С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера"

Разделы: История и обществознание, Литература


Оборудование:

  • текст "Катехизис революционера"
  • раздаточный материал: современники о личности С.Г.Нечаева
  • презентация

Ход занятия

Учитель читает фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", который сопровождается презентацией (слайд №1, 2)

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Учитель: Сегодня героями нашего занятия станут люди, вот с такими лицами (слайд №2).

Какое впечатление они на вас производят?

Нравятся они вам? Почему?

Это - российские террористы второй половины XIX - начала XX века. Видимо в детстве они не наигрались в активные подвижные игры, а став взрослыми устроили игры "с порохом и кровью" (слайд №3).

Среди террористов XIX века интересна фигура и наследие Сергея Геннадьевича Нечаева (слайд №4)

Сообщение учащегося о биографических данных С.Г.Нечаева

Учитель истории: С.Г. Нечаев - это представитель нового типа революционеров - террористов (слайд №5, 6). Это человек неистовый, целеустремленный. В основе его действий лежит культ грубой силы, пренебрежение нормами морали. От самоуверенности, смелости, гибкости зависит успех его дела. "Чем хуже - тем лучше".

Алексеевский равелин Петропавловской крепости (слайд №7). Здесь, в одиночных камерах, в особой строгости содержались особо опасные государственные преступники. Холодная камера ломала всех: люди сходили с ума, пытались покончить с собой. Их называли "Заживо погребенные". Здесь оказался и наш герой. В течение двух лет его руки и ноги оставались закованными в цепи, до тех пор, пока его тело не начало книг. В камере Нечаев много читал, изучил Священное Писание, а еще много разговаривал с солдатами, охранявшими его, о своих страданиях за народ и даже умудрился передавать письма своим товарищам на волю. Нечаев имел в тюрьме авторитет: смотритель его боялся, а жандармы и солдаты караульной службы обожали, называя "Наш орел".

Умер С.Г.Нечаев в возрасте 35 лет. Империя позаботилась, чтобы никто не узнал где он похоронен. Так за что Нечаев был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости?

Ответ прост. За свой труд "Катехизис революционера".

Учитель литературы:

  • Дайте толкование слову катехизис (после ответов учащихся - слайд №8)
  • Что можете сказать о название текста? (оксюморон) Уточните, что это?
  • Как такое название характеризует автора? (новый человек, миссия, человек разрешающий себе и другим переступать нравственные нормы)
  • Что-то знакомое, не правда ли? (Онегин) Кто помнит цитату?

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно (глава 2, строфа 14)

Потом будет Печорин со своей двойной моралью: что позволено Печорину, то не позволено Максиму Максимычу;

Раскольников, который услышит от студента в распивочной фразу: "Одна смерть - и сто жизней в замен, - да ведь тут арифметика"

А в XX веке А.И.Солженицын опишет это как "Красное колесо" истории

Работа учащихся с текстом "Катехизис революционера" (можно дать попросить учащихся ознакомиться с текстом заранее, а можно дать время на уроке).

Учитель литературы:

  • Какие слова наиболее часто употребляются в тексте? (революция, должен, обречен, уничтожение)
  • Как это характеризует автора?
  • Каково эмоциональное воздействие текста на читателя?
  • Что скажете о стиле?
  • О чем этот текст?

Учитель истории:

Вчитываясь в "Катехизис революционера", подумайте о следующем. Нечаев рисует в "Катехизисе" идеальный образ революционера. Какая черта, по Вашему мнению, составляет ядро этого образа?

Какую главную цель (по Нечаеву) ставит перед собой революционер?

Самих революционеров и "поганое общество", которое они должны уничтожить, Нечаев делит на три категории. Как вы думаете, зачем? В чем практический смысл этих делений? Осуществляет ли он подобную дифференциацию в народе?

Как вообще соотносит "Катехизис" цель и средства в революционной деятельности? Можно ли это соотношение выразить какой-то одной краткой формулой?

За Нечаевым довольно дружно пошли несколько десятков (до сотни) московских студентов. Как вы думаете, почему?

Что думали и какую оценку давали С.Г.Нечаеву современники. Давайте обратимся к раздаточному материалу на ваших партах (см. Приложение).

Учитель задает следующие вопросы:

  • Какая мысль объединяет высказывания современников?
  • Какие положительные черты вы можете отметить, выделить? (целеустремленность, верность идеи, энергия, преданность, терпение:)
  • ТАК КТО ЖЕ ОН? (слайд №9)

Слайд №10. Читаем и комментируем вместе с классом различные оценки личности С.Г.Нечаева

Учащиеся получают задание: написать синквейн. Желающие озвучивают свой результат.

Учитель: Почему мы посвятили целое занятие Нечаеву? (слайд №11)

Это было только начало. Пройдет чуть меньше 50 лет и счет жертвам пойдет на сотни и тысячи. Только за день в России будут уничтожать более 500 человек (Бутовский полигон). Мы не ставим точку, разговор будет продолжен. Мы ставим многоточие. А что такое многоточие? "Это следы на цыпочках ушедших слов" (В.Набоков)


ПРИЛОЖЕНИЕ

М.А.Бакунин: ":Один из таких молодых фанатиков, которые ни в чем не сомневаются, ничего не боятся и которые поставили себе принципом, что многие, очень многие должны погибнуть от руки русского правительства, но что они не успокоятся до тех пор, пока народ не восстанет. Это фанатик опасный, способ действий его - отвратительный"

А.С.Суворин: "Это Хлестаков-агитатор, Хлестаков сознательно бросившийся в обман и увлекшийся этой ролью, подобно бессмертному Ивану Александровичу"

А.К.Кузнецов: "Решая вопрос о личности Нечаева в полном объеме, нужно принять во внимание, что мы, вступившие в нечаевскую организацию, были шестидесятники с большим уклоном в область социалистических мечтаний, альтруистических побуждений и с беззаветной верой в честность учащейся молодежи. Привычно он, ночуя у нас, спал на голых досках, довольствуясь куском хлеба и стаканом молока, отдавая работе все свое время. Такие мелочи на нас, живших в хороших условиях, производили неотразимое впечатление и вызывали удивление. Но главный секрет его огромного влияния на нас, студентов Академии, заключался в том, что почва его проповедей была подготовлена"

А.О.Капацинский: "Первое впечатление, которое производит Нечаев, неприятное, но остро заманчивое; он самолюбив до болезненности, и это чувствуется при первых встречах, хотя Нечаев старается сдержать себя; он много читал, и особенно книги исторического содержания, и потому знаний у него много, хотя в ссылках на разных авторов он бывает иногда весьма недобросовестен; в спорах старается какими бы то ни было уловками унизить противника, - диалектикой он обладает богатой и умеет задевать за самые чувствительные струны молодости: правда, честность, смелость и т.д. не терпит людей равных, а с людьми более сильными сурово молчалив и старается накинуть на этих людей тень подозрения. Он очень стоек в убеждениях, но по самолюбию, которому готов жертвовать всем. Таким образом главная черта его характера - деспотизм и самолюбие. Все речи его пропитаны страстностью, но очень желчны. Он возбуждает интерес к себе, а в людях повпечатлительнее и поглупее просто обожание, существование которого есть необходимое условие для дружбы с ним"

Ф. Волховский: "Сам худенький, безбородый, как мальчик, лицо серое, ногти обгрызены, а рот у него сводила судорога. И подумать только, что у этакой невзрачности - сила воли гигантская, гипнотическая!"

Ф.Ф. Пуцикович: "Все, один или несколько раз видевшие его, видели в нем прежде всего человека работящего, вечно занятого, вечно о чем-то хлопочущего. Встретить его можно было не иначе как с книгой: ту он относил, ту приносил, ту читал. Как товарищ он был, с одной стороны, хороший товарищ: честный, правдивый, охотно делящийся всем материальным с другими, но с другой стороны, он был несносный, много спрашивающий и ничего о себе не говорящий, все толкующий в дурную сторону, чересчур жестокий в обращении с другими, пренебрегающий приличиями, способный иногда на цинические выходки.

Но что всего более было в нем отталкивающего, это его крайний деспотизм относительно образа мыслей. Он не мог мириться с тем, что его знакомые имеют понятия, убеждения не такие, как он смотри на вещи, и действуют не так, как он смотрит и действует. Но он не пренебрегал этими людьми, нет, он, напротив, с непонятною настойчивостью преследовал их, навязывая им свое".

Презентация