Цели урока:
- показать учащимся, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать;
- с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”;
- доказать, что семья основывается на любви;
- расширить кругозор учащихся с использованием основных правил построения крепкой семьи, с высказываниями о любви;
- воспитывать чувство ответственности за всех членов семьи.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- слайды к уроку (приложение);
- магнитофон;
- кассеты с записями “Марша Мендельсона”, песен “Мама” и “Все начинается с любви”.
Подготовка к уроку: подготовить инсценировку пьески из жизни; подумать над вопросом: “Что такое любовь?”; провести анкетирование по вопросам:
- В каком возрасте нужно вступать в брак?
- Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей?
- Какой должна быть современная семья (муж, дети; полная, неполная)?
- Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)?
- Кто должен быть главой семьи?
- Будут ли у вас дети и сколько?
- Кто должен заниматься воспитанием детей?
- Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье?
- Как вы считаете: “Что такое любовь?”.
Эпиграф к уроку:
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро
людям.
Л.Н.Толстой
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. “Мой идеал – жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей”, – это высказывание Л.Н.Толстого – гениального писателя, мыслителя, психолога, гуманиста. Правда и красота – синонимы для Толстого. Правде жизни он учился у народа и природы. “Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет”. “Чтобы жить честно, надо пытаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать…. И вечно бороться и мучиться”. Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что “люди как реки”: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Именно об этом, о семье, мы и будем говорить сегодня. Как воспитывать детей? Какой видит Толстой семью?
С чего начинается семья?
– С любви.
Что такое любовь?
3. Свободный философский диктант. (Учащиеся под инструментальную музыку в течение пяти минут письменно отвечают на поставленный вопрос).
4. Зачитывание ответов учащихся.
5. Анализ письменных ответов учащихся и чтение высказываний философов, писателей о любви. (Высказывания высвечиваются на экране с помощью мультимедийного проектора).
- Любовь! Это самая возвышенная и победоносная из всех страстей. Но ее
всепокоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти
сверхчувственном бескорыстии.
Г.Гейне - Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и
светлого.
Ф.И.Дзержинский - Мелка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов.
Н.А.Островский - От любви к женщинам родилось все прекрасное на земле.
А.М.Горький - Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно,
для того и дана душа человеку, чтобы любить.
А.М.Горький - Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно
найти друг у друга выдающиеся качества.
О.Бальзак - Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет.
Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств,
вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью
и облагороженные честью.
Вольтер - Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в
особенности жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим
государственное значение.
А.Макаренко - Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа
воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.Сухомлинский - Любить детей – это и курица умеет. А вот воспитывать их – это великое
государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
А.М.Горький - Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей
страны, а значит и историю мира.
А.С.Макаренко - Теряя любовь женщины, можно обвинить только себя за неумение сохранить
эту любовь.
Н.А.Добролюбов
Учитель. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа – два семейства: Ростовых и Болконских. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери одним именем – Наталья.
Автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства.
Мать – синоним мира семьи.
Звучит песня о маме.
6. Беседа.
- Что собой представляет семья Ростовых? Что можете сказать о родителях, детях?
- Почему в семье Ростовых нельзя быть иным?
- В чем проявится красота души Наташи и Николая?
- Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?
- Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
- Чем интересна личность старика Болконского?
- Почему он требователен к дочери до деспотизма?
- Когда и как заявит о себе отцовская гордость к княжне Марье?
- Как проявляется порода Болконского в князе Андрее?
- Какой мы видим Марью в семье?
- Браки по расчету…. Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?
- Пьер был воспитан вне семьи, поэтому семью он поставил в центр своей будущей жизни. Каков Пьер в семье?
- Что можете сказать о семье Курагиных?
Вывод: семья развивает в героях Толстого лучшие чувства – любви и самоотдачи.
7. Результаты анкетирования, проведенного накануне.
Звучит “Марш Мендельсона”.
? Что вы думаете о браке, о семье?
Зачитываются результаты анкетирования, проведенного накануне по следующим вопросам:
- В каком возрасте нужно вступать в брак?
- Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей?
- Какой должна быть современная семья? (муж, дети; полная, неполная)
- Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)?
- Кто должен быть главой семьи?
- Будут ли у вас дети и сколько?
- Кто должен заниматься воспитанием детей?
- Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье?
- Как вы считаете, что такое любовь?
8. Знакомство с правилами построения крепкой семьи. (Правила появляются на экране через мультимедийный проектор.)
Правила построения крепкой семьи.
- Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь, будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем и женой.
- Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь, проявляйте хоть чуточку внимания жене (мужу).
- Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните, что для успеха в семейной жизни нужно самой быть подходящей.
- Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, как укусы кобры, всегда убивают и уничтожают.
- Не критикуйте бесплодно своего мужа, тем более в присутствии других. Одна из причин развода – бессмысленная критика, разбивающая сердце вдребезги.
- Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность и признательность.
- Интимные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, то и во всем другом будет непорядок.
9. Инсценирование.
Сценка из жизни.
(Разыгрывают учащиеся.)
Утро. На кухне. Молодая жена приготовила завтрак, накрыла на стол. В кухню входит молодой муж (настроение хорошее) в майке, с газетой в руках. Садится за стол, начинает завтракать и просматривать газету.
Жена. Дорогой, что за вид? Почему ты в майке? Где галстук? Сорочка? Пиджак?
Муж. Но ведь никого нет, мы вдвоем, для чего этот парад?
Жена. Какой парад? Теперь ты всегда будешь приходить к столу в сорочке, галстуке и пиджаке.
Муж. Но мама говорит, что дома человек должен чувствовать себя свободно, а не быть в униформе.
Жена (обиженно). Причем тут мама? Теперь будет так, как я хочу! (Муж уходит. Переодетый, сердитый, садится за стол, ест, просматривая газету.)
Жена. Чего молчишь? А кто будет хвалить меня и делать комплименты.
Муж (сердито). Но я ведь просматриваю свежие газеты, а хвалить тебя не за что: бутерброды и чай, как говорит моя мама, даже ребенок приготовит.
Жена. Опять твоя мама! Когда же это кончится?! Теперь будет так, как я хочу, а не мама. Запоминай, дорогой!
Муж (встает). Накормила! (Взяв газету, уходит.)
Жена (одна). И чего обиделся?! В чем я не права?
10. Анализ сценки.
? Что было нарушено в сценке?
11. Вывод.
Учитель. Прошло много времени с периода создания романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.
Изменились ли взгляды? (Ответы учащихся.)
Основа семьи – любовь.
Звучит песня Р.Рождественского “Все начинается с любви”.
12. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение–рассуждение на тему “В какой семье я хотел бы воспитываться?”.