Урок-диспут "Взаимосвязь между рассказами Л.Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Даны задания на:

  • развитие ассоциативного мышления;
  • беседа-диспут;
  • речевая деятельность;
  • выполнение групповой, индивидуальной исследовательской работы;
  • самостоятельное формирование вывода по проблематике жизнедеятельности человека через восприятие рассказов Толстого Л.Н;
  • обсуждение центральной проблемы – проблемы гуманного отношения к страдающим людям, попавшим в беду, представление о гуманном отношении к человеку, обсуждение проблемы последствий неосторожности и их предостережении;
  • продолжить развитие навыков сравнения тематически близких текстов, а также навыков анализа системы персонажей;

На уроке руководствовались принципом гуманности и беспристрастности. Каждый человек должен оказать всем без исключения помощь.

Перед вами 2 листочка. На обоих значимые, ключевые слова “Надо знать”, “Должны уметь и знать”.

Надо уметь.

  • Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

Надо знать.

  • Об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
  • Надо действовать. Грамотно.

Надо желать.

  • Совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.

Должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно;
  • выделять главную мысль предложения;
  • давать характеристику главным героям;
  • высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
  • пересказывать содержание произведения;

Должны знать.

  • наизусть несколько стихотворений
  • и два прозаических произведения.

Основные правила поведения при переезде:

  • внимательным надо быть на всём протяжении железнодорожного полотна и особенно при его переходе.
  • переходя пути, всегда посмотрите, нет ли идущего поезда пусть вам не кажется, что он ещё далеко;
  • не гуляйте по путям – поезда не подчиняются правилам правостороннего движения, к которым вы привыкли, и могут появиться из-за спины;

Основные правила поведения на воде.

  • купаться только в разрешённых, хорошо известных местах.
  • нельзя играть, перегонять друг друга в воде, находясь далеко от берега;
  • нельзя прыгать в воду в незнакомых местах,
  • проводить игры в воде, связанные с захватами;

Правила поведения при пожаре:

  • не паниковать;
  • вызвать пожарных спасателей по телефону….01.
  • закрыть все окна и двери;
  • найти и вывести маленьких детей,

Входят мальчик и девочка. Они одеты в простую крестьянскую одежду.

Девочка держит в руках интересную книгу, которая сейчас пользуется большой популярностью “Основы безопасности жизнедеятельности”.

Её основная цель – обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию.

Учитель:- Л.Н.Толстой в рассказах предостерегал, помогал, учил как себя вести в экстренных ситуациях, конечно же он это делал с художественной точки зрения, описывая ситуацию, он не даёт как надо вести себя, а описывая художественно эпизод, он просто вызывает сочувствие к героям и нашу читательскую точку зрения на эпизод.

Учитель:- В рассказах разные описываются ситуации и эпизоды, где мы с замиранием сердца следим за героями.

Учитель: – Скажите, пожалуйста, на каком из этих листочков эти значимые слова относятся к жизнедеятельности человека, к его безопасности, к предостережению от несчастья?

Учитель: – Скажите, а какие относятся к учебной деятельности?

Учитель: – А что их объединяет?

Дети: - То, что то и другое должен выполнять человек. И подойти к этому серьёзно и ответственно.

Учитель: – Если мы будем выполнять требования, которые определены в учебнике чтения, т.е. бегло читать, хорошо мыслить и рассуждать, то мы сможем быстро и правильно сориентироваться в трудной ситуации и правильно её разрешить.

Учитель: - Какой вы читали рассказ, где Л.Н. Толстой рассказывает о чрезвычайной ситуации при пожаре?

Дети:- “Пожарные собаки”

Учитель:- В каком городе происходит действие?

Дети:- Лондон.

Учитель:- Какая это страна?

Дети:- Англия.

Учитель:- Кто принимал участие в спасении людей?

Дети:- Собаки.

Учитель:- Какой эпизод в рассказе говорит о хорошей службе собак?

Дети:- Собака вынесла из пожара куклу.

Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?

Дети:- Сочувствие, сострадание, боль.

Учитель:- А чтобы этого не произошло, какие правила безопасности нужно предпринять?

Учитель:- Читаем памятку о правилах предосторожности при пожаре.

2 табличка – переход через железнодорожный переезд.

Учитель:- Какой рассказ соответствует данной табличке?

Дети:- “Девочка и грибы”.

Учитель:- Почему не послушала своей старшей сестры младшая сестра?

Дети:- Она не слышала гула машины.

Учитель:- Как она вела себя при переходе железнодорожного полотна?

Учитель:- На столах у вас памятки, где написаны правила поведения при переходе через железнодорожный переезд.

Прочитаем его.

Учитель:- Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?

Дети:- Переживание, боль.

Учитель:- Нужно быть предельно внимательным при переходе и соблюдать правила безопасности.

3 табличка – основные правила поведения на воде

Учитель:- какой рассказ соответствует данной табличке?

Дети:- “Акула”

Учитель:- Где путешествовал корабль? Какая была погода?

Какую команду дал капитан? Почему матросы на воду спустили парус и устроили там купальню?

Всем было хорошо, а кому в этом паруснике было тесно?

Как они вышли из положения?

Дети:- Они вздумали плавать на перегонки в открытом море.

Учитель:- Правильно сделали мальчики или вы их не поддерживаете? Почему?

Учитель:- К чему привело их непослушание?

Учитель:- Кто отреагировал быстро на опасную ситуацию?

Дети:- Отец одного из мальчиков. Какое он предпринял действие?

Учитель:- Как себя вели мальчики? Была ли у них паника?

Сделать пересказ.

Учитель:- Какое чувство вызывает этот рассказ?

Дети:- Переживание, боль.

Учитель:- Это художественные произведения и исход событий зависит от автора, а мы можем только домыслить и высказать своё предположение, дать оценку данным поступкам героев.

Учитель:- Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. И здесь возникает вопрос: зная об опасностях, зная как применить правила безопасности, мы, к сожалению, часто ведём себя неразумно.

Девочка с книгой: Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и желать их избежать.