Урок литературы по теме "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Разделы: Литература


Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Тип урока: обобщающий.

Технология: проблемно-поисковая.

Вид урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Форма урока: круглый стол.

Главная задача: мотивировать поступок главного героя с литературной и психологической точки зрения, тем самым, вызвав интерес к изучаемому произведению; творчески подойти к некоторым вопросам нравственного воспитания учащихся, в частности чувства любви к «малой родине», к самым родным людям (отцу, матери), ответственности за свои поступки.

Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.

Аннотация.

Цель проведения урока по данной теме – глубже изучить самостоятельно произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри», определить его место и особенности в творчестве поэта, всесторонне узнать, понять образ главного героя с литературной и психологической точки зрения.

Проводилось изучение биографии поэта, течения романтизма. На данном уроке дополняются сведения о поэте, романтизме с новой точки зрения; раскрываются психологические и физиологические особенности юношеского возраста; выявляется темперамент героя (Мцыри) и предлагаются личные наблюдения учащихся за поведением героя на свободе. Дана мотивация его поступков, взглядов на актуальные вопросы, имеющие место и сегодня.

Проведено анкетирование подростков определенной возрастной группы по вопросам, имеющим определенную мотивацию в поведении героя.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

  • Показать актуальность темы любви к Родине, родным и сегодня через мотивацию поступков главного героя в неволе.
  • Закрепить и углубить знания учащихся по прочитанному произведению.

Развивающая:

  • Развивать навыки анализа текста.
  • Стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Воспитательная:

  • Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.

Оборудование:

  • Портрет М.Ю. Лермонтова.
  • Репродукция картин И. Айвазовского, О. Кипренского, виды Кавказа.
  • Проектор, экран.

Эпиграф:

«Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»
И.В. Гёте.

ХОД УРОКА

Вступление.

Главная задача: донести до детей понимание того, что Родина – емкое слово и любовь к ней не иссякнет никогда;

Что особую ностальгию испытывает человек, находясь вдали от нее или в особых условиях.

Тема любви к Родине актуальна всегда. И в настоящее время люди, проживающие в странах содружества, вынуждены бросать свои дома и переезжать в Россию, на свою историческую Родину.

И что же их ждет? Проблемы с приобретением гражданства, обживание новых мест, новый круг знакомств, тоска по маленькой Родине.

Очень важно показать талант, прозорливость поэта, его гениальность.

I. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель: На предыдущих уроках мы убедились, что под кажущейся простотой сюжета поэмы «Мцыри» скрывается глубокий смысл, поднят ряд вопросов, важных для эпохи тех лет и для самого поэта. Сегодня у нас особый разговор о поэте, его произведении. Мы узнали Лермонтова как поэта, художника, а теперь постараемся доказать, что он и прекрасный психолог.

II. МОТИВАЦИЯ.

Учитель: На земле есть много прекрасных мест, но Родина одна. Это место, где ты родился, вырос, где живут твои родные, близкие, это то место, где ты впервые переступил порог школы, нашел друзей. Слово Родина – ёмкое, потому что каждый человек вкладывает в него свое понимание. Любовь к Родине не иссякнет никогда. Но особое чувство испытывает человек, находясь вдали от нее.

Какое чувство? Мы постараемся понять, проследив за поведением главного героя поэмы «Мцыри». Но прежде расширим горизонты познанного новыми сведениями.

Ученик: Оказывается, в феврале 1832 года был отдан царем Александром I приказ о переводе М.Ю. Лермонтова прапорщиком на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел развалины существовавшего когда-то монастыря, и среди могильных плит одинокого монаха, по-грузински «бэри». Он был последним из братьев упраздненного монастыря и рассказал поэту о своей судьбе: еще ребенком был привезен русским офицером и оставлен в монастыре из-за болезни. Долго не мог привыкнуть к новым условиям жизни, тосковал по родине, мечтал вернуться в семью. Но тщетно. С годами смирился, отказался от своей мечты, оставался в монастыре до конца своих дней.

(Одновременно идет демонстрация: показ развалин монастыря в Мцхете, природы Кавказа).

Ученица: делает сообщение в видеозаписи: Что-то в этой истории загадочное, романтическое. Не правда ли? Мы часто слышим слова – романтик, романтизм. Дополним эти понятия новыми словами. А поможет нам в этом энциклопедия.

Романтизм (от французского Romantisme) – направление в литературе и искусстве конца 18- I половины 19 веков.

Возник как своеобразный отклик на результаты Великой французской революции, завершивший эпоху Просвещения, изначально давшую надежду на преобразование жизни, провозгласившую новые идеи, а потом глубоко разочаровавшую. Эпоха Просвещения посеяла в умах писателей, художников, музыкантов и многих передовых людей того времени нотки сомнения в возможности преобразования мира.

И тогда на смену культу Разума пришел культ природы, чувств; стремление к безграничной свободе; желание совершенства, обновления, личной и гражданской независимости.

Попытки уйти от реальной жизни и одновременно постигнуть ее тайны вызвали появление нового мировоззрения, романтического.

Романтики идеализировали патриархальное общество (старозаветное, верное отжившей старине).

В нем видели царство добра, искренности, порядочности. И поэтому возник особый интерес к фольклору: легендам, народным сказкам и т.д.

Романтизм получил в каждой культуре свое собственное отражение: у немцев – в мистике, у англичан – в личностных качествах, у французов – в необычных историях.

Благодаря такому направлению мир узнал прекрасные произведения литературы, музыки, живописи и архитектуры.

В Россию романтизм пришел с поэзией В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, с живописью О. Кипренского и других мастеров. (Дается фон: картины О. Кипренского и И. Айвазовского, например – «Девятый вал»).

А вершиной русского романтизма в литературе по праву считается поэма М.Ю. Лермонтова, а его самого называли «Русским Байроном», последним романтиком.

Жанр поэмы – один из любимейших в творчестве Михаила Юрьевича. За свою короткую жизнь он создал более 10 поэм, незаконченных, опубликованных и неопубликованных. Он продолжал экспериментировать в этом жанре до последних дней.

Лермонтову удалось создать произведения, ставшие классическими: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Демон», «Мцыри».

Последнюю поэму принято считать образцом, своеобразным пособием по русскому романтизму.

Проблематика поэмы «Мцыри» тесно связана с основными мотивами лирики Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой человека к борьбе и свободе.

Романтическое произведение имеет свои особенности:

Отражение жизни показано иными художественными средствами, а именно:

  • автор не пытается всестороннее изобразить жизнь или создать сложные характеры
  • пейзажи, обстановка условны
  • язык поэмы более эмоционален (наблюдается активное использование эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор)
  • для передачи идейного замысла используются символы (символ неволи – монастырь, символ воли – природа и др.

III. Обобщение материала предыдущих уроков о романтической поэме.

(с учетом новых сведений учителя)

Учитель: Какими, на ваш взгляд, являются основные принципы романтизма в поэме «Мцыри»?

(Работа проводится в творческих группах подвижного состава). Дети получают задание: определить, какими принципами пользовались писатели-романтики при создании своих произведений (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). По истечении времени выслушиваются ответы учащихся и делаются следующие выводы:

  • основная тема поэмы – свобода личности;
  • главный герой – это свободолюбивая, мятежная, пламенная, неукротимая личность;
  • ей свойственны исключительные качества: свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине и свободе; бесстрашие, целеустремленность, презрение к смерти, способность чувствовать красоту мира;
  • качества, присущие романтической личности, раскрываются на фоне пленительной, но опасной природы; более того, автор показывает слияние героя с природой, именно она дает возможность почувствовать необъятность мира, его красоту, гармонию, только на воле герой чувствует себя по-настоящему гордым и свободным;
  • герою приходится вступать в бой с сильным противником – диким зверем (в этой неравной схватке, по законам романтизма, за счет силы духа, побеждает человек, открывая неведомые силы в себе);
  • вводится описание самой битвы как романтический прием;
  • вся поэма представляет собой романтическую исповедь (излюбленный прием романтиков);
  • герой, в конечном счете, возвращается в неволю, в данном случае в монастырь (в этом суть основной мысли исповеди: прожив долго в неволе, герой не может существовать на воле);
  • намечается любовная линия, но женский образ ассоциируется с образом родины;
  • финал романтической поэмы обычно трагичен: заканчивается гибелью романтического героя (суть такова: он напрасно спорил с судьбой).

Учитель: Я рада, что материал двух предыдущих уроков вы усвоили хорошо. Но сегодня у нас задача новая, еще более интересная.

IV. РЕШЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ПОЭМЫ

Учитель: Как вы думаете, в каком возрасте особенно свойствен романтизм человеку? (стремление к свободе особенно ярко выражено в подростковом возрасте, в юношеские годы)

Учитель: Наша задача сегодня поискового характера сегодня – понять, почему именно «во цвете лет» Мцыри, ранее желавший «изречь монашеский обет», вдруг отрекается от всего: от Бога, от своих воспитателей, от тех условий жизни, в которых он вырос?

Наверное, нам надо обратить внимание на психологические и физиологические особенности возраста Мцыри, вам, надеюсь, легко это будет сделать, так как вы фактически ровесники Мцыри.

Поэтому я пригласила сегодня на урок психолога, кто как не он, лучше всех нас понимает этот вопрос. И еще очень важно отметить, что основное зерно сильного, мятежного характера, «Мцыри», было найдено Лермонтовым в шестнадцатилетнем возрасте.

V. СООБЩЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психолог: В этом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростков, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Наблюдается расширение связей с окружающим миром, всепоглощающее общение со сверстниками. Личные интересы и увлечения – вот что стоит в основе поведения подростков.

Отсюда и диссонанс в учении (стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным и даже отрицательным отношением к учебе, сопровождающееся своеобразной реакцией на неудачи в этом процессе, конфликтами с учителями, сверстниками, родителями).

Подростки на самом деле все остро переживают, но из-за самолюбия маскируют подлинное отношение к неудачам: делают вид, что им все безразлично.

Психологические особенности в этот период связаны с физиологическими основами кризиса подросткового возраста: у подростков резко увеличивается рост и вес (правда, у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда до 17, у девочек – на 2 года раньше. Изменяются пропорции тела, причем, до «взрослых» размеров дорастает голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности – удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь туловище, что приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

В поведении наблюдается бурное протекание и смена эмоций: смех легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии. Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

  1. «Кризис независимости» (основные проявления – упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам и иконоборчеству, ревностное отношение к личностному пространству).
  2. «Кризис зависимости» (основные проявления – чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все»).

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, то есть более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни.

Помимо обретения самостоятельности, новообразованиями у подростка считаются:

  • бурное развитие критического мышления (жесткая логика владеет умом, требует однозначного ответа на любой вопрос и однозначной оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда и максимализм, который в сочетании с чувствами заставляет подростка ссориться со всеми, впадать в уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», так как человеческие отношения настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики;
  • потребность в близких отношениях и признании окружающих: друзья на 1-ом месте; вспыхивают искры первой романтической влюбленности, разгорающейся порой до настоящего пожара личной драмы.

Делаем вывод, что подростковый период – самый сложный, так как подросток по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и способен осознать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда понимает причины происходящего.

Именно в этот период не избежать вечного конфликта «отцов и детей».

Выявим темперамент героя. Судя по эмоциям, он относится к холерикам, так как под влиянием страстей Мцыри показывает настойчивость, чувствует прилив сил, энергию, которые проявляются при возникновении препятствий (эпизод с барсом).

VI. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ И ПОИСК ПУТЕЙ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ.

Учитель: Спасибо. А теперь наша задача сопоставить поведение главного героя поэмы с поведением подростков данной возрастной группы и понять причины его бегства из монастыря. (Учащиеся работают в творческих группах в рамках заданного времени).

VII. СЛУШАНИЕ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. ВЫВОДЫ.

(Высказывается ассистент каждой группы).

Ученик: Мцыри было необходимо общение со сверстниками, с окружающим миром.

А поскольку он жил в монастыре, то не знал и не мог знать, что такое дружба, так как общался только с послушниками монастыря. И, наверное, именно к 16-ти годам остро ощутил жажду общения.

Первая романтическая влюбленность у Мцыри появилась именно в этом возрасте.

Сколько подростков, юношей и девушек в эти годы мечтают о любви, об «алых парусах». А некоторые уже имеют своих «принцев на белом коне» и «дам сердца».

Желание нравиться – естественное желание. Чем же хуже Мцыри своих сверстников. И поэтому образ молодой грузинки не случайно ввел М.Ю. Лермонтов. Впервые пробудилось в душе юноши новое, трепетное чувство, еще и потому, что девушка была из живого мира, который наглухо был закрыт для него в мрачных стенах обители в течение многих лет.

У подростков появляется стремление к независимости и свободе, как сказал психолог. К 13-16 годам они хотят вырваться из-под «родительского крыла», считая себя достаточно взрослыми. У Мцыри мы наблюдаем то же стремление к свободе, но только нет того «родительского крыла», из-под которого в данном возрасте хотят вырваться.

Учитель: Но в поведении Мцыри можно наблюдать некоторую разобщенность с вашими поступками: для Мцыри «священными» являются слова «отец» и «мать».

А еще как скорбно звучат слова: «Я видел у других отчизну, дом, друзей, родных…».

Как вы думаете, почему вы удаляетесь от своих родителей, а Мцыри рвется к ним?

(Выслушиваются мнения учащихся).

Учитель: Я согласна, что острое чувство любви к родным людям приходит в самые трудные минуты жизни.

Польские психологи, обследовавшие «трудных подростков», пришли к выводу, что деградация личности ребенка берет свое начало далеко не всегда от «безотцовщины» или материальных трудностей. Главную причину они определили как «несостоявшуюся любовь». Понятно, почему заветная мечта Мцыри:

Хотя б на миг когда-нибудь
Его пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

Учитель: Из рассказа психолога видно, что у подростков резко меняются эмоции, что даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев, вызвать приступ агрессии.

Где это проявление мы наблюдаем у нашего героя? (Эпизод схватки с барсом – доказательство тому).

Общеизвестно, что для детей этого возраста первостепенную роль играет внешний мир, который он познает, на который проецирует свою фантазию, переживания и эмоции.

Что же Мцыри?

Ученик: Заточение мешает изучить мир, в котором ему предназначено жить, не может в замкнутом пространстве будить фантазию, эмоции, переживания. У него только воспоминания, прояснявшие «прошлое». Он припоминал «отцовский дом», и ущелье, и «в тени рассыпанный аул», и отца «в одежде боевой» и «песни сестер», и «рассказы долгие перед вечерним очагом».

«Он помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножен
Кинжалов длинных…»

Психолог: Психологи отмечают, что помимо общей основы человеческой психики, у мальчиков и девочек имеется свое «вечно мужественное» и «вечно женственное». Это определено самой природой и складывалось на протяжении многих веков. Сознательно и бессознательно (через деятельность, традиции, нравы) они усваивают содержание и стиль поведения, которые считаются типичными для их пола.

Мальчики с детства все больше отождествляют себя с отцами, то есть подражают в первую очередь мужчинам. Не зря Мцыри видит отца в «одежде боевой».

Девочки подражают матери. Женской психологии, с характерной для нее альтруистической окрашенностью, которую ученые-психологи, в частности Ю.Б.Риориков, называют «женским феноменом», свойственны доброта, гуманность, бережливое отношение к жизни, людям, природе. Это косвенно подтверждается и тем, что в уголовной статистике преступность юношей-подростков в 8-10 раз больше, чем у женской половины.

Учитель: А еще я хочу отметить то, что ушло из вашего поля зрения. В возрасте 16 лет наступает момент изучения самого себя, своего положения в окружающем мире, осознание своей уникальности.

Ученик: Да, конечно. Убежав из монастыря, он пытался разобраться в самом себе, в своих силах, возможностях. Чувство нетерпеливого ожидания, жажду вольности, восхищения, восторга перед стихией можно почувствовать в словах:

«О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…»

А еще звучит гордость за свое превосходство над теми, кто в страхе во время грозы «ниц лежат на земле».

И ноты презрения чувствуются в словах, обращенные к монастырским братьям:

«Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой?»

VIII. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ

Учитель: Ребята, а кто не понаслышке знает, что такое чужбина и что испытывает человек, находясь вдали от родины, родных, близких, от того, к кому «прикипел сердцем»?

Слово ученицы, ставшей волею судьбы «вынужденной переселенкой» из Узбекистана.

Ученица: Тема любви к Родине, на мой взгляд, актуальна всегда. В настоящее время люди, проживающие в странах содружества, вынуждены бросать свои дома или продавать их за гроши и переезжать в Россию, на свою историческую Родину.

И что же их там ждет? Проблемы с приобретением гражданства, с обживанием нового места жительства, появление нового круга общения.

Если бы не национальный вопрос, притеснение русскоязычного населения, никто бы никогда по собственному желанию не покинул свою родную обитель, места детства, отчие дома, и все то, что связано со словом «Родина». А как тяжело привыкнуть к новому месту детям и людям пожилого возраста! Со слезами на глазах вспоминают они былые годы, молодость, соседей, друзей, с которыми они всю свою жизнь с раннего возраста жили по соседству, дружили, ходили вместе в школу, влюблялись, женились, были крестными родителями у детей своих друзей.

Даже местные национальные обычаи, музыка будоражит кровь. Разве можно это забыть…

Когда мои родители приехали в Россию, им дали статус «вынужденных переселенцев». Именно «вынужденных». Как правильно подобрано это слово. На Родине они «русские», а в России «приезжие», получается, что нигде у них «нет родины, нет флага».

В Узбекистане было множество традиций, которые по сей день помнят мои родственники. Я решила узнать об этом побольше.

Видеозапись об обычаях узбекской семьи и пояснения ученицы на фоне данной видеозаписи. (Приложение 1)

Ученица: В современном мире немногое изменилось со времен лермонтовского героя Мцыри. Его тоже частично можно сравнить с вынужденным переселенцем. Его насильно увезли со своей родины. Он страдал и мучился, живя вдали от нее, вспоминая каждую минуту о своей семье, о местах детства, об обычаях, о национальной музыке, о своем Кавказе.

IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЕМ.

Учитель: Наша задача была сегодня необычная: посмотреть на произведение с особой точки зрения, психологической, дать собственную оценку поведению главного героя. Может быть, мы были в чем-то и неправы, но главное, что мы поняли сегодня: мысль человеческая глубока и индивидуальна, содержит много узелков, которые можно развязать традиционно и нетрадиционно.

Мы попытались это сделать нетрадиционно, ухватившись за один поступок героя. Для Мцыри 3 дня остались в сознании светом недаром прожитых дней

«… и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей»,

– сказал Мцыри монаху, а без этого заключительного урока-аккорда мы, быть может, закрыли бы произведение, как перелистывают еще одну прочитанную страницу, не задумываясь о чем-то своем, до боли знакомом.

А теперь, надеюсь, мы будем вспоминать этот урок, а, следовательно, и поэму «Мцыри», и самого поэта.

Не забывайте и о том, что было сказано на первых уроках: главной темой этого произведения является тема любви к Родине. Чувство родины такое знакомое и все-таки до конца не осознанное. У каждого оно свое – глубокое, тайное, неслышное. Но им сердце дышит. Оно, как воздух, которого не видишь и без которого нельзя.

Смерть Мцыри была неизбежна. По замыслу М.Ю. Лермонтова, она не от ран, полученных в бою с барсом, не от бесцельной жизни в монастыре. Он не добился своего, не нашел родины. Примирился герой со смертью потому, что мечта «о родине святой» - это еще и неосуществленное желание вернуться в свое детство, самую счастливую, беззаботную, веселую пору в жизни человека. Как сказал детский писатель С.Михалков: «Все начинается с детства! Уроки доброты и красоты, уроки мужества и благородства. Уроки самовоспитания и множество других уроков нравственности именно в отчем доме, а не в стенах, пусть даже спасительных», где «призрели».

И это главное, что определяет все эти уроки высокого нравственного напряжения, которые необходимы, чтобы воспитать в каждом настоящего человека, прекрасного, благородного и свободного.

У Мцыри всего этого не было, и поэтому смерть его неизбежна. Так задумал М.Ю. Лермонтов.

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Индивидуальное: Кратко, лаконично изложить основные принципы романтического произведения и представить для обсуждения записи.

Написать сочинение на тему: «Чем близок мне герой поэмы М.Ю. Лермонтова?».

XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА.

В заключение урока проводится анкетирование. (Приложение 2).