Литературно-географический турнир "К брусничным зорям, тающим в траве…"

Разделы: География, Литература


Цель: способствовать развитию интереса к судьбе и творчеству Г. Суворова, уважения к родному краю.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию взаимосвязи творчества Г. Суворова и истории Отечества.
  2. Способствовать воспитанию патриотических чувств, исторической памяти учеников, уважению старшего поколения.
  3. Формировать положительное отношение к изучаемым предметам: географии, русскому языку, литературе, литературе Красноярского края, изобразительному искусству.
  4. Развивать умение сравнивать, синтезировать, обобщать, оценивать и делать выводы.
  5. Формировать исследовательские навыки.
  6. Формировать коммуникативные навыки, способствующие успешной социализации личности.

Оборудование:

  • презентационные слайды (см. Приложение 1);
  • географические и исторические карты;
  • кадры кинохроники;
  • выставка рисунков, посвященных творчеству Г. Суворова;
  • портреты Г. Суворова, Т. Бондарева, Т. Савичевой;
  • музыкальное сопровождение (седьмая симфония Д. Шостаковича, песни на стихи В. В. Рутковской, песня Б. Окуджавы “Ах, война, что ж ты сделала, подлая”).

Сценарий турнира:

I. Мотивация:

- Сегодня нам предстоит провести целое литературно-географическое исследование. Перед нами пройдет целая жизнь нашего земляка. Его жизнь – короткие 25 лет. Но значимость его характера, мыслей и действий отразились в его поэзии, письмах. Чувство Родины, чувство края, где жил и вырос, чувство человеческого достоинства, чувство сопереживания, искренняя удивленность творческим открытиям поднимает наследие этого человека над всем, что называют серыми буднями. Над его именем время не властно. Чтобы узнать его, проведем свое литературно-географическое исследование. А помогут нам в этом игроки трех команд.

( Представление участников игры. Представление жюри ).

II. Основная часть:

Конкурс 1. “Открой портрет героя”.

( Чистый лист разделен на 7 частей, за которыми скрыт портрет героя, после верных ответов ребят, соответствующие вопросам части - пазлы открываются).

Пазл № 1.

Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране.
Б. Пастернак Доктор Живаго

- Наш герой родился в разгар самой беспощадной войны: эту войну вели брат с братом, отец с сыном... Победителей в гражданской войне не может быть.

Как утверждает Конфуций, существует три пути, ведущих к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Наши соотечественники выбрали последний...

Языки пламени, появившиеся в февральских уличных боях за два года до рождения нашего героя, разъединили общество на сторонников и противников революции.

( Ученики слушают историческую справку, подготовленную тремя старшеклассниками – любителями истории. В рассказ включены основные события 1818 - 1819 годов. Итог исторической справки – заполнение озвученными фактами таблицы “ Террор: белый и красный”).

- Те годы красного и белого террора, боев, болезней, голода унесли 8 млн. жизней.

( Чтение отрывка из романа А. Толстого “Хождение по мукам” (ч. 2 “1918 год”)).

(Чтение отрывка стихотворения Максимилиана Волошина “Гражданская война”):

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

- “Бессмысленный и беспощадный”... Правоту этого определения-формулы Пушкина, в очередной раз, подтвердила сама жизнь.

Отголоски гражданской войны разрушили семью нашего героя...

Его отец во время этой “бессмысленной и беспощадной” войны служил в колчаковской армии. С приходом же большевиков к власти начались угрозы и моральное давление на главу небольшого семейства, поэтому отец вынужден был оставить семью и перебраться в отдаленную деревню под Минусинском. Неожиданно в расцвете лет умирает мать нашего героя... Он с маленькой сестренкой перебирается к отцу, но воссоединение семьи было недолгим... два года. ГПУ продолжало преследовать и уничтожать инакомыслящих.

Кузьма Иванович оказался в тюрьме, откуда ему не суждено было выйти: его расстреляли.

Наш герой с сестрой осиротели...

Внимание – вопрос! Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой. ( XX век).

Пазл № 2.

(Звучит отрывок на стихи В. В. Рутковской “Памяти Георгия Суворова”):

Красноярское море
От привычного ветра рябит,
А в плотине бетон по расчетам
Без степени риска.
Только видится мне водный тот монолит,
Как слеза, на огромной Земле-обелиске.

- Родное село нашего героя было затоплено водами Красноярского моря после возведения плотины.

Внимание – вопрос! Как называлось село, которое осталось на дне Красноярского моря?

(село Абаканское).

Пазл № 3.

- Куда было эвакуировано население села перед затоплением ущелья? (В город Абакан).

Пазл № 4.

- Назовите, как называются горы, где сооружена плотина Красноярской ГЭС?

(Восточный Саян. Хребты Унюк и Туран).

(Звучит отрывок на стихи В. В. Рутковской “Памяти Георгия Суворова”):

Ах, ущелье Унюко-Туранское,
Тают тихо брусничные зори,
Где же ваше село Абаканское,
Что взрастило героя?!

Пазл № 5.

( Детский дом; педагогическое училище; начало педагогической деятельности в селе Иудино; история названия села).

- Известность село Иудино получило после того, как один из ее жителей написал книгу "Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство". Лев Толстой назвал эту книгу гениальной. “За всю мою жизнь только два мыслящих человека имели на меня нравственное влияние и обогатили мою жизнь... один из них этот крестьянин”, - утверждал писатель.

Наш герой помог найти многострадальные каменные плиты, на которых народный философ высек перед смертью выстраданные заветы.

Внимание – вопрос! Назовите имя этого философа из народа. (Бондарев Тимофей Михайлович).

Пазл № 6.

- Погиб наш герой в самом начале освобождения Эстонии от фашистских захватчиков при форсировании реки Нарова. В извещении о гибели было написано, что он похоронен в районе Красненска в Эстонии. Однако, по свидетельству однополчан, Суворова похоронили на восточном берегу, у деревни Криуши. После войны эта местность вошла в состав Сланцевского района. Поэтому, когда началось заполнение нарвского водохранилища, останки бойцов были перезахоронены в административном центре – шахтёрском городе Сланцы. Сейчас братские могилы воинов – освободителей находятся на северной окраине этого шахтёрского города. В центре площади высится обелиск с мраморной плитой, на которой высечены слова из стихотворения нашего героя, посвящённого его другу Михаилу Дудину, но относящегося ко всем погибшим в боях за Родину:

“Свой добрый век мы прожили как люди
И для людей”.

Внимание – вопрос! Назовите историческое событие, изменившее судьбу нашего Отечества и молодого поэта, исследованием жизни и творчества которого мы сейчас занимаемся.

Пазл № 7.

- Наш герой – однофамилец великого русского полководца, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере. Вот лишь один пример, подтверждающий его полководческий гений: в одном из походов, находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации, Суворов принимает решение направить войска по кратчайшему пути через снеговой хребет по одной из горных троп (протяженностью 18 километров, проходящей через перевал Кинциг).

В. И. Суриков запечатлел на одной из свих картин спуск армии во главе со своим полководцем с горы Панкис.

Внимание – вопрос! Назовите фамилию этого полководца и нашего героя.

(Набравшая большее количество баллов команда, называет и имя поэта).

Конкурс 2. “Мир литературных образов”.

(Каждой команде дается по одному образу из произведений поэта. Задача данного конкурса - соотнести зримое представление образа с художественным).

- Из какого произведения Георгия Суворова данный образ? Раскройте его значение.

Образ № 1. Чайка.

Образ № 2. Ландыши.

Образ № 3. Косач.

Конкурс 3. “Юные редакторы”.

(В данном конкурсе участвуют капитаны).

- Вставьте в стихотворение пропущенные слова и объясните смысл стоящих за ними событий и фактов.

Я шел в ***. Времени спокойней,
Казалось, не бывало на войне.
Хотелось отдохнуть на горном склоне,
Присев к густой приземистой сосне.

Хотелось вспомнить край *** -
Мою Сибирь, мою тайгу. И вот
Пахнуло *** запахом брусники
Над *** неисхоженных ***.

О, неужели, упоен мечтою,
Я вызвал *** своей страны...
Брусника *** предо мною
Горит у корня *** сосны.

Конкурс 4. “Юные картографы”.

(Пока капитаны готовятся, болельщики поддерживают свои команды).

- Ребята, нанесите по памяти на карту нашего края все реки. Набранные баллы болельщики отдадут полюбившейся команде.

Конкурс 5. “Эрудиты”.

(Задача данного конкурса заключается в том, чтобы, проанализировав, понять, почему при использовании одного и того же образа у разных писателей получаются оригинальные художественно-образные миры).

- Ребята, назовите произведения, в которых встречается образ чайки. С какой целью авторы вводят в свои произведения этого героя?

(Этот конкурс позволяет испытать ребят на знание не только русской, но и зарубежной литературы).

“Историческая пауза”.

(Пока работает жюри, ребята узнают неизвестные факты судьбы поэта из подготовленных учениками выступлений:

  • Красноярский педагогический институт.
  • Омский период.
  • Ленинградский фронт.
  • Дружба в жизни поэта.
  • Последний день жизни.
  • Итог – лента судьбы поэт).

III. Подведение итогов. Награждение.

Литература:

  1. Слово солдата: Стихи. - Л.: Гослитиздат, 1944. - 40 с.
  2. Звезда, сгоревшая в ночи: Стихи и письма Г.Суворова. Воспоминания о нем / Сост., авт. предисл. и прим. А.Решетников. - Новосибирск: Зап. - Сиб. кн. изд-во, 1970. - 223 с.
  3. Шленская Г. Рядовой истории // Енисей. - 1983. - № 5. - С.64-71.
  4. http://www.memorial.krsk.ru/work/konkurs/6/Merikin/Sib.htm