмыслить истоки современной политической ситуации, Пушкин углубленно занимается историей. В 1831 году он зачисляется на службу в качестве «историографа», получив задание от Николая I написать «Историю Петра». На этот год приходятся поэтические декларации Пушкина как «государственника»: холерные бунты, польские сепаратистские выступления могли быть устранены, по его мнению, сильной властью. Так появились стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».

Смерть в 1831 году любимого Дельвига, охлаждение критики, не понимавшей «поэзии действительности», сложные отношения с великосветским Петербургом, финансовые затруднения — эти обстоятельства делают понятным постоянное желание поэта уехать от суетной и жестокой светской жизни в дорогое Михайловское, уединиться там с семьей, трудиться, размышлять...

сменить Петербург на деревню Пушкину было не суждено. Летом 1833 года он отправляется на Урал для сбора материала о Пугачевском восстании, а по возвращении из путешествия, осенью 1833 года, снова оказывается в Болдине. Это была вторая Болдинская осень в жизни Пушкина, отмеченная необыкновенным взлетом его таланта. Главное произведение этого периода — поэма «Медный всадник», в которой Пушкин продолжает развитие реалистических принципов. Поэма многопроблемна. В ней Пушкин возвращается к образу Петра I, впервые так ярко рисует образ Петербурга, вновь ставит проблему «маленького человека». Судьбы людей в историческом контексте, интересы государства, выдающегося деятеля и жизнь простого человека — вот что волнует Пушкина. В поэме усиливаются не только реалистические обобщения, основанные на глубоком анализе окружающей действительности, но и трагические интонации.

Поэме «Медный всадник» близка по художественным принципам и идейному настроению повесть «Пиковая дама» (1833), также завершенная в Болдине. Здесь подробно раскрывается образ Петербурга, но тема повести иная — страсть к обогащению, зарождение капиталистических отношений в обществе. В «Пиковой даме» также разработан новый герой — человек, готовый ради денег пренебречь любыми моральными законами, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Как видим, Пушкин откликается на самые сложные и самые актуальные проблемы своей эпохи, раскрывая их реалистически. Его произведения звучали остро, полемично, правдиво, что устраивало далеко не всех читателей в великосветском Петербурге.

В 1834 году Пушкин получил придворное звание камер-юнкера (событие, возмутившее поэта, потому что это звание давалось, как правило, молодым людям). Попытка Пушкина отказаться от камер-юнкерства вызвала ответный шаг Николая — он пригрозил поэту запрещением заниматься в архивах, что для Пушкина, работавшего над «Историей Петра» и «Капитанской дочкой», было невозможно.

Пушкин решил издавать журнал с характерным названием «Современник» (начал издаваться в 1836 году), к которому привлек лучших писателей своего времени — Гоголя, Тютчева и др. Журнал Пушкина отличался высоким художественным уровнем, но раскупался плохо.

И все же главным для Пушкина оставалось творчество. В 1830-е годы он активно занимается темой крестьянского бунта, народного восстания. В 1832—1833 годах Пушкин пишет роман «Дубровский», в основу которого были положены реальные факты об участии дворянина в крестьянском бунте. Но роман не был завершен. В рамках народной тематики, интересовавшей Пушкина, необходимо назвать также его знаменитые сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Проникновение в народные обычаи, фольклор оказалось очень продуктивным и нашло отражение в другом прозаическом произведении о народном бунте — в романе «Капитанская дочка» (1833—1836). Образ Пугачева, жестокого и вместе с тем милосердного, безрассудного и мудрого, эгоистичного и человеколюбивого, то есть крайне противоречивого русского бунтаря, является величайшим художественным достижением Пушкина. Постижение народного характера приводит Пушкина к главному выводу — русский народ терпелив, но в своем протесте он воистину страшен: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

1830-е годы многие литературные критики и читатели более чем сдержанно оценивали произведения Пушкина. В условиях литературно-журнальных неудач, моральной угнетенности появляется пушкинское стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В нем заключена вдохновенная мысль о собственном бессмертии. Что же дает право на него? Лишь любовь народа — устами лирического героя восклицает и сам автор, завещая этот исторический урок потомкам. Нет, Пушкин не стал вдруг призывать писать для народа, его воспитания. Он просто заметил, что народ полюбит его поэзию за то, что она пробуждает «чувства добрые». Добро — это абсолютное качество великой поэзии.

Пушкин думал о смерти: схоронив в 1836 году мать, он купил и себе место на кладбище у того же Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Не меньше Пушкин думал о жизни — у него было немало захватывающих творческих замыслов. Все рухнуло в результате семейной драмы поэта. Удачливый красавец-француз Дантес вторгся в святая святых Пушкина — его семью. Свои ухаживания за женой поэта Дантес вскоре объяснил чувствами к ее сестре Екатерине. Однако его брак с Екатериной Гончаровой не прекратил невыносимых для Пушкина отношений. Пушкин, как воин на поле битвы, защитил честь своей семьи на дуэли. В этот день, 27 января 1837 года, он был смертельно ранен. Ужасны, возвышенны и трогательны его последние дни на земле. Он скончался после невыносимых физических мучений 29 января. Забота о жене, детях, нежность к друзьям, отказ от мести, громадное мужество в преодолении боли — таков был Пушкин в последние часы жизни. Придворный врач А.Ф. Арендт признавался, что даже в сражениях ему редко удавалось видеть подобное мужество. Незадолго до кончины Пушкин попросил жену покормить его моченой морошкой, и Наталья Николаевна, встав на колени около своего мужа и защитника, дала ему несколько ложечек его любимых ягод. Пушкин завещал ей, чтобы после нескольких лет вдовства она выходила замуж. Царь оплатил все долги Пушкина и назначил пенсию его жене и детям.

Около квартиры Пушкина на набережной реки Мойки в Петербурге творилось что-то необычайное — в последние дни жизни поэта здесь стояла огромная толпа народа, понявшего значение происходящего. Тело Пушкина нашло приют в родных местах поэта недалеко от Михайловского, а его поэзия, не подвластная времени и обстоятельствам, жива и будет жить вечно.


Памятник А. С. Пушкину в Москве на Пушкинской площади. Скульптор А. М. Опекушин. 1880

Санкт-Петербург. Памятник А. С. Пушкину. 1957. Скульптор М. К. Аникушин

Хронология


ДатаСобытие
1811Пушкин поступил в Царскосельский лицей привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным
1817 (1817 - 1820)Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817 - 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820
1820В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними - на Кавказ, оттуда - в Крым и в сентябре - в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает
1823Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями - семьей Осиповых - Вульф - и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I" и другие
17 декабря 1825Узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и. может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826
1826Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был напуган всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом). Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено He только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие"
В мае 1828Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину
В апреле 1830Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы. и стихов" - и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин"
18 февраля 1831В Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил Ha государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив
1833Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительными для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей - Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833)
В конце 1835Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели - художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д.Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов)
Зимой 1836Завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной
27 января 1837Чтобы защитить свою честь Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось"

Полная версия электронного пособия (Для просмотра и использования материала страницы необходимо: а) открыть HTML-документ (index.htm), б) разрешить запуск активного содержимого.)

  1. Русская литература XIX века. 9 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. Под редакцией С.А. Громова. Ч. 2. М., «Московский Лицей», 2003.
  2. «Открой мне глубокую тайну твою…». Литературный анализ в старших классах средней школы. В.В. Шапошникова. М., «Московский Лицей», 2003.
  3. Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения. Учебно-методическое пособие. Н.Ю. Руссова. М., «Мнемозина», 2006.
  4. Как писать сочинение. Я.В. Темиз. М., «Поматур», 2005.