Урок литературы в 8-м классе

Разделы: Литература


Цель: дать представление о сентиментализме; обозначить жизненный и творческий путь Н. М. Карамзина; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать у учащихся чувство ответственности за совершаемые поступки.

Оборудование: портрет Н. М. Карамзина, выставка книг писателя, иллюстрации, сравнительные таблицы, словари, репродукции картин художников-сентименталистов.

 Эпиграфы к уроку:

Ты хочешь быть автором: читай историю рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...

О человечество!...я стенаю о твоих заблуждениях...

Н. М. Карамзин

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Терминологическая разминка (по лексическому значению слова угадать термин)

  • исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (традиция);
  •  творческое развитие традиции (новаторство);
  • литературное направление, воспевающее культ разума, выработавшее ряд правил, которые необходимо было соблюдать (классицизм).

III. Слово учителя о целях урока.

-Сегодня мы познакомимся с другим направлением в литературе и искусстве 2-й половины 18 века, которое открыло новые возможности для духовной жизни литературы. Это направление сентиментализм (запись в тетрадь).

Мы узнаем, что это за направление, каковы его черты, его представители в литературе и искусстве. Познакомимся с выдающимся русским сентименталистом Н.М Карамзиным и перейдем к анализу его повести “Бедная Лиза”.

IV. Сообщение ученика о сентиментализме (после прослушивания лекции заполняем таблицу№1 “Классицизм и сентиментализм”).

V. Просмотр иллюстраций художников- сентименталистов (например, Боровиковский В.Л. “Портрет Лопухиной” и комментарий учителя).

VI. Просмотр отрывка из кинофильма “Бедный, бедный Павел” (вид Павловского дворца”).

VII. Слово учителя о писателях сентименталистах: английский писатель Ричардсон и его романы “Кларисса Гарло” и “Памелла”; Жан Жак Руссо и его роман “Новая Элоиза”; Роман Гете “Страдания юного Вертера”. Выдающимся русским сентименталистом был Н. М. Карамзин.

VIII. Сообщение ученика о Н.М.Карамзине.

IХ. Слово учителя.

- Известный критик того времени В. Г. Белинский писал о Карамзине так: “К чему не обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории”. Это дало основание Белинскому В. Г. говорить о “карамзинском” периоде русской литературы. Карамзин выбирает главной областью своего творчества прозу, желая поднять ее до европейского уровня. Писатель привлек внимание читателя к миру простых людей, что получило дальнейшее развитие у Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского Ф.М. Обратите внимание на эпиграфы. Что говорят эти два высказывания о писателе? Какой он? (У него доброе сердце). Что значит “стенать”? (кричать с болью).

В статье “Что нужно автору?” Карамзин пишет: “Говорят, что автору нужны талант и знания... Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце”. Посмотрим, какой он в повести. В основе ее лежит сюжет традиционный. Широко распространенный в литературе.

- Каков сюжет?

Карамзин использует пасторальную традицию очень популярную в 18 веке. Пастораль (от лат. Pastor - пастух) возникла в античности. Это картина мирного течения жизни. Таких пасторальных сюжетов было много. Ее и усвоил Карамзин, но разрешил по- своему. В чем же состояло его новаторство? Обратимся к повести.

X. Анализ содержания повести “ Бедная Лиза”.

  1. Назовите элементы сюжета.
  2. Что такое экспозиция?
  3. Где она в повести?
  4. Что это такое? (пейзаж)
  5. Как дается пейзаж? (в контрасте)
  6. Какому пейзажу отдает предпочтение автор? (сельскому).
  7. Каким настроением проникнут пейзаж? Почему? (грустным. Предсказывает несчастье)
  8. От чьего лица начинается повесть? (рассказчик)
  9. Кто он такой? Какой он?
  10. Когда происходило действие в повести? Кто об этом рассказывает? (30 лет назад. Эраст).
  11. О чем эта рассказанная история? ( О любви).
  12. Кто главные герои? (Лиза и Эраст)
  13. Что мы узнаем о Лизе, ее семье, отношении к труду, характере?
  14. Что мы узнаем об Эрасте?

XI. Заполнение таблицы “Лиза и Эраст”

XII. Продолжение анализа повести.

  1. Как представляла любовь Лиза?
  2. Как представлял любовь Эраст?
  3. Совпали ли представления?
  4. Чем привлекла его Лиза?
  5. Чем он привлек ее?
  6. Почему она его полюбила?
  7. Как ведет себя влюбленная Лиза? Опишите ее состояние (текст).
  8. Как развиваются чувства героев дальше?
  9. Собирался ли Эраст обманывать Лизу?
  10. Как ведет себя природа в момент грехопадения? (хаос).
  11. Как развиваются события после случившегося/
  12. Почему Эраст так ведет себя?
  13. Серьезно ли было чувство Эраста к Лизе?
  14. Понимала ли Лиза это?
  15. Любила ли Лиза Эраста?
  16. Как она узнает правду?
  17. Каким образом пытается решить проблему Эраст? (при помощи денег).
  18. А как решила эту проблему Лиза?
  19. Почему она это сделала? (отомстила; любила; не перенесла предательства; не могла жить опозоренной).
  20. Как вы относитесь к поступку Лизы? Как относится автор? Рассказчик? (текст).
  21. Виноват ли Эраст? А Лиза?

XIII. Чтение финала повести.

  • Как поняли конец?
  • Какой вывод можно сделать из судьбы героев? О чем заставляет задуматься? Чему учит? (человек должен отвечать за свои поступки; человека надо ценить не за богатство, а за душевные качества).
  • Что значит в названии повести эпитет бедная?
  • Понравилась ли повесть?

XIV. Заключительное слово учителя.

- Эта повесть воспринималась как быль. Окрестности Симонова монастыря и пруд стали любимым местом паломничества дворянской публики, влюбленных. О том, как сильно было воздействие на современников, сохранилась много свидетельств.

Сам автор вспоминал: “За двадцать пять лет перед сим сочинил я там “Бедную Лизу”, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что многие ходили и ездили туда искать следов Лизиных”. В.А. Жуковский вместе со своей сестрой совершил путешествие в эти места. Ф.Н. Глинки вспоминал, что пойти пешком в Москву поклониться Карамзину было любимым развлечением в кадетских кружках. За повестью “Бедная Лиза” последовал целый поток подобных произведений (“Бедная Маша”, “История несчастной Маргариты”). Это явление в литературе называется эпигонством (от греческого - родившиеся после) - подражание писателям.

XV. Словарная работа: сентиментализм, пастораль, эпигонство.

XVI. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: I группа - доказать, что это произведение сентиментализма (письменно); II группа - написать письмо другу, в котором рекомендуете прочитать повесть “Бедная Лиза”; III группа - написать в виде странички из собственного дневника, где рассказываете о своих впечатлениях о повести.