Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: “Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их”. Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё применение педагогом на уроках разнообразных форм и методов обучения, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. В современных условиях в формировании качеств личности учащегося важную роль играют уроки литературы и русского языка. Уроки, строящиеся на основе традиционных подходов к преподаванию литературы и русского языка, не всегда способствуют реализации и развитию творческих возможностей наших учеников. Предмет “литература” занимает одно из первых строк в расписании, но всё-таки заметно, что все прочие дисциплины оттесняют литературу на одно из последних мест в духовных интересах школьников. В проведённой мной анкете среди старшеклассников литература замыкает перечень “любимых” предметов. И невольно начинаешь чувствовать, что проигрываешь соперничество со своими современными в глазах учащихся коллегами. Но ведь существуют такие понятия как длительность бытия, эпоха, вечность, современность. Разной мерой измеряется и величие художественного подвига. Возвыситься над каждодневным и прозреть исторические дали – значит сделаться властителем дум своего времени. Воплотить основные конфликты и образы исторического периода, открыть некоторые социально-нравственные факторы, прикоснувшись, к так называемым, “вечным темам”. Эту задачу может выполнить только такой предмет как “Литература”.
Наступивший ХХI век является этапом в развитии общественного самосознания. Литература переживает трудное время. Приходится коренным образом пересматривать формы и методы знакомства учащихся с художественными произведениями. Нестандартный подход к преподаванию литературы должен обеспечивать возникновение повышенного интереса к литературе. Уроки литературы помогают разобраться в тончайших вопросах, которые ставили писатели. Время требует современного прочтения произведений русских классиков. Сегодня принято говорить о возрождении русской духовности, о пересмотре человеческих ценностей, воспитании чувства красоты, любви к родному слову. И всему этому может научить литература.
Всё вышесказанное определяет важность приобретения учащимися знаний о развитии русской литературы, выработки у них умений и навыков, позволяющих высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведения, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.
В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь “детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний”, поэтому основным направлением моей работы и стали поиски необычных нестандартных форм уроков. С большим успехом проходят уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-конференции, литературные гостиные и литературные вечера, урок-игра, урок- конкурс, урок- концерт, урок- путешествие, использование дидактических заданий, несущих в себе элемент творчества: составление кроссвордов, частушек на заданную тему, составление сказок, стихов, - данная работа ведётся как на уроке, так и дома.
Сценарии этих уроков составляются совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту художественного произведения, к слову писателя, возникает потребность в работе с книгами литературоведческого характера. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь. Очень важно то, что, готовясь к семинару, учащиеся используют и краеведческий материал. Много интересного учащиеся сообщили о нашем астраханском поэте на семинаре “Поэты серебряного века”. Судьба Велимира Хлебникова после исследования малоизвестных страниц его жизни и творчества открылась совершенно с другой стороны для учащихся. Урок-концерт “Строки, опалённые войной” явился вступительным уроком к теме “Литература периода Великой Отечественной войны” и был более эффективным, чем традиционно используемый урок-лекция. Учащиеся выступили не пассивными слушателями, а активными участниками, которые делятся со своими товарищами не только самостоятельно добытыми знаниями по теме, но и, декламируя особенно понравившиеся произведения военных лет, показывают глубину самостоятельного постижения этой темы. Песни, прозвучавшие на уроке, помогли учащимся проникнуть в мир чувств и переживаний далёкого от них поколения советских людей, вынесшего на плечах суровые испытания. С большим интересом проходит в 10 классе урок-семинар по теме “Роль литературно-художественных и общественно-политических журналов нашего времени в формировании личности человека”.
Целью данного семинара является знакомство с толстыми журналами за последние три года, проверка умения индивидуальной и групповой работы с источником, через обзор журнала дать картину сегодняшнего литературного процесса. Таким образом, я надеялась привлечь внимание учащихся к многочисленным журналам, хотела, чтобы возродилось семейное чтение.
На подготовку было дано два месяца. Для успешного выступления на уроке, необходимо было составить план сообщения, отобрать из прочитанного существенное, яркое, значимое, сделать выписки цитатного материала. Рассказ должен быть интересным, живым, проблемным. Два учащихся представляли журнал, меняясь ролями, цитировали, иллюстрировали, проза сменялась поэзией, критика – драматургией. В своём сообщении учащиеся использовали наглядность – реклама своего журнала, представленная на страницах веб-сайта. Члены редакции разместили в классе афиши своих журналов, представленные на плакате. Они получились яркие, необычные и в каждой - своя изюминка. Сколько информации представлено: история журнала, варианты оформления, награды, авторы, редакционная коллегия, иллюстрированный материал. Выступления были настолько интересными и отличались друг от друга чем-то своим неповторимым, учащиеся перевоплощались в сотрудников редакции, читали наизусть стихи авторов, размещённых на страницах их журнала. Это были журналы “Октябрь”, “Звезда”, “Наш современник” и др. Ни один учащийся не остался в стороне и безучастным к вопросам семинара. Ребята получили высокой поурочный балл, показав своё умение работать самостоятельно, творчески, вести исследование по конкретным вопросам.
А вот урок по творчеству Н.В. Гоголя в 6 классе прошел как урок-ярмарка, где учащиеся показали себя не только знатоками произведения “Вечера на хуторе близ Диканьки”, но и прекрасными артистами, умеющими перевоплощаться в героев повестей Гоголя. Этот урок был приурочен к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.
Урок литературы в 6 классе “На ярмарке Н.В. Гоголя близ Диканьки”.
Тема урока. По произведениям сборника Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Цели урока:
- Продолжить знакомство с произведениями Н.В. Гоголя, расширить представления учащихся о традициях и обычаях украинского народа:
- Развивать творческое мышление и актёрские способности, умение перевоплощаться в литературных героев;
- Воспитывать интерес и любовь к творчеству писателя, родному языку.
Оборудование: мультимедиапроектор, аудиопроигрыватель кроссворды, карточки - “гоголи”, карточки – задания викторины
Технологии: игровая, ИКТ
Ход урока.
Сообщение темы, цели и задач урока (слайд 1, 2, 3)
Первого апреля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя Н.В. Гоголя и сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с его творчеством. Одним из известных произведений, которое открыло нам этого удивительного писателя были “Вечера на хуторе близ Диканьки”, куда вошла и “Ночь перед Рождеством”, повести, изданные Рудым Паньком. Приехав в Петербург, Н.В. Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.
“Здесь так занимает всех всё малороссийское…”, - с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.
В повести “Ночь перед Рождеством” сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, показаны обычаи, традиции украинского народа.
Одним из любимых праздников украинского народа была ярмарка. Вот как изобразил ярмарку известный художник Кустодиев (слайд 4 “Ярмарка” Кустодиев”)
Давайте же и мы с вами вслед за Гоголем отправимся на ярмарку. И вот перед нами распахнулась широкая, вольная ярмарка. А кто же это нас встречает? Ну, конечно же, скоморохи.
(урок продолжает театрализованное представление, в класс вбегают скоморохи, в костюмах)
- Пожалуйте, гости дорогие!
- Веселья вам да радости!
- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем!
- У нас для каждого найдётся местечко и словечко!
- Припасли мы забавушек на всякий вкус! Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
- Удобно ли вам, гости дорогие, Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Пора начинать ярмарку.
- Ярмарка Н.В. Гоголя открывается!
(музыка “Коробейники”)
Первый ведущий. Ще, Боже ти мий, Господе! Чего нема на тий ярмарци! Колёса, скло, дьоготь, тютюи, ремень, цибуля. Крамари всяки… Так, що хочь би в кишени було рубли в тридцать. Той тодди б не закупив усиси ярмарки (слайд 8)
Второй ведущий. А вот как Николай Васильевич описал ярмарку в повести “Сорочинская ярмарка” : “как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятьях своих! На небе ни облака! В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на возлюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела раздаётся в степи. Лениво и без цели, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы. И ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо – его чисто зеркало… Как полно сладострастия и неги малороссийское лето! Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа. Да лет тридцать будет тому назад…”
Первый ведущий. Вот в такой день в Сорочинцах и собралась ярмарка. Шум, брань, мычание, блеяние, рёв всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыгане. Горшки, бабы, пряник, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно
Второй ведущий. Да и разговоры интересно на ярмарке послушать, побасенки да страшилки всякие. Про русалок, чертей, да про красную свитку. Вон послушайте. О чём это гутарят два кума. Пойдём и мы послушаем (учащиеся показывают небольшие сценки).
- Здорово, кум!
- На ярмарке був.
- Кума жива?
- Кобылу купил.
- Да пусть она у тебя сдохнет.
- Спасибо.
Учитель. Из разговора видно, что не поняли друг друга кумовья. А вот ещё два приятеля повстречались. Давайте послушаем, о чём их разговор…
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл.
- А где же они были?
- Да за поясом. А ты куда шагаешь?
- За семь вёрст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого же комара?
- Да того, который за нос укусить меня хочет.
- Да он же при тебе.
- Где это при мне?
- Да на носу у тебя.
Учитель. А вот и ещё сцена. Подойдём поближе
- Эй, Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Веди его сюда.
- Да не идёт.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Учитель. И так бывает. День такой – ярмарка. Бывали на разудалых ярмарках скоморохи с дрессированным медведем. Веселили народ потешками да побасенками (слайд 5 Франц Николаевич Рисс “Скоморохи в деревне”)
А вот на нашей ярмарке и Гусляр… (выходит ученик в костюме Гусляра, поигрывает на гуслях и поёт)
Ой ты, гой еси,
Николай Васильевич.
Да что ты грустный ходишь
Гоголем не смотришь.
Вот и ярмарка
Здесь раскинулась
Всё шумит, поёт,
Всех к себе зовёт, собирает народ.
Калачи продаёт.
Здесь Солоха – не женщина – сдобочка
Вас к столу непременно попросит.
Угостит анекдотом, побасочкой.
Не отпустит без шутки домой.
Познакомит с Левком и Парасочкой
Пригласит Вас в Диканьку с собой
Ой ты, гой еси, Николай Васильевич,
Кого хошь спроси
Любит всяк тебя на Руси.
Светоч смеха наш.
Ой ты, гой еси,
Не грусти.
Учитель. А мы продолжаем знакомиться с ярмаркой, а вот и коробейники, без которых не обходится ни одна ярмарка. Они подготовили нам вопросы – задания. Давайте послушаем их.
(Выходят коробейники в костюмах и с лотками, на которых лежит товар)
- Покупайте мой товар, не лежалый, всякому надобный. Кто догадается, какого кота в мешке продаю, тому денежки дадим. А денежки на нашей ярмарке не простые, “гоголи” называются. Покупайте кота в мешке”! “Кот в мешке! Кот в мешке!” (слайд 7 “Кот в мешке”).
Вопросы-задания викторины: ( за правильный ответ учащийся получает “гоголь”)
- Почему типографские рабочие прыскали и фыркали”, набирая повести Гоголя. А Пушкин сказал: “Они изумили меня…” Расскажите наиболее смешные эпизоды из этого сборника.
- Попробуйте узнать литературных героев: Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете, но в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце злобу. И для этого он решил украсть месяц. (Чёрт)
- Чёрные брови и очи, чёрные косы, невыразимо приятная у смешка, прожигавшая душу, капризна, как красавица. (Оксана)
- Ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. (Пацюк)
- Коробейники по ярмарке идут,
Свой товар на ярмарку везут, несут.
Подходи, народ бывалый, не зевай.
Всё, что нужно и не нужно, покупай.
- Покупайте корнеплод, будьте сыты круглый год. (Картофель) Каждый наш товар упоминается в произведениях Гоголя.
- Вот украинская женская обувка. Чудная! Ей и сама царица, пожалуй, позавидовать может. Из какого произведения Гоголя эта обувь? (“Ночь перед Рождеством”)
- Хороший торг. Удалась ярмарка на славу. А чьи это мешки? Что за колядовщики их потеряли? Кто сидел в этих мешках? (Мешки Солохи. Сидели в них: дьяк Осип Никифорович, Чёрт, Чуб, Голова)
(На протяжении урока звучит музыка “Коробейники”)
Учитель. Ни одна ярмарка не обходится без соревнований, пробы сил. Вот и мы проведём соревнование на выявление лучшего знатока произведений Н.В. Гоголя. “Загадки на еже – колючке”. (Класс делится на две команды, вопросы задаются поочередно каждой команде, время 15 сек) (слайд9)
Вопросы:
- Сколько частей в цикле повестей “Вечера на хуторе…”? (Две)
- Какое хобби было у кузнеца Вакулы? (Малевал и был церковным певчим)
- Должностное лицо. От которого, как говорили, “Ни одна ведьма на свете не ускользнёт” (заседатель)
- Должностное лицо, возраст шаровар которого сравнивался с возрастом дома кума. (Голова)
- Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)
- Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (сундук)
- Зачем кузнец Вакула отправился в Петербург? (за черевичками)
- Назови транспорт, на котором летел кузнец? (спина чёрта)
Учитель. Молодцы, получите свои “гоголи” А какая же ярмарка обойдётся без угощения. Давайте с вами узнаем, чем угощались на ярмарке? А уж гоголевские герои как любят поесть. Предлагаю вам меню гоголевских героев (слайд 10)
- Кто ел вилкой мало, чем меньше тех вил, которыми мужик берёт сено? Назови героя и произведение. (Дед. Рассказ “Пропавшая грамота”).
- Что ел Пацюк, когда кузнец Вакула пришёл к нему за помощью? (галушки)
- “Вишь какое диво!” - подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот час же заметил, что что-то лезет ему в рот, оттолкнувши его и вытерев губы, кузнец вышел. Что это было и чем вымазал губы кузнец? (вареник и сметана)
- Почему Вакула оттолкнул Вареник? (Постился в канун Рождества).
Учитель. Замечательно! Вы прекрасно справились со всеми заданиями (слайд11). А что это там происходит возле ятхи (род палатки или шатра) Там соревнуются хлопцы (парни) и чумаки (обозники, едущие в Крым за солью и рыбою. Отправимся и мы туда и поможем им ответить на вопросы Пасечника. Кто даст больше правильных ответов в разгадывании кроссворда “Ночь перед Рождеством” (Приложение 2)
За правильный ответ получают “гоголь”
Учитель. Ну, вот и подошла к концу ярмарка, стал народ расходиться по домам, да и нам пора.
Подведение итогов урока, подсчёт гоголей, оценки за участие в уроке.
Домашнее задание: написать сочинение “Что нового я узнал на уроке – ярмарке”? “Какой показана ярмарка в произведениях Н.В. Гоголя” (по выбору одну из тем).