Литература
-
Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цели: познакомить с содержанием повестей, выявить, что их объединяет; развивать творческое мышление.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Понятие о композиции эпического произведения на примере романа А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Урок знакомит с понятием «композиция художественного произведения», способствует развитию навыка анализа текста и составления плана к нему. Урок включает в себя инсценирование одного из эпизодов романа Пушкина, работу с литературоведческой статьей учебника, словарную работу, пересказ фрагментов романа.
-
Интегрированный урок (географии + литература + риторика) по теме "Природные зоны России" 2010
Урок-зачет в 8-м классе, в ходе которого учащиеся узнают природные зоны по их описаниям в художественной литературе, дают сравнительно-сопоставительную характеристику двух природных зон, используя знания законов и ключевых понятий риторики, дают оценку природным условиям и ресурсам природных зон на основе анализа общегеографических и тематических карт.
-
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 2010
Данный урок проведён с использованием информационно-компьютерных технологий, что способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий. Акцент урока направлен на привитие любви к животным, бережному, доброму отношению ко всему живому на Земле. Работа в группах позволяет «слабым» обучающимся учиться у «сильных», привлекает каждого ребёнка к учебной деятельности.
-
Нравственные уроки по повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина 2010
Занятие с элементами проблемного сопоставительного анализа и компьютерных технологий позволяет погрузиться в авторский текст и постичь житейскую мудрость, изложенную на страницах повести "Станционный смотритель", разобраться в мире собственных мыслей, задуматься над проблемами прошлого, настоящего и будущего.
-
Проект по внеклассному литературному чтению "Весна глазами поэтов, писателей, художников" 2010
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Представлен проект по внеклассному литературному чтению.
-
Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом "Вокруг тебя мир" 2010
В данном опыте представлена система построения уроков литературы, включая основные компоненты: цель, эпиграф, вступительное слово учителя, мобилизующее начало урока, система учебных заданий, приемы работы с текстом, формы контроля, домашнее задание.
-
Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия" 2010
Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности. Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой "лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
-
Проблемный урок "Истоки преступления Раскольникова" 2010
Урок посвящен теме анализа истоков преступления Раскольникова с использованием инновационных технологий.
-
Урок чтения в 4-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова" 2010
Данная работа ставит следующие цели: продолжить путешествие в Москву начала XIX века; повторить изученное о басне и баснописце И.А. Крылове; выявить характерные особенности басенного жанра, соотнесение морали басен с русскими пословицами; инсценировать и выразительно читать басни И.А. Крылова.
-
Литературный очерк "Человек с ясной душой" 2010
В этом небольшом очерке я рассказываю о своей учительнице, Лисицыной М.И. Я горда тем, что училась у нее. Учитель не делает карьеру. Будни захлестывают его - план, журнал, отметки, родители. А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с ясной душой. Вот именно таким человеком с ясной душой остается для меня мой учитель литературы.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Чародейкою Зимою околдован…" (Зима в произведениях поэтов, художников и композиторов) 2010
Данный урок позволяет учащимся от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа, открыть неповторимость отношения к зимнему пейзажу поэтов, художников, композиторов, сравнить зимние пейзажи в произведениях Ф.Тютчева и С.Есенина.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) 2010
Интеграция уроков литературы и русского языка позволяет выстроить работу над текстом и созданием сочинения-рассуждения в единый процесс. На материале отрывка критической статьи Добролюбова "Что такое обломовщина?" учащиеся выделяют проблему, авторскую позицию, комментируют текст. Алгоритм написания сочинения-рассуждения помогает создать собственный текст в соответствии с критериями оценки ЕГЭ.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера" 2010
Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи; развитие образного и логического мышления. Цели (психология): ознакомление с понятиями "характер", "черты характера"; развитие навыков самоанализа; развитие культуры общения.
-
Модельный урок по литературе на тему: "Истинные волхвы" 2010
Урок развивает навыки вдумчивого чтения, учит анализировать произведения, опираясь на свой опыт, развивает творческие способности учащихся. На уроке используются приемы: прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, дерево предсказаний, в конце урока проводится творческая работа.
-
"Интегрированный урок (физика + литература) на тему: " Мы и физики, и лирики" 2010
Интегрированный урок, целью которого является повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела физики «Механика». Вопросы, предложенные для повторения, рассматриваются на примерах пословиц, поговорок, загадок и сказок.
-
Урок литературы в 5-м классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Как активизировать внимание учащихся на уроке? Как вовлечь каждого в активную мыслительную деятельность? Решению этих вопросов способствуют уроки по составлению логических схем на примере урока по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Такие уроки решают задачи развития образного мышления, логики, дают возможность проанализировать идейное содержание и систему образов в доступной форме.
-
Патриотический дух в произведениях поэта-земляка Винникова Анатолия Алексеевича 2010
Формой изучения литературы родного края мы избрали факультативные занятия. Цель факультативного курса: через народное творчество, через литературу Бурятии помочь учащимся "открыть мир" родного края. Один раздел программы курса отведён изучению творчеству местных авторов, непосредственно нашим землякам-онохойцам.
-
Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского". Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс 2010
Эпизоды, взятые для анализа на данном уроке, взаимосвязаны и являются важными для понимания особенностей конфликта К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского, взаимоотношений героев, их характеров. Урок построен по технологии проблемного обучения. В ходе урока учащимся предлагается провести анализ проблемного вопроса, исследовательскую работу, составить устное монологическое высказывание.
-
Урок литературы по теме: "Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского") 2010
Данное занятие ставит своей целью показать на примере повести, как входит в жизнь главного героя доброта, какое значение она имеет в жизни ребёнка, как влияет на его формирование и развитие, понимание незыблемых ценностей. Заключительный этап – написание сочинения-рассуждения.
-
Литературное творчество школьников как особый социальный процесс 2010
Деятельность школьников по созданию собственных художественных текстов и связанную с ней рефлексию можно понимать как социальные процессы. Социально-психологические исследования показывают, что сочинительство является не только способом выражения чувств и мыслей, но и эффективным путем личностного и социального развития учащихся.
-
Урок-диспут по литературе в 10-м классе "Ф.Достоевский и современность" 2010
Данный урок - один из уроков по работе над эффективным общением в споре. Он поможет оценить речевые умения старшеклассников, умение формулировать основную авторскую идею, умение структурировать небольшой текст, высказывать личную точку зрения о прочитанном произведении.
-
Контраст как средство раскрытия идеи повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2010
Прием контраста является одним из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Урок литературы в 10-м классе рассматривает использование этого приема в литературе на примере произведения Гоголя.
-
Урок: "Размышление о судьбе Родины в лирике А.Блока" 2010
Урок помогает совершенствовать навыки анализа лирического произведения. На примере анализа художественных особенностей стихотворения можно почувствовать идейное своеобразие лирики поэта, посвященной теме Родины.
-
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода" 2010
Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой, помогает совершенствовать монологическую речь, воспитывает вдумчивого читателя, пробуждает глубокое сочувствие к каждому человеку, учит не только выражать свои мысли, но и развивать творческие способности.
-
Бинарный урок в 5-м классе "Простое и сложное предложение. Грамматический разбор" (Ф.И. Тютчев. "Еще в полях белеет снег… 2010
Данный урок - один из серии бинарных уроков о родном крае и временах года. На нем решаются важные грамматические задачи: разбор предложения по членам, через выделение грамматических основ, определение его сложности; закрепляются навыки постановки знаков препинания в сложном и простом предложении с однородными членами, в том числе и с обобщающим словом при них.
-
Урок-спектакль по роману У.Голдинга "Повелитель мух" "Темна человеческая душа…" 2010
Цель урока: задачей У.Голдинга было показать, как легко разрушается "тонкая культурная плёнка" человека и он становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным. Как убить "зверя в себе"? Как остаться Человеком при любых жизненных испытаниях?
-
Урок литературного чтения: "Н.И. Сладков. "Дед Мороз" 2010
Урок литературного чтения на тему прощания с зимой. Дети больше узнают о временах года, расширяется кругозор, развивается речь, мышление.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Мы в ответе за тех, кого приручили" 2010
Основной целью урока является формирование гуманного отношения к домашним животным. Содержание урока построено на изучении рассказов М.Осоргина «Мумка», Е.Носова «Трудный хлеб» и стихотворения О.Дмитриевой «Квартал перед сносом». Урок построен по технологии критического мышления.
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка: "Диалог культур" 2010
Задачи урока: дать представление о творческом переводе; показать богатство немецкого и русского языков, обогатить словарный запас учащихся. В течение урока учащиеся получают представление о жизни и творчестве Г. Гейне, а также об искусстве перевода. Сравнивая два поэтических перевода стихотворения Гейне «Лорелея», дети учатся понимать авторский замысел, вырабатывают умение использовать наиболее точные лексические соответствия, видеть слово в контексте. Основной вывод урока может быть сформулирован так: если хочешь научиться переводить с иностранного – учи свой родной язык.