Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Месть. Что это?" (анализ фрагмента повести В.Закруткина "Матерь человеческая")

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • подвести к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;

  • закреплять умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.

Оформление доски: портрет писателя, иллюстрации.

I. Слово учителя:

- Давайте перенесемся в далекий и страшный 1942 год. Идет жестокая война. Один из хуторов немцы полностью сжигают, жителей убивают. И вот на пепелище остается одна женщина по имени Мария, мужа и сына которой повесили.

- Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню. Об этом рассказывает в своей повести писатель В. Закруткин. В основе его повести "Матерь человеческая" лежит реальный факт.

"Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи.

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого...

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина... Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей удалось пережить среди развалин родного хутора... Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе..."

- Тогда же в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ "О живом и мертвом", который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет В.Закруткин решил написать повесть о женщине, перенесшей все тяготы войны и сохранившей человеческую душу.

Выразительное чтение текста учащимися по цепочке.

II. Аналитическая работа no тексту.

- Какое чувство овладело Марией, когда она увидела в погребе разрушенного дома немца?

Ученики зачитывают отрывок из текста.

- "...Ненависть и горячая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян..."

Учитель просит дать толкование слова "ненависть".

Ученику записывают данное толкование в тетради.

Ненависть - чувство сильной вражды и отвращения.

- Обратившись к тексту, опишите раненого немецкого солдата.

- Немец был бледен, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, серый китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови, со светло-голубыми, мокрыми от слез мальчишескими глазами...

Учитель обращает внимание учеников на то, что раненый был безоружен.

Ученики подбирают синонимы к слову безоружен:

- беззащитен, неопасен, слаб и т.д.

- Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

- Чувство жалости, сострадания. Передать психологическое состояние героя. Писателю удалось с помощью слов "раненый, безоружный, изможденный, тихий сдавленный крик, бессильное тело не слушалось его" и т.д.

Ученики записывают эти слова в тетрадь.

- Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?

- Местью за разрушенный хутор, за гибель мужа, сына, хуторян.

Работа с толковым словарем. Запись в тетради толкования слова "месть".

Месть - действие в оплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.

- Но почему вдруг "мстительная решимость" покинула Марию в последний момент. Зачитайте данный эпизод.

- "...и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который ей показался громом: "Мама! Ма-а-ма!"

- С чем сравнивает автор слабый крик: "Мама!" умирающего немца?

- "...множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии крик, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли"

- Укажите средства речевой выразительности, которое использует автор в этом предложении?

- Почему именно слово "мама" заставило содрогнуться Марию от боли?

- Именно в этот момент она подумала о своем погибшем сыне и не родившемся ребенке. Мария осознала, что перед ней лежит раненый мальчишка, который просит у нее помощи и пощады.

- С чем у вас ассоциируется слово "мама"? Запишите эти слова в тетрадь.

- Мама - жизнь, радость, счастье, зашита, помощь в трудной ситуации, ласка, доброта и т.д.

- Что вы узнали о короткой жизни Вернера Брахта? Зачитайте отрывок из текста.

- Узнали о том, что никого не убивал, что его мать - такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском. Что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт.

- Как Мария заботится об умирающем Вернере? Зачитайте из текста.

- "Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца......присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком......принесла охапку сена и постелила умирающему немцу..."

- А куда же делось чувство мести и злобы, охватившее Марию в первые минуты встречи с немцем? Неужели она забыла обо всем, что сделали немцы с ее семьей, с хутором, местными жителями?

- Месть прошла. Мария поняла, что она не сможет убить этого мальчика, который нуждался в ее помощи. Мария не забыла, что сделали немцы с ее семьей, она просто не могла мстить невинному человеку.

- Прочитайте описание природы в момент смерти Вернера Брахта. Почему именно так описывает автор осенний день?

- "...Торжествующий мир сиял осенней красой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли легкие белые облака..." Автор говорит о том, что Марии надо жить во имя будущего.

III. Слово учителя - подведение итогов урока:

- Мария не смогла убить человека, который нуждался в ее помощи, был смертельно ранен. Она даже ужаснулась тому, что слепо подчинилась охватившему ее чувству злобы и мести и могла убить этого несчастного немца -- Вернера Брахта. Мария поступит гуманно.

Запись в тетрадь слова "гуманный", "гуманизм".

Гуманизм (гуманное отношение) - отзывчивое, человечное отношение.

- Назовите литературный прием, который использует автор в тексте для раскрытия идеи произведения?

- Прием антитезы, т.е. противопоставление.

IV. Вывод по уроку:

- Как вы понимаете, что же такое месть?

- Уместна ли месть во всех ситуациях?

- Всем ли людям можно мстить?

- Месть - одно из сложнейших явлений в жизни человека. Мстить нельзя людям беззащитным, раненым, нуждающимся в помощи другого человека. А во время войны месть очень опасна, ведь из-за вражды гибнут ни в чем неповинные люди.

V. Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение "С каким стихийным бедствием можно сравнить месть?"