Интегрированный урок литературы, истории, МХК по теме "Наш XVIII век"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с ключевыми событиями XVIII века, раскрыть круг проблем в обществе того времени, века глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки, проследить становление русской литературы, развитие искусства;
  • доказать связь 18 века с нашим временем;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.

Задачи урока:

  • создание личностно значимой для учащегося ситуации, когда учащийся может максимально проявить свои способности;
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся с опорой на личностный опыт;
  • расширение кругозора учащихся за счет введения литературного материала в исторический контекст;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • формирование временных коллективов, где каждому учащемуся ставилась определенная задача;
  • формирование умений находить, отбирать и компилировать материал по заданной теме;
  • приобретение навыка интегрировать полученную информацию;
  • развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления;
  • приобретение навыков самостоятельной работы в сети Интернет;
  • приобретение навыков создания мультимедийной презентации в программе “Power Point”;
  • развитие межпредметных связей (литература, история, обществознание, информатика, мировая художественная культура, изобразительное искусство, архитектура, музыка).

Технологии, применяемые на уроке:

  • элементы технология использования Интернет в учебно-воспитательном процессе;
  • элементы технологии применения средств ИКТ в предметном обучении;
  • личностно ориентированная технология в обучении
  • элементы технологии интеграции в образовании;
  • элементы игровых технологий в среднем и старшем школьном возрасте;
  • элементы интерактивной технологии;
  • элементы технологии проведения дискуссий;
  • элементы технологии современного проектного обучения.

Системные требования: сеть ИНТЕРНЕТ, мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная “MS Power Рoint” на базе “MS Windows XP”; непосредственно файлы проектов.

1. Слово учителя.

Демонстрация презентации, созданной учителем.

XVIII век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи. Но что же дало возможность Юрию Лотману утверждать: “Это время, …которому – нравится это нам или нет – принадлежим и мы.”? Именно это нам с вами сегодня на уроке и предстоит выяснить. А для этого вам придется найти ответы на вопросы, которые есть у вас в карточках-информаторах. Работать вы будете в группах. Рассказ о ключевых событиях 18 века будут готовить “историки”, раскрыть круг проблем в обществе того времени предстоит “социологам”, познакомят класс с творениями великих мастеров 18 века “искусствоведы” и расскажут о деятелях литературы, творивших в 18 веке, проведших реформы в области языка, “литературоведы”. Информацию вы найдете в ИНТЕРНЕТ и частично в моей папке “Наш 18 век”. Чтобы ваш рассказ был более интересным, насыщенным, я предлагаю вам создать презентацию в Power Point. У каждого из вас есть таблица, в которую вы будете заносить факты, имена, даты, названия, о которых услышите сегодня на уроке. Я рекомендую вам быть внимательными к рассказу ваших “коллег”, поскольку домашнее задание будет связано непосредственно с тем, о чем будет идти речь на уроке.

2. Работа детей в группах.

Дети рассаживаются по группам (вопрос о том, кому в какой группе работать, решается заранее в целях экономии времени). На подготовительную работу отводится 2 урока, еще один урок на выступление групп (по 5 минут), обсуждение ответов и рефлексию.

3. Защита мини-проектов.

Учитель. Давайте вместе вспомним историю России XVIII века и ту роль, которую сыграли реформы Петра I в судьбе нашей страны. О сути и результатах петровских реформ споры не утихают и по сей день. Одни считают их огромным шагом вперед в развитии России, другие – шагом не в ту сторону, третьи считают, что страна была отброшена назад. Но как бы там ни было, этот шаг был сделан именно в XVIII веке. И потому это столетие стало переломным в истории России. Итак, слово нашим “историкам”.

Выступают “историки”.

Учитель. Усилиями Петра, его единомышленников и последователей было создано новое государство, сильное, богатое, жесткое, с мощной, неустрашимой армией, могучим флотом. Но сама по себе армия не побеждает, флот сам по себе не плавает, государство одними указами управлять не может. Нужны люди, на которых бы государство опиралось: офицеры, дипломаты, юристы, ученые, чиновники... Начиная с Петровских реформ растет и множится новое сословие – дворянство. Об этом и не только рассказывают “социологи”

Выступают “социологи”.

Учитель. Действительно, дворянин стал новым человеком в русской истории. Его главная обязанность, жизненное предназначение – служить. Раньше служили кому-то лично: боярину, князю, царю. Дворянин должен служить государству, России. Дворянин – служащий государства, но не раб. Хорошо служить, достойно представлять державу будет только свободный, образованный человек с чувством собственного достоинства. (Посмотрите, как это актуально сегодня! )

Это тоже заслуга Петра, русского из русских. “Он не побоялся перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи”, – пишет академик Д.С.Лихачев. Но “не во внешнем суть культуры”.“Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая”. Пожалуйста, “искусствоведы”, вам слово.

Выступают “искусствоведы”.

Учитель. Действительно, необходимо было создать культуру нового типа. Но вы-то теперь знаете, что на голом месте культура не вырастает. Можно пригласить для строительства Петербурга знаменитых итальянских архитекторов, для работы в Академии наук – немецких ученых, для воспитания детей – французских гувернеров... Но ведь не пригласишь французских или английских писателей создавать новую русскую литературу! А. С. Пушкин однажды сказал: “Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии”. Почему же “вдруг”? Что послужило тем толчком, что Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала не только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую литературу? Выступают “ литературоведы”.

Выступают “литературоведы”.

4. Подведение итогов.

Учитель. Я благодарю всех выступавших “специалистов”. Все вы совершенно верно отметили главное: Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока, почему же 18 век – “наш”?

Ученики (примерные ответы):

  • 18 век – это строительство новых городов, в том числе и Санкт-Петербурга в 1703;
  • 18 век – это и первые светские школы, открытые в Москве (Пушкарская и Навигацкая 1701г.);
  • 18 век – это и первая русская газета "Ведомости", которая начала выходить с 1703 года;
  • 18 век – это и новая русская литература, в том числе и поэзия, зародившаяся в петровскую эпоху. Борьба классической книжной, господствовавшей системы стихосложения и фольклорной сообщала мощные импульсы поэзии на всем протяжении от 30-х гг. 18 века вплоть до конца века 20.
  • 18 век – это открытия и изобретения, которыми мы пользуемся и сегодня.

5. Обобщение учителя.

Когда мы вспоминаем 18 век, то сразу на ум приходят грандиозные преобразования, великие, в первую очередь петровские реформы, ознаменовавшие собою коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.

Петровские реформы сообщили русской культуре и экономике такое ускорение, что облик России полностью изменялся на протяжении одной человеческой жизни. Это время действительно было временем великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. XVIII век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь все, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу уму и воображению.

Итак, не только XVIII век, но и все последующие века делает Человек. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, как это делали люди в великую эпоху – эпоху Просвещения.

6. Рефлексия.

  1. Чем был необычен сегодняшний урок, кроме того, что вы работали за компьютерами?
  2. Что было наиболее интересным на уроке?
  3. Чья презентация и чье выступление вам больше понравились? Почему?
  4. Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?
  5. Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
  6. Изменил ли что-то сегодняшний урок в вашем отношении к литературе, истории? А к себе? К товарищам?

7. Домашнее задание:

Используя материалы урока (таблицу), ответь на вопросы:

  • Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
  • Что тебя удивило, заставило задуматься?
  • Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?

ИСТОЧНИКИ:

http://rusportrait.narod.ru.http://www.abc-people.com/

http://www.ref.by/refs/41/index.html

http://schools.techno.ru/ms45/win/history/create/schugar/8.htm#_top

http://design.dev.ru/work_archiv/hist/