Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов)

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный (урок-обозрение, литературно-музыкальная композиция)
Оборудование: компьютер, экран, диски DVD с фильмами, диск «Фонохрестоматия к учебнику литературы. 6 класс», портреты писателей, выставка книг о войне, сочинения, рисунки учащихся о войне, фотовыставка «Город-герой Волгоград»
Цели: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне, помочь осмыслить тему войны. Эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны, заставить задуматься над истоками мужества целых поколений людей, отдавших жизнь за свободу Родины. Воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения, гордости за заслуги дедов и отцов перед Отечеством, уважительное отношение к старшему поколению.

ХОД УРОКА

Просмотр кадров из кинофильма «Ночные ведьмы».

Ученик:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»

Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года -
это не просто роковая дата, а рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Ученик:

22 июня…
Ровно в 4 часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель: Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния, сколько надежд на скорую победу! И сегодня на уроке литературы, который мы проводим в форме урока – обозрения «Строки, опаленные войной…», прозвучат стихи о Великой Отечественной войне. И мы постараемся мысленно представить те события, участниками которых были авторы стихов, попытаемся понять их чувства, настроение, переживания, что тревожило их и печалило в происходящем. Почему именно чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?

Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (Диск. Фонохрестоматия к учебнику литературы. 6 класс, автор В.Я. Коровина)

Ученик: Автор этого стихотворения К.М. Симонов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны К.М. Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову, он пишет о любви к Родине. Пишет просто, задушевно, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.

Учитель: Победу ковали не только те, которые были на фронте, на передовой, но и те, кто был в тылу, вселял надежду, верил и ждал и своим ожиданием спасал бойцов, воинов от вражеских пуль.

Звучит в записи стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».

Ученик: Стихотворение «Жди меня» посвящено жене поэта, актрисе Валентине Серовой. Любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.
Вскоре это стихотворение, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярной песни, которую пели и в тылу, и на фронте.

Звучит в записи песня «Жди меня» К.М. Симонова.

Ученик: Стихотворение А.Ахматовой «Клятва»

Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.
Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух.
Уже на третий день войны как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслась по просторам нашей Отчизны песня «Священная война» Лебедева-Кумача.

Звучит в записи песня «Священная война».

Учитель: Эта песня заставляла помнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.
Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Юшкин, Аркадий Гайдар и молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий. Они писали не только о героизме и мужестве советских солдат, но свое грозное оружие они направляли против фашистов, насильников, грабителей, дикарей. В их стихах перед нами, как на экране, проходили ужасы войны.

Ученик: Стихотворение Павла Железнова «Дети».

Ученик: Стихотворение С.Я. Маршака «Детский дом в Ельне».

Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Варварство».

Ученик: Мусса Джалиль – молодой татарский поэт. На войне тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага, оказался в фашистском застенке тюрьмы в Берлине и был казнен в 1944 году.

Ученик: Стихотворение М.Джалиля «Мои песни».

Учитель: Стихи и песни звали советских воинов на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Отечества.

Ученик: Стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы».

Учитель: Ребята! Мы живем с вами на священной Сталинградской земле. Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. И как напоминание об этом музей-панорама «Сталинградская битва», Дом Павлова, Мамаев курган.

Заочная экскурсия по фотовыставке «Город-герой Волгоград» (проводят 2 ученика-экскурсовода).

Учитель: Стихи наших волгоградских поэтов – это голос героической души нашего народа, это память о защитниках Сталинградской земли, нашей великой Родины.

Ученик: Стихотворение М. Агашиной «Ах вы, ребята-ребята…».

Учитель: Многие стихи М. Агашиной положены на музыку.

Звучит в записи песня «Солдату Сталинграда».

Тема войны, Сталинградской битвы, Сталинградской победы волнует и ваши юные сердца. Ученик нашего класса Прудников Александр написал стихотворение и посвятил его этой великой дате.

Ученик: Звучит стихотворение «Мамаев курган» в исполнении автора.

Мамаев курган

Я подхожу к Мамаеву кургану,
С волнением стою у Вечного огня.
И вижу, будто на экране:
Война… И Сталинград – броня!

Под Сталинградом танки грохотали,
И Волга вся была в огне.
Отцы и деды город защищали.
Об этом надо помнить и тебе, и мне.

Нельзя забыть тех страшных дней,
Тот ужас, страх и смерть людей!
И мы в ответе за планету,
За все, что будет в мире этом!

Учитель: В Волгограде, у Вечного огня, стоят в вечном почетном карауле волгоградские мальчишки.

Ученик: Стихотворение М. Агашиной «Мальчишкам Волгограда».

Учитель: К юбилейным датам Сталинградской победы традиционно проводятся конкурсы сочинений издательством «Волгоград». В 2007 году выпущена книга «Легендой стала юность дедов», куда вошли и лучшие сочинения учащихся нашей школы Обмановой Анастасии и Шульмейстер Татьяны. (Книга представлена на выставке).
А также в 2009 году учащиеся нашей школы Бондаренко Анна и Прудников Александр стали победителями районного конкурса сочинений «Люди из легенды».

Учитель: Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает волновать сердца людей? Почему писатели и поэты обращаются к этой теме?

Звучат высказывания, ответы учащихся. Ребята иллюстрируют свои ответы рисунками.

Заключение: 2 ученика читают отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.

Помните!
Через века,
через года, –
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, –
помните!

Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какой ценой завоёвано счастье…

Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда, –
заклинаю, –
помните!