Литература
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя" 2010
Интеграция с изобразительным искусством на данном уроке способствует обучению сопоставительному анализу текста художественного произведения и иллюстраций русских художников к повести Н.В. Гоголя, развитию умения работать со средствами художественной выразительности в литературе и живописи.
-
Урок-семинар по теме " История любви как основа сюжета повести "Первая любовь" 2010
Урок разработан на основе образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Основная форма организации урока-семинара предполагает самостоятельную мыслительную деятельность по тексту произведения с целью развития монологической речи и умения формулировать ответ.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" 2010
Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.
-
Игра, посвящённая 90-летию А.И. Солженицина «Это всё о нём» 2010
Творчество А.И. Солженицына в школьной программе представлено лишь двумя рассказами («Матрёнин двор» и «Один день из жизни Ивана Денисовича»). Игра, которая разработана на основе рассказов писателя, значительно расширяет рамки школьной программы.
-
Урок развития речи с элементами риторики в 7-м классе «Информационные газетные жанры, интервью» 2010
Урок развития речи способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, навыкам работы над сочинениями в публицистическом стиле, содействует развитию художественного, эстетического вкуса. Работа эта имеет большое значение, так как воспитывает чувство гражданственности с целью выявления злободневных фактов, достоверности.
-
Урок-игра в 7-м классе по теме "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" 2010
Урок-игра является заключительным в системе уроков и проводится в форме викторины. Цель: обобщить и систематизировать учебный материал, отметить основные темы творчества поэта, включить учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний на стадии подготовки к викторине.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу К.М. Станюковича "Куцый" 2010
Рассказ К.М. Станюковича "Куцый" интересен сюжетом. Но за увлекательным описанием судьбы бездомного пса шестиклассники не сразу способны увидеть всю глубину содержания. Обобщающий урок-размышление о взаимоотношениях людей, о дружбе, уважении, справедливости, о себялюбии и равнодушии.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Лица, события, символы прошлого" (по рассказу А.Костюнина "Рукавичка") 2010
Урок по рассказу Костюнина способствует развитию творческих и аналитических навыков учащихся, поскольку основные методические приёмы – аналитическая беседа с включением проблемных и ассоциативных вопросов, работа с ключевыми словами, эпиграфом.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Нравственные уроки в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Данный урок проведен в 11-м классе и является первым в системе уроков по изучению романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Занятие рассчитано на углубление представлений учащихся о романе и его проблематике.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова) 2010
Данный учебный проект, разработанный на основе творчества уральского поэта и драматурга К.В. Скворцова, предполагает формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации их возможностей и способностей в обществе. Данный проект апробирован и успешно реализован.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе. О.Генри "Дары волхвов" 2010
На уроке осуществляется развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа, выполнения письменных творческих работ.
-
Философская лирика А.С. Пушкина 2010
Анализ стихотворения "...Вновь я посетил..." раскрывает художественные особенности философской лирики А.С. Пушкина, мастерство постижения художественного мира поэтом. Такая работа с поэтическим текстом способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
-
Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому") 2010
Второй урок по творчеству Ю.Н. Куранова. Цель – приобщение к литературному наследию замечательного писателя ХХ столетия, к его проникновенным произведениям, воспитывающим любовь к семейным ценностям, воспевающим идеал русской женщины – матери и жены.
-
Система внеклассного чтения в средней школе 2010
Уроки внеклассного чтения должны приучать учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулировать читательский интерес, создавать самостоятельный читательский опыт.
-
Тема: "А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Пущину»" (6-й класс) 2010
Урок изучения нового материала. Цели урока: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Пущину».
-
Интегрированный урок "Величие, слава и подвиг русского народа в музыке и литературе XIX и XX веков" 2010
Интеграция литературы и музыки даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам; высвобождаемое за этот счёт учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме "Великие немецкие классики" 2010
Зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. В данной разработке мы предлагаем сценарий интегрированного урока немецкого языка и литературы, который знакомит учащихся с творчеством великих немецких классиков.
-
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Посмотрим, как это реализуется в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на примере образа Долохова.
-
Пишем изложение с элементами сочинения по роману М.А. Шолохова "Поднятая целина" (9-й класс) 2010
Цели урока: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения; отработка умения озаглавливать текст и составлять план; совершенствование навыков анализа текста; отработка умения аргументированно излагать собственную позицию.
-
Литературная игра по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Рукописи не горят" 2010
Нетрадиционная игровая форма вызовет живой отклик у ребят, поможет нацелиться на внимательное отношение к тексту романа. Учитель найдет в подборке интересные задания, сумеет отрежиссировать ход урока по своему усмотрению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Ваш сын и брат" (литературная гостиная) 2010
В 2009 году исполнилось 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. "Ваш сын и брат" – так называется сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Мероприятие можно провести в форме заочной экскурсии – путешествие по музейному комплексу В.М. Шукшина в Сростках.
-
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина" 2010
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить на вопрос: "Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества?"
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский) 2010
Урок знакомит с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, с вкладом Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии.
-
Визуальные элементы в лирике Марины Цветаевой 2010
В данной работе представлен как литературоведческий аспект, так и лингвистический, что расширяет возможность использовать предложенный материал на уроках русского языка и литературы, при подготовке школьников к олимпиадам, углубленном изучении русской словесности.
-
"Русский человек без радуги не живет". Переход от литературной сказки к сказам П.П. Бажова 2010
На уроке дети с учителем, обобщив сказочный материал и творчески поработав, из литературной сказки плавно переходят в мир нового для них жанра литературы – в мир сказа. Хочется пожить тем ощущением праздничности, которую должна приносить в жизнь детей книга – чтобы ребята полюбили и потянулись к этому жанру литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Моя правда проста…" 2010
Мероприятие посвящается творчеству известного чувашского народного поэта-песенника Василия Ивановича Давыдова-Анатри. С целью популяризации творчества В.Давыдова-Анатри среди учащихся, развития интереса школьников к чувашской культуре и чтению проводятся встречи с автором.
-
Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе 2010
Предлагаемая система уроков представляет собой двухчасовую разработку по изучению рассказа Л.Н. Толстого "После бала" и урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Фальшивый купон", являющийся логическим продолжением двух первых уроков.
-
Жанровое своеобразие древнерусской литературы 2010
Обзорный урок для факультативных занятий по программе "Русская словесность" поможет поближе познакомиться с диапазоном древнерусской литературы, с её жанровым своеобразием, а также с некоторыми приёмами подачи материала в течение занятий.