Цели:
- на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;
- развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
- формировать собственный семейный идеал учащихся.
Оборудование: на партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах по 3 – 4 человека, вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры.
Оформление доски: запись темы урока, эпиграфа к уроку, план исследования проблемы, модель, символизирующая счастливую семью.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю – каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.
Учитель:
Какое слово является ключевым в теме урока?
Учащиеся называют свои варианты
В ходе урока мы придём к единому мнению. Мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения.
- Как вы понимаете значение слова “проект”? (значение слова вывешивается на доске).
- А что такое “модель” в вашем понимании? (значение слова вывешивается на доске).
- Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?
Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах семей… (открываем доску и перечисляем)
- Семья Ростовых.
- Семья Болконских.
- Наташа и Пьер Безуховы.
- Элен Курагина и Пьер Безухов.
Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).
На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.
Учитель:
Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах, внимательно прочтите их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!
3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям
1 группа. “Семья Ростовых”
План задания.
- Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17)
- Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?
- Как вы понимаете слова Толстого “в этой семье любовный воздух”?
- Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
2 группа. “Семья Болконских”
План задания.
- Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том1 часть1 главы 22 – 25)
- Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место?
- Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?
- Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
3 группа. “Наташа и Пьер Безуховы”.
План задания.
- Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Отношения между Пьером и Наташей” (том4 эпилог глава10, 16).
- Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной, связи между мужем и женой?
- Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”.
План задания.
- Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том2 часть1 глава 6)
- Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?
- Можете ли вы найти и записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится этот союз, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
4. Представление результатов групповой работы.
Учитель:
Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на “лучах солнца”, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи.
1 группа
1 лучик: любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;
2 лучик: любовь.
Учитель:
Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских.
2 группа
1 лучик: требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство.
2 лучик: чувство долга.
Учитель:
Как вы понимаете значение слов “патриотизм”, “благородство”, “порядочность”?
Вот какое определение этих слов даётся в словаре Ожегова.
После словарной работы с учащимися на доску вывешиваются эти слова с лексическим значением.
Учитель:
“Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”, - сказал старый князь. “Служба прежде всего”. В этой семье превыше всего – чувство долга.
- Какая семья представляется Толстому идеальной? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера?
3 группа.
1 лучик: любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга.
2 лучик : мысль
Какое ключевое слово звучит и в теме урока, и среди нравственных ценностей семьи Наташи и Пьера?
Иногда люди не понимают друг друга, хотя говорят на одном языке. А Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит о их внутренней, духовной, связи.
Почему же не удался союз Пьера и Элен? Об этом нам расскажет 4 группа.
4 группа.
Предполагаемые ответы учащихся.
1 вариант. На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз.
2 вариант. Дети пишут: 1 лучик - корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.
2 лучик – расчет
Можем ли мы поместить эти лучики в нашу модель счастливой семьи?
Учитель:
Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции?
С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы.
А теперь, когда мы рассмотрели все семьи, постарайтесь ответить, почему мы расположили их не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались?
Беседа и вывод: Первые три семьи объединяет понятие “счастливая семья”, а союз Пьера и Элен семьёй назвать нельзя.
Учитель:
Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную, связь и гармонию.
5. Рефлексия.
Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи.
Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21?
Ответы каждой группы.
Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок-диалог и это поможет вам.
6. Итог урока. Комментированное выставление оценок.
Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность.