Цель: дать представление о сентиментализме; обозначить жизненный и творческий путь Н. М. Карамзина; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать у учащихся чувство ответственности за совершаемые поступки.
Оборудование: портрет Н. М. Карамзина, выставка книг писателя, иллюстрации, сравнительные таблицы, словари, репродукции картин художников-сентименталистов.
Эпиграфы к уроку:
Ты хочешь быть автором: читай историю рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...
О человечество!...я стенаю о твоих заблуждениях...
Н. М. Карамзин
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Терминологическая разминка (по лексическому значению слова угадать термин)
- исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (традиция);
- творческое развитие традиции (новаторство);
- литературное направление, воспевающее культ разума, выработавшее ряд правил, которые необходимо было соблюдать (классицизм).
III. Слово учителя о целях урока.
-Сегодня мы познакомимся с другим направлением в литературе и искусстве 2-й половины 18 века, которое открыло новые возможности для духовной жизни литературы. Это направление сентиментализм (запись в тетрадь).
Мы узнаем, что это за направление, каковы его черты, его представители в литературе и искусстве. Познакомимся с выдающимся русским сентименталистом Н.М Карамзиным и перейдем к анализу его повести “Бедная Лиза”.
IV. Сообщение ученика о сентиментализме (после прослушивания лекции заполняем таблицу№1 “Классицизм и сентиментализм”).
V. Просмотр иллюстраций художников- сентименталистов (например, Боровиковский В.Л. “Портрет Лопухиной” и комментарий учителя).
VI. Просмотр отрывка из кинофильма “Бедный, бедный Павел” (вид Павловского дворца”).
VII. Слово учителя о писателях сентименталистах: английский писатель Ричардсон и его романы “Кларисса Гарло” и “Памелла”; Жан Жак Руссо и его роман “Новая Элоиза”; Роман Гете “Страдания юного Вертера”. Выдающимся русским сентименталистом был Н. М. Карамзин.
VIII. Сообщение ученика о Н.М.Карамзине.
IХ. Слово учителя.
- Известный критик того времени В. Г. Белинский писал о Карамзине так: “К чему не обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории”. Это дало основание Белинскому В. Г. говорить о “карамзинском” периоде русской литературы. Карамзин выбирает главной областью своего творчества прозу, желая поднять ее до европейского уровня. Писатель привлек внимание читателя к миру простых людей, что получило дальнейшее развитие у Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского Ф.М. Обратите внимание на эпиграфы. Что говорят эти два высказывания о писателе? Какой он? (У него доброе сердце). Что значит “стенать”? (кричать с болью).
В статье “Что нужно автору?” Карамзин пишет: “Говорят, что автору нужны талант и знания... Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце”. Посмотрим, какой он в повести. В основе ее лежит сюжет традиционный. Широко распространенный в литературе.
- Каков сюжет?
Карамзин использует пасторальную традицию очень популярную в 18 веке. Пастораль (от лат. Pastor - пастух) возникла в античности. Это картина мирного течения жизни. Таких пасторальных сюжетов было много. Ее и усвоил Карамзин, но разрешил по- своему. В чем же состояло его новаторство? Обратимся к повести.
X. Анализ содержания повести “ Бедная Лиза”.
- Назовите элементы сюжета.
- Что такое экспозиция?
- Где она в повести?
- Что это такое? (пейзаж)
- Как дается пейзаж? (в контрасте)
- Какому пейзажу отдает предпочтение автор? (сельскому).
- Каким настроением проникнут пейзаж? Почему? (грустным. Предсказывает несчастье)
- От чьего лица начинается повесть? (рассказчик)
- Кто он такой? Какой он?
- Когда происходило действие в повести? Кто об этом рассказывает? (30 лет назад. Эраст).
- О чем эта рассказанная история? ( О любви).
- Кто главные герои? (Лиза и Эраст)
- Что мы узнаем о Лизе, ее семье, отношении к труду, характере?
- Что мы узнаем об Эрасте?
XI. Заполнение таблицы “Лиза и Эраст”
XII. Продолжение анализа повести.
- Как представляла любовь Лиза?
- Как представлял любовь Эраст?
- Совпали ли представления?
- Чем привлекла его Лиза?
- Чем он привлек ее?
- Почему она его полюбила?
- Как ведет себя влюбленная Лиза? Опишите ее состояние (текст).
- Как развиваются чувства героев дальше?
- Собирался ли Эраст обманывать Лизу?
- Как ведет себя природа в момент грехопадения? (хаос).
- Как развиваются события после случившегося/
- Почему Эраст так ведет себя?
- Серьезно ли было чувство Эраста к Лизе?
- Понимала ли Лиза это?
- Любила ли Лиза Эраста?
- Как она узнает правду?
- Каким образом пытается решить проблему Эраст? (при помощи денег).
- А как решила эту проблему Лиза?
- Почему она это сделала? (отомстила; любила; не перенесла предательства; не могла жить опозоренной).
- Как вы относитесь к поступку Лизы? Как относится автор? Рассказчик? (текст).
- Виноват ли Эраст? А Лиза?
XIII. Чтение финала повести.
- Как поняли конец?
- Какой вывод можно сделать из судьбы героев? О чем заставляет задуматься? Чему учит? (человек должен отвечать за свои поступки; человека надо ценить не за богатство, а за душевные качества).
- Что значит в названии повести эпитет бедная?
- Понравилась ли повесть?
XIV. Заключительное слово учителя.
- Эта повесть воспринималась как быль. Окрестности Симонова монастыря и пруд стали любимым местом паломничества дворянской публики, влюбленных. О том, как сильно было воздействие на современников, сохранилась много свидетельств.
Сам автор вспоминал: “За двадцать пять лет перед сим сочинил я там “Бедную Лизу”, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что многие ходили и ездили туда искать следов Лизиных”. В.А. Жуковский вместе со своей сестрой совершил путешествие в эти места. Ф.Н. Глинки вспоминал, что пойти пешком в Москву поклониться Карамзину было любимым развлечением в кадетских кружках. За повестью “Бедная Лиза” последовал целый поток подобных произведений (“Бедная Маша”, “История несчастной Маргариты”). Это явление в литературе называется эпигонством (от греческого - родившиеся после) - подражание писателям.
XV. Словарная работа: сентиментализм, пастораль, эпигонство.
XVI. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: I группа - доказать, что это произведение сентиментализма (письменно); II группа - написать письмо другу, в котором рекомендуете прочитать повесть “Бедная Лиза”; III группа - написать в виде странички из собственного дневника, где рассказываете о своих впечатлениях о повести.