Цели урока:
- Раскрыть композиционную роль философских глав,
- Разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого;
- Проследить изображение Бородинского сражения, исходя из взглядов Толстого на войну.
Оборудование:
- Иллюстрации, отражающие события Отечественной войны 1812 года;
- Портрет Толстого;
- Эпизоды из фильма (слова перед сражением князя Андрея Болконского, батарея Раевского, массовые сцены Бородинского сражения);
- Песня из кинофильма “Офицеры”, портреты героев-участников Отечественной войны 1812 года.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся.
2. Эпиграф к уроку (слайд 1)
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Барклай, зима иль русский Бог?
(А.С.Пушкин)
3. Сообщение темы урока, постановка его целей и задач.
Тема: “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”. Бородинское сражение. Правда войны в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”, (портрет Толстого Л.Н.)
Слово учителя. Народ, по Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время, поэтому урок так и назван “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”
Обратите внимание на цели урока.
Цели: раскрыть композиционную роль глав, посвященных Отечественной войне 1812 года; разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого; проследить изображение Бородинского сражения, исходя из взглядов Толстого на войну.
4. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
Показ 4 слайда вопросы для повторения.
- Что с точки зрения Л.Н.Толстого явилось причиной свершения исторического события?
- Почему же “должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных”?
Обратимся к историческим фактам.
Слово для сообщения ученикам, подготовившим исторические справки
Доклады учеников.
1 ученик – историческая справка на тему: “Отечественная война 1812 года”.
После слов о назначении Кутузова главнокомандующим
2 ученик – “Бородинское сражение”.
После слов ученика о командующих армиями показываются слайды с фотографиями героев-участников войны 1812 года.
Багратион, Барклай, Тормасов.
5. Работа по теме урока, изучение нового материала.
Слово учителя. В “Войне и мире” искусство Толстого баталиста раскрывается с невиданной силой. До него никто с такой глубиной не изображал психологию воюющих масс, никто не показывал с такой естественностью, простотой и правдивостью поведение человека на войне.
С каждой страницы романа, описывающего войну, Толстой кричит, что война- это античеловечно. Свое отвращение к войне Толстой выразил устами князя Андрея Болконского. Зачитайте отрывок из текста
Еще одни очень важные слова звучат из уст князя А.Болконского.
Фрагмент из фильма А.Болконский
- Какая мысль заключена в словах А.Болконского?
Вывод учителя: Война у Толстого выглядела некрасиво и устрашающе, но люди шли на нее без громких слов, потому что не могли не идти, когда решалась судьба России. Про день Бородина Россия помнит до сих пор. В один строй встали обученные гвардейцы и мужики с дубинами. Женщины и дети, а ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Казалось, исчезли все сословия, и осталось одно – самое высшее – русский народ.
А теперь обратимся к роману и поразмышляем. (Анализ эпизода “Бородинское сражение” т.3, главы 19-31)
Вопросы:
- Почему сражение подается через восприятие Пьера?
- Что поражает Пьера накануне сражения? (Зачитайте отрывок)
- Какие открытия он делает на поле Бородина? (Зачитайте отрывок)
- Как раскрывается в эпизоде содержание слова “миром”?
- Какие чувства испытывает Пьер, глядя на Бородинскую панораму? (Зачитайте отрывок)
Сделайте вывод по прочитанному. Что чувствует Пьер накануне сражения?
Что является центром сражения? Портрет Раевского
Фрагмент из фильма: “ Пьер на батарее Раевского”
Вопросы:
- Что чувствует Пьер, находясь на батарее? (Зачитайте отрывок)
- Как относятся к нему солдаты?
- Почему Толстой называет батарею “семейным кружком”? (Зачитайте отрывок)
- Что сплотило этих людей?
Сделайте вывод.
Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты?
Массовые сцены панорамы Бородинского сражения (фрагмент фильма). Приведите примеры из текста, в которых дано описание сцен сражения.
Сделайте вывод.
6. Закрепление изученного.
Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как… (историк, философ)
Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, выберите ту, по которой вы сможете привести доказательства. Аргументируйте свой ответ.
- Сделайте вывод.
- Каков итог Бородинского сражения? (Чтение
отрывка из текста со слов “ …прямым следствием
Бородинского сражения было беспричинное бегство
Наполеона из Москвы…..”)
- Что значит, одержал нравственную победу?
7. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе.
- Какую роль этот эпизод играет в судьбе главных
героев?
- Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера,
Наполеона, автора?
- В чем заключается правда войны в романе?
8. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Повествуя о великих событиях Отечественной войны 1812 года, рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, писатель говорит, что русский народ одержал здесь нравственную победу. И потому народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Размышляя о войне и мире, об истории Отечества с позиции народных интересов, Толстой, закономерно приходит к единственно возможному выводу, что только в национальном единстве всего общества, единство свободных и равных людей. Будущее и слава России.
Иллюстрации по Бородинскому сражению и отрывок из песни к кинофильму “Офицеры”.
Фрагмент из фильма по сражению на 5 минут.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению на тему: “Изображение войны 1812 года Л.Н.Толстым”.