Литература
-
Знакомство с творчеством В.М. Шукшина "Нравственность — есть Правда" (Анализ рассказов "Алеша Бесконвойный", "Срезал", "Обида") 2010
Урок помогает дать представление о "деревенской" прозе, познакомиться с художественным миром В.Шукшина, сформировать представление о характерных героях писателя – "чудиках". Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве.
-
Интегрированнй урок русского языка и литературы "Зима в изображении русских поэтов" 2010
Интегрированные уроки – одна из форм проведения открытых уроков, которые, несомненно, приходится хотя бы раз в год давать учителю. Введение интеграции предметов русского языка и литературы в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно: всестороннее развитие личности учащихся, формирование, закрепление, углубление знаний.
-
Урок внеклассного чтения по журналу "Миша" 2010
Не секрет, что дети сейчас мало читают. Поэтому цели данного урока: вызвать у учащихся интерес к журналу «Миша», другим детским журналам, газетам; пробудить жажду к чтению, воспитывать бережное отношение к журналам, книгам; развивать речь учащихся.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе "Салтыков -Щедрин. Сказки писателя. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок" 2010
В общей системе уроков по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина это первый урок. Здесь приведены краткие сведения из биографии писателя с целью показать его непримиримое отношение к крепостному праву, проводится параллель между жанрами сказки и басни, из которой он берёт и создает иносказательные образы своих героев. Это начальный этап работы с текстом сказки «Премудрый пискарь».
-
Профессионализм учителей как фактор эстетического воспитания на уроках литературы 2010
Данная работа показывает, что слово является важнейшим средством воспитания эстетических чувств. Урок литературы в современной школе должен быть уроком высокой нравственности. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача — формировать гармонически развитого человека. Учитель-словесник воспитывает чувство прекрасного, и преподавание литературы становится неотъемлемой частью такого воспитания.
-
Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2010
Урок-исследование построен в соответствии с основными критериями уроков данного типа. Урок основан на индивидуальном и совместном творческом поиске учащихся для решения поставленных задач. Сочетание самых разных приёмов работы с учащимися, чередование эмоциональных моментов и моментов мышления активизирует учащихся, формирует умение анализировать эпическое произведение. Урок воспитывает чувство ответственности за выбранную «дорогу», стремление к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе.
-
Использование метода проектов на уроке литературы по теме «Раскрытие характеров героев повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" под влиянием "благих намерений"» 2010
Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" является творческим типом проекта. Такие уроки, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Результат — план сочинения о своем персонаже; рисунок героя в одежде тех цветов, которые отражают его сущность.
-
Урок литературы по теме "М.Ю. Лермонтов. «Родина». Лингвистический анализ текста" 2010
Вид урока можно определить как урок-исследование с применением ИКТ, в ходе которого определяются особенности патриотизма М.Ю. Лермонтова путём лингвостилистического анализа текста. Обращается внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения. Применяется групповая, индивидуальная работа учащихся.
-
А. Твардовский и А. Солженицын. История создания и публикации рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2010
Урок внеклассного чтения по книге Л. Сараскиной "А. Солженицын" (третья и четвертая глава пятой части книги).
-
Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цели: познакомить с содержанием повестей, выявить, что их объединяет; развивать творческое мышление.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Понятие о композиции эпического произведения на примере романа А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Урок знакомит с понятием «композиция художественного произведения», способствует развитию навыка анализа текста и составления плана к нему. Урок включает в себя инсценирование одного из эпизодов романа Пушкина, работу с литературоведческой статьей учебника, словарную работу, пересказ фрагментов романа.
-
Интегрированный урок (географии + литература + риторика) по теме "Природные зоны России" 2010
Урок-зачет в 8-м классе, в ходе которого учащиеся узнают природные зоны по их описаниям в художественной литературе, дают сравнительно-сопоставительную характеристику двух природных зон, используя знания законов и ключевых понятий риторики, дают оценку природным условиям и ресурсам природных зон на основе анализа общегеографических и тематических карт.
-
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 2010
Данный урок проведён с использованием информационно-компьютерных технологий, что способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий. Акцент урока направлен на привитие любви к животным, бережному, доброму отношению ко всему живому на Земле. Работа в группах позволяет «слабым» обучающимся учиться у «сильных», привлекает каждого ребёнка к учебной деятельности.
-
Нравственные уроки по повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина 2010
Занятие с элементами проблемного сопоставительного анализа и компьютерных технологий позволяет погрузиться в авторский текст и постичь житейскую мудрость, изложенную на страницах повести "Станционный смотритель", разобраться в мире собственных мыслей, задуматься над проблемами прошлого, настоящего и будущего.
-
Проект по внеклассному литературному чтению "Весна глазами поэтов, писателей, художников" 2010
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Представлен проект по внеклассному литературному чтению.
-
Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом "Вокруг тебя мир" 2010
В данном опыте представлена система построения уроков литературы, включая основные компоненты: цель, эпиграф, вступительное слово учителя, мобилизующее начало урока, система учебных заданий, приемы работы с текстом, формы контроля, домашнее задание.
-
Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия" 2010
Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности. Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой "лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
-
Проблемный урок "Истоки преступления Раскольникова" 2010
Урок посвящен теме анализа истоков преступления Раскольникова с использованием инновационных технологий.
-
Урок чтения в 4-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова" 2010
Данная работа ставит следующие цели: продолжить путешествие в Москву начала XIX века; повторить изученное о басне и баснописце И.А. Крылове; выявить характерные особенности басенного жанра, соотнесение морали басен с русскими пословицами; инсценировать и выразительно читать басни И.А. Крылова.
-
Литературный очерк "Человек с ясной душой" 2010
В этом небольшом очерке я рассказываю о своей учительнице, Лисицыной М.И. Я горда тем, что училась у нее. Учитель не делает карьеру. Будни захлестывают его - план, журнал, отметки, родители. А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с ясной душой. Вот именно таким человеком с ясной душой остается для меня мой учитель литературы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Чародейкою Зимою околдован…" (Зима в произведениях поэтов, художников и композиторов) 2010
Данный урок позволяет учащимся от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа, открыть неповторимость отношения к зимнему пейзажу поэтов, художников, композиторов, сравнить зимние пейзажи в произведениях Ф.Тютчева и С.Есенина.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) 2010
Интеграция уроков литературы и русского языка позволяет выстроить работу над текстом и созданием сочинения-рассуждения в единый процесс. На материале отрывка критической статьи Добролюбова "Что такое обломовщина?" учащиеся выделяют проблему, авторскую позицию, комментируют текст. Алгоритм написания сочинения-рассуждения помогает создать собственный текст в соответствии с критериями оценки ЕГЭ.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера" 2010
Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи; развитие образного и логического мышления. Цели (психология): ознакомление с понятиями "характер", "черты характера"; развитие навыков самоанализа; развитие культуры общения.
-
Модельный урок по литературе на тему: "Истинные волхвы" 2010
Урок развивает навыки вдумчивого чтения, учит анализировать произведения, опираясь на свой опыт, развивает творческие способности учащихся. На уроке используются приемы: прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, в конце урока проводится творческая работа.
-
"Интегрированный урок (физика + литература) на тему: " Мы и физики, и лирики" 2010
Интегрированный урок, целью которого является повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела физики «Механика». Вопросы, предложенные для повторения, рассматриваются на примерах пословиц, поговорок, загадок и сказок.
-
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов способствуют уроки по составлению логических схем на примере урока по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Такие уроки решают задачи развития образного мышления, логики, дают возможность проанализировать идейное содержание и систему образов в доступной форме.
-
Патриотический дух в произведениях поэта-земляка Винникова Анатолия Алексеевича 2010
Формой изучения литературы родного края мы избрали факультативные занятия. Цель факультативного курса: через народное творчество, через литературу Бурятии помочь учащимся "открыть мир" родного края. Один раздел программы курса отведён изучению творчеству местных авторов, непосредственно нашим землякам-онохойцам.
-
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс 2010
Эпизоды, взятые для анализа на данном уроке, взаимосвязаны и являются важными для понимания особенностей конфликта К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского, взаимоотношений героев, их характеров. Урок построен по технологии проблемного обучения. В ходе урока учащимся предлагается провести анализ проблемного вопроса, исследовательскую работу, составить устное монологическое высказывание.
-
Урок литературы по теме: "Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского") 2010
Данное занятие ставит своей целью показать на примере повести, как входит в жизнь главного героя доброта, какое значение она имеет в жизни ребёнка, как влияет на его формирование и развитие, понимание незыблемых ценностей. Заключительный этап – написание сочинения-рассуждения.
-
Литературное творчество школьников как особый социальный процесс 2010
Деятельность школьников по созданию собственных художественных текстов и связанную с ней рефлексию можно понимать как социальные процессы. Социально-психологические исследования показывают, что сочинительство является не только способом выражения чувств и мыслей, но и эффективным путем личностного и социального развития учащихся.