Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Разделы: Литература


Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи:

Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данной теме.

Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей обучающихся и коммуникативных навыков.

Воспитательные: формировать умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к литературе через создание ситуации успеха.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место работы в учебном плане: заключительный урок в разделе: “Русская литература 18-19 веков”.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский, наглядно-иллюстративный.

Подготовительная работа:

Изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.
Внимательное прочтение произведений русской литературы 18-19 веков.
Изучение биографического материала авторов русской литературы 18-19 веков.
Жеребьевка.

Оборудование урока: фотографии поэтов и писателей, карточки с заданиями для групп, предметы для задания “Бюро литературных находок”, книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов о них, музыкальное сопровождение.

Актуальность урока:

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах… . Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.

Ход урока

1. Оргмомент.

Три команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат тексты изученных произведений. За отдельным столом сидят члены жюри – учителя литературы, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.

Критерии оценок:

6 б – за особые знания литературы;
5 б – задание выполнено правильно;
3 б – задание выполнено с недочетами;
0 б – задание не выполнено.

2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки (П.И.Чайковский “Времена года”).

Сегодня у нас урок “смотр знаний”, где мы вспомним ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках. Вспомним лучшие произведения русской литературы 18-19 веков. Ребята, вам дается возможность продемонстрировать свои знания, организованность, артистизм, умение работать в коллективе. И конечно же продемонстрировать знание теоретико-литературного компонента, знание текста, биографического и историко-культурного материала.

На столе лежат карточки – задания. Один участник от группы подходит и выбирает одно из заданий. На столе – песочные часы. На выполнение задания дается 1 минута. Под музыку П.И.Чайковского “Времена года” участники осмысливают ответ. Ведущий повторяет вопрос – участник отвечает. Жюри оценивает.

I. Этап. По характерным признакам определите литературное направление XVIII -XIXвв:

  1. Культ разума, “подражание природе”, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры рисуются прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров.
  2. Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира; преобладает подчеркнутая субъективность в изображении мира.
  3. Стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу; герой всегда одинок в своих идеальных устремлениях; основной чертой этого направления является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, мечтает быть понятым людьми.

II Этап. В истории литературы есть имена, которые ассоциируются с отдельными направлениями. К какому литературному направлению вы бы отнесли творчество этого писателя:

  1. В.А.Жуковский;
  2. М.В.Ломоносов;
  3. Н.М.Карамзин.

При ответе обязательно назвать и.о. писателя и показать его портрет.

III Этап. Знания теоретико-литературных понятий. Какие художественные приемы использует автор в следующем отрывке

1.

“…Я телом в страхе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!...”

Г.Р.Державин “Фелица”.

2.

“…Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…”

М.Ю.Лермонтов. “Бородино”.

3.

“…И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такой чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой”.

М.Ю.Лермонтов. “Смерть поэта”.

4. “В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога”.

Н.В.Гоголь “Мертвые души”.

5.

“Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...”

М.Ю.Лермонтов “Парус”.

6.

“Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…”

А.С.Пушкин “Я вас любил”.

IV Этап. Задания на знание текста художественного произведения. Приведены цитаты, в которых один литературный персонаж говорит о другом. Назовите произведение, имена героев, ф.и.о. автора, покажите его портрет

1.

“…Английского клоба
Старинный, верный член до гроба!...”

(Александр Андреевич Чацкий о Павле Афанасьевиче Фамусове. “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова).

2.

“…Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал”.

(Павел Афанасьевич Фамусов о Сергее Сергеевиче Скалозубе. “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова).

3. “…Мне хотелось бы,- сказал он матери, – чтобы дочь никому, кроме меня, не продавала своей работы. Таким образом, ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам”.

(Эраст о бедной Лизе. “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин).

V Этап. Определите героев романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” по кругу их чтения.

1.

“…Теперь…кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмот…, или Корсар, или таинственный Сбогар.
….Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм…”

2.

“Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита…”

3. “При свечке Шиллера открыл…”

VI Этап. Собери афоризм. Афоризм – краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В творческую командировку отправляются 2 человека от группы. На отдельном столе лежат напечатанные на отдельных листочках афоризмы, разрезанные пополам. Выигрывают те, кто быстрее и больше соберет афоризмов, назовет произведения и авторов.

  1. “Свежо предание, но верится с трудом” “Горе от ума”.
  2. “Счастливые часов не наблюдают” “Горе от ума”.
  3. “Шел в комнату, попал в другую” “Горе от ума”.
  4. “Герой не моего романа” “Горе от ума”.
  5. “Дома новы, но предрассудки стары” “Горе от ума”.
  6. “Не хочу учиться, хочу жениться” “Недоросль”.
  7. “Без наук люди живут и жили” “Недоросль”.
  8. “И золотой мешок и метит в генералы” “Горе от ума”.
  9. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь” “Горе от ума”.
  10. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” “Горе от ума”.
  11. “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!” “Горе от ума”.
  12. “А злые языки страшнее пистолета” “Горе от ума”.
  13. “Муж – мальчик, муж – слуга” “Горе от ума”.
  14. “А впрочем он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных” “Горе от ума”.
  15. “Молчалины блаженствуют на свете” “Горе от ума”.
  16. “Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна” “Горе от ума”.
  17. “Любви все возрасты покорны” “Евгений Онегин”.
  18. “Что день грядущий мне готовит” “Евгений Онегин”.

VII Этап. Бюро литературных находок.

Проходит одновременно с VI этапом.

На отдельном столе лежат предметы, имеющие отношение к авторам и их произведениям. Участник от команды берет один из предметов и называет, кому из писателей или какому литературному герою он принадлежит.

  1. “Сверчок” (Кличка А.С. Пушкина).
  2. Варенье из крыжовника (любимое варенье А.С.Пушкина).
  3. Моченая морошка (перед смертью Пушкин попросил Гончарову Наталью Николаевну покормить его моченой морошкой).
  4. Черное кольцо с изображением мертвой головы (А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка” Алексей Берестов носил это кольцо в знак разочарований).
  5. Платок, намоченный уксусом (А.С.Пушкин “Станционный смотритель” Дуня обвязала голову “заболевшему” гусару-ротмистру Минскому платком, намоченным уксусом).
  6. Русские блины (“…Водились русские блины, у них на масленице жирной…” А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. Дом Лариных).
  7. Шкатулка (А.С.Пушкин. “Метель”. Марья Гавриловна со шкатулкой в руках уходит из дома на тайное венчание с Владимиром)
  8. Монета рубль (Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст давал рубль Лизе за букет ландышей).
  9. “Духи в граненом хрустале” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. В кабинете на столе предмет туалета Е.Онегина).
  10. Золотой мешок (АС.Грибоедов “Горе от ума”. Сергей Сергеевич Скалозуб “золотой мешок и метит в генералы).
  11. Пистолет (Пушкин “Евгений Онегин” дуэль. “Выстрел” дуэль Сильвио и графа. Жизнь Пушкина)
  12. Стакан молока (Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”.Лиза подает стакан молока Эрасту)
  13. Стакан минеральной воды (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времен”. Водяное общество пьет воду).

VIII. Этап. Цветок любимому писателю.

После III этапа в творческую командировку отправляются по 2 участника от группы. Работают в парах. Задание:Напишите эссе на тему: Цветок любимому писателю.

Ответьте, с каким цветком ассоциируется автор и почему именно этот цветок дарите этому писателю? Обоснуйте.

На заключительном этапе урока ученик зачитывает написанную творческую работу

IX. Этап. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, определяет победителей, награждает участников

Ключи:

I.

  1. Классицизм.
  2. Сентиментализм.
  3. Романтизм.

II.

  1. Романтизм.
  2. Классицизм.
  3. Сентиментализм.

III.

  1. Гротеск.
  2. Гипербола, аллитерация.
  3. Перифраза.
  4. Гротеск.
  5. Инверсия.
  6. Метафора.

IV.

  1. Татьяна Ларина.
  2. Евгений Онегин.
  3. Владимир Ленский.

Материалы для учителя:

  1. Олимпиадные задания по литературе для 9-11 классов.(в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.) Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО,1998г.
  2. Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М. Просвещение. 2005г.
  3. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 1996г.
  4. Тексты произведений, изучаемых в 9 классе.
  5. П.И.Чайковский. “Времена года”.

Список литературы для учащихся:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. История твоей литературы. (Литературное путешествие по реке времени.) Учебное пособие для 9 класса. В 2х книгах. М. : Баласс. 2007.
  2. Хрестоматия к учебнику практикуму для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И.Беленького.
  3. Тексты произведений, изучаемых в 9 классе.