Прелюдия. Звучит старинный гимн студентов «Гаудеамус».
Ведущий. Прозвучал старинный гимн студентов, школяров «Гаудеамус», что в переводе с латинского «будем радоваться». И это не случайно. Учёба – это действительно время радости: радости познания, радости встреч с новыми людьми, радости открытий и побед.
Под музыку исполняется фрагмент стихотворения Ю. Кима «19 октября».
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.
Появляются барышни.
1 барышня:
- Милочки, знаете ли вы, что в Сарском Селе открывается лицей. Я слыхала, папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.
2 барышня:
- Лицей? Откуда такое название?
1 барышня:
- Наверно, это новое модное слово.
3 барышня:
- Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трёх гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалёку от храма Апполона Ликейского в пригороде Афин – Ликее.
2 барышня:
- Какая ты умная!
Барышни уходят.
Звучит гимн « Боже царя храни…»
Ведущий. Господа, прошу встать. Их величество Император Александр I.
Выход императора Александра I.
Божиею поспешествующею милостию
Мы Александр Первый
Император и Самодержец Всероссийский
Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский … и прочая, и прочая, и прочая.
…Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище…
В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ…
Император уходит. Звучит музыка «Боже царя храни…»
Выход лицеистов и Куницына А.П.
Пушкин.
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Куницын. « ..из родительских объятий Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и Отечеству должны быть Вашими руководителями!»
Вызывают лицеистов. Каждый делает шаг вперёд.
Ведущий.
Горчаков Александр
Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению, с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей…
Дельвиг Антон
Насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.
Кюхельбекер Вильгельм
Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувств.
Пущин Александр
«…при счастливых способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твёрдых, нежели блистательных успехов».
Пушкин Александр
«… больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; имеет особую страсть к поэзии».
Лицеисты рассаживаются за парты. Берут бумагу, перья.
Инсценировки.
Учитель математики: Пушкин, пожалуйте к доске. (Диктует задачу.) Записали? Решайте.
(Пушкин думает, долго переминается с ноги на ногу, пишет какие-то формулы.)
- Что же вышло, чему равняется икс?
Пушкин: (улыбается). Нулю.
Учитель: Хорошо. У вас, Пушкин, в моём классе всё равняется нулю. Садитесь на место и пишите стихи.
Учитель литературы: Опишите в стихах восход солнца.
(Скрипят перья).
Кюхельбекер: Восход солнца. Блеснул на западе румяный царь природы.
(Хохот)
Учитель: И это всё?
Дельвиг:
Нет, не всё. И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать?
Горчаков: Это он у поэтессы Буниной строчку позаимствовал. Только там о закате солнца говорилось.
Перемена. Секретарь вывешивает ведомость текущей успеваемости. Лицеисты собираются около неё и зачитывают отметки.
Горчаков – рисование 0 – худо;
Пушкин – военные науки 0 – худо, русская поэзия 1 –отлично, энциклопедия права 3 – хорошо;
Дельвиг – немецкая риторика 2 – очень хорошо, физика 0 – худо.
Лицеисты:
Этот список – сущи бредни,
Кто здесь первый, кто – последний,
Все нули, все нули
Ай, люли.
Лицеисты убегают.
Появляются барышни.
1 барышня:
- Говорят, в лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические и…ой, а дальше я забыла.
2 барышня:
- Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъём, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения; летом – купание, зимой «окрылив ноги железом», катание на коньках.
3 барышня:
И преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах, как это ново!
1 барышня:
А вы не забыли, что сегодня у князя N бал. Пора прихорашиваться.
Ведущий: Лицейские наставники. Их правилом было не затмевать ум детей пространными изъяснениями.
Лицеисты представляют педагогов.
Василий Фёдорович Малиновский. Первый директор Императорского Царскосельского Лицея. «До самой последней минуты, он думал о чадах своих».
Яков Иванович Карцов. Преподаватель физико-математических наук, военного дела. Эрудированный, разносторонне одарённый. С удивительным тактом и терпением относился к воспитанникам.
Давид Иванович де Будри. Преподаватель французской словесности . «Он был очень строг и взыскателен, и как бы в отмщение за то, что в его классе нельзя было и думать о каком-нибудь стороннем занятии, мы дразнили его разными школьными проделками; но теперь каждый из нас, конечно, отдаёт полную справедливость благотворному влиянию, которое он имел на наше образование».
Александр Петрович Куницын. Преподаватель нравственных и политических наук. Куницын был, конечно, даровитее своих товарищей и в особенности говорил складнее, хотя без большого изящества; сверх того у него было живое воображение, и он обиловал рассказами, сравнениями.
Пушкин:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжжена.
Николай Фёдорович Кошанский. Преподаватель русской и латинской словесности. «Блистательные успехи многих учеников его на поприще литературы свидетельствуют о заслугах и дарованиях наставника».
Ведущий: Лицей жил особой для того времени жизнью. Здесь воспитанники уравнивались в своих правах, как «дети одного отца и семейства», никто из них не мог «презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было». Россия жила тогда по другим законам, и Лицей был своеобразной «теплицей», где воспитанникам стремились привить демократизм, внутреннее достоинство.
Инсценировки. Пущин и Пушкин.
- Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
- Ты полагаешь, Жанно!
- Не полагаю, уверен.
- Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я … У меня несносный характер.
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив…
Горчаков: Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться. Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас, да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было…
Пушкин:
Намедни слив объелся я,
Никита ж запер дверь оплошно.
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Кюхельбекер: Ах, кюхельбекерно! Стреляться! На двадцати шагах! Сегодня! Нет, сейчас!
Лицеисты: Да полно, что вы, что вы!
Кюхельбекер: Стреляться!
Расходятся в разные стороны, возвращаются с пистолетами. Встают спиной друг к другу, отсчитывают по тир шага, поворачиваются друг к другу лицом.
Несколько секунд не поднимают оружие, потом медленно начинают поднимать. Пушкин отбрасывает пистолет и кидается на шею Кюхле.
Пушкин: Прости, Кюхля, прости!
Обнявшись, уходят.
Ведущий: Пушкин долгие годы носил с собой восьмикилограммовую трость. Рука должна быть твёрдой – впереди не одна дуэль.
Секретарь зачитывает из «Чёрной книги»
«Малиновский, Пущин и Илличевский оставлены без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом».
«Корф, Гурьев, Данзас, Корнилов и Корсаков во время прогулки отстали от своих товарищей и идучи мимо дворца рассматривали пойманных бабочек и производили шум, не обращая внимания на увещевания дежурного гувернёра».
Ведущий:
22декабря 1814 года к газете «Санкт-Петербургские ведомости» было приложено объявление:
«Императорский Царскосельский Лицей имеет честь известить,
что 4 числа будущего Генваря месяца, от 10 часов утра до 3 пополудни, имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приёма, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».
Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!...
Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…
Выходят лицеисты. Звучит прощальная песнь воспитанников Лицея.
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к себе любовь.
Мы дали клятву: всё родимой,
Всё без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд.
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте сыны!
Ведущий: Питомцы Царскосельского Лицея. Кем они стали для государства Российского?
Выходят лицеисты в цилиндрах.
Александр Михайлович Горчаков
Сделал блестящую дипломатическую карьеру; министр иностранных дел; канцлер России; светлейший князь, вернувший России Чёрное море.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер
При выпуске из Лицея получил третью серебряную медаль, отличный аттестат. С чином титулярного советника был определён в Министерство иностранных дел. Участник восстания 14 декабря 1825 года. Осуждён к 20 годам каторги.
Иван Иванович Пущин
В чине прапорщика поступил в лейб-гвардию Конной артиллерии, позднее судья в уголовном департаменте Московского надворного суда. Активный участник событий на Сенатской площади, осуждён, по первому разряду на вечную каторгу.
Антон Антонович Дельвиг
С чином коллежского секретаря был определён в Департамент горных и соляных дел. Литератор, издатель, журналист, сумевший объединить вокруг себя лучшее литературные силы.
Александр Сергеевич Пушкин
В чине коллежского секретаря был зачислен в Коллегию иностранных дел. Русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Лицеисты берутся за руки.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Звучит музыка Ю. Ким «19 октября»
Ведущий: В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Литература:
- «Дней Александровских прекрасное начало: Пушкинский Лицей». – СПб., 1996
- Басин М. « Город поэта». – Л., 1975
- ж. «Музыка в школе» 1987 №3 стр.74
- ж. Хоровые произведения. Поёт мужской хор МИФИ. – М, 90 стр.5
- Ю. Ким «Летучий ковёр»