Цель урока: на примере стихотворения Тукая «Молодежь» показать влияние творчества М.Ю. Лермонтова на формирование принципов татарского поэта; воспитание личности с активной гражданской позицией. (1 слайд)
Оборудование урока: Портреты М. Ю. Лермонтова и Габдуллы Тукая.
Эпиграф к уроку:
Пушкин — море, море — Лермонтов!
В небе вечности сверкай,
Негасимое созвездие:
Пушкин, Лермонтов, Тукай.
(Г. Тукай. «Ответ»)
(2 слайд)
Cловарная работа: аллегория – изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь).
Пафос - идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.
Гражданский пафос.
Дума - стихотворение философско-исторического содержания. (3 слайд)
Ход урока
Учитель. Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите на доске?
Ученик. Портреты выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и татарского народного поэта Габдуллы Тукая. (4 слайд)
Учитель. Давайте вспомним годы жизни этих поэтов .
Ученик. М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году и погиб на дуэли в 1841 году, а Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч, Менгерской волости, бывшей Казанской губернии, а умер в 1913 году.
Учитель. Ребята, таким образом, эти два великих поэта не только принадлежат к литературе разных народов, не только творили на разных языках, но и жили в разные эпохи. Что же может их объединить? Почему я организовала их встречу на нашем сегодняшнем уроке? Вот об этом мы с вами и поведем разговор.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Я просила группу «Эрудитов» подготовить на сегодняшний урок и выступить с небольшим сообщением на тему «Судьба поколения 30-х гг. в лирике М.Ю.Лермонтова». Вначале дадим слово основному выступающему.
Сообщение ученика (примерный вариант). Тридцатые годы девятнадцатого столетия были страшной порой в жизни России. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму для русского народа и в тюрьму для «инородцев». Малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись.
Трагичной была судьба многих молодых мыслящих людей из числа передовых дворян. Вот что писал о них А. И. Герцен в своей книге «Былое и думы»: «Им раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая; они были слишком молоды, чтобы участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него... Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным». О том, как проходила юность его поколения, Герцен писал в книге «О развитии революционных идей в России»: «Нам дают широкое образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира, а потом кричат: «Оставайтесь рабами, немыми и пассивными, иначе вы погибли»...
Такой же вопль души мы слышим в юношеском стихотворении Лермонтова, написанном в 1829 году:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
...И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша,
И уж ничто души не веселит.
(5 слайд)
Юный поэт страшится, что слепая судьба умертвит его «возросший деятельный гений» раньше, чем он сможет до конца пройти путь своего «самопознанья», а также познать «все, в чем есть искра жизни». Отсюда в высшей степени характерное для Лермонтова признание:
... и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Для него «жизнь скучна, когда боренья нет».
Такими признаниями наполнено не только стихотворение-исповедь «1831-го июня 11 дня», но и многие другие лермонтовские произведения 30-х годов. В них юный поэт правдиво передал мысли и чувства своего поколения.
В 1840 году Лермонтов присутствовал на маскарадном бале в Благородном собрании под новый год. На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось поводом для написания стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...».
В начале стихотворения поэт несколькими штрихами рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Поэту дороги родные тархановские места: «... сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня...».
В стихотворении, обличая высший свет, противопоставляется ему богатство духовного мира самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к «бездушным людям», мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвее понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Создание своей обреченности подчеркнуто поэтом кольцевой замкнутой композицией произведения: в конце стихотворения поэт, опомнившись, вновь видит ненавистную «пеструю толпу» духовно чуждых ему людей.
Дополнения учащихся.
В стихотворении «Монолог», написанном в 1829 году, лирический герой высказывает мысль, что само общество обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
(6 слайд)
И даже в известном стихотворении «Бородино» мы видим размышления поэта о «нынешнем племени», которое живет по безнравственным законам, когда не достоинства человека, а случайность рождения и способность к интригам определяют его судьбу.
Учитель. Ребята, какой же вывод из сообщений ваших товарищей мы можем сделать?
Ученик. Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения — сквозная тема в его лирике.
Учитель. Да, действительно, Михаил Юрьевич Лермонтов много размышлял, пытался понять, объяснить, а порою даже ставил в упрек бесполезную с точки зрения истории жизнь поколения 30-х годов XIX века. И об этом еще одно стихотворение поэта, написанное в 1838 году, стихотворение-исповедь «Дума». (Выразительное чтение стихотворения.) Что нам известно об истории создания этого стихотворения?
Ученик. В 1838 году бабушка Лермонтова добилась разрешения на возвращение поэта из ссылки. Вскоре после приезда в Петербург Лермонтов напечатал в журнале «Отечественные записки» стихотворение «Дума». Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
В этих горьких словах Белинский услышал, «громы негодования», он почувствовал в них «грозу духа, оскорбленного позором общества». Великий критик увидел в «Думе» исповедь одного из лучших представителей поколения, живущего в страшные годы реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. «Эти стихи, - с волнением говорил Белинский, — писаны кровью... И кто же из людей нового поколения найдет в нем разгадки собственного уныния душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном».
Учитель. Какова тема стихотворения?
Ученик. «Дума» занимает значительное место в лирике М.Ю. Лермонтова. В стихотворении поднята одна из центральных тем его творчества — судьба поколения, обреченного в условиях Николаевской реакции на бездействие.
- Что вы можете сказать о жанре стихотворения?
- Жанр определен в названии. Дума - поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы, в частности Константин Рылеев, напечатавший свои знаменитые «Думы» полные гражданского пафоса. Дума - это стихотворение историко-философского содержания.
Ученица. Белинский определяет это стихотворение, как стихотворение-исповедь, как размышление. Лермонтов одновременно негодует и грустит. «Дума» — не только осуждение. Это призыв к активной деятельности, к пробуждению гражданской совести у поколения, старящегося в бездействии.
Учитель. В чем видит поэт трагедию поколения и кого винит в ней?
Ученик. Лермонтов не может примириться тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:
... К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властью — презренные рабы.
2-й ученик. Поэт говорит, что занятия наукой бесплодны, так как знания не переходят в непосредственное действие на благо общества.
3-й ученик.
И даже искусство не волнует их
...Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят…
4-й ученик. Лермонтов говорит, что его ее современники — образованные люди — не испытывают ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений:
…И ненавидим мы, и любим мы случайно,Учитель. Ребята, я просила группу «Теоретиков» для нашего урока составить цитатную характеристику поколения, данную Лермонтовым в этом стихотворении.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...
Ученики-«теоретики». Вот как характеризует поэт свое поколение: «Богаты... ошибками отцов», «К добру и злу постыдно равнодушны», «Перед опасностью позорно-малодушны», «Перед властию... рабы», «Иссушили ум наукою бесплодной», «И ненавидим мы, и любим мы случайно (Цитатную характеристику мы отпечатали и разложили на партах.)
Учитель. Что вы можете сказать о композиции стихотворения?
Ученик. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о поколении 30-х годов («Печально я гляжу на наше поколенье!...»)
В восьми последующих четверостишьях развивается и доказывается мысль, высказанная в Думы». Лирического героя огорчает то, что его современники живут «ошибками поздним их умом». Стихотворение заканчивается убийственным выводом:
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Учитель. Каким стихотворным размером написано произведение?
Ученик. Печально я гляжу на наше поколенье, первой строчке, стихотворение написано шестистопным ямбом.
Учитель. Внимательно прочтите, какие качества дает стихотворению шестистопный ямб?
Ученик. Шестистопный ямб придает стиху плавность, некоторую замедленность, что соответствует характеру лирического раздумья.
Учитель. Посмотрите, нет ли укороченных строк. С какой целью они используются?
Ученик. Да, в тексте встречаются и пятистопные и трехстопные стихи. Пятистопный ямб: «Мы лучший сок навеки извлекли...»; четырехстопный ямб: «Как пир на празднике чужом». При правильном выразительном чтении мы заметим, что укороченные пятистопные и четырехстопные произносятся более энергично и резко. На них падает смысловое ударение.
Учитель. Великому Тукаю – сто двадцать три года. Уже сто двадцать три! А вдуматься, так ему ведь до сих пор только двадцать семь! Он по-прежнему молод, по-прежнему в рядах бесстрашных борцов. Тукай сыграл поистине выдающуюся роль в развитии татарской литературы. Без его имени и творческого наследия невозможно представить ни прошлого, ни настоящего нашей национальной культуры. В историю ее Тукай вошел как основоположник современного татарского литературного языка и как родоначальник новой литературы – литературы критического реализма. Величие Тукая определяется истинной народностью его творчества, силою художественного дарования. Талант великого поэта как бы омолодил многовековую татарскую поэзию – вдохнул в нее юношеский взлет мысли и свежесть чувств, внес в нее дыхание новой эпохи. (Краткое выступление ученика о жизни и творчестве Г. Тукая)
Ученик. Родился Мухамет Гарифович Тукаев 26 (14) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда (рисунок 2). Отцом Тукая был мулла Мухамметгариф, матерью – Бибимамдуда Зиннатуловна. (рисунок 3), (рисунок 4). Рано потеряв родителей, маленький Габдулла изведал всю горесть сиротства – скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сосна, Кырлай. (рисунок 5) С 1895 года жил в Уральске. Далекий степной город стал для будущего поэта своеобразным университетом. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий; древнюю поэзию Востока, посещает русский класс. В библиотеке Пушкинского народного дома он знакомится с бессмертными творениями русских писателей.
Под влиянием которых началось формирование его литературно-эстетических взглядов. В 1905 году он работает наборщиком русской газеты «Уралец», а через год – корректором, корреспондентом, фактическим редактором газет и журналов, издававшихся в Уральске на татарском языке. Журналистская деятельность Тукая начинается вместе с Камилем Мотыйги. В 1906-1907 годах они выпускают газету «Фикер» и журналы «Эльгасрельжадид» и «Уклар». ( рисунок 6).
За короткое время имя Тукая становится известным далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Оренбурга, Казани. Осенью 1907 года Тукай переезжает в Казань – «очаг науки, искусства и просвещения», знакомится с передовой татарской интеллигенцией. Одним из близких друзей Тукая был Фатих Амирхан, известный татарский писатель, который поддерживал молодого поэта в трудные минуты. История сохранила для нас фотографию, запечатлевшую Г. Тукая с Ф. Амирханом. ( рисунок 7). В Казани он живет в гостинице «Булгар». ( рисунок 8). Здесь он начинает публиковать свои произведения в демократической молодежной газете «Эль-Ислах». Гонорар в газете был очень мал, поэтому Тукай поступил экспедитором в издательство «Китап», где одновременно становится и корректором, и книгоношей, и подсобным рабочим.
Учитель. Ребята, а как в творчестве Г. Тукая освещается тема о молодежи?
Ученик. Да, большое место в творчестве Тукая занимает эта тема. На молодежь, которая отдаст свои неистраченные силы делу служения народу, поэт возлагал большие надежды. Он деть новое, подрастающее поколение, мужественным, свободным от пут религиозного фанатизма, националистических гудков, рабской морали. Во многих стилях Тукай обращается к молодежи с призывом бороться за лучшую жизнь. Он гневно обличает тех, кто изменил делу свободы, кто ищет спокойствия, мирится с существующим злом, стремится лишь к личному благополучию и обогащению. Тревожные раздумья о поведении интеллигентной молодежи, её душевной пустоте и безразличии к жизни, о трагическом положении художника содержат стихотворения «Грусть», «Сожаление», «Безнравственность», «Молодежь».
Учитель. Вот о стихотворении «Молодежь», написанном Габдуллой Тукаем в 1910 году, мне бы хотелось поговорить более подробно. Мы послушаем это стихотворение на татарском языке (одна ученица читает на татарском),а затем выслушаем выразительное чтение сотворения на русском языке:
Плетется мой народ шатающейся тенью, —
Не вспыхнув, гаснет жар в растущем поколенье.
В душе, что так вчера для общества пылала,
Теперь ни искорки — там только чад и тленье.
Где тот, кто чист и, преданный народу,
Пред золотым тельцом не преклонил колени?
Ребенок на пути набрел на побрякушку
И то, за чем он шел, забыл в одно мгновенье.
Вот так и молодежь: лишь золото увидит,
разбогатеть — одно ее стремленье.
Торгашеством у нас писатель промышляет,
Едва он написал одно произведенье.
Как создана душа у этой молодежи, —
Ни крохи мужества, ни капли вдохновенья!
Как верим мы легко в бессилие народа,
Величие отцов забыв без сожаленья!
С народным знаменем мы вышли в путь далекий:
Мол, не свернем вовек с пути освобожденья!
Упали мы, пройдя две-три версты, не боле.
«Не хватит, братцы, сил, пожалуй, и терпенья».
(1910 г. Перевод Р. Морана.)(7 слайд)
Учитель. Что сразу заметили при первом прослушивании стихотворения Тукая?
Ученик. Стихотворение «Молодежь» во многих отношениях перекликается с произведениями-думами русского поэта. Тукай так же, как и Лермонтов, обнажает беспощадную правду о молодом поколении, осуждает его безволие и бездействие, пресмыкательство перед золотом и мещанское самодовольство.
Учитель. Какова идея стихотворения Тукая?
Ученик. Основная идея стихотворения — это идея обличения и осуждения молодого поколения, и даже его жанр — печальная дума.
Учитель. Каков тон стихотворений?
Ученик. «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Тон стихотворения «Молодежь» воспроизводит эмоцию отчаяния, охватившего лирического героя:
... Где тот, кто чист и, преданный народу,
Пред золотым тельцом не преклонил колени?
...Как верим мы легко в бессилие народа,
Величие отцов забыв без сожаленья?!
Учитель. Ребята, один из исследователей творчества Лермонтова В. Архипов говорит: «Лермонтов в «Думе» и судья, и подсудимый», прав ли он? Можно ли эти слова сказать про Тукая?
Ученик. В своем стихотворении Лермонтов использует местоимение «мы», тем самым и себя причисляет к поколению, которое в бездействии состарится. Да и Тукай использует это местоимение, хотя в стихотворении «Молодежь» нет прямого самоосуждения. Однако оба поэта выражают огромное чувство ответственности за свое время, за свое поколение.
Учитель. Современны ли эти два стихотворения?
Ученик. Оба стихотворения заставляют задуматься нас о смысле человеческой жизни. Проблемы сегодняшней молодежи не в том, что «иссушили ум наукой бесплодной», а в том, что среди молодежи процветает пьянство, наркомания, многие стремятся уклониться от службы в армии. Главная мечта каждого второго — уехать за границу и разбогатеть там. Однако мы должны помнить, что каждый народ во все времена с уважением относился к людям, которые стремились жизнь прожить с пользой и во благо своего отечества. Поэтому эти произведения актуальны уж тем, что в них звучит призыв прожить жизнь так, чтобы про нас не написали:
Толпой угрюмою скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Конечно, наивно полагать, что каждый из нас станет Цицероном или Лобачевским, но каждый из нас должен стремиться прожить честно свою жизнь, по мере своих способностей трудиться во блага нашего общества.
В буран раскрывшийся бутон,
Сквозь тучи луч восхода –
Таким, Тукай, ты был рожден,
Ты - из сынов народа,
Из тех немеркнущих имен,
Что ярче год от года.
Ты в мире жил немного дней,
Не знал простого счастья –
Любви, подруги и детей…
В годину самовластья
Народ татарский был твоей
Единственною страстью!
В сердце народа ты проник
Своей строкой чудесной:
«Родной язык, святой язык…»
Народ мой повсеместно
«Тукаем» называть привык
Одну из звезд небесных.
Ты говорил: «Два солнца есть,
Горящих для поэта:
То – Лермонтов и Пушкин!»
…Честь
Ты им воздал за это.
Но всем, кто мог тебя прочесть,
Ты сам – источник света.
Задание на дом. Составить черновой вариант сочинения на тему: «Идеальная взаимосвязь Стихотворений М.Ю. Лермонтова «Дума» и Габдуллы Тукая «Молодежь».