Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, произведения русских и зарубежных композиторов (П. Чайковского, А. Скрябина, И.С. Баха, Л. Бетховена, Т. Альбинони).
Пастернака долго читать невыносимо
от напряжения (мозгового и глазного),
как когда смотришь в чрезмерно острые
стёкла, не по глазу (кому он по глазу?).
Марина Цветаева.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения «Зимняя ночь» (на столе зажжённая свеча).
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946
– Я прочитала стихотворение «Зимняя ночь» Б.Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром для юного Бориса, мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, мне бы хотелось, что бы вы записали ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».
(Звучит «Этюд» Скрябина, учащиеся работают, затем зачитывают написанное).
–У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».
– Дайте определение слова «лирика» (произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта).
III. Работа с классом.
–Наш урок необычен по своей форме. Это урок-мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление о поэте.
В связи с этим я хочу обратить ваше внимание на слова М. Цветаевой, взятые в качестве эпиграфа к уроку:
–Как вы поняли последние слова «кому он по глазу»?
–Что хотела сказать этим Цветаева? (Подчеркнула необычность, своеобразие, масштабность таланта.)
–Знакомство с лирикой Пастернака мы начали со стихотворения «Зимняя ночь».
Вопросы:
- Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).
- С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).
- Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всей земле, Во все пределы… – жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).
- Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)
– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?
– Звучит Адажио Т. Альбинони. Учащийся (или учитель) рассказывает.
В самом начале автобиографической повести «Охранная грамота» Пастернак вскользь упоминает о случайности, сыгравшей в его жизни ни с чем не сравнимую роль. Тринадцатилетний сын академика живописи и пианистки летом 1903 года упал с лошади, сломал ногу. Нога неправильно срослась, и Пастернак разом выбыл из двух предстоящих мировых войн и одной гражданской. Сама судьба поставила поэта в позицию созерцателя, стороннего наблюдателя и предопределила своеобразие его художественного мышления.
Неслучайно Пастернак подчёркивал, что именно с этого «падения» начался его путь в творчество. Хромота стала знаком отмеченности, избранничества.
– Стихотворение «Так начинают» читает учащийся.
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут – а слова
Являются о третьем годе…
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком.
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
1921
– Талантливый ученик композитора Скрябина в тот самый миг, когда приходило признание, по его собственным словам, «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, …вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Он услышал голос судьбы, он понимал, по словам Цветаевой, «свою обречённость на лирику».
О чём же ранние стихи Пастернака?
– Учащийся читает стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
– Пастернак называл это стихотворение «лучшим из раннего». Как вы думаете, почему? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).
– Помните, у Тютчева:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа была для Пастернака высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она действующее лицо.
Жизнь, радость слышны в каждой строчке стихотворения «Светает» (1917). Учащийся читает наизусть стихотворение.
Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!
У капель – тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.
Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал.
Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.
– По словам современников поэта, это стихотворение было одним из самых характерных, самых «пастернаковских».
Вопросы:
- О чём это стихотворение?
- С чем сравнивает Пастернак капли дождя? (запонки, синие слёзы)
- С чем сравнивается сирень? (намокший воробышек)
- Что такое «олицетворение»? Найдите в тексте слова, где о саде говорится как о живом существе?
- Прочитайте ещё раз первую строфу. Какие цвета можно различить в этой строфе? (воробышек – серый, цвет утра; ветвь – зелёный; соцветия – сиреневый)
- Какая строка в этом стихотворении понравилась вам? Почему?
IV. Исследовательская работа в группах.
– Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Я напоминаю вам, что сегодняшний урок проходит в мастерской. Наша задача - исследовать стихотворение «Золотая осень». Учащийся читает стихотворение.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:
- художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),
- музыканты (найти звуковые образы),
- историки (как раскрывается тема времени),
- исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).
Во время работы учащихся звучит «Этюд» Скрябина. Учащиеся зачитывают свои работы. Выводы.
V. Работа с классом.
– Рассмотрите репродукции картин известных русских художников. Какая из них, на ваш взгляд, соответствует содержанию стихотворения? Почему?
– В начале урока мы сказали, что лирика – это произведения, в которых выражаются чувства и переживания поэта. Пастернак не замыкается только на теме природы. Эта тема неразрывно связана с обращением поэта к русской истории.
С осени 1936 года начинается травля Пастернака. Его стихи объявили «клеветой на советский народ». За сложностью форм пастернаковских стихов видели какие-то враждебные цели. Странно, что Борис Пастернак ни в период славы, ни в период опалы ни разу не был арестован. В то же время исследователи творчества поэта утверждают, что есть сведения о том, что в 37-ом году были подготовлены документы об его аресте. Когда их принесли Сталину, он сказал: «Оставьте его, он – небожитель». Так ли это было или нет, пусть останется на совести исследователей. Одно верно: талант Пастернаку был дарован свыше.
Тогда, в 30-е годы Пастернак ещё не знал, что самые тяжёлые испытания для него впереди. Конечно, это выход романа «Доктор Живаго» и ситуация с присуждением Нобелевской премии.
«Доктор Живаго» – роман о судьбе России, страны, с которой была связана судьба Пастернака. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции. В нём звучит скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы Ахматову, которая провела 17 месяцев в тюремных очередях или доведённую до самоубийства Цветаеву).
– Сообщение учащегося.
В начале 1956 г. решался вопрос о выходе в свет романа «Доктор Живаго». Оконченная рукопись была отдана в редакции журналов «Новый мир», «Знамя», шли переговоры с издательством «Художественная литература». Летом на дачу Пастернака приехал сотрудник итальянского радиовещания в Москве коммунист Серджио де Анжело. Он попросил рукопись для ознакомления. К автору она больше не вернулась. В то время международная конвенция по авторскому праву не была признана СССР, итальянские издатели решили напечатать роман в переводе на итальянский язык. Пастернака известили об этом. Он согласился, но предупредил: «Если его публикация здесь, обещанная многими журналами, задержится и Вы её опередите, ситуация для меня будет трагически трудной».
Так и произошло. Советские издательства отказались печатать роман. Он был издан за границей и переведён на 24 языка. Началась открытая травля писателя. Он был исключён из Союза писателей. В то же время Нобелевский комитет присудил Пастернаку премию «за выдающиеся достижения современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы». На писателя обрушились потоки критики, роман назвали «антисоветским». Он вынужден был отказаться от премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи.
Учащийся читает наизусть стихотворение «Нобелевская премия».
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь, что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость.
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но итак, почти у гроба,
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959
– Поэт Андрей Вознесенский вспоминал: «Травля добила его»… Почему же так происходит: таланту в России всегда сопутствует трагедия? Таланты погибают рано. Их либо убивают, как Пушкина и Лермонтова, либо они уходят сами: Маяковский, Есенин, Цветаева. А если они и доживают до 70-ти, как Борис Пастернак, то зачастую известность и признание получают не у себя на родине, а где-то…
Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…». Звучит «Ария» Баха.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают.
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931
– «…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».
VI. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Варианты:
1. Проанализировать стихотворение «Стрижи» (1915) с точки зрения использования средств выразительности.
Нет сил никаких у вечерних стрижей
Сдержать голубую прохладу.
Она прорвалась из горластых грудей
И льется, и нет с нею сладу.
И нет у вечерних стрижей ничего,
Что б там, наверху, задержало
Витийственный возглас их: о торжество,
Смотрите, земля убежала!
Как белым ключом закипая в котле,
Уходит бранчливая влага, –
Смотрите, смотрите – нет места земле
От края небес до оврага.
2. Представить макет обложки сборника поэзии Пастернака.
3. Слово о поэте.
VII. Защита проектов.
VIII. Самоанализ урока.
- Сегодняшний урок был необычен по своей форме. Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему мы назвали его «мастерская»?
- Нужен ли был анализ стихотворений?
- Стал ли Пастернак более понятен? Стал ли он вам «по глазу» (Цветаева)?
IX. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение. Найти средства выразительности.