Шестиклассники в разделе «Духовная литература» изучают религиозные мотивы в стихотворениях русских поэтов.
Цель урока, посвящённого «Молитве Господней», – показать связь между Библией, духовной литературой и литературой светской. Попутно отрабатываются навыки анализа художественного текста и выразительного чтения.
Ход урока
1. На экране демонстрируется фрагмент фильма «Чудеса Иисуса Христа».
Затем дети отвечают на вопросы:
– Кто герой этого эпизода?
– По какой книге создан фильм?
– Как называют Библию в духовной литературе? (Книга книг)
2. Объявляется тема урока «Молитва господня» и формулируется цель:
– На уроке мы должны понять, что представляет собой молитва как жанр духовной литературы, выяснить, как влияет духовая литература на светскую.
– Как вы понимаете значение слова «молитва»?
В класс входит подготовленный ученик, исполняющий роль Книжонка, формулирует определение и диктует его для записи. (Молитва – канонический (объясняет слово) текст, произносимый при обращении к Богу, к святым).
– Подберите однокоренные слова к слову «молитва». (Молитвенник, молить, молиться, умолять)
– Кто обращается к Богу, святым с молитвой? (Верующие)
Обзор стенда с иконами.
– Есть ли в ваших семьях верующие?
– Можете ли вы прочитать те молитвы, с которыми они обращаются к Богу?
– Определите, с какой интонацией читаются молитвы.
3. Слово учителя.
– Библия оказала влияние не только на духовную литературу, но и на светскую. Многие русские писатели не только очень хорошо знали и любили «духовное чтение», но и в своих произведениях часто использовали сюжеты, имена, образы, символы, взятые из Библии, житий, молитв.
4. Работа с учебником. Сравнение молитвы «Отче наш» и стихотворения Пушкина «Господня молитва».
– Кто знает и может по памяти прочитать эту молитву?
– Удивительная по своей красоте и силе молитва, не так ли? А теперь послушаем переложение этой молитвы, принадлежащее перу Пушкина.
– Тоже очень светло и красиво.
– Есть ли разница между этими текстами и в чём она?
– Пушкину удалось сохранить всё каноническое религиозное содержание и в то же время показать своё личное доверие и любовь к Небесному Отцу. В этом и выражается авторское отношение.
– К какой литературе – духовной или светской - можно отнести молитву «Отче наш»? Стихотворение Пушкина?
5. Обращение к жизненному опыту детей.
– Какой религиозный праздник, который недавно прошёл, чтят как верующие, так и неверующие? (Рождество)
– Почему этот праздник любим всеми?
6. Послушаем стихотворения разных авторов, подготовленные вашими одноклассниками. Имена авторов запишите в тетрадь.
(Показать книгу)
– Это стихотворения поэтов XX века. Но использовать религиозные мотивы стали гораздо раньше.
7. Работа с учебником. Чтение по рядам.
– Понравились ли вам стихи, прозвучавшие сегодня? Чем?
– Каким качеством должны обладать поэты, чтобы написать такие строки?
– Глубоко верующие люди. И эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни. И эта взаимосвязь стала традицией в русской литературе.
– Послушаем ещё стихи русских поэтов. О чём эти стихи?
8. Домашнее задание.
Выучите 1 стихотворение наизусть. Лучше если вы найдёте его самостоятельно.
9. Подведение итогов урока.
– Увидели ли вы связь между духовной литературой и светской?
– Захотелось ли вам самостоятельно почитать стихи или прозу на сюжеты из Библии?