Информационные технологии на уроках литературы на тему "Бородинское сражение. Правда войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Раскрыть композиционную роль философских глав,
  • Разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого;
  • Проследить изображение Бородинского сражения, исходя из взглядов Толстого на войну.

Оборудование:

  • Иллюстрации, отражающие события Отечественной войны 1812 года;
  • Портрет Толстого;
  • Эпизоды из фильма (слова перед сражением князя Андрея Болконского, батарея Раевского, массовые сцены Бородинского сражения);
  • Песня из кинофильма “Офицеры”, портреты героев-участников Отечественной войны 1812 года.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся.

2. Эпиграф к уроку (слайд 1)

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Барклай, зима иль русский Бог?

(А.С.Пушкин)

3. Сообщение темы урока, постановка его целей и задач.

Показ 2 слайда.

Тема: “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”. Бородинское сражение. Правда войны в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”, (портрет Толстого Л.Н.)

Слово учителя. Народ, по Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время, поэтому урок так и назван “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”

Обратите внимание на цели урока.

Показ 3 слайда.

Цели: раскрыть композиционную роль глав, посвященных Отечественной войне 1812 года; разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого; проследить изображение Бородинского сражения, исходя из взглядов Толстого на войну.

4. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

Показ 4 слайда вопросы для повторения.

  • Что с точки зрения Л.Н.Толстого явилось причиной свершения исторического события?
  • Почему же “должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных”?

Обратимся к историческим фактам.

Слово для сообщения ученикам, подготовившим исторические справки

Доклады учеников.

1 ученик – историческая справка на тему: “Отечественная война 1812 года”.

Показ 5 слайда.

После слов о назначении Кутузова главнокомандующим

2 ученик – “Бородинское сражение”.

Показ 6 слайда.

После слов ученика о командующих армиями показываются слайды с фотографиями героев-участников войны 1812 года.

Багратион, Барклай, Тормасов.

5. Работа по теме урока, изучение нового материала.

Слово учителя. В “Войне и мире” искусство Толстого баталиста раскрывается с невиданной силой. До него никто с такой глубиной не изображал психологию воюющих масс, никто не показывал с такой естественностью, простотой и правдивостью поведение человека на войне.

С каждой страницы романа, описывающего войну, Толстой кричит, что война- это античеловечно. Свое отвращение к войне Толстой выразил устами князя Андрея Болконского. Зачитайте отрывок из текста

Еще одни очень важные слова звучат из уст князя А.Болконского.

Показ 7 слайда.

Фрагмент из фильма А.Болконский

- Какая мысль заключена в словах А.Болконского?

Вывод учителя: Война у Толстого выглядела некрасиво и устрашающе, но люди шли на нее без громких слов, потому что не могли не идти, когда решалась судьба России. Про день Бородина Россия помнит до сих пор. В один строй встали обученные гвардейцы и мужики с дубинами. Женщины и дети, а ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Казалось, исчезли все сословия, и осталось одно – самое высшее – русский народ.

А теперь обратимся к роману и поразмышляем. (Анализ эпизода “Бородинское сражение” т.3, главы 19-31)

Показ 8 слайда.

Вопросы:

  • Почему сражение подается через восприятие Пьера?
  • Что поражает Пьера накануне сражения? (Зачитайте отрывок)
  • Какие открытия он делает на поле Бородина? (Зачитайте отрывок)
  • Как раскрывается в эпизоде содержание слова “миром”?
  • Какие чувства испытывает Пьер, глядя на Бородинскую панораму? (Зачитайте отрывок)

Сделайте вывод по прочитанному. Что чувствует Пьер накануне сражения?

Показ 9 слайда.

Что является центром сражения? Портрет Раевского

Показ 10 слайда.

Фрагмент из фильма: “ Пьер на батарее Раевского”

Показ 11 слайда.

Вопросы:

  • Что чувствует Пьер, находясь на батарее? (Зачитайте отрывок)
  • Как относятся к нему солдаты?
  • Почему Толстой называет батарею “семейным кружком”? (Зачитайте отрывок)
  • Что сплотило этих людей?

Сделайте вывод.

Показ 12 слайда.

Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты?

Показ 13 слайда.

Массовые сцены панорамы Бородинского сражения (фрагмент фильма). Приведите примеры из текста, в которых дано описание сцен сражения.

Сделайте вывод.

6. Закрепление изученного.

Показ 14 слайда.

Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как… (историк, философ)

Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, выберите ту, по которой вы сможете привести доказательства. Аргументируйте свой ответ.

- Сделайте вывод.
- Каков итог Бородинского сражения? (Чтение отрывка из текста со слов “ …прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы…..”)
- Что значит, одержал нравственную победу?

7. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе.

- Какую роль этот эпизод играет в судьбе главных героев?
- Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора?
- В чем заключается правда войны в романе?

8. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Повествуя о великих событиях Отечественной войны 1812 года, рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, писатель говорит, что русский народ одержал здесь нравственную победу. И потому народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Размышляя о войне и мире, об истории Отечества с позиции народных интересов, Толстой, закономерно приходит к единственно возможному выводу, что только в национальном единстве всего общества, единство свободных и равных людей. Будущее и слава России.

Показ 15 слайда.

Иллюстрации по Бородинскому сражению и отрывок из песни к кинофильму “Офицеры”.

Фрагмент из фильма по сражению на 5 минут.

Показ 16 слайда.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению на тему: “Изображение войны 1812 года Л.Н.Толстым”.

Приложение к презентации.