Цели:
- закрепить знание литературоведческих терминов;
- повысить интерес к истории своей страны;
- развивать навык выразительного чтения.
Задачи:
- выявить основные особенности поэмы в композиции, ритмике, лексике;
- выяснить, как А.Блок воспринимал Октябрьскую революцию;
- найти черты символизма в поэме;
- продолжить работу по формированию умения анализировать поэтический текст.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг. момент |
Постановка целей и задач урока перед учащимися |
|
2. Повторение. |
- Дайте определение записанным на доске терминам (в ходе ответов определения записываются на доске). |
|
Словарная работа |
Композиция – Лексика – Ритм – Интонация – |
Дают определения терминам |
3. Анализ поэмы |
Поэма А.Блока вызвала много споров, причём неоднозначных. Кто-то пророчил ей бессмертие, кто-то отказывался совсем её воспринимать. Но прошло время, а мы снова и снова обращаемся к произведению Блока, написанному в 1918 году. Почему? Попробуем выяснить это, ответив на вопрос |
|
4. Постановка вопроса к уроку |
- В чём главное достоинство поэмы? - Как А.А. Блок воспринял Октябрьскую революцию? Объясните его позицию. |
|
5. Слово учителя |
Поэма «Двенадцать» - первое произведение об Октябрьской революции. - А почему «Двенадцать»? Название объясняется содержанием поэмы: 12 глав, 12 красногвардейцев, которые составляют пикет по охране порядка в революционном Петрограде. Это реальная канва поэмы, но есть в ней и символичная основа, связанная с библейским учением, утверждающим, что учениками Иисуса Христа были 12 апостолов. - Кто знает, как перекликаются 12 красногвардейцев А. Блока с этой библейской легендой? - Почему число «12» в библейской мифологии – счастливое, а 13 – «чёртова дюжина»? У Христа было 13 учеников, и только 12 стали апостолами, т.к. один из них, любимый ученик, которого звали Иудой, за 30 сребренников предал своего учителя. Имя Иуды стало нарицательным. - Кого в поэме можно назвать Иудой? Почему? Есть ещё одна деталь, связанная с цифрой «12». Художник Ю.Анненков, иллюстрировавший поэму, нарисовал на обложке книги за спинами красногвардейцев и разноликой толпы часть здания с названием улицы «Рыбацкая, 12». Блок видел рисунок и одобрил его. |
Индивидуальное задание. Рассказ об Иуде (используем картину Леонардо да Винчи) |
6. Работа над композицией поэмы |
Поэма содержит 12 глав, которые связаны между собой образами этих красногвардейцев и темой революции. - О чём идёт речь в каждой главе? Как располагаются главы по отношению к темам? (Выписываем на доске результаты работы, например: 1 и 12 главы - всемирная картина революции 2 и 11 главы - шагающий наряд красногвардейцев 3 и 10…) - Как называется такая композиция? - Чем поступь красногвардейцев во 2 главе отличается от их поступи в 11? |
Самостоятель-ная работа в течение 5-7 мин. |
|
Ещё одна особенность композиции поэмы – использование контрастов. Контрастность образов составляет композиционную основу поэмы, которая представляет собой мозаичную панораму из образов, встречающихся на пути красногвардейцев. Они движутся по улице, и тут же стоят другие действующие лица поэмы. А над всем этим порхает снег. - Как поэт создаёт образ Революции? (зачитываются первые строчки главы №1) - В какой главе даётся такая же картина? Ветер это стихия природы. И Блок понимал Октябрьскую революцию как стихийное начало. Этот символ восходит ещё к славянскому фольклору. Есть славянская пословица: «Если бы не было ветра, то пауки затянули бы паутиной не только землю, но и небо». Ветер борется с тёмными силами. Добрая стихийная сила – ветер - поэтизируется и в других главах. - Найдите эти места в поэме. Создавая первое произведение о революции, поэт показывает и её размах. - Какую задачу мог поставить перед собой Блок? Определите идейную задачу поэмы. (Прославление революции и сатирическое изображение старого мира, рождение нового человека в вихре революции) |
Индивидуаль-ное задание (даётся в начале урока). -Найдите контрасты в поэме. |
7. Работа над лексическим составом поэмы |
Октябрьскую революцию Блок принял без колебаний. Он поверил, что советская власть несёт искупление, и внутренне был готов к этому. Ещё в прологе к неоконченной поэме «Возмездие», полной революционных предчувствий, он со всей определённостью выразил своё кредо:
Поэма, написанная в 1918 году, резко не походила ни на что им созданное и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те, и другие считали, что он с ними. |
|
|
- Почему? «Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры, вульгарное», - писал И.А. Бунин, мгновенно закипавший гневом при одном упоминании «Двенадцати». Многие петроградские писатели отвернулись от А.Блока. З.Гиппиус послала поэту свой сборник «Последние стихи» с вложенным посвящением: Я не прошу. Душа твоя невинна. Я не прощу ей - никогда. Это был вызов и объявление о разрыве. Поэт в неотправленном письме Гиппиус объяснил разницу между ними: «…нас разделил не только 1917 год, но даже 1905, когда я ещё мало видел и мало сознавал в жизни. Мы встречались лучше всего во времена самой глухой революции, когда дремало главное и просыпалось второстепенное. Во мне не изменилось ничего (это моя трагедия, как и ваша), но только рядом с второстепенным проснулось главное. В наших отношениях всегда было замалчивание чего-то; узел этого замалчивания завязывался всё туже и туже, но это было естественно и трудно, как всё кругом было трудно, потому что узлы были затянуты туго – оставалось только рубить. Октябрь разрубил их». Понимание революции как стихийного явления сказалось и на трактовке образов красногвардейцев. - В каких главах они появляются? - Найдите их общий портрет. Кого выделяет из общей массы автор? Почему? - Кто противостоит красногвардейцам? |
Объясняют значение слова «лубочное» |
|
Мы видим образы старого мира: не понимающая происходящего старуха, «буржуй на перекрёстке», а рядом с ним писатель-вития, «товарищ поп». Всех их объединяет «злоба, грустная злоба». Дана сатира на старый мир. - Так кто же является главным отрицательным образом поэмы? Какое сравнение использует поэт, давая ему характеристику? Старый мир представлен широко, неоднородна и масса красногвардейцев. Отсюда в поэме множество голосов, реплик, выкриков, обращений, призывов, отрывочных диалогов, звукоподражаний. - Чьи голоса звучат в поэме? Используйте текст. |
Индивид задание. -Найдите контрасты в изображении старого мира. -Какие образы-символы увидели в поэме? Самостоятель-ная работа с текстом |
8. Ритмика поэмы |
Эта разнообразная картина образов потребовала многообразия ритмического строя – полифонии, стихотворных размеров. Ритмика у Блока – важнейшее средство воссоздания революционной стихии. Начинается поэма размером, близким к народному типу стиха с включением разговорно-повествовательной манеры - Найдите.
Здесь нет обычного ритма классического стиха. |
|
|
Приведите ещё примеры. Для передачи разговорно-повествовательной речи всегда подходит вольный стих. Есть здесь и разговорно-повествовательная манера, включающая иронию и сарказм. - Приведите примеры. Кроме вольного стиха, автор использовал и другие ритмы. Попробуем определить какие. Задание учащимся: 1 группа определяет ритм 1-4 глав и аргументирует свой выбор 2группа - 5-8 глав 3группа – 9-12 глав 4 группа работает над особенностью рифмовки (сочетание слов высокого и низкого стилей) 5 группа находит просторечья, использованные в поэме. - Кто из поэтов 19 века тоже широко использовал в своих стихах разговорную лексику? |
Групповая работа (5-7 минут) Выступления учащихся |
|
Интересна концовка поэма, связанная с появлением образа Христа. Недоумение вызвали заключительные строки поэмы – строки о Христе. Как? Откуда? Почему появился этот образ? А теперь вернёмся к началу урока. Перед нами стоял вопрос: в чём главное достоинство поэмы? Как каждый из вас для себя ответил на этот вопрос? |
Индивид. Задание. Трактовка образа Христа в поэме А.Блока |
9. Заключение |
Блок оказал огромное влияние на поэтов музыкой стиха, выражением тончайших переливов чувств, настроений. Его поэзия близка очень многим людям. Нам дорог Блок, настойчиво искавший дорогу в жизни, в «страшном мире». И как бы итогом его жизненных исканий стало его стихотворение «О, весна без конца и без края…» |
Индивид. Задание. Выразительное чтение стих. «О, весна без конца и без края…» |
10. Домашнее задание |
1. Составить «партитуру» выразительного чтения главы (на выбор) поэмы А.Блока. 2. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы. |
|