Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова) 2010
Данный учебный проект, разработанный на основе творчества уральского поэта и драматурга К.В. Скворцова, предполагает формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации их возможностей и способностей в обществе. Данный проект апробирован и успешно реализован.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе. О.Генри "Дары волхвов" 2010
На уроке осуществляется развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа, выполнения письменных творческих работ.
-
Философская лирика А.С. Пушкина 2010
Анализ стихотворения "...Вновь я посетил..." раскрывает художественные особенности философской лирики А.С. Пушкина, мастерство постижения художественного мира поэтом. Такая работа с поэтическим текстом способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
-
Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому") 2010
Второй урок по творчеству Ю.Н. Куранова. Цель – приобщение к литературному наследию замечательного писателя ХХ столетия, к его проникновенным произведениям, воспитывающим любовь к семейным ценностям, воспевающим идеал русской женщины – матери и жены.
-
Система внеклассного чтения в средней школе 2010
Уроки внеклассного чтения должны приучать учеников к систематическому самостоятельному чтению, стимулировать читательский интерес, создавать самостоятельный читательский опыт.
-
Тема: "А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Пущину»" (6-й класс) 2010
Урок изучения нового материала. Цели урока: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Пущину».
-
Интегрированный урок "Величие, слава и подвиг русского народа в музыке и литературе XIX и XX веков" 2010
Интеграция литературы и музыки даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам; высвобождаемое за этот счёт учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме "Великие немецкие классики" 2010
Зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. В данной разработке мы предлагаем сценарий интегрированного урока немецкого языка и литературы, который знакомит учащихся с творчеством великих немецких классиков.
-
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Посмотрим, как это реализуется в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на примере образа Долохова.
-
Пишем изложение с элементами сочинения по роману М.А. Шолохова "Поднятая целина" (9-й класс) 2010
Цели урока: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения; отработка умения озаглавливать текст и составлять план; совершенствование навыков анализа текста; отработка умения аргументированно излагать собственную позицию.
-
Литературная игра по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Рукописи не горят" 2010
Нетрадиционная игровая форма вызовет живой отклик у ребят, поможет нацелиться на внимательное отношение к тексту романа. Учитель найдет в подборке интересные задания, сумеет отрежиссировать ход урока по своему усмотрению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Ваш сын и брат" (литературная гостиная) 2010
В 2009 году исполнилось 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. "Ваш сын и брат" – так называется сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Мероприятие можно провести в форме заочной экскурсии – путешествие по музейному комплексу В.М. Шукшина в Сростках.
-
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина" 2010
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить на вопрос: "Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества?"
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский) 2010
Урок знакомит с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, с вкладом Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии.
-
Визуальные элементы в лирике Марины Цветаевой 2010
В данной работе представлен как литературоведческий аспект, так и лингвистический, что расширяет возможность использовать предложенный материал на уроках русского языка и литературы, при подготовке школьников к олимпиадам, углубленном изучении русской словесности.
-
"Русский человек без радуги не живет". Переход от литературной сказки к сказам П.П. Бажова 2010
На уроке дети с учителем, обобщив сказочный материал и творчески поработав, из литературной сказки плавно переходят в мир нового для них жанра литературы – в мир сказа. Хочется пожить тем ощущением праздничности, которую должна приносить в жизнь детей книга – чтобы ребята полюбили и потянулись к этому жанру литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Моя правда проста…" 2010
Мероприятие посвящается творчеству известного чувашского народного поэта-песенника Василия Ивановича Давыдова-Анатри. С целью популяризации творчества В.Давыдова-Анатри среди учащихся, развития интереса школьников к чувашской культуре и чтению проводятся встречи с автором.
-
Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе 2010
Предлагаемая система уроков представляет собой двухчасовую разработку по изучению рассказа Л.Н. Толстого "После бала" и урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Фальшивый купон", являющийся логическим продолжением двух первых уроков.
-
Жанровое своеобразие древнерусской литературы 2010
Обзорный урок для факультативных занятий по программе "Русская словесность" поможет поближе познакомиться с диапазоном древнерусской литературы, с её жанровым своеобразием, а также с некоторыми приёмами подачи материала в течение занятий.
-
Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" 2010
Урок может способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
-
А.С. Пушкин. Романтизм - жизнь или искусство? 2010
Предлагаемый урок - репродуктивный урок аналитического мышления. На данном уроке происходит закрепление понятия "романтизм", формирование умения выделять в творчестве Пушкина и других писателей романтические тенденции, делать выводы и обобщения теоретического характера, умение составлять логическую схему сложного уровня.
-
Сентиментализм. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" 2010
Урок литературы в 8-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В. Шогана, посвящен литературному направлению – сентиментализму и творчеству А.Н.Радищева. На данном уроке учащиеся должны научиться вести аргументированную литературную дискуссию.
-
Петербург Блока 2010
Петербург... Уникальность этого города в том, что почти все русские писатели и поэты запечатлели этот город в своих произведениях, показали его исключительность, единственность и тем самым создали некий памятник под названием "Петербургский текст".
-
Интегрированный урок литературы и биологии "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" 2010
Интегрированный урок-конференция рассчитан на два часа с учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Конечным результатом проведения урока-конференции "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" является изучение биологических и экологических особенностей озера Иткуль, легенд, связанных с ним, творчества местных поэтов.
-
Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева 2010
Для поэта-философа картины природы становятся средством постижения Вселенной и осмысления тайн мироздания. Это мироощущение поэта – отправная точка при анализе стихотворений. Главным на уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала.
-
Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс) 2010
Анализ рассказа Л.Петрушевской «Подснежник» и психологические тренинги, представленные в памятке, призваны помочь шестиклассникам развить психосоциальные компетенции, в частности умения не поддаваться дурному влиянию и умения принимать решения в непредсказуемых ситуациях.
-
"Имя твое бессмертно" (литературно-музыкальный монтаж, посвященный М.Джалилю) 2010
Литературно-музыкальная композиция посвящена всемирно известному татарскому поэту Мусе Джалилю. Композиция повествует о самых сложных и противоречивых годах, проведенных Джалилем в тюрьме Моабит.
-
Интеллектуальная игра "Самый умный" 2010
Игра – это эффективная форма контроля знаний и умений обучающихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данное внеклассное мероприятие позволяет систематизировать знания обучающихся, стимулировать их познавательную активность, вызывает интерес к изучаемому предмету.