Музейный урок по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова"

Разделы: Литература


Вступление.

“Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых форм, подходов к осмыслению главных проблем образования, культуры, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество учащихся.

Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы – суть новой образовательной парадигмы нашего времени”.

В этом учебном году администрацией, педагогическим коллективом нашей школы было налажено сотрудничество с домом-музеем А.П. Чехова. Юбилей А.П. Чехова – замечательный повод для разговоров о писателе, его жизни и творчестве в необычной обстановке.


Встреча с Колгановой Г.И. в школе № 1244.

Первая встреча с научным сотрудником музея Колгановой Галиной Ивановной состоялась уже в октябре 2009 года в стенах нашей школы. Учащиеся 4–6 классов услышали интересный рассказ о музеях Москвы и в заключение были приглашены в гости к А.П. Чехову на Садово-Кудринскую, д.6.

И мы стали готовиться к новым музейным открытиям.


Дом-музей А.П. Чехова в Москве.

Накануне празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова учащиеся 5 “А” класса со своим классным руководителем О.Э. Потараловой переступили порог дома-музея А.П. Чехова. Экскурсию мы назвали “В гости к Чехову”. Эту обзорную экскурсию снова для нас подготовила необыкновенно добрый и увлеченный своим делом человек – Колганова Галина Ивановна. Пятиклассники еще мало знакомы с творчеством А.П. Чехова, более подробное изучение жизни и творчества этого талантливого писателя у них еще впереди. И они с большим вниманием и интересом слушали увлекательный рассказ сотрудника музея и о самом доме, в котором в 1954 году был открыт музей, и о семье А.П. Чехова, о его увлечениях, творческой деятельности, псевдонимах, о поездке на Сахалин. Но Галина Ивановна так построила свое выступление, что и ученики стали активными участниками беседы. Дети отвечали на вопросы, вспоминали рассказы писателя, которые они уже читали. Большой отклик в сердцах учащихся нашел Мелиховский зал… Дело в том, что некоторые ребята со своими родителями успели побывать в усадьбе Мелихово, и они активно поделились своими впечатлениями о поездке.

Учащимся экскурсия в музей понравилась, и было решено провести необычный музейный урок на тему “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Большую помощь в подготовке и проведении этого урока оказала сотрудник дома-музея А.П. Чехова Колганова Г.И. Приятно встретить человека, так увлеченного своей работой. И нам повезло – мы его встретили.

В проведении музейного урока приняли участие ученики 5 “А” класса ГОУ СОШ № 1244, научный сотрудник дома-музея А.П. Чехова в Москве Колганова Г.И., учитель русского языка и литературы школы № 1244 Фрычкова Т.В. и классный руководитель 5 “А” класса Потаралова О.Э.

Описание урока.

Тема урока: “Юмористические рассказы А.П. Чехова”.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с ранним периодом творчества А. П. Чехова на примере юмористических рассказов;
  2. усвоить отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова;
  3. воспитывать “внимательного читателя”.

Задачи:

  1. выявить особенности чеховского юмора;
  2. усвоить значение юмористических рассказов А.П. Чехова.

Место проведения урока: дом-музей А.П. Чехова на Садово-Кудринской улице.

Ход урока

Эпиграф урока

Смех исправляет нравы…
Жан Батист де Сантель (латинский поэт).

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами станем участниками необычного урока, потому что он пройдет не в классе за партой, а в зале музея и называться он будет “музейный урок”.

Тема нашего урока “Юмористические рассказы А.П. Чехова”. Мы с вами прочитали юмористические рассказы “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”. Постараемся отметить отличительные черты юмористических рассказов, узнать особенности чеховского юмора. А поможет нам в этом хороший человек, который спешит делать людям добро, – сотрудник музея Галина Ивановна Колганова.

II. Урок-беседа.

Г.И.: Ребята, мы уже с вами встречались в нашем музее, я запомнила вас как благодарных внимательных слушателей. Сегодня вам предстоит не только слушать, но и работать, активно включаться в ход нашего урока.

“В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!” – таков завет А.П. Чехова, этому нас учат его рассказы.

А.П. Чехов начинал свое творчество с коротких юмористических рассказов.

– Давайте вспомним, с какими юмористическими журналами сотрудничал писатель?

(Ответы учеников: “Стрекоза”, “Будильник”, “Осколки”.)


Журнал “Будильник”, где печатались
первые юмористические рассказы А.П. Чехова.

– Я знаю, что к сегодняшней нашей встрече вы прочитали рассказы А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил”.

Вам понравились эти рассказы? Почему?

(Ответы учеников: понравились, они смешные, вызывают у читателя смех.)

– Да, и рассказы эти называются юмористическими. Юмор – слово, пришедшее к нам из английского языка – это изображение чего-то в смешном, комическом виде. Вспомним содержание рассказа “Лошадиная фамилия”.

(Ответы учеников: пересказывают сюжет рассказа.)

– Что смешного в этом рассказе?

(Ответы учеников: смешон подбор “лошадиных фамилий”, смешны способы лечения, смешон конец рассказа.)

– А с кем мы с вами встретились в рассказе “Хирургия”?

(Ответы учеников: рассказы учеников.)

– Что рассмешило в этом рассказе?

(Ответы учеников: фамилии и имена героев, смешная ситуация.)

– Подумайте, какая русская пословица отражает смысл рассказа “Хирургия”?

(Ответы учеников: “Не в свои сани не садись”.)

– Переходим к рассказу “Пересолил”. В чем комизм ситуации, описанной в этом рассказе?

(Ответы учеников: если бы Глеб Гаврилович Смирнов, герой рассказа по причине собственного страха не стал пугать возницу Клима несуществующими тремя револьверами, то не пришлось бы ему уговаривать сбежавшего от него в лес мужика вернуться и продолжить путь.)

– Молодцы! Рассказы читали внимательно. А теперь попытаемся отметить отличительные черты юмористических рассказов А.П. Чехова:

  • небольшие по объему рассказы;
  • интересные необычные названия;
  • в них преобладает диалог;
  • все они смешные;
  • смех в них добрый, цель которого что-то совершенствовать (вывод учащиеся делают вместе с Колгановой Г.И.)

 


Дети рассматривают юмористический журнал с рассказами Чехова.

III. Заключительное слово учителя.

Итак, сегодня мы стали участниками необычного урока – “музейного урока”. Нам кажется, стены дома-музея, который радушно распахнул перед нами двери, помогли нам на некоторое время забыть, что мы жители XXI века. Нам выдалась возможность окунуться в прекрасный мир юмористических рассказов А.П. Чехова, пожить жизнью его героев и усвоить особенности этих рассказов. Помните: рассказы А.П. Чехова учат уважать человека в себе и в других. Они учат жить красиво, красиво думать и красиво чувствовать.

Выводы.

Музейный урок – новая форма урока в процессе обучения, в свете инноваций заслуживающая особого внимания. Участники такого урока раскрепощаются, становятся активнее. Хочется надеяться, что музейный урок подарит нам талантливых учеников, раскроет творческие способности “тихих троечников”, пополнит ряды думающих, внимательных читателей.