Даны задания на:
- развитие ассоциативного мышления;
- беседа-диспут;
- речевая деятельность;
- выполнение групповой, индивидуальной исследовательской работы;
- самостоятельное формирование вывода по проблематике жизнедеятельности человека через восприятие рассказов Толстого Л.Н;
- обсуждение центральной проблемы – проблемы гуманного отношения к страдающим людям, попавшим в беду, представление о гуманном отношении к человеку, обсуждение проблемы последствий неосторожности и их предостережении;
- продолжить развитие навыков сравнения тематически близких текстов, а также навыков анализа системы персонажей;
На уроке руководствовались принципом гуманности и беспристрастности. Каждый человек должен оказать всем без исключения помощь.
Перед вами 2 листочка. На обоих значимые, ключевые слова “Надо знать”, “Должны уметь и знать”.
Надо уметь.
- Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
Надо знать.
- Об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
- Надо действовать. Грамотно.
Надо желать.
- Совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.
Должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно;
- выделять главную мысль предложения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения;
Должны знать.
- наизусть несколько стихотворений
- и два прозаических произведения.
Основные правила поведения при переезде:
- внимательным надо быть на всём протяжении железнодорожного полотна и особенно при его переходе.
- переходя пути, всегда посмотрите, нет ли идущего поезда пусть вам не кажется, что он ещё далеко;
- не гуляйте по путям – поезда не подчиняются правилам правостороннего движения, к которым вы привыкли, и могут появиться из-за спины;
Основные правила поведения на воде.
- купаться только в разрешённых, хорошо известных местах.
- нельзя играть, перегонять друг друга в воде, находясь далеко от берега;
- нельзя прыгать в воду в незнакомых местах,
- проводить игры в воде, связанные с захватами;
Правила поведения при пожаре:
- не паниковать;
- вызвать пожарных спасателей по телефону….01.
- закрыть все окна и двери;
- найти и вывести маленьких детей,
Входят мальчик и девочка. Они одеты в простую крестьянскую одежду.
Девочка держит в руках интересную книгу, которая сейчас пользуется большой популярностью “Основы безопасности жизнедеятельности”.
Её основная цель – обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию.
Учитель:- Л.Н.Толстой в рассказах предостерегал, помогал, учил как себя вести в экстренных ситуациях, конечно же он это делал с художественной точки зрения, описывая ситуацию, он не даёт как надо вести себя, а описывая художественно эпизод, он просто вызывает сочувствие к героям и нашу читательскую точку зрения на эпизод.
Учитель:- В рассказах разные описываются ситуации и эпизоды, где мы с замиранием сердца следим за героями.
Учитель: – Скажите, пожалуйста, на каком из этих листочков эти значимые слова относятся к жизнедеятельности человека, к его безопасности, к предостережению от несчастья?
Учитель: – Скажите, а какие относятся к учебной деятельности?
Учитель: – А что их объединяет?
Дети: - То, что то и другое должен выполнять человек. И подойти к этому серьёзно и ответственно.
Учитель: – Если мы будем выполнять требования, которые определены в учебнике чтения, т.е. бегло читать, хорошо мыслить и рассуждать, то мы сможем быстро и правильно сориентироваться в трудной ситуации и правильно её разрешить.
Учитель: - Какой вы читали рассказ, где Л.Н. Толстой рассказывает о чрезвычайной ситуации при пожаре?
Дети:- “Пожарные собаки”
Учитель:- В каком городе происходит действие?
Дети:- Лондон.
Учитель:- Какая это страна?
Дети:- Англия.
Учитель:- Кто принимал участие в спасении людей?
Дети:- Собаки.
Учитель:- Какой эпизод в рассказе говорит о хорошей службе собак?
Дети:- Собака вынесла из пожара куклу.
Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?
Дети:- Сочувствие, сострадание, боль.
Учитель:- А чтобы этого не произошло, какие правила безопасности нужно предпринять?
Учитель:- Читаем памятку о правилах предосторожности при пожаре.
2 табличка – переход через железнодорожный переезд.
Учитель:- Какой рассказ соответствует данной табличке?
Дети:- “Девочка и грибы”.
Учитель:- Почему не послушала своей старшей сестры младшая сестра?
Дети:- Она не слышала гула машины.
Учитель:- Как она вела себя при переходе железнодорожного полотна?
Учитель:- На столах у вас памятки, где написаны правила поведения при переходе через железнодорожный переезд.
Прочитаем его.
Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?
Дети:- Переживание, боль.
Учитель:- Нужно быть предельно внимательным при переходе и соблюдать правила безопасности.
3 табличка – основные правила поведения на воде
Учитель:- какой рассказ соответствует данной табличке?
Дети:- “Акула”
Учитель:- Где путешествовал корабль? Какая была погода?
Какую команду дал капитан? Почему матросы на воду спустили парус и устроили там купальню?
Всем было хорошо, а кому в этом паруснике было тесно?
Как они вышли из положения?
Дети:- Они вздумали плавать на перегонки в открытом море.
Учитель:- Правильно сделали мальчики или вы их не поддерживаете? Почему?
Учитель:- К чему привело их непослушание?
Учитель:- Кто отреагировал быстро на опасную ситуацию?
Дети:- Отец одного из мальчиков. Какое он предпринял действие?
Учитель:- Как себя вели мальчики? Была ли у них паника?
Сделать пересказ.
Учитель:- Какое чувство вызывает этот рассказ?
Дети:- Переживание, боль.
Учитель:- Это художественные произведения и исход событий зависит от автора, а мы можем только домыслить и высказать своё предположение, дать оценку данным поступкам героев.
Учитель:- Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. И здесь возникает вопрос: зная об опасностях, зная как применить правила безопасности, мы, к сожалению, часто ведём себя неразумно.
Девочка с книгой: Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и желать их избежать.