Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе по теме "Историческая эпоха Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина"

Разделы: История и обществознание, Литература


Задачи:

  • Охарактеризовать основной конфликт, выявить проблемы, решить их с помощью литературного анализа и исторической науки;
  • Повторить изученное о Борисе Годунове и его эпохе;
  • Установить отношения между героями драмы А.С.Пушкина "Борис Годунов";
  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  • Продолжить формирование умения делать выводы, развивать творческие способности учащихся;
  • Вызвать интерес к углублённому анализу произведения, к изучению литературы и истории в их взаимосвязи.

Оборудование: магнитофон, запись отрывка из оперы М.П.Мусоргского "Борис Годунов", запись драмы в исполнении Б. Бабочкина (фрагмент); мультимедийный проектор, слайд-презентация PowerPoint; историческая карта “Русское государство в начале XVII в”; стенд со словарными словами и материалами о драме; записи на доске, карточки с заданиями, тексты трагедии.

Эпиграфы:

1. История народа принадлежит поэту (Пушкин).

2.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

(Пимен. "Борис Годунов").

Предварительная словарная работа: КРЕДО, ПРЕТИТ, ШОК, ИРОД, АВАНТЮРИСТ, ЛИГИТИМНОСТЬ.

Вводная часть.

Чтобы вступление было ярким, запоминающимся, можно поручить одному из учеников прочитать наизусть стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." на фоне слайдов по произведениям А.С.Пушкина.

Слово учителя литературы: Поэтическое творчество Пушкина действительно стало нерукотворным памятником ему. Нерукотворным - значит, и нерушимым. Имя Пушкина живет в веках, память о нем хранит народ.

- В своем творчестве поэт охватил все стороны действительности; огромно разнообразие характеров и судеб, изображенных им. Давайте вспомним некоторые из них.

ВИКТОРИНА "УГАДАЙТЕ ПЕРСОНАЖ ПУШКИНА" (Приложение 1)

Эта викторина позволяет повторить уже изученные произведения писателя, но, если учитель считает, что повторение не обязательно, ее можно и не проводить.

- Это далеко не полный список пушкинских героев. Важно следующее:
в изображении их характеров Пушкин идет от романтизма к реализму и достигает подлинного историзма. (На предыдущих уроках уже шел разговор об этих направлениях в литературе).

- Характер человека у Пушкина зависит от социальной среды, от жизненных условий и, шире, от эпохи. Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен – поэт-историк.

Карамзин в своей "Истории государства Российского" провозгласил: "История народа принадлежит государю". Будущий декабрист Н.Муравьев возражал: "История принадлежит народу". Пушкин выдвигает свое кредо: "История народа принадлежит поэту". (Слайд)

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять, "куда влечет нас рок событий". Вся наша история проходит перед читателями Пушкина (Слайд):

- Русь древнейшая, старинная открывается нам в "Песне о вещем Олеге", в "Вадиме", в сказках;
- Русь крепостная - в "Русалке", в "Борисе Годунове", восстание Степана Разина - в песнях о нем;
- Великие деяния Петра - в "Медном всаднике", в "Полтаве", в "Арапе Петра Великого"; восстание Пугачева - в "Капитанской дочке";
- Убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, в последней главе "Евгения Онегина";
- Все время в центре его поэтических размышлений события европейской истории.

(Эти произведения могут быть названы и учениками, если им заранее дать задание составить список произведений Пушкина об исторических лицах, событиях).

- Заявил он о себе и как профессиональный историк, работая над "Историей Пугачева".

Объявление задач урока.

- Итак, Пушкин – поэт-историк, поэтому с позиций истории и литературы одновременно мы сегодня будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию "Борис Годунов". Урок будут вести учитель литературы и учитель истории. Мы рассмотрим главную проблему трагедии: власть и народ, точнее, трагедия власти и трагедия народа. Мы должны будем ответить на вопросы (на доске):

  1. В чем, по Пушкину, заключается трагедия власти и трагедия народа, каковы причины этой трагедии.
  2. Кто движет историю. (Каковы движущие силы истории).

Исторические справки.

  1. Эпоха Пушкина. Правление Александра I. Лекция учителя истории. (Приложение 2) (Заканчивается рассказом о последних годах правления Александра I).
  2. Эпоха Бориса Годунова.

Слово учителя литературы:

- Именно во время наивысшего подъема недовольства народа Александром I, когда волнение могло перерасти в бунт, кровопролитие, восстание (чуть позже так и случится), происходит резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны, в частности, к эпохе Бориса Годунова.

Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец Александрова царствования, описывая конец царствования Бориса Годунова. В трагедии Борис Годунов умирает; менее чем через месяц после окончания работы Пушкина над трагедией умирает Александр I.

- Перенесемся в Московское царство, памятное нам по произведению Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, – в Русь конца XVI – начала XVII века, во времена недолгого царствования Бориса Годунова. (Группа учеников работала над проектом “Деятельность Б. Годунова и ее оценка”. Представитель от группы выступает с выводами по результатам исследования).

Выступление учеников по истории.

Как Борис Годунов оказался на престоле? Во время выступления учеников на экран проецируется изображение Бориса Годунова (слайд). Что было сделано положительного, что - отрицательного?

Какие трудности испытывал Борис Годунов в своем правлении? Оценка деятельности Бориса Годунова с точки зрения исторической науки.

Работа с текстом трагедии.

Просмотр слайдов презентации:

- Cобытия короткого царствования Бориса Годунова составляют содержание трагедии, и драматизм судьбы человеческой невольно заслонен драматизмом народной судьбы;
- Nсточники трагедии Пушкина (чтение сопроводительного текста);
- Карамзин: "История народа принадлежит государю". Пушкин – "Поэту".

Обратимся к тексту трагедии. (Далее следует анализ произведения "вслед за автором").

- Откройте первую произведения. Оно начинается с диалога между боярами Шуйским и Воротынским: взойдет ли на царство Годунов. Что говорит Шуйский, чем же все кончится? (Ученики находят в тексте и читают отрывок "Чем кончится? Узнать не мудрено...").

Вывод: Борис у Пушкина, как Александр I (вспомним, что предшествовало его престолонаследию, – об этом рассказывал учитель истории), перед восшествием на престол лицедействует, ломает комедию, позволяет себя упрашивать принять царский венец, делает вид, что власть ему претит.

А Шуйский, хорошо зная двуличие Годунова, ворчит:

Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного...
..Однако принять венец смиренно согласится.

Шуйский уверен, что Годунов жаждет трона, что именно поэтому совершил он убийство царевича Дмитрия, пролил кровь законного наследника престола.

- Найдите в репликах Шуйского, как он характеризует Годунова. (Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач...)

Как пояснят эту характеристику историки? (Сообщения учениковпо истории) (Приложение 3)

Этим временем народ на Красной площади на коленях, с воем и плачем, взывает к Борису Годунову: Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!

- Может ли народ объяснить, почему он плачет? (Нет: "То ведают бояре, Не нам чета").

- Для русского православного человека царь был всегда земным Богом; заботой царя были жизнь и благосостояние православных. Народное отношение к царской власти выражают пословицы: "Никто против Бога да против царя", "Один бог, один государь", "Бог на небе, царь на земле". (Можно перед уроком дать индивидуальные задания: составить список пословиц, выражающих народное отношение к царской власти; опорные слова – бог, народ, царь).

- Это вовсе не значило, что царствующий свят, безгрешен и непогрешим. Но люди верили, что Бог дает такого царя, какого они заслуживают. Царь и народ – одно: "Народ – тело, царь – голова".

- Узнав, что Борис внял мольбам и уговорам и принял царствование, народ ликует:

Венец за ним! Он царь! Оон согласился!
Борис наш царь! Да здравствует Борис!

(Включается запись отрывка из оперы М.П.Мусоргского "Борис Годунов". На экране слайды – репродукции к произведению). Так композитор представлял ликование народа.

(На оформленном к уроку стенде помещен подготовленный одним из учеников реферат "Опера Модеста Петровича Мусоргского “Борис Годунов”").

- А с какими словами Борис принимает власть? Искренен ли он? ("... Я приемлю власть великую со страхом и смиреньем. Сколь тяжела обязанность моя!")
- Итак, мы выяснили, как Борис Годунов входил на престол; нашли аналогию в истории - престолонаследие Александра I.
- Прошло пять лет. 1603 год.

(Слайд – Пимен.) Пимен - едва ли не самое главное действующее лицо в трагедии. В событиях он не участвует, но видит, как "работает судьба", угадывает в событиях "волю божию". Его летопись не противоречит народному мнению.

Обратите внимание на слова Пимена, вынесенные на доску (См. эпиграф 2).

- Эти слова могут служить эпиграфом и для ваших сочинений на исторические темы, и не только по творчеству Пушкина.

Пимен, как и Пушкин, поэт-историк. Через Пимена звучит в трагедии голос самого Пушкина.

- Обратимся к сцене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре". Перед нами Пимен и юный инок Григорий. (Сжатый пересказ эпизода одним из учеников).
- Что за сон видит Григорий? Не пророческий ли он? (Ответ учеников).
- Григорий не доволен своей жизнью, считает свою судьбу несправедливой, думает, что достоин лучшей участи.
- Что говорит Пимен о царе Феодоре? Что говорит история?

(...Здесь можно сделать обобщение о стремлении царей перед смертью, перед тем, как они предстанут перед Богом, очиститься от грехов, отмолиться, принять монашеский сан. Это мы видим и в судьбе Ивана IV, и Александра I, и Бориса Годунова. Да и в судьбе Николая II, который в последнее время все-таки отошел от государственных дел, – тоже).

- Кого Пимен имеет в виду, говоря: О страшное невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли...?

- Действительно ли Борис цареубийца? Что говорят об этом историки? Как оценивают версию, изложенную Пушкиным? (Пояснение с позиции истории: группа учеников работала над проектом “Лжедмитрий I в истории России”). Представитель от группы выступает с выводами по результатам исследования (Приложение 4)

- Что мы узнаем в следующей картине о Григории Отрепьеве? (Он бежал, объявив о своем намерении "быть царем на Москве").
- Так начинается история самозванца Лжедмитрия I. Но и он не уйдет от мирского и божьего суда, как и Борис Годунов.
- Что скажут о явлении "самозванства" историки? Кто такой Григорий Отрепьев? (Приложение 5)
- А в трагедии Пушкина тем временем царь Борис подводит итог своего почти шестилетнего царствования. (Монолог "Достиг я высшей власти" может прозвучать в исполнении учителя, или подготовленного ученика, или же в записи в исполнении артиста Бориса Бабочкина. Перед чтением ученики получают карточки с заданиями) (Приложение 6)

После ответов учеников учитель может сделать дополнения: "Борис Годунов – истинно трагический характер. Следуя за Карамзиным, Пушкин показал его мучеником своего злодейства. Он не может забыть о смертном своем грехе, у него постоянно "мальчики кровавые в глазах". Это определяет не только внутреннее состояние и поведение Годунова, но и во многом движение всей трагедии.

- Кто, по-вашему, виноват в трагедии Бориса? Почему вы так считаете?

Далее ученики получают задание прослушать сообщение "Трагедия власти" и приготовиться сделать вывод: в чем же заключается трагедия власти, каковы причины этой трагедии? (Приложение 7)

- Итак, в чем заключаются причины трагедии власти? (В том, что ее не поддержал народ).

- Идем дальше по тексту. Боярин Шуйский узнает от князя Пушкина о Самозванце, появившемся в Кракове и назвавшемся сыном Ивана Грозного Димитрием. (Картина "Москва. Дом Шуйского"). Шуйский уверен, что если эта весть дойдет до народа, то быть грозе великой, так как недовольство Борисом велико: недоволен народ, недовольны бояре. Достаточно Самозванцу пообещать народу "старинный Юрьев день" – "так и пойдет потеха",

- Чем, по мнению Шуйского, опасен Самозванец? (Из-за одного только имени – Димитрий – народ поддержит самозванца).
- Обратимся к картине "Царские палаты". Как отреагировал Борис на весть о самозванце Димитрии? Что он предпринял? (...)

- Сделаем вывод. Это одна из самых напряженных, центральных сцен "Бориса Годунова". Борис встревожен тем, "что в Кракове явился самозванец и что король и паны за него". Он интересуется вовсе не тем, что интересовало бы современного "руководителя", – вовсе не численностью угрожающих ему сил, нет, его бесконечно волнует другое: узнал ли Шуйский убитого младенца, когда был послан с комиссией в Углич, и не было ль подмены. То есть самое главное для Бориса – КТО ЕМУ УГРОЖАЕТ? Если самозванец – с ним можно бороться НА РАВНЫХ. Но если чудом уцелевший наследник, то есть законный царь, - с ним Бог, и дело безнадежно.

- Итак, почему Борис боится Самозванца? (1 – имя, 2 – народ, 3 – сам грешен).
- А тем временем Самозванец в Кракове собирает войско. Он уверен, что затруднений не будет - народ поддержит его. Вот очень важная для понимания характера Самозванца сцена: свидание с Мариной Мнишек (Картина "Ночь. Сад. Фонтан").

- Как вы ответили на вопросы домашнего задания?

Вопросы для анализа сцены свидания Самозванца с Мариной:

  1. Как в сцене свидания с Мариной проявляется безрассудство Дмитрия?
  2. Какова Марина в сцене свидания с Дмитрием?
  3. Почему Дмитрий признается Марине в своем самозванстве?

- Сделаем вывод. Сцена свидания удивительна по своей правде, по глубокой психологичности. В ней не любовные признания главное, а столкновение характеров – сильных и незаурядных. По существу, на таком столкновении разнородных, подлинно шекспировских характеров строится и вся трагедия "Борис Годунов".

Марина в этой сцене холодна, рассудочна, вся внутренне "запланирована" и целеустремлённа. В отличие от Марины Дмитрий в своей любви безрассуден, как дитя, как поэт. Он безоглядно отдается своей страсти. Дмитрий признается Марине в самозванстве именно потому, что его чувство предельно, оно требует полной отдачи и полного торжества, оно не способно удовлетворяться победой, купленной ложью.

- Итак, Самозванец двинул свою рать на Русь, на Бориса Годунова. Как это было в истории?

Рассказ ученика о Лжедмитрии I и его походе с использованием карты.

После сообщений по истории делается вывод – "Дмитрий в трагедии Пушкина" (Приложение 8). Ученики получают задание записать основные черты характера Дмитрия.

Проверка: Какие черты характера Дмитрия записали?

- Проверим творческое домашнее задание: вы должны были на выбор написать "Дневник Самозванца", "Письмо Димитрия Марине Мнишек" (по картинам "Граница Литовская (1604 года, 16 октября)", "Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)", "Севск", "Лес") или изложение "Завещание Бориса Годунова сыну" (картина "Москва. Царские палаты"). (Зачитываются отдельные работы. Последний вариант - для слабых учеников).

- Итак, Самозванец приближается к Москве, и народ уже готов поддержать его. Устами Юродивого (демонстрируется слайд) народ выносит приговор Борису Годунову: "Нельзя молиться за царя Ирода..."

- Вспомните Библию: кто такой Ирод? (Убийца детей).

- Картина "Москва. Царские палаты". В результате схваток с Борисовым войском отряд Самозванца почти уничтожен, но численность его быстро восстанавливается, "он вновь собрал рассеянное войско". Борис Годунов знает, что народ поддерживает Лжедмитрия, что, только усмирив народ неусыпной строгостью, можно быть спокойным на троне: что "милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо;
Грабь и казни – тебе не будет хуже".

Басманов, поставленный Борисом воеводой не за принадлежность к знатному роду, а за ум, желает Годунову

... с Отрепьевым проклятым
Управиться, и много, много он
Еще добра России сотворит.

Внезапно с Годуновым случается удар. В предсмертном монологе он завещает сыну Феодору престол и дает ему наставления. Что именно завещает Годунов сыну? (Творческие работы – изложения.)

- Итак, сделаем вывод: каким Борис Годунов выглядит у Пушкина?

- Это хитрый деспот, на совести которого убийство царевича; это человек, полный предрассудков, окруживший себя колдунами и гадателями; но это и нежный отец, трогательно преклоняющийся перед наукой, которая неведома ему самому и которую постигает его сын; это мудрый правитель государства. При всей своей противоречивости Годунов Пушкина всегда и во всем остается героем высокого плана и при этом всегда и во всем сохраняет верность себе и правде обстоятельств. Это и делает его таким значительным и таким достоверным. В Годунове, в крайностях и сложностях его характера, крупными чертами выступает та историческая эпоха, в которую он жил. Таков Годунов у Пушкина.

- А Самозванец уже в Москве. Народ волнуется, народ с нетерпением ожидает восстановления справедливости: возвращения престола Димитрию. Сомневается воевода Басманов, присягнувший на верность Годунову, а затем его сыну. Князь Пушкин убеждает его, что Димитрий силен:

Не войском; нет, не польскою помогой,
А мнением, да! Мнением народным!

- Народное мнение, а не цари и самозванцы творят суд истории – вот великая мысль Пушкина в "Борисе Годунове".
- И Басманов переходит на сторону бунтовщиков.
- Последние сцены трагедии особенно драматичны. Народ принимает Дмитрия. Князь Пушкин, далекий предок поэта, окончательно убеждает толпу в том, что царевич принесет благо:

Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад – все испытали вы.
Димитрий же вас жаловать намерен.
А народ в ответ:
Да здравствует Димитрий, наш отец!
И – мужик на амвоне:
Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!

А в это время приверженцы Самозванца пробираются в царские палаты, где в ужасе прячутся "Борисовы щенки" - Ксения и Феодор - и их мать Мария. Слышится женский плач, визг, предсмертные крики.

- Откройте последнюю страницу трагедии. Перед народом появляется один из убийц – Мосальский – и провозглашает: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы".

Обращаем внимание на ремарку:

Народ в ужасе молчит.

"- Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует."

Так лаконично и многозначительно заканчивает Пушкин трагедию. Народ в ужасе молчит. "Народ безмолвствует" – вот приговор Димитрию Самозванцу и всему его отчаянному предприятию. Мнение народное произнесло свой приговор над Борисом Годуновым, убийцей царевича Димитрия, произнесло устами юродивого: "Нельзя молиться за царя Ирода!". Но и тот, который воспользовался именем Димитрия и стал орудием суда истории, запятнал себя детской кровью.

Чем же прогневал бога народ, в чем согрешил? – "владыкою себе цареубийцу" вновь он нарек (эпиграф на доске).

Приготовьтесь сделать вывод: в чем трагедия народа? (Приложение 9)

Если позволяет время, ученики, работавшие над проектом, рассказывают об исторической судьбе Лжедмитрия, о возможностях развития страны при Лжедмитрии. (Приложение 10)

Выводы по уроку.

- Итак, мы проанализировали трагедию Пушкина. Вы многое узнали о Борисе Годунове пушкинском и историческом. Мы нашли исторические аналогии в судьбе Александра I. И теперь, наверное, вы можете ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока:

В чем заключается трагедия власти и трагедия народа, каковы причины этой трагедии? (Опрос проводит учитель литературы).

Кто движет историю? (Ответы оценивает учитель истории).

- В заключение хочется еще сказать, что примерно через месяц после окончания Пушкиным работы над трагедией "Борис Годунов", 14 декабря 1825 года, произойдет восстание декабристов. И хотя Пушкин, живя в Михайловском, душой все еще со своими товарищами, и сердце его на стороне мятежа (а мятеж, он знает, - это кровь, насилие, гибель многих и многих), но разумом он сознает, что бунт - не лучший путь: именно монархия путем реформ постепенно должна увеличивать благосостояние народа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. История Отечества. Очерки истории России IX - начала XX веков. – М., 1991. - С.365.
  2. Сахаров, А. Александр I: Между прошлым и будущим / А. Сахаров // Сельская новь. - 1994. - № 11. – С. 12.
  3. Волков, Г. Мир Пушкина / Г. Волков. - М., 1989. – 244 с.
  4. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов / Ю.М Лотман. - М., 1988. 145 с.
  5. Маймин, А. Пушкин. Жизнь. Творчество / А. Маймин. – М., 1986. – 124 с.
  6. Бабаев, Э.Т. Творчество Пушкина / Э.Т. Бабаев. – М., 1978. – 96 с.
  7. Третьякова, Л.С. Русская музыка XIX века / Л.С. Третьякова. – М., 1988. – 204 с.
  8. Гордеева, Е.М. Могучая кучка / Е.М. Гордеева. – М., 1981. – 56 с.
Презентацию можно получить у автора статьи.