Урок-исследование по литературе в 10-м классе по теме "Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…"

Разделы: Литература


И через века он с нами-
Каждым словом,
Необходимым сердцу и уму…
И. Смирнов

Живы лишь песни…
Спасибо сердечное,
Скажем тебе мы за доброе, вечное,
Наш незабвенный поэт!..
Е.Нечаев

Цели урока:

  • организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ;
  • формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
  • открыть глубже поэтический мир Некрасова, повысить интерес к художественному слову;
  • на примере лирики Некрасова показать, что век 19, запечатлённый в образах и красках, век огромного взлёта русской культуры не отдаляется, а приближается к нам;
  • создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию, пробудить интерес к творчеству поэта;
  • развивать творческий потенциал учащихся, который необходим для дальнейшего самообразования в условиях совершенствования средств ИКТ.
  • Подготовка к уроку: повторение ранее изученных произведений Н.А. Некрасова;
    формирование групп исследователей творческого наследия поэта: литературоведов и искусствоведов, индивидуальные задания для выразительного чтения стихов Н.А. Некрасова.

    Оформление урока: мультимедийная презентация, выставка книг, портрет Н.А.Некрасова, музыкальные произведения к уроку.

    Слайд № 1(тема урока, портрет Н.А. Некрасова, эпиграфы к уроку).

    Учитель. Творчество Н.А. Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без которых нельзя представить развитие русской литературы и русской общественной жизни. С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике Н.А. Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50-70-х годов 19 века - разночинной революционной демократии.

    Слайд №2(Высказывание и портрет А.В.Луначарского)

    В 1923 году А.В.Луначарский отмечал: «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы всё же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Н.А.Некрасова».

    Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.А.Некрасова, начатое на уроках литературы в 7-м классе. Чтобы отправиться дальше по тропе к поэту, накануне урока вы получили задание поискать интересные факты из жизни Н.А.Некрасова, провести исследование отдельных страниц его биографии и творчества, поделиться впечатлениями о произведениях, вами прочитанных, высказать своё мнение об эпохе, в которой творил поэт.

    Вам известно, что началось всё в далёком 1821 году, в конце декабря, когда в местечке Немирово, на Украине, в семье отставного майора родился мальчик, будущий поэт Н.А.Некрасов.

    1-й ученик из группы литературоведов.

    В его поэзии выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с её прошлым и настоящим, несмотря на то, что в этом прошлом и настоящем было немало трудного, мрачного, отталкивающего. Некрасов беспощаден и резок даже в картинах своих детских воспоминаний:

    И вот они опять, знакомые места,

    Где жизнь отцов моих бесплодна и пуста,

    Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

    Разврата грязного и мелкого тиранства;

    Где рой подавленных и трепетных рабов

    Завидовал житью последних барских псов,

    Где было суждено мне божий свет увидеть,

    Где научился я терпеть и ненавидеть…

    (Из стихотворения «Родина»).

    2-й литературовед. Юный Некрасов, написав свои стихи в 7 лет, преподнёс их «любезной маменьке», пробудившей в сыне сочувствие людскому горю. Она не дала юному сердцу ожесточиться и очерстветь.

    Учитель. Елена Андреевна, будучи первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына, всячески поощряя его занятия литературой, мечтала, чтобы Николай стал образованным человеком, и подала ему мысль о необходимости поступить в университет. Так у него появилась мечта. Взрослея в трудной семейной обстановке, мечтал будущий поэт на заре своей юности о «прекрасном далёко». (Звучит 1-й куплет и припев песни «Прекрасное далёко»).

    3-й литературовед. Возможность вырваться в новое свободное от родительских неурядиц пространство представилась Н.А.Некрасову в июле 1838 года. Избрав для сына военную карьеру, отец отправляет его в Петербург для определения в Дворянский полк.

    Ослушавшись отца, он подаёт документы в университет. За это непокорный сын был лишён материальной поддержки. Поэт вспоминал: «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть…Уму непостижимо, сколько я работал!»

    4-й литературовед .Девятнадцатый век, земную жизнь пройдя до половины, вообразил, что наука ко всем своим чудесам должна присоединить ещё и такое общественное устройство, при котором исчезли бы и бедность, и болезни, и…

    Пламенные гуманисты упустили из виду, что при самом наиразумнейшем социальном строе люди будут стареть, терять близких, разрываться между долгом и страстью, среди покоя изнывать от скуки, среди бурь терзаться от тревог… Вот в это время Н.А.Некрасова провозгласили певцом народных страданий, зовущим к борьбе за новую счастливую жизнь.

    (На фоне мелодии Э.Моррикона «Одинокий пастух» учащиеся читают стихи Н.А.Некрасова)

    Всё рожь кругом, как степь живая,

    Ни замков, ни людей, ни гор…

    Спасибо, сторона родная,

    За твой врачующий простор!

    Я твой, пусть ропот укоризны

    За мною по пятам бежал,

    Не небесам чужой отчизны-

    Я песни родине слагал.

    И ныне жадно поверяю

    Мечту любимую мою

    И в умиленьи посылаю

    Всему привет…

    Я узнаю суровость рек,

    Всегда готовых с грозою выдержать войну,

    И ровный шум лесов сосновых,

    И деревенек тишину…

    И нив широкие размеры…

    Храм божий на горе мелькнул-

    И детски чистым чувством веры

    Внезапно на душу дохнул.

    Нет отрицанья, нет сомненья,

    И шепчет голос неземной:

    Лови минуту умиленья,

    Войди с открытой головой!

    5-й литературовед. А между тем начинал он бледно. Первая его публикация в журнале «Сын Отечества» в октябре 1838 года ( стихотворение «Мысль» с редакционным примечанием: «Первый опыт юного 16-летнего поэта») не обещала ничего интересного.

    Девятнадцати лет отроду, издав свой первый сборник « Мечты и звуки», он, подобно Н.В Гоголю, сжёг потом тираж своей первой книги- и понятно отчего. В.Г. Белинский мимоходом (что было ещё обиднее) её буквально уничтожил, дважды заметив в короткой, на одну страницу, рецензии, что «посредственность в стихах нестерпима».

    6-й литературовед. Сочиняя до середины 1840-х годов для заработка водевили и даже куплеты к чужим водевилям, стихотворные сказки, повести,- словом, «статейки в стихах», он скоро довёл свою и без того бойкую поэтическую речь до подлинного совершенства, до той естественности и свободы, когда и прозой не скажешь точнее.

    Один из современных литераторов сказал о Николае Некрасове: «Каждое его стихотворение можно переписать, пересказать, объяснить прозой». Такое мнение распространено, но оно далеко от истины. Н.А.Некрасов - в этом его особая заслуга- нашёл ту горько- ироническую интонацию, при которой поэтическая форма оттеняет и подчёркивает прозаичность, грубость, будничность содержания. На стыке высокой поэзии и самой обыденной прозы высекается искра новой поэтики.

    4-й литературовед. Поистине судьбоносным стал для Н.А. Некрасова 1845 год, когда были написаны «Современная ода» и «В дороге». «В дороге» поэт прочитал в кружке Белинского, который, подойдя и обняв его, воскликнул со слезами в глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»

    В этом стихотворении Некрасов обращается к жанру путешествия. Главное в удивительном, неразрывном единстве авторского и народного чувствования жизненной реальности во всём её драматизме.

    7-й литературовед. С 1846 года Некрасов проявляет свои незаурядные способности, став главным редактором журнала «Современник». Около 20 лет он трудился на этом поприще. Литературная деятельность Некрасова в годы расцвета « Современника» достигла своего апогея: каждое его произведение воспринималось читателями и критиками как событие.

    Некрасов, как и близкий ему бытописец А.Н.Островский, беспощадно обнажает тёмные стороны народного быта с его косностью, домашним тиранством, нищетой и покорностью перед власть имущими. Но для Некрасова этот уродливый быт возник не сам по себе, а явился прямым

    следствием общего морального упадка.

    ( Чтение стихотворения «Нравственный человек»).

    5-й литературовед. Большое место в творчестве поэта заняла интимная лирика. Совершенно иные отношения устанавливаются в стихах Некрасова между миром лирического героя и женщиной.

    .В «панаевском» цикле не просто создаётся новый характер в развитии, в разных неожиданных его проявлениях.

    Учитель. Мир лирики Некрасова непреодолимо трагичен, безвыходно страшен.Как трагическое и безвыходное противостояние решается у него тема любви- в поэтическом дневнике, где отражены сложные отношения поэта с гражданской женой А.Я.Панаевой.

    ( На фоне мелодии вальса Е.Доги к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» ученик и ученица читают стихи Н.А.Некрасова).

    Юноша:

    Мы разошлись на полпути,

    Мы разлучились до разлуки,

    И думали: не будет муки

    В последнем роковом «прости».

    Но даже плакать нету силы,

    Пиши - прошу я одного…

    Мне эти письма будут милы

    И святы, как цветы с могилы-

    С могилы сердца моего.

    «Прощание».

    Девушка:

    Прости! Не помни дней паденья,

    Тоски, унынья, озлобленья,-

    Не помни бурь, не помни слёз,

    Не помни ревности угроз!

    Но дни, когда любви светило

    Над нами ласково всходило

    И бодро мы свершали путь-

    Благослови и не забудь.

    «Прости».

    Юноша:

    Давно - отвергнутый тобою,

    Я шёл по этим берегам

    И, полон думой роковою,

    Мгновенно кинулся к волнам.

    Они приветливо яснели.

    На край обрыва я ступил-

    Вдруг волны грозно потемнели,

    И страх меня остановил!

    Поздней - любви и счастья полны,

    Ходили часто мы сюда,

    И ты благословляла волны,

    Меня отвергшие тогда.

    Теперь один, забыт тобою,

    Чрез много роковых годов,

    Брожу с убитою душою

    Опять у этих берегов.

    И та же мысль приходит снова-

    И на обрыве я стою,

    Но волны не грозят сурово,

    А манят в глубину свою…

    « Давно- отвергнутый тобою…»

    5-й литературовед. Женщина в лирике Некрасова, пусть даже роковая и взбалмошная, как в его «панаевском» цикле, или победительно красивая и сильная, как в поэмах, или безоглядно жертвующая собой, как в « Русских женщинах»,- тоже обречена.

    6-й литературовед. Надо сказать, что через всю поэзию Некрасова проходит образ матери. С какой проницательной жалостью он описал тоску матерей, оплакивающих своих сыновей, не вернувшихся с войны.

    ( Ученик читает стихотворение «Внимая ужасам войны»)

    Искусствовед. Могучий талант Некрасова распространил своё влияние на все сферы культурной жизни России. Многие стихи его стали народными песнями, на слова Некрасова написаны десятки романсов. В популярности песен на стихи Некрасова бессмертие поэта и его сегодняшняя жизнь среди нас.

    (Звучит запись песни «Что ты жадно глядишь на дорогу?» в исполнении Л.Зыкиной)

    Искусствовед. Стихотворения Некрасова созвучны полотнам художников- передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин.

    Слайд №3.Репродукция картины И.Е.Репина «Бурлаки».

    Почти пригнувшись головой

    К ногам, обвитым бечевой,

    Обутым в лапти, вдоль реки

    Ползли гурьбою бурлаки…

    «На Волге».

    Слайд №4.Репродукция картины В.Г.Перова «Проводы покойника».

    Савраска увяз в половине сугроба-

    Две пары промёрзлых лаптей

    Да угол рогожей покрытого гроба

    Торчат из убогих дровней…

    «Мороз, Красный нос» ч.1. «Смерть крестьянина».

    Слайд №5.Репродукция картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».

    Мы надрывались под зноем, под холодом,

    С вечно согнутой спиной,

    Жили в землянках, боролися с голодом

    Мёрзли и мокли, болели цингой.

    « Железная дорога».

    Слайд№6.Репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь».

    Всё рожь кругом, как степь живая,

    Ни замков, ни лесов, ни гор…

    Спасибо, сторона родная,

    За твой врачующий простор!

    «Тишина».

    Слайд№7.Репродукция картины А.А.Рылова «Зелёный шум».

    Идёт-гудёт Зелёный шум,

    Зелёный шум, весенний Шум!

    «Зелёный шум».

    Учитель. В начале 1877 года П.М.Третьяков заказал Крамскому портрет Некрасова. Это был самый трудный период в жизни поэта. Болезнь. Работа по 10-15 минут. За больным поэтом ухаживали сестра Анна и жена, которой он посвятил стихотворение «Двести уж дней и ночей…» ( Чтение этого стихотворения)

    Слайд№8. Репродукция картины И.Крамского «Некрасов в период «Последних песен».

    Я вижу всё. А рано смерть идёт,

    И жизни жаль мучительно.

    Я молод,

    Теперь поменьше мелочных забот,

    И реже в дверь мою стучится голод;

    Теперь бы мог я сделать что-нибудь.

    Но поздно.

    «Последние песни».

    Учитель. Подводя итог нашему уроку, надеюсь, что вы, ребята, уяснили, что Н.А.Некрасов писал на злобу дня. И там, где это выходило из души, где он поднимался до общенародного, обще-национального в осмыслении событий, возникали гениальные художественные произведения.

    Слайд№9.Портрет Ф.М.Достоевского и его высказывание.

    « У Некрасова была своя, своеобразная сила в душе, не оставлявшая его никогда… Сердцем своим, великим поэтическим вдохновением своим он неудержимо примыкал в иных великих стихотворениях своих к самой сути народной».

    Многие поэты последующего поколения явились продолжателями традиций Н.А.Некрасова.

    Слайд № 10.Поэты «некрасовской школы».

    Владимиру Маяковскому принадлежат слова: «Во всяком случае в истории освободительного движения некрасовские стихотворения пользовались неизмеримо большим значением, чем вся остальная литература».

    Михаил Исаковский утверждал: «Пушкин, а вместе с ним и другой любимейший мною поэт- Некрасов избавили меня от ошибок и заблуждений».

    В последнее время Н.А.Некрасова всё больше объявляют поэтом чисто философской проблематики, поэтом, далёким от социальных бурь…И всё же не следует забывать, что Н.А.Некрасов при всём его трагизме, иронии, свободе и широте взглядов - был поэтом глубоко социальным. Он страстно сочувствовал всем страдающим, рыдал над нищими, убивался над судьбой русской одинокой крестьянки, жалел всех униженных и обиженных. Он испытывал отчаяние и тоску при виде безвыходного людского горя. Актуально звучат некрасовские строки спустя почти 200 лет:

    Столица наша чудная

    Богата через край.

    Житьё в ней нищим трудное,

    Миллионерам рай.

    Н.Некрасов «Говорун».

    Рекомендуя вам, ребята, литературу для подготовки к уроку, я хотела, чтобы у вас остался живой образ поэта,- такой, каким он возник у Е.Евтушенко в его вступлении к поэме «Братская ГЭС».

    Слайд №11.Портрет Е. Евтушенко и отрывок из поэмы «Братская ГЭС».

    Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

    боль иссечённой музы твоей-

    у парадных подъездов, у рельсов

    и в просторах лесов и полей.

    Дай твоей неизящности силу.

    Дай мне подвиг мучительный твой,

    чтоб идти, волоча всю Россию,

    как бурлаки идут бечевой.

    Звучит мелодия Э. Моррикона №19.

    Подведение итогов Домашнее задание:

    1. Прочитав стихотворения «Внимая ужасам войны» и «Рыцарь на час», покажите, с каким чувством поэт пишет о судьбе матерей? Какие поэтические образы и прямые лирические высказывания автора в этих стихотворениях позволили современному исследователю сказать, что «материнская любовь олицетворяет для Некрасова всё самое несомненное и человечное. Это – нечто первичное и безусловное».

    2. Представьте, что вам дано право рекомендовать 10 стихотворений Некрасова для изучения их в школе. Какие бы стихи выбрали вы, чтобы создать у учащихся верное и заинтересованное отношение к поэту, и почему?

    3. Вам поручено художественно оформить обложку книги «Избранные стихотворения Н.А.Некрасова». Какими идеями вы бы руководствовались, создавая обложку? Как передали бы в ней тон и направленность поэзии Некрасова?

    Презентация