Поэма А.А. Блока "Двенадцать". Композиция, ритмика, своеобразие лексики

Разделы: Литература


Цели:

  • закрепить знание литературоведческих терминов;
  • повысить интерес к истории своей страны;
  • развивать навык выразительного чтения.

Задачи:

  • выявить основные особенности поэмы в композиции, ритмике, лексике;
  • выяснить, как А.Блок воспринимал Октябрьскую революцию;
  • найти черты символизма в поэме;
  • продолжить работу по формированию умения анализировать поэтический текст.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Постановка целей и задач урока перед учащимися

 

2. Повторение.

- Дайте определение записанным на доске терминам (в ходе ответов определения записываются на доске).

 

Словарная работа

Композиция –

Лексика –

Ритм –

Интонация –

Дают определения терминам

3. Анализ поэмы

Поэма А.Блока вызвала много споров, причём неоднозначных. Кто-то пророчил ей бессмертие, кто-то отказывался совсем её воспринимать. Но прошло время, а мы снова и снова обращаемся к произведению Блока, написанному в 1918 году. Почему? Попробуем выяснить это, ответив на вопрос

 

4. Постановка вопроса к уроку

- В чём главное достоинство поэмы?

- Как А.А. Блок воспринял Октябрьскую революцию? Объясните его позицию.

 

5. Слово учителя

Поэма «Двенадцать» - первое произведение об Октябрьской революции.

 - А почему «Двенадцать»?

Название объясняется содержанием поэмы: 12 глав, 12 красногвардейцев, которые составляют пикет по охране порядка в революционном Петрограде. Это реальная канва поэмы, но есть в ней и символичная основа, связанная с библейским учением, утверждающим, что учениками Иисуса Христа были  12 апостолов.

- Кто знает, как перекликаются 12 красногвардейцев А. Блока с этой библейской легендой?

- Почему число «12» в библейской мифологии – счастливое, а 13 – «чёртова дюжина»?

У Христа было 13 учеников, и только 12 стали апостолами, т.к. один из них, любимый ученик, которого звали Иудой, за 30 сребренников предал своего учителя.  Имя Иуды стало нарицательным.

- Кого в поэме можно назвать Иудой? Почему?

Есть ещё одна деталь, связанная с цифрой «12». Художник Ю.Анненков, иллюстрировавший поэму, нарисовал на обложке книги за спинами красногвардейцев и разноликой толпы часть здания с названием улицы «Рыбацкая, 12». Блок видел рисунок и одобрил его.

Индивидуальное задание. Рассказ об Иуде (используем картину Леонардо да Винчи)

6. Работа над композицией поэмы

Поэма содержит 12 глав, которые связаны между собой образами этих красногвардейцев и темой революции.

- О чём идёт речь в каждой главе? Как располагаются главы по отношению к темам?

(Выписываем на доске результаты работы, например:

1 и 12 главы  -  всемирная картина революции

2 и 11 главы  - шагающий наряд красногвардейцев

3 и 10…)

- Как называется такая композиция?

- Чем поступь красногвардейцев во 2 главе отличается от их поступи в 11?

Самостоятель-ная работа в течение 5-7 мин.

 

Ещё одна особенность композиции поэмы – использование контрастов. Контрастность образов составляет композиционную основу поэмы, которая представляет собой мозаичную панораму из образов, встречающихся на пути красногвардейцев. Они движутся по улице, и тут же стоят другие действующие лица поэмы.  А над всем этим порхает снег.

- Как поэт создаёт образ Революции?  (зачитываются первые строчки главы №1)

- В какой главе даётся такая же картина?

Ветер это стихия природы. И Блок понимал  Октябрьскую революцию как стихийное начало. Этот символ восходит ещё к славянскому фольклору. Есть славянская пословица: «Если бы не было ветра, то пауки затянули бы паутиной не только землю, но и небо».

Ветер борется с тёмными силами. Добрая стихийная сила – ветер - поэтизируется и в других главах.

- Найдите эти места в поэме.

Создавая первое произведение о революции, поэт показывает и её размах.

- Какую задачу мог поставить перед собой Блок? Определите идейную задачу поэмы.

(Прославление революции и сатирическое изображение старого мира, рождение нового человека в вихре революции)

Индивидуаль-ное задание

(даётся в начале урока).

-Найдите контрасты в поэме.

7. Работа над лексическим составом поэмы

Октябрьскую революцию Блок принял без колебаний. Он поверил, что советская власть несёт искупление, и внутренне был готов к этому. Ещё в прологе к неоконченной поэме «Возмездие», полной революционных предчувствий, он со всей определённостью выразил своё кредо:

Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твёрдо  веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты-
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Поэма, написанная в 1918 году, резко не походила ни на что им созданное  и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те, и другие считали, что он с ними.

 

 

- Почему?

«Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры, вульгарное», - писал И.А. Бунин, мгновенно закипавший гневом при одном упоминании «Двенадцати».

Многие петроградские писатели отвернулись от А.Блока. З.Гиппиус послала поэту свой сборник «Последние стихи» с вложенным посвящением:

Я не прошу. Душа твоя невинна.

Я не прощу ей - никогда.

Это был вызов и объявление о разрыве. Поэт в неотправленном письме Гиппиус объяснил разницу между ними: «…нас разделил не только 1917 год, но даже 1905, когда я ещё мало видел и мало сознавал в жизни. Мы встречались лучше всего во времена самой глухой революции, когда дремало главное и просыпалось второстепенное. Во мне не изменилось ничего (это моя трагедия, как и ваша), но только рядом с второстепенным проснулось главное.

В наших отношениях всегда было замалчивание чего-то; узел этого замалчивания завязывался всё туже и туже, но это было естественно и трудно, как всё кругом было трудно, потому что узлы были затянуты туго – оставалось только  рубить. Октябрь разрубил их».

Понимание революции как стихийного явления сказалось и на трактовке образов красногвардейцев.

- В каких главах они появляются?

- Найдите их общий портрет. Кого выделяет из общей массы автор? Почему?

- Кто противостоит красногвардейцам?

Объясняют значение слова «лубочное»

 

Мы видим образы старого мира: не понимающая происходящего старуха, «буржуй на перекрёстке», а рядом с ним писатель-вития, «товарищ поп». Всех их объединяет «злоба, грустная злоба». Дана сатира на старый мир.

- Так кто же является главным отрицательным образом поэмы? Какое сравнение использует поэт, давая ему характеристику?

Старый мир представлен широко, неоднородна и масса красногвардейцев. Отсюда в поэме множество голосов, реплик, выкриков, обращений, призывов, отрывочных диалогов, звукоподражаний.

- Чьи голоса звучат в поэме?  Используйте текст.

Индивид задание.

-Найдите контрасты в изображении старого мира.

-Какие образы-символы увидели в поэме?

Самостоятель-ная работа с текстом

8. Ритмика поэмы

Эта разнообразная картина образов потребовала многообразия ритмического строя – полифонии, стихотворных размеров.

Ритмика у Блока – важнейшее средство воссоздания революционной стихии. Начинается поэма размером, близким к народному типу стиха с включением разговорно-повествовательной манеры

- Найдите.

Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит, ах, бедняжка!

Здесь нет обычного ритма классического стиха.

 

 

Приведите ещё примеры.

Для передачи разговорно-повествовательной речи всегда подходит вольный стих. Есть здесь и разговорно-повествовательная манера, включающая иронию и сарказм.

- Приведите примеры.

Кроме вольного стиха, автор использовал и другие ритмы. Попробуем определить какие.

Задание учащимся:

1 группа определяет ритм 1-4 глав и аргументирует свой выбор

2группа -  5-8 глав

3группа – 9-12 глав

4 группа работает над особенностью  рифмовки (сочетание слов высокого и низкого стилей)

5 группа находит просторечья, использованные в поэме.

- Кто из поэтов 19 века тоже широко использовал в своих стихах разговорную лексику?

Групповая работа (5-7 минут)

Выступления учащихся

 

Интересна концовка поэма, связанная с появлением образа Христа. Недоумение вызвали заключительные строки поэмы – строки  о Христе. Как? Откуда? Почему появился этот образ?

А теперь вернёмся к началу урока. Перед нами стоял вопрос: в чём главное достоинство поэмы? Как каждый из вас для себя ответил на этот вопрос?

Индивид. Задание. Трактовка образа Христа в поэме А.Блока

9. Заключение

Блок оказал огромное влияние на поэтов музыкой стиха, выражением тончайших переливов чувств, настроений. Его поэзия близка очень многим людям. Нам дорог Блок, настойчиво искавший дорогу в жизни, в «страшном мире». И как бы итогом его жизненных исканий стало его стихотворение «О, весна без конца и без края…»

Индивид. Задание. Выразительное чтение стих. «О, весна без конца и без края…»

10. Домашнее задание

1. Составить «партитуру»  выразительного чтения главы (на выбор) поэмы А.Блока.

2. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.