Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данной теме.
Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей обучающихся и коммуникативных навыков.
Воспитательные: формировать умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к литературе через создание ситуации успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Место работы в учебном плане: заключительный урок в разделе: “Русская литература 18-19 веков”.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский, наглядно-иллюстративный.
Подготовительная работа:
Изучение теоретико-литературоведческих и
лингвистических понятий.
Внимательное прочтение произведений русской
литературы 18-19 веков.
Изучение биографического материала авторов
русской литературы 18-19 веков.
Жеребьевка.
Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями для групп, предметы для задания “Бюро литературных находок”, книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов о них, музыкальное сопровождение.
Актуальность урока:
Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах… . Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.
Ход урока
1. Оргмомент.
Три команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат тексты изученных произведений. За отдельным столом сидят члены жюри – учителя литературы, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.
Критерии оценок:
6 б – за особые знания литературы;
5 б – задание выполнено правильно;
3 б – задание выполнено с недочетами;
0 б – задание не выполнено.
2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки (П.И.Чайковский “Времена года”).
Сегодня у нас урок “смотр знаний”, где мы вспомним ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках. Вспомним лучшие произведения русской литературы 18-19 веков. Ребята, вам дается возможность продемонстрировать свои знания, организованность, артистизм, умение работать в коллективе. И конечно же продемонстрировать знание теоретико-литературного компонента, знание текста, биографического и историко-культурного материала.
На столе лежат карточки – задания. Один участник от группы подходит и выбирает одно из заданий. На столе – песочные часы. На выполнение задания дается 1 минута. Под музыку П.И.Чайковского “Времена года” участники осмысливают ответ. Ведущий повторяет вопрос – участник отвечает. Жюри оценивает.
I. Этап. По характерным признакам определите литературное направление XVIII -XIXвв:
- Культ разума, “подражание природе”, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры рисуются прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров.
- Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира; преобладает подчеркнутая субъективность в изображении мира.
- Стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу; герой всегда одинок в своих идеальных устремлениях; основной чертой этого направления является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, мечтает быть понятым людьми.
II Этап. В истории литературы есть имена, которые ассоциируются с отдельными направлениями. К какому литературному направлению вы бы отнесли творчество этого писателя:
- В.А.Жуковский;
- М.В.Ломоносов;
- Н.М.Карамзин.
При ответе обязательно назвать и.о. писателя и показать его портрет.
III Этап. Знания теоретико-литературных понятий. Какие художественные приемы использует автор в следующем отрывке
1.
“…Я телом в страхе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!...”
Г.Р.Державин “Фелица”.
2.
“…Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…”
М.Ю.Лермонтов. “Бородино”.
3.
“…И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такой чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой”.
М.Ю.Лермонтов. “Смерть поэта”.
4. “В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога”.
Н.В.Гоголь “Мертвые души”.
5.
“Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...”
М.Ю.Лермонтов “Парус”.
6.
“Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…”
А.С.Пушкин “Я вас любил”.
IV Этап. Задания на знание текста художественного произведения. Приведены цитаты, в которых один литературный персонаж говорит о другом. Назовите произведение, имена героев, ф.и.о. автора, покажите его портрет
1.
“…Английского клоба
Старинный, верный член до гроба!...”
(Александр Андреевич Чацкий о Павле Афанасьевиче Фамусове. “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова).
2.
“…Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал”.
(Павел Афанасьевич Фамусов о Сергее Сергеевиче Скалозубе. “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова).
3. “…Мне хотелось бы,- сказал он матери, – чтобы дочь никому, кроме меня, не продавала своей работы. Таким образом, ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам”.
(Эраст о бедной Лизе. “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин).
V Этап. Определите героев романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” по кругу их чтения.
1.
“…Теперь…кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмот…, или Корсар, или таинственный Сбогар.
….Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм…”
2.
“Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита…”
3. “При свечке Шиллера открыл…”
VI Этап. Собери афоризм. Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
В творческую командировку отправляются 2 человека от группы. На отдельном столе лежат напечатанные на отдельных листочках афоризмы, разрезанные пополам. Выигрывают те, кто быстрее и больше соберет афоризмов, назовет произведения и авторов.
- “Свежо предание, но верится с трудом” “Горе от ума”.
- “Счастливые часов не наблюдают” “Горе от ума”.
- “Шел в комнату, попал в другую” “Горе от ума”.
- “Герой не моего романа” “Горе от ума”.
- “Дома новы, но предрассудки стары” “Горе от ума”.
- “Не хочу учиться, хочу жениться” “Недоросль”.
- “Без наук люди живут и жили” “Недоросль”.
- “И золотой мешок и метит в генералы” “Горе от ума”.
- “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь” “Горе от ума”.
- “Служить бы рад, прислуживаться тошно” “Горе от ума”.
- “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!” “Горе от ума”.
- “А злые языки страшнее пистолета” “Горе от ума”.
- “Муж – мальчик, муж – слуга” “Горе от ума”.
- “А впрочем он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных” “Горе от ума”.
- “Молчалины блаженствуют на свете” “Горе от ума”.
- “Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна” “Горе от ума”.
- “Любви все возрасты покорны” “Евгений Онегин”.
- “Что день грядущий мне готовит” “Евгений Онегин”.
VII Этап. Бюро литературных находок.
Проходит одновременно с VI этапом.
На отдельном столе лежат предметы, имеющие отношение к авторам и их произведениям. Участник от команды берет один из предметов и называет, кому из писателей или какому литературному герою он принадлежит.
- “Сверчок” (Кличка А.С. Пушкина).
- Варенье из крыжовника (любимое варенье А.С.Пушкина).
- Моченая морошка (перед смертью Пушкин попросил Гончарову Наталью Николаевну покормить его моченой морошкой).
- Черное кольцо с изображением мертвой головы (А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка” Алексей Берестов носил это кольцо в знак разочарований).
- Платок, намоченный уксусом (А.С.Пушкин “Станционный смотритель” Дуня обвязала голову “заболевшему” гусару-ротмистру Минскому платком, намоченным уксусом).
- Русские блины (“…Водились русские блины, у них на масленице жирной…” А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. Дом Лариных).
- Шкатулка (А.С.Пушкин. “Метель”. Марья Гавриловна со шкатулкой в руках уходит из дома на тайное венчание с Владимиром)
- Монета рубль (Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст давал рубль Лизе за букет ландышей).
- “Духи в граненом хрустале” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. В кабинете на столе предмет туалета Е.Онегина).
- Золотой мешок (АС.Грибоедов “Горе от ума”. Сергей Сергеевич Скалозуб “золотой мешок и метит в генералы).
- Пистолет (Пушкин “Евгений Онегин” дуэль. “Выстрел” дуэль Сильвио и графа. Жизнь Пушкина)
- Стакан молока (Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”.Лиза подает стакан молока Эрасту)
- Стакан минеральной воды (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времен”. Водяное общество пьет воду).
VIII. Этап. Цветок любимому писателю.
После III этапа в творческую командировку отправляются по 2 участника от группы. Работают в парах. Задание:Напишите эссе на тему: Цветок любимому писателю.
Ответьте, с каким цветком ассоциируется автор и почему именно этот цветок дарите этому писателю? Обоснуйте.
На заключительном этапе урока ученик зачитывает написанную творческую работу
IX. Этап. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги, определяет победителей, награждает участников
Ключи:
I.
- Классицизм.
- Сентиментализм.
- Романтизм.
II.
- Романтизм.
- Классицизм.
- Сентиментализм.
III.
- Гротеск.
- Гипербола, аллитерация.
- Перифраза.
- Гротеск.
- Инверсия.
- Метафора.
IV.
- Татьяна Ларина.
- Евгений Онегин.
- Владимир Ленский.
Материалы для учителя:
- Олимпиадные задания по литературе для 9-11 классов.(в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.) Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО,1998г.
- Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М. Просвещение. 2005г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 1996г.
- Тексты произведений, изучаемых в 9 классе.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
Список литературы для учащихся:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. История твоей литературы. (Литературное путешествие по реке времени.) Учебное пособие для 9 класса. В 2х книгах. М. : Баласс. 2007.
- Хрестоматия к учебнику практикуму для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.
- Тексты произведений, изучаемых в 9 классе.