Цели и задачи урока:
подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
закреплять умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.
Оформление доски: портрет писателя, иллюстрации.
I. Слово учителя:
- Давайте перенесемся в далекий и страшный 1942 год. Идет жестокая война. Один из хуторов немцы полностью сжигают, жителей убивают. И вот на пепелище остается одна женщина по имени Мария, мужа и сына которой повесили.
- Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню. Об этом рассказывает в своей повести писатель В. Закруткин. В основе его повести "Матерь человеческая" лежит реальный факт.
"Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи.
В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого...
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей удалось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе..."
- Тогда же в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ "О живом и мертвом", который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет В.Закруткин решил написать повесть о женщине, перенесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.
Выразительное чтение текста учащимися по цепочке.
II. Аналитическая работа no тексту.
- Какое чувство овладело Марией, когда она увидела в погребе разрушенного дома немца?
Ученики зачитывают отрывок из текста.
- "...Ненависть и горячая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян..."
Учитель просит дать толкование слова "ненависть".
Ученику записывают данное толкование в тетради.
Ненависть - чувство сильной вражды и отвращения.
- Обратившись к тексту, опишите раненого немецкого солдата.
- Немец был бледен, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, серый китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови, со светло-голубыми, мокрыми от слез мальчишескими глазами...
Учитель обращает внимание учеников на то, что раненый был безоружен.
Ученики подбирают синонимы к слову безоружен:
- беззащитен, неопасен, слаб и т.д.
- Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?
- Чувство жалости, сострадания. Передать психологическое состояние героя. Писателю удалось с помощью слов "раненый, безоружный, изможденный, тихий сдавленный крик, бессильное тело не слушалось его" и т.д.
Ученики записывают эти слова в тетрадь.
- Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?
- Местью за разрушенный хутор, за гибель мужа, сына, хуторян.
Работа с толковым словарем. Запись в тетради толкования слова "месть".
Месть - действие в оплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.
- Но почему вдруг "мстительная решимость" покинула Марию в последний момент. Зачитайте данный эпизод.
- "...и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который ей показался громом: "Мама! Ма-а-ма!"
- С чем сравнивает автор слабый крик: "Мама!" умирающего немца?
- "...множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии крик, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли"
- Укажите средства речевой выразительности, которое использует автор в этом предложении?
- Почему именно слово "мама" заставило содрогнуться Марию от боли?
- Именно в этот момент она подумала о своем погибшем сыне и не родившемся ребенке. Мария осознала, что перед ней лежит раненый мальчишка, который просит у нее помощи и пощады.
- С чем у вас ассоциируется слово "мама"? Запишите эти слова в тетрадь.
- Мама - жизнь, радость, счастье, зашита, помощь в трудной ситуации, ласка, доброта и т.д.
- Что вы узнали о короткой жизни Вернера Брахта? Зачитайте отрывок из текста.
- Узнали о том, что никого не убивал, что его мать - такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском. Что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт.
- Как Мария заботится об умирающем Вернере? Зачитайте из текста.
- "Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца......присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком......принесла охапку сена и постелила умирающему немцу..."
- А куда же делось чувство мести и злобы, охватившее Марию в первые минуты встречи с немцем? Неужели она забыла обо всем, что сделали немцы с ее семьей, с хутором, местными жителями?
- Месть прошла. Мария поняла, что она не сможет убить этого мальчика, который нуждался в ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее семьей, она просто не могла мстить невинному человеку.
- Прочитайте описание природы в момент смерти Вернера Брахта. Почему именно так описывает автор осенний день?
- "...Торжествующий мир сиял осенней красой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые облака..." Автор говорит о том, что Марии надо жить во имя будущего.
III. Слово учителя - подведение итогов урока:
- Мария не смогла убить человека, который нуждался в ее помощи, был смертельно ранен. Она даже ужаснулась тому, что слепо подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести и могла убить этого несчастного немца -- Вернера Брахта. Мария поступит гуманно.
Запись в тетрадь слова "гуманный", "гуманизм".
Гуманизм (гуманное отношение) - отзывчивое, человечное отношение.
- Назовите литературный прием, который использует автор в тексте для раскрытия идеи произведения?
- Прием антитезы, т.е. противопоставление.
IV. Вывод по уроку:
- Как вы понимаете, что же такое месть?
- Уместна ли месть во всех ситуациях?
- Всем ли людям можно мстить?
- Месть - одно из сложнейших явлений в жизни человека. Мстить нельзя людям беззащитным, раненым, нуждающимся в помощи другого человека. А во время войны месть очень опасна, ведь из-за вражды гибнут ни в чем неповинные люди.
V. Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение "С каким стихийным бедствием можно сравнить месть?"